Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Теоретические и практические основы формирования и реализации социальной политикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные понятия и предметное поле социальной политики Терминология в социальной политике В первой главе учебного пособия мы уже дали определение социальной политики, и в самых общих чертах рассмотрев те функции, которые она выполняет в обществе с точки зрения эффективного перераспределения ресурсов в пользу отдельных домохозяйств и общества в целом, ввели некоторые понятия и обозначающие их термины. Вообще же понятийный аппарат социальной политики в России находится в стадии формирования и поэтому не всегда является достаточно четким даже в базовых терминах. Напомним, например, о множественности определений самой социальной политики. Между тем унификация терминологии, используемой как в научных исследованиях, так и при принятии конкретных управленческих решений в этой области, чрезвычайно важна. Понятийный аппарат социальной политики необходимо рассматривать как многоуровневую систему содержательно взаимосвязанных терминов. При этом само понятие социальной политики является метаоболочкой для терминов, описывающих ее предмет. Используемые в социальной политике термины разделяются на четыре больших группы — общие, частные (предметные), характеризующие домохозяйства и, наконец, вспомогательные (табл. 2.1). К общим терминам относятся такие понятия, как социальная стратегия, объекты и субъекты социальной политики и некоторые другие. Частные (предметные) термины в свою очередь разделяются на две подгруппы — функциональные и отраслевые термины. В число функциональных терминов входят, например, понятия бюджета социальной политики, социального страхования, социальной защиты (поддержки) населения, а в число отраслевых — понятия, используемые в конкретных отраслях социальной сферы (здравоохранении, культуре и искусстве, образовании и др.). Термины, характеризующие домохозяйства, охватывают понятия доходов населения, уровня бедности, демографической структуры населения, уровня занятости (безработицы) экономически активного населения и т.п. Таблица 2.1 Пример использования терминов в социальной политике (предметная область — социальная защита населения)
В состав вспомогательных входят термины, необходимые для раскрытия понятий, относящихся к первым трем группам. Например, невозможно дать определение уровня бедности населения без использования понятия прожиточного минимума. В нашем учебном пособии мы будем вводить определения отдельных терминов, связанных с социальной политикой, по мере необходимости — при изложении соответствующих содержательных вопросов. Социальная стратегия Формирование социальной стратегии происходит в любом государстве вне зависимости от его общественно-политического устройства. Практически везде в качестве основной цели она предусматривает повышение уровня и улучшение качества жизни населения. С формальной точки зрения социальную стратегию в определенной степени можно рассматривать как структурированный протокол о намерениях различных структур общества по его социальному развитию. Под социальной стратегией будем понимать совокупность долгосрочных и среднесрочных целей развития общества в области уровня и качества жизни населения. Социальная стратегия является продуктом общественного консенсуса. Общество участвует в формировании социальной стратегии, однако активность в этой области в отдельные периоды различна. Она существенно выше в периоды граничных состояний общества и практически сходит на нет при стабильной социально-экономической ситуации. Яркими примерами для современной России являются взлет общественно-политической активности в конце 1980-х — начале 1990-х гг. и ее последующий резкий спад к концу 1990-х гг., когда многие региональные выборы либо были сорваны либо были признаны состоявшимися при минимально допустимом уровне явки избирателей. Формы участия общества в формировании социальной стратегии различны — от экстремальных (как это было, например, в России в августе 1991 г. и октябре 1993 г.) до систематической работы в законодательных органах власти выборных представителей населения. Ответственность за реализацию социальной стратегии возлагается обществом на органы законодательной и исполнительной власти. На этом уровне обеспечивается конкретизация целей социальной стратегии и определяются возможности их практической реализации за счет принятия необходимых законодательных и иных правовых документов, а также обеспечения мероприятий по достижению этих целей источниками финансирования и иными ресурсами. В разделе "Социальная политика" Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.), которая была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. № 910-р, были сформулированы три основные направления пенсионной реформы в стране: 1) реформирование сложившейся пенсионной системы, осуществляющей выплату пенсий на распределительной основе; 2) выработка правовых норм и основных методических и организационных мероприятий, направленных на введение механизмов накопительного финансирования пенсий и обеспечение их функционирования; 3) преобразование системы предоставления досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда путем перехода к накопительным механизмам финансирования досрочных пенсий за счет дополнительных страховых взносов, обеспечивающих необходимый размер пенсии на период с момента достижения льготного пенсионного возраста и до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Однако конкретные показатели пенсионной реформы в стране (вплоть до размеров тарифов обязательных страховых взносов на пенсионное обеспечение) были определены только в декабре 2001 г., с принятием федеральных законов "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Основная цель социальной стратегии достигается путем реализации совокупности частных целей, а вклад каждой из них в большинстве случаев может быть оценен количественно. Например, в качестве одной из целей социальной стратегии может быть определен рост реальных денежных доходов населения. Этот рост складывается из увеличения отдельных составляющих доходов: (I1/Infc1;c0 – I0) = [(W1 – W0) + (Р1 – Р0) + (2.1) +(EI1 – EI0) + (AI1 – AI0) + (OI1 – OI0)]: Infc1;c0, где I1 и I0 — величина денежных доходов населения соответственно в период, на который осуществляется целеполагание, и в базовый период; Infc1;c0 — индекс потребительских цен в период, на который осуществляется целеполагание; W1 и W 0— оплата труда занятых соответственно в период, на который осуществляется целеполагание, и в базовый период; Р1 и P 0 — пенсионные выплаты и выплаты иных социальных трансфертов, полученных населением соответственно в период, на который осуществляется целеполагание, и в базовый период; ЕI1 и ЕI0 — предпринимательский доход, полученный населением соответственно в период, на который осуществляется целеполагание, и в базовый период; АI1 и АI0 — денежные доходы населения от использования финансовых и нефинансовых активов соответственно в период, на который осуществляется целеполагание, и в базовый период; ОI1 и ОI0 — прочие денежные доходы, полученные населением соответственно в период, на который осуществляется целеполагание, и в базовый период. При элиминировании из формулы (2.1) индекса инфляции получим рост номинальных денежных доходов населения. В Российской Федерации увеличение номинальных денежных доходов населения в 1999—2000 гг. на 967 млрд. руб. сложилось из роста: оплаты труда, включая ее скрытые формы, на 465 млрд. руб. (48% общего увеличения доходов); доходов от предпринимательской деятельности на 248 млрд. руб. (соответственно 25%); социальных трансфертов на 169 млрд. руб. (18%); доходов от собственности на 64 млрд. руб. (7%); других доходов на 21 млрд. руб. (2%). Цели социальной стратегии распределяются по определенным временным интервалам с учетом их реальной обеспеченности ресурсами. Например, в рассмотренном примере при пятилетнем периоде целеполагания и удвоении доходов населения за данный период 15% этого роста может быть получено в начальный год периода, по 20% — во второй — четвертый годы и 25% — в заключительный, пятый, год периода[8]. Результаты разработки социальной стратегии, как правило, облекаются в форму правительственных документов. В Российской Федерации в 1990-е гг. социальная стратегия включалась в виде соответствующих разделов в различные правительственные программы. Именно на этом уровне происходит дезагрегирование социальной стратегии по отдельным направлениям, что облегчает решение в последующем задач по подбору мероприятий и формированию ресурсной базы для их практической реализации. В уже упоминавшейся Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.) социальная стратегия (раздел "Социальная политика") включает в свой состав следующие функциональные и отраслевые блоки: 1) стабилизация демографической ситуации; 2) политика в сфере образования; 3) политика в области науки; 4) политика в сфере культуры; 5) реформирование здравоохранения; 6) развитие физической культуры и спорта; 7) трудовые отношения, занятость и миграция населения; 8) социальная поддержка населения; 9) пенсионная реформа. Кроме того, в других разделах Программы были поставлены проблемы структурных изменений в жилищно-коммунальном хозяйстве. Разработка социальной стратегии и ее направлений является исходным моментом проведения социальной политики. На последующих стадиях происходят уточнение ее предметного поля, существующих ограничений и выбор механизмов для реализации.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.42.247 (0.008 с.) |