Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие либерализма в социальной и экономической мыслиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одним из основателей классического либерализма по праву считают английского экономиста и социального мыслителя Адама Смита (1723-1790). Его главный труд "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776), в котором излагаются основные идеи либеральной теории. Как и предшествующие мыслители, Смит обратился к вопросу о благосостоянии индивида, общества и государства. Он утверждал, что, преследуя собственный интерес, никто не помышляет о реализации таким путем еще и общественного интереса и даже не подозревает, в какой степени он этому способствует; хозяйствующим субъектом словно бы руководит невидимая рука, которая ведет его к цели, вовсе не являвшейся частью его намерений[92]. Как сказали бы современные экономисты, Смит доказал, что оптимальное решение в экономике является результирующей спонтанно складывающегося параллелограмма сил, и никакого государственного вмешательства здесь не требуется[93]. Отметим, что естественный порядок в системе Смита не исключал, а предполагал выполнение государством определенных задач, без которых такой параллелограмм сил просто не сложился бы. Функциями государства должны были быть, по его убеждению, социальное обеспечение немощных, поддержание правопорядка, оборона. На долю государства выпадали также организация общественных работ и содержание общественных институтов. В числе прочего это — развитие и поддержание путей сообщения, портов, устройство крепостей и содержание гарнизонов для охраны, торговли, содержание почтовой службы и некоторых коммунальных служб. Весьма определенно высказывался Смит и в пользу государственного регулирования нормы процента и минимума заработной платы[94]. У Смита также присутствовало и понимание различия между двумя экономическими задачами, которые необходимо решать в любом обществе, производящем товары. Первая из них состоит в том, чтобы люди благодаря собственной активности имели достаточный доход и могли сами себя обеспечивать, а вторая — в том, чтобы давать доход государству, достаточный для обеспечения общественных нужд. Для Давида Рикардо (1772-1823), жившего в период динамичного развития английского капитализма, экономический строй свободной конкуренции был естественной и наиболее рациональной системой хозяйствования. Стимулом развития экономики являлась в теории Рикардо норма прибыли, получаемая собственником капитала. Рикардо был убежден, что стремление людей к индивидуальной выгоде находится в гармоническом единстве с общей выгодой, с интересами всех членов общества. Нужно только убрать барьеры на их пути — в виде, например, протекционизма, — и обеспечить устойчивое денежное обращение, базирующееся на золотом стандарте[95]. Последователь Рикардо английский экономист и философ Джон Стюарт Милль (1806—1873) дополнил характеристику либерального устройства рыночного хозяйства исходя из реалий середины XIX в. и первым подвел теоретический базис под программу социальных реформ. Милль критиковал законы, запрещавшие или ограничивавшие деятельность профсоюзов. Поскольку он видел, что система свободной конкуренции не может обеспечить решение целого ряда экономических проблем, ибо существуют такие формы и сферы хозяйственной жизни, которые не гарантируют собственнику капитала получения достаточной прибыли, он полагал, что государство должно взять на себя расходы по созданию хозяйственной инфраструктуры, поддержанию науки и др.[96] Вместе с тем Милль, разумеется, не допускал государственного вмешательства в непосредственную предпринимательскую деятельность. "Даже если бы правительство и могло собрать у себя в каждом из своих ведомств самые выдающиеся умы и самые энергичные силы нации, все же было бы не менее желательно, чтобы большая часть дел общества оставалась в руках лиц, непосредственно заинтересованных в них, — писал Милль. — У народа, не привыкшего к самостоятельной деятельности во имя общего интереса, у народа, который ожидает от своего правительства соответствующих указаний и распоряжений по всем вопросам, представляющим общий интерес, способности развиты лишь наполовину"[97]. Важное место в концепции Милля занимали вопросы, касающиеся наиболее совершенного общественного устройства. Он полагал, что "наилучшим состоянием человечества было бы такое, когда никто не беден, никто не стремится стать богаче и нет никаких причин опасаться быть отброшенным назад из-за усилий других протолкнуться вперед"[98]. На этом мы завершаем наше рассмотрение истоков и концептуальных основ социальной политики в социально-философских теориях прошлого. История социальной мысли представлена множеством подходов и концепций оптимального социального устройства. Однако при всем концептуальном многообразии интерес и внимание социальных философов и ученых прошлого к вопросам государственного устройства в целом и социального благосостояния и социальной политики в частности — очевиден. Действительно, как показывают сочинения прошлых веков, на протяжении столетий ученые искали пути решения социальных проблем, сопровождающих общество и государство с момента их возникновения. В ходе истории социальные проблемы накапливались, но не отмирали. Индустриальное общество и технический прогресс существенно расширили поле социальной проблематики. Основные выводы 1. В истории не существовало и не существует обществ (государств), в которых так или иначе не решались бы социальные проблемы, не учитывались бы интересы граждан, или, говоря современным языком, не проводилось бы никакой социальной политики. 2. История социальной политики связана с этапами истории человечества. В частности развитие социальной политики в Европе связано с распадом Римской империи, расцветом христианских монастырей, формированием национальных государств, индустриализацией и т.п. Великобритания — одно из первых индустриальных государств, где принимались первые законы о бедных. 3. В конце XIX в. происходят существенные сдвиги в социальной политике основных европейских государств: Великобритании, Франции, Германии. Создаются первые независимые институты социальной политики, например Союз социальной политики в Германии. В начале XX в. создается Международная организация труда (МОТ). 4. Основы социальной политики закладывались представителями социальной философии — социальными мыслителями на протяжении столетий. Известные ученые, писатели, политические деятели посвятили свои сочинения проблемам социального устройства, государства и права. Многие мыслители, еще с древних времен, задумывались о взаимоотношениях человека и общества, гражданина и государства, обращались к проблеме оптимального государственного устройства и путей решения социальных проблем. 5. Размышления мыслителей прошлого о совершенном социальном устройстве (обществе благосостояния и порядка) нашли свое воплощение в специальном жанре — социальной утопии. 6. В ходе истории социальные проблемы накапливались, но не отмирали. Индустриальное общество и технический прогресс существенно расширили поле социальной проблематики. Контрольные вопросы и задания А. Контрольные вопросы 1. Обоснуйте социальную обусловленность возникновения социальной политики. 2. Рассмотрите исторические этапы формирования социальной политики. 3. Каковы концептуальные основы социальной политики, каковы ее теоретические истоки? 4. Кто из великих людей и мыслителей прошлого обращался в своих работах к проблемам социальной политики? 5. В каких работах социально-философского наследия прошлых веков можно найти теоретические основы социальной политики, социального реформирования, проекты решения социальных проблем? 6. Расскажите, какие проекты решения социальных проблем предлагали социальные утопии прошлого? 7. Когда возник и чем занимался Союз социальной политики? 8. Как И. Шумпетер описывает развитие социальной политики в XIX в.? 9. Как связаны социальная политика и классический либерализм? 10. Кто из основателей классического либерализма обращался к вопросам социальной политики? Б, Задания для самостоятельной работы На основе изучения сочинений мыслителей прошлого подготовьте реферат по теме "Социальная политика и общественное развитие", в котором излагается понимание социальной политики в разные эпохи развития общества: Античность, Средние века, Возрождение, Просвещение и т.д. Реферат может быть подготовлен и на основе изучения исторических и правовых документов, отражающих характер и специфику социальных преобразований в разные исторические эпохи. В конце реферата подведите итоги рассмотрения, выделите ключевые проблемы и обоснуйте свою позицию по их решению. Литература Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. М., 1991. Т. 2. Кампанелла Т. Город солнца, или Идеальная республика. М., 1978. Ле Пле Ф. Основная конституция человеческого рода. М., 1897. Макиавелли Н. Избранные сочинения. Калининград, 2000. Мизес Л. фон. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность. М., 1993. Милль Дж.С. Основы политической экономии. М., 1980. Т. 1—3. Мор Т. Утопия. М., 1978. Платон. Государство // Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 4. М., 1994. Поланьи К. Великая трансформация: Политические и экономические истоки нашего времени. СПб., 2002. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогообложения // Ри-кардо Д. Сочинения. М., 1955. Т. I. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. М., 1998. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М., 1962. Спенсер Г. Собрание сочинений. Т. 1—7. СПб., 1898—1900. Хайек Ф.А. фон. Дорога к рабству. М., 2000. Хайек Ф.А. фон. Пагубная самонадеянность. М., 1992. Шумпетер Й.А. История экономического анализа: В 3 т. / Пер. с англ, под ред. B.C. Автономова. СПб., 2001. Т. 3. Geyer R.R. Exploring European Social Policy. Cambridge, 2000. New Risks, New Welfare: Signposts for Social Policy / Ed. by N. Manning, I. Shaw. Oxford, 2000. Social Policy / Ed. by J. Baldock, N. Manning, S. Miller, S. Viskerstaff. N.Y., 1999.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.237.218 (0.009 с.) |