Цели и инструменты социальной политики в странах с различными экономическими системами




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и инструменты социальной политики в странах с различными экономическими системами



В течение последних полутора-двух веков правительства большинства экономически развитых государств вне зависимости от тех политических и экономических систем, которые существовали в них, провозглашали фактически идентичные цели в области социальной политики. Количество этих целей было ограниченным, а в их состав, как правило, включались:

рост денежных доходов населения;

улучшение условий жизни населения и его потребления;

улучшение пенсионного обеспечения;

развитие отраслей социальной сферы;

поддержка доходов беднейших групп населения и некоторые другие.

Сами эти цели носят политически и экономически нейтральный характер и поэтому могут рассматриваться как единая компонента социальной политики в большинстве стран.

Различия проявляются на стадии реализации поставленных целей социальной политики, когда возникает необходимость в использовании тех или иных экономических инструментов. Рассмотрим, какие из этих инструментов будут использоваться для достижения целей социальной политики в "чистых" плановой и рыночной экономиках. При этом усилим эти различия допущением, что первое государство является социалистическим, и в нем основная часть средств производства находится в государственной собственности, а второе — построено на основах либерализма и частной собственности на средства производства.

В первом из наших государств основным инструментом социальной политики будут государственные законы и нормативно-правовые документы властных структур, предписывающие конкретные размеры увеличения заработных плат, повышения пенсий, изменения цен на товары народного потребления, строительство объектов социальной инфраструктуры и т.п. Возможность использования подобного инструмента определяется тем, что государство контролирует основную часть финансовых потоков (в государственном бюджете), стремясь не допускать в сколько-нибудь значимых размерах экономической и финансовой самостоятельности домохозяйств. При этом государство ранжирует членов общества по их значимости, регламентируя их уровень доходов и объемы потребления. Каждый член общества может четко прогнозировать их пределы при своем перемещении по социальной лестнице. Отсутствуют рынки ценных бумаг, реальное (а не формальное) социальное страхование и другие инструменты финансовой независимости домохозяйств.

В легальном секторе экономики СССР существовало относительно небольшое количество вариантов превышения фактически установленных государством объемов частного потребления. Например, учащиеся вузов могли получить доходы, работая во время каникул в студенческих строительных отрядах. Лица интеллектуального труда могли заниматься, например, переводами, а в учебных и научных организациях — выполнять хоздоговорные исследования (предельный доход по последним также устанавливался государством). Для граждан рабочих профессий дополнительным источником доходов могли становиться сверхурочные работы. Лица, достигавшие пенсионного возраста, могли работать и получать пенсию одновременно.

Шире были возможности у участников "серой" экономики (работа в бригадах "шабашников"; сдача внаем квартир и дач; предоставление за плату формально бесплатных услуг, спрос на которые превышал их предложение; перепродажа дефицитных товаров по их реальным рыночным ценам и т.п.), но подобная деятельность, как правило, преследовалась в административном либо уголовном порядке.

Строительство объектов социальной инфраструктуры в плановой экономике определяется не столько реальными потребностями (платежеспособным спросом) населения в их услугах, сколько политикой государства, направленной на сглаживание межрегиональных различий в обеспеченности населения этими объектами.

Рассмотрим теперь наше второе государство. Доминирование в его экономике негосударственного сектора определяет, что основными инструментами реализации целей социальной политики являются поддержание платежеспособного спроса на услуги, а также система формируемых и финансируемых государством минимальных социальных гарантий. Эти гарантии предоставляются любому члену общества, а их состав и размеры зависят от его демографических, социальных и иных характеристик.

Роль государственных законов и других нормативно-правовых документов в этом государстве также достаточно велика, однако ее содержание существенно меняется. Из директивного инструмента они превращаются прежде всего в инструмент контроля за соблюдением субъектами экономических отношений установленных социальных норм. Директивная функция законодательства в рассматриваемом государстве распространяется только на те предприятия (организации), которые финансируются за счет государственного бюджета, включая региональные и местные (муниципальные) бюджеты.

Социальная политика, проводимая в каждом из рассматриваемых государств, имеет свои достоинства и недостатки. (Мы уже говорили о них, когда рассматривали два подхода к социальной политике в гл. 1). Основным достоинством социальной политики первого (планового) государства является так называемая "уверенность в завтрашнем дне", когда члену общества при отсутствии каких бы то ни было усилий с его стороны гарантируется определенный уровень потребления в зависимости от его социального статуса. Недостатком при этом является фактическая невозможность выхода за пределы предписанного уровня потребления.

Второе государство снимает ограничения на потребление, что является его очевидным достоинством. Однако, с другой стороны, оно предъявляет серьезные требования к самим членам общества, обязанным вносить свой вклад в формирование бюджета социальной политики, с тем чтобы гарантировать себе определенный уровень потребления в случае возникновения тех или иных экстремальных ситуаций (заболевание, потеря работы) либо ситуаций, обусловленных естественными причинами (достижение пенсионного возраста). Вклад граждан в формирование бюджета социальной политики в таком государстве определяется их участием в различных системах социального страхования — в соответствии с упомянутыми нами случаями — медицинского, при потере работы, пенсионного). Таким образом, недостатком данного государства является необходимость переключения части доходов домохозяйств с текущего потребления на социальное страхование, или отложенное потребление.

 

[1] См., например, определение политики, общества, социальности, собственно социальной политики в энциклопедическом словаре "Webster's Desk Dictionary of the English Language" (N.Y., 1990).

[2] Российская статистическая энциклопедия. М., 1998. С. 397.

[3] См.: Словарь терминов, применяемых в деятельности служб занятости. М., 1997. С. 78.

[4] Заславская Т.И. Социальные результаты реформ и задачи социальной политики // Куда идет Россия? М., 1998.

[5] См.: Социальная энциклопедия / Горкин А.П., Карелова Г.Н., Катульский Е.Д. и др. М„ 2000. С. 131-132.

[6] Социальная энциклопедия. С. 253.

[7] См.: Российский рынок труда: Становление и развитие: Учебное пособие. М. 1995. С. 62.

[8] Напомним, что при прогнозировании роста денежных доходов, как и любых других показателей, характеризующих социальное развитие, необходимо использовать либо показатели прироста, как в рассматриваемом случае, либо цепные индексы роста. При использовании последних в условиях приведенного примера денежные доходы населения за пятилетний период увеличатся не в 2, а почти в 2,5 раза (1,15 х 1,2 х 1,2 х 1,2 х 1,25).

[9] В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации, принятого 30 декабря 2001 г., работодатель определяется как физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В отдельных случаях, предусмотренных федеральным законодательством, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры с работником.

[10] С 2001 г. эти выплаты осуществляются из средств федерального бюджета.

[11] Manning N., Shaw I. The Millenium and Social Policy // New Risks, New Welfare: Signposts for Social Policy / Ed. by N. Manning, I. Shaw. Oxford, 2000. P. 1—11.

[12] Manning N., Shay I. Op. cit. P. 2.

[13] Mollat M. The Poor in the Middle Ages. New Haven, 1986. P. 15.

[14] Manning N., Shaw I. Op. cit. P. 4.

[15] Manning N., Shaw I. Op. cit. P. 6—7.

[16] Ibid.

[17] Manning N., Shaw I. Op. cit. P. 7.

[18] См.: Miller St. The Development of Social Policy // Social Policy / Ed. by J. Baldock, N. Manning, S. Miller, S. Viskerstaff. N.Y., 1999. P. 16-35.

[19] Miller St. Op. cit. P. 18.

[20] См.: Burnett J. A Social History of Housing 1815—1970. L., 1978; Wohl A.S. Endangered Lives: Public Health in Victorian Britain. L., 1984.

[21] См.: Miller St. Op. cit. P. 19. См. также: Поланьи К. Великая трансформация: Политические и экономические истоки нашего времени. СПб., 2002.

[22] Miller St. Op. cit. P. 19.

[23] Miller St. Op. cit. P. 20.

[24] Концепция государства всеобщего благосостояния и особенности ее реализации ; Великобритании подробно рассмотрены в гл. 4 данного учебного пособия.

[25] Экономическая энциклопедия / Под ред. Л.И. Абалкина. М., 1999. С. 971.

[26] Шумпетер Й.А. История экономического анализа: В 3 т. / Пер. с англ, под ред. B.C. Автономова. СПб., 2001. Т. 3. С. 1010-1011.

[27] Шумпетер Й.А. Указ. соч. С. 1058.

[28] См.: Фотина Т. Эффективная рыночная экономика не может не быть социально ориентированной // Человек и труд. 1996. № 11. С. 4.

[29] См.: Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994; Аникин А.В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. М., 1985.

[30] Цит. по: Хюбнер К. Нация: от забвения к возрождению. М., 2001. С. 26.

[31] При подготовке этого подраздела учебного пособия были использованы материалы О.А. Филипповой.

[32] Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997. Кн. 1. II. 12.

[33] Аристотель. Указ. соч. Кн. 1. II. 13.

[34] Там же. Кн. 3. I. 3.

[35] Там же. I. 4.

[36] Там же. I. 5.

[37] Там же. I. 8.

[38] Там же. I. 9.

[39] Аристотель. Указ. соч. Кн. 3. VII. 13.

[40] Там же. Кн. 1. II. 21.

[41] Там же. Кн. 3. IV. 4.

[42] Там же. Кн. 1. V. 3.

[43] Там же. Кн. 3. IV. 7.

[44] Аристотель. Указ. соч. Кн. 1. II. 17.

[45] Там же. Кн. 3. V. 10.

[46] Там же. V. 11.

[47] Там же. IV. 1.

[48] Там же. V. 1.

[49] Там же. XII. 1.

[50] Там же. Кн. 4. IX. 3.

[51] Там же. IX. 7.

[52] Аристотель. Указ. соч. Кн. 3. VII. 1.

[53] Там же. Кн. 4. IX. 8.

[54] Там же. X. 5.

[55] Там же. Кн. 5. VII. 20.

[56] Там же. Кн. 7. IV, 8,

[57] Там же. IV. 6.

[58] Аристотель. Указ. соч. Кн. 5. VII. 8.

[59] Там же. I. 1.

[60] Там же. I. 7.

[61] Там же. Кн. 6. V. 13.

[62] Там же. XIII. 23.

[63] Там же. Кн. 7. XIII. 9.

[64] Аристотель. Указ. соч. Кн. 7. X. 3.

[65] Там же. XIV. 1.

[66] Там же. XIV. 9.

[67] Там же. XIV. 10.

[68] Там же. Кн. 8. I. 1.

[69] Аристотель. Указ. соч. Кн. 8. I. 1.

[70] Там же. I. 3.

[71] Там же. И. 1.

[72] Там же.

[73] Там же. И. 3.

[74] Там же. III. 1.

[75] Аристотель. Указ. соч. Кн. 8. III. 5.

[76] См.: Макиавелли Н. Государь // Макиавелли Н. Избранные сочинения. Калининград, 2000. С. 8-85.

[77] См.: Семибратова И. Путешествие по странам мечты // Зарубежная фантастическая проза. М., 1989. С. 5-16.

[78] Семибратова И. Указ. соч. С. 5—16.

[79] Вступительные письма // Мор Т. Утопия. М., 1978. С. 93-94.

[80] Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. М., 1991. Т. 2. С. 269.

[81] Там же.

[82] См.: Хюбнер К. Указ. соч. С. 106.

[83] См.: Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. М., 1998.

[84] Цит. по: Хюбнер К. Указ. соч. С. 106.

[85] Там же.

[86] Там же. С. 107.

[87] Там же.

[88] Там же. С. 107-108.

[89] Хюбнер К. Указ. соч. С. 109.

[90] Там же.

[91] Хюбнер К. Указ. соч. С. 111.

[92] См., например: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Кн. IV. М., 1961. С. 332.

[93] См.: Социальное рыночное хозяйство в Германии: истоки, концепции, практика / Под ред. А.Ю. Чепуренко. М., 2001. С. 13.

[94] Там же.

[95] Социальное рыночное хозяйство в Германии: истоки, концепции, практика. С. 14.

[96] Там же. С. 15.

[97] Милль Дж.С. Основы политической экономии. Т. 3. М., 1981. С. 347, 348.

[98] Милль Дж.С. Указ. соч. С. 79.

[99] См. Ярская В.Н. Социальная политика, социальное государство и социальный[менеджмент: проблемы анализа // Журнал исследований социальной политики. ДЛ». С. 12.

[100] Ярская В.Н. Указ. соч.

[101] См.: Филатов В.П. Обществознание. М., 2004. С. 116—117.

[102] См.: Филатов В.П. Указ. соч. С. 118—119.

[103] См.: Роик В. Социальная политика времен отказа от патернализма и иждивенчества // Человек и труд. 1997. № 2.

[104] См.: Федотова В.Г. Социальное государство и рынок // Свободная мысль -- XXI в. 2002. № 1. С. 78-94.

[105] Федотова В.Г. Социальное государство и рынок. С. 82.

[106] См.: Мацонашвили Т. Проблема перестройки государства в Западной Европе // Pro et Contra. 2001. Т. 6. № 3.

[107] Федотова В.Г. Социальное государство и рынок. С. 83.

[108] См.: Социал-демократия перед лицом глобальных проблем / Отв. ред. Б.С. Орлов. М., 2000; Федотова В.Г. Третий путь // Свободная мысль — XXI в. 2002. № 2.

[109] См.: Giddens A. Runaway World: How Globalization Is Reshaping Our Lives. L., 2000.

[110] См.: Федотова В.Г. Социальное государство и рынок. С. 84.

[111] См., например, о концепции Ж. Ж. Руссо в гл. 2 данного учебного пособия. См. также: Хюбнер К. Указ. соч. Гл. 3- 5.

[112] См.: Miller St. Op. cit. P. 6-7.

[113] См,: Экономическая энциклопедия. С. 283.

[114] См.: Webster's Desk Dictionary of the English Language. N.Y., 1990. P. 1020.

[115] См.: Фомина В.Н. Государство всеобщего благоденствия // Энциклопедический социологический словарь. М, 1995. С. 142.

[116] Экономическая энциклопедия. С. 131.

[117] Васина Л.Л. Социальное рыночное хозяйство: Словарь терминов. М., 1997. С. 156—157.

[118] См.: Экономическая энциклопедия. С. 579.

[119] См.: Ярская В.Н. Указ. соч. С. 12.

[120] См.: Григорьева И.А. Социальная политика: основные понятия // Журнал исследований социальной политики. 2003. № 1. С. 43; Саппс М., Уэллс К. Опыт социальной работы. Введение в профессию: Пер. с англ. М., 1994.

[121] См.: Григорьева И.А. Социальная политика: основные понятия. С. 43.

[122] Декоммодификация — замещение принципа рыночного распределения товаров и усиление бюрократизации. Декоммодификация имеет место тогда, когда та или иная услуга предоставляется как право и когда индивид может поддержать свой уровень благосостояния независимо от степени своей включенности в рыночные отношения. См.: Esping-Andersen G. The Three Worlds of Welfare Capitalism. Cambridge, 1990. P. 37.

[123] См.: Manning N. The Politics of Welfare // Social Policy / Ed. by J. Baldock, N. Manning, S. Miller, S. Viskerstaff. P. 55.

[124] См.: Esping-Andersen G. Op. cit. P. 62.

[125] См.: Ярская В.Н. Указ. соч. С. 12.

[126] См.: Manning N. Op. cit. P. 54—57.

[127] По крайней мере, считает Эшинг-Андерсен, если определять Welfare State исходя из качества социальных прав, из социальной стратификации и из отношений между государством, рынком и семьей. См.: Esping-Andersen G. Op. cit. P. 21-33.

[128] См.: Manning N. Op. cit. P. 50—51.

[129] См.: Линдбек А. Шведский эксперимент // Очерки о мировой экономике: выдающиеся экономисты мира в Московском центре Карнеги. М., 2002. С. 69—145.

[130] Линдбек А. Указ. соч. С. 72.

[131] Линдбек А. Указ. соч. С. 77.

[132] Линдбек А. Указ. соч. С. 81.

[133] Линдбек А. Указ. соч. С. 82.

[134] Линдбек А. Указ. соч. С. 85—86.

[135] Линдбек А. Указ. соч. С. 124—126.

[136] Корнай Я. Дефицит: Пер. с венг. М., 1990. С. 586.

[137] См.: Управление социальной сферой: Учебник/ Под ред. В.Э. Гордина. СПб., 1998.

[138] Шкаратан О.И. Тип общества — тип социальных отношений: о современной России // Мир России. 2000. № 2. С. 78.

[139] Шкаратан О.И. Указ. соч.

[140] Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М., 2000. С. 38.

[141] Кастельс М. Указ. соч. С. 79.

[142] Там же.

[143] См.: Управление социальной сферой: Учебник / Под ред. В.Э. Гордина.

[144] Управление социальной сферой: Учебник / Под ред. В.Э. Гордина.

[145] Развитие этой темы см. в гл. 5 "Социальная политика в переходной экономике".

[146] См.: Григорьева И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. СПб., 1998. С. 34.

[147] См.: Ярская В.Н. Указ. соч. С. 13.

[148] От лат. ordo — порядок.

[149] "Порядок хозяйства" — нем.

[150] См.: Социальное рыночное хозяйство в Германии: истоки, концепция, практика. С. 42.

[151] См.: Васина Л.Л. Социальное рыночное хозяйство: Словарь терминов. С. 109.

[152] См.: Гутник В. Как проводилась реформа Эрхарда // Финансовые вести. 1993. 1 июля; Гугаик В. Реформа в Германии: Открытая дверь в социальное рыночное хозяйство // Глобус. Международный вестник. 1993.

[153] Шлехт О. Благосостояние для всей Европы. М., 1996. С. 3—4.

[154] См.: Социальное рыночное хозяйство в Германии: истоки, концепции, практика. С. 72-79.

[155] Эрхард Л. Благосостояние для всех. М., 1991. С. 231.

[156] Эрхард Л. Благосостояние для всех. С. 231.

[157] Там же. С. 237.

[158] Эрхард Л. Полвека размышлений. Речи и статьи. М., 1996. С. 338.

[159] См.: Социальное рыночное хозяйство в Германии: истоки, концепции, практика. С. 126-128.

[160] Эрхард Л. Полвека размышлений. Речи и статьи. С. 585.

[161] Там же. С. 581.

[162] Ламперт X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М., 1994.

[163] При подготовке этого раздела учебного пособия мы опирались на материалы статьи: Miller St. Op. cit. P. 16—36.

[164] Источник: Beveridge W. Social Insurance and Allied Services. L., 1942. P. 120. Цит. по: Miller St. Op. cit. P. 22.

[165] Morgan K.O. Labour and Power, 1945-1951. Oxford, 1984. P. 142.

[166] См.: Miller St. Op. cit. P. 22—24.

[167] Sullivan M. The Politics of Social Policy. Hemel Hempstead, 1992.

[168] Ibid.

[169] Macleod I., Powell E. The Social Services: Needs and Means. L., 1952.

[170] Miller St. Op. cit. P. 25-26.

[171] Меритократия означает свободную конкуренцию по строго установленным правилам.

[172] Taylor-Gooby P. Public Opinion, Ideology and State Welfare. L., 1985.

[173] См.: Miller St. Op. cit. P. 27.

[174] Miller St. Op. cit. P. 27.

[175] Sullivan M. Op. cit; Johnson N. The Welfare State in Transition: The Theory and Practice of Welfare Pluralism. Brighton, 1987.

[176] См.: Miller St. Op. cit. P. 28.

[177] Social Policy Towards 2000: Squaring the Welfare Circle / Ed. by V. George, St. Miller. L., 1994. P. 9-10.

[178] См.: Miller St. Op. cit. P. 29-32.

[179] См.: Rosanvallon P. La crise de 1'Etat-providence. Paris, 1981; Розанваллон П. Новый социальный вопрос: Пер. с фр. М., 1998.

[180] См.: Розанваллон П. Новый социальный вопрос. С. 11.

[181] Розанваллон П. Новый социальный вопрос. С. 13.

[182] Розанваллон П. Новый социальный вопрос. С. 14.

[183] Розанваллон П. Новый социальный вопрос. С. 15.

[184] См.: Stryker R. Globalization and Welfare State // International Journal of Sociology and Social Policy. 1998, Vol. 18. N 2-4. P. 48-49.

[185] Дойчман К. Будущее государства благосостояния // Государство благосостояния и его социально-экономические основы: Сборник статей. СПб., 1998. С. 17.

[186] См., например: Pontusson J. At the End of the Third Road: Swedish Social Democracy in Crisis // Politics and Society. 1992. N 20. P. 305-332: Hirst P., Thompson G. Globalization and the Future of the Welfare State // Economy and Society. 1995. N 24. P. 408—442.

[187] Stryker R. Op. cit. P. 6.

[188] См. например: Pontusson J. Op. cit.

[189] См.: Pierson P. Dismantling the Welfare State? Reagan, Thatcher and the Politics of Retrenchment. Cambridge; N.Y., 1994.

[190] См.: Stryker R. Op. cit. P. 6.

[191] Stryker R. Op. cit. P. 8.

[192] Stryker R. Op. cit. P. 9.

[193] O'Connor J. Bringing the International Economy back in: Welfare System Change in Sweden, Britain and the United States. Globalization and Welfare State // International Journal of Sociology and Social Policy. 1998. Vol. 18. N 2—4. P. 42—86.

[194] Stryker R. Op. cit. P. 12.

[195] Stryker R. Op. cit. P. 17.

[196] См.: Jordan В., Leibfried S., Rieger E. Wohlfahrtsstaat und Globalisieung. Arbeitpapier // Des Zentrums fur Sozialpolitik an der Universitat Bremen. 1995. N 15.

[197] European Commission. Social Protection in Europe. Directorate-General Employment, Industrial Relations and Social Affairs. Luxembourg, 1995. P. 37.

[198] Дойчман К. Указ. соч. С. 16.

[199] European Commission. P. 61.

[200] Дойчман К. Указ. соч. С. 20—21.

[201] Дойчман К. Указ. соч. С. 22.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение…………………………………………………………………..…3

ГЛАВА 1. Характеристика понятия и основных проблем социальной политики…………………………………………………………4

1.1. Сущность и основные направления социальной политики…………………………………………..………4

1.2. Социальная защита населения…………………………..16

ГЛАВА 2. Особенности социальной политики в России………...……....22

2.1. Социальная политика в России: реалии и перспективы……………………………………………..22

2.2. Региональные проблемы социальной политики………..27

Заключение…………………………………………………………………..30

Список использованной литературы…………………………………….....31

Приложения…………………………………………………………………..34

ВВЕДЕНИЕ.

Любая политика - это цели и задачи, преследуемые и решаемые людьми в связи с их конкретными интересами, а также методы, средства и институты, с помощью которых данные интересы формируются, отстаиваются и защищаются. Региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов, и которая осуществляет все это преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей.

Региональная политика - это целостное и самодостаточное звено политической основы общества, без которого последнее, а также каждый человек в отдельности и природная среда могут лишь случайно и без гарантированного успеха существовать на каждой конкретной территории, оставаясь "наедине" с государством, его экономической, внешней, внутренней и иной политикой.

Всякая политика хороша настолько, насколько ей удается поддерживать баланс различных интересов. Региональная политика - не исключение. Она в той мере политика и в той мере эффективна, в какой достигнут и стабилизирован компромисс между региональными интересами государства и местными интересами самих регионов.

Проблема социальной защиты населения по-разному решается в рамках той или иной социально-экономической формации, конкретной страны. Следуя статье 25 Декларации прав человека, современное правовое государство должно гарантировать право на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение людей едой, одеждой, жилищем, медицинским обслуживанием, которое необходимо для поддержания здоровья, и права на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости или других способов к существованию при независимых от человека обстоятельствах.





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.185.97 (0.037 с.)