Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Каковы особенности социальной политики в современной России?Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предметом социальной политики государства выступают трудовые отношения, отношения в сфере науки, культуры, образования, здравоохранения, спорта. Эти отношения оказывают непосредственное воздействие на воспроизводство социальных (человеческих) ресурсов общества, качество жизни населения, его общественное поведение. В начале реформ предполагалось, что рациональное использование имеющихся ресурсов, а также ресурсов, полученных в процессе реформ (доходы от приватизации и пр.), позволит организовать адресную помощь наименее защищенным группам населения: пенсионерам, многодетным семьям, всем тем, кто потерял работу в процессе структурной перестройки экономики. Все остальные должны были рассчитывать на свою предприимчивость. Реальная социальная политика, осуществляемая в современной России, характеризуется фрагментарностью; отсутствием целей, реализация которых обеспечивалась бы материальными ресурсами, усиливающейся неопределенностью в выборе приоритетов, способов их воплощения в реальную практику. Отсутствует координация подходов к экономической и социальной политике. Государство пока не способно задействовать потенциал социальной политики как одного из средств экономического подъема страны. Государственная власть зачастую рассматривает систему социальной защиты населения как некий “балласт”, ограничивающий использование ресурсного потенциала в целях подъема экономики. Власть стремится минимизировать свои обязательства перед обществом в социальной сфере, переложить основные расходы в социальной сфере на регионы и самих граждан. Этими установками пронизаны последние проекты социальных реформ: пенсионной системы, жилищно-коммунальной сферы, систем образования и здравоохранения. Разрабатываемые Национальные проекты социальной политики имеют свою логику развертывания. Последовательность в реализации задач: сначала – повышение заработной платы тем работникам социальной сферы, которые оказывают услуги значительному числу граждан, и от их профессионализма во многом зависит дальнейшее развитие событий (участковые терапевты, классные руководители), следом - специалисты иного профиля. Следующая задача - создание такой материально-технической базы, которая позволяла бы оказывать услуги высокого уровня, оснащение имеющихся учреждений аппаратурой и оборудованием. Далее - строительство новых центров, предоставляющих высокотехнологические медицинские услуги и осуществляющих методологическую деятельность. Данные меры позволят не только повысить качество услуг, но и сделать их более доступными для граждан, проживающих вдали от крупных центров европейской части России.
Преподаватель. Завершая первую часть нашей работы следует подчеркнуть, что Цель социальной политики — создание благоприятного социального климата и подлинного социального согласия на основе сбалансированности разных социальных интересов с помощью определенных механизмов, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей населения и рост качества жизни всех граждан. Социально ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики.
II. Второй этап нашей работы будет проходить в форме круглого стола. Я передаю слово ведущему и его команде, которые более подробно рассмотрят основные проблемы социальной политики. Деловая игра «Социальная политика в социально-правовом государстве» Ведущий: Социальная политика - это совокупность мер, направленных на решение социальных проблем, выделение приоритетов на этом пути, поиск ресурсов и эффективных путей достижения социальных целей. В узком смысле социальная политика рассматривается в контексте социального администрирования и относится к комплексу мер, предоставляемых социальным государством населению в аспектах занятости и социальной защиты, здравоохранения, образования. В широком смысле социальная политика может рассматриваться как интеграция механизмов и способов, посредством которых исполнительная власть, центральное и региональные правительства, а также органы местной власти влияют на жизнь населения, способствуют социальному равновесию и стабильности. Проблемы социальной политики, социального развития и социальных профессий исследовались в мировой социологии в рамках концепции государства всеобщего благосостояния или социального государства (welfare state). В узком смысле понятие «welfare state» относится к системе социального обеспечения, а в широком обозначает государственную систему программ, пособий и услуг, которые помогают людям удовлетворить те социальные, экономические, образовательные и медицинские потребности, которые являются фундаментальными для поддержания стабильности общества.
В ходе нашей деловой игры мы рассмотрим следующие вопросы: 1.Цели и задачи государственной социальной политики. 2.Классические идеи происхождения и сущности социальных институтов и социального порядка, призванных проводить в жизнь социальную политику. 3. Сущность и основные направления социальной политики. 4. Как и чем измеряется уровень и качество жизни населения. 5.Государственная политика доходов населения 6.П ОЛИТИКа ЗАНЯТОСТИ населения, как важное направление социальной политики. 7. Проблемы и направления социальной политики в России в ходе экономических реформ. Попросим нашего первого докладчика рассказать нам о классических идеях происхождения и сущности социальных институтов и социального порядка, призванных проводить в жизнь социальную политику. Докладчик №1. В исследовании социальной политики важны классические идеи происхождения и сущности социальных институтов и социального порядка, сформулированные М. Вебером, Э. Дюркгеймом, Г. Зиммелем, П. Сорокиным. Напрямую ученые подошли к рассмотрению социальной политики в середине XX века одновременно с анализом социального государства и социальной справедливости. Среди первых социологических объяснений социального государства необходимо отметить следующие: а) гражданская точка зрения, представленная в работах Т. Маршалла: государству необходимо обеспечить минимальную социальную поддержку, чтобы гарантировать подобающее участие индивида в либеральном демократическом обществе; б) функционалистская перспектива Т. Парсонса: государственное вмешательство средствами социальной политики необходимо для разрешения конфликта в развитых индустриальных обществах; в) марксистский подход: государство всеобщего благоденствия играет идеологическую роль в легитимации капиталистических социальных отношений, индивиды поддерживают государство и капиталистическую экономическую систему, поскольку они уверовали в благополучие, предоставляемое капиталистическим государством. В конце 1960-х - начале 1970-х годов на Западе в первой волне сравнительных социальных исследований был сделан вывод, что рост и масштабы социального государства являются неотъемлемыми результатами индустриальной капиталистической модернизации. На сегодняшний день существует несколько типологий социальной политики в зависимости от параметров сравнения социально-политических систем. Выделяют модели: - скандинавскую, континентальную, европейскую, трансатлантическую англо-саксонскую; - бисмаркскую и бевериджскую; - резидуальную (остаточную), институциональную и достижительную. Классификация социальных государств, разработанная Г. Эспинг-Андерсеном, включает три типа: либеральный режим, консервативно-корпоратистский и социально-демократический, а точнее, либерально-социалистический (скандинавские государства, где принципы универсализма социальных прав соседствуют с нерушимостью индивидуальной автономии, поэтому эта модель представляет собой соединение либерализма с социализмом). В либеральной модели социальная помощь в рамках определенных минимальных социальных потребностей оказывается по остаточному принципу бедным и малообеспеченным слоям населения, не способным самостоятельно добыть средства существования. По сути, речь идет об обязанности государства предоставить определенный минимум социальных гарантий всем членам общества. Консервативный принцип корпоративной социальной помощи подразумевает отдельные социальные программы для различных профессиональных и статусных групп в зависимости от трудового вклада. Социально-демократический принцип, первоначально основанный на концентрации общественных фондов поддержки профсоюзных и иных демократических общественных организаций, позднее распространился на всех граждан государства, имеющих права на равные льготы, независимо от степени нужды и трудового вклада.
Ведущий. О сущности и основных направлениях социальной политики расскажет докладчик №2________________ Докладчик №2. Социальная политика государства - политика, направленная на изменение уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. С точки зрения функционирования экономической системы она играет двоякую роль. Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства создание благоприятных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Но она же является и фактором экономического роста: если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию, что требует дальнейшего развития социальной сферы. В социальной сфере господствующее положение занимает государственный сектор, масштабы которого определяют и масштабы социальной политики. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределительной деятельности государства. Ограничительная социальная политика означает сведение ее к минимуму, к функции дополнять традиционные институты социальной сферы. Суть социальной политики заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, в создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства слабо защищенных слоев населения. Эта задача предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов. Возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые государство может направить на их реализацию. В свою очередь ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Конкретные цели социальной политики тесно связаны и с экономическим развитием страны. В самом общем плане основные направления социальной политики - регулирование доходов, занятости, социальная защита граждан, жилищная политика. Государство повышает доходы малоимущим слоям населения, выплачивает пенсии, выдает бедняком продовольственные талоны, выплачивает пособия безработным и многодетным семьям; создает систему обучения и переквалификации безработных; регулирует оплату труда; предоставляет бесплатные услуги образования и здравоохранения, более-менее сносное жилье, регулирует вопросы миграции рабочей силы, занимается решением молодежных проблем и развитием культуры. В результате ослабляется социальная напряженность и экономическое неравенство. Существует несколько положений, определяющих возможности государства в социальной сфере. 1) размеры социальных выплат должны быть согласованы с финансовыми возможностями государства, его бюджетом: 2) размеры налогов не должны подрывать экономические стимулы производства; 3) при определении объемов и сроков социальных пособий необходимо учитывать негативные эффекты, которые могут деформировать рынок рабочей силы и рыночный механизм в целом (например, пенсионная система, пособия по безработице, когда и сколько платить). Ведущий: Показателем результативности социальной политики является уровень и качество жизни населения. Как и чем измеряется уровень жизни расскажет докладчик №3 Докладчик №3: Жизненный уровень населения - совокупность показателей, характеризующих уровень материального потребления населения, например потребление продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами в расчете на одну семью или на 100 семей, структура потребления. Точкой отсчета при определении жизненного уровня является "потребительская корзина" - набор благ и услуг, обеспечивающий определенный уровень потребления. Изменения в стоимости "потребительской корзины" служат основанием для проведения политики формирования доходов населения. В этой связи выделяют минимальный и рациональный уровень потребления. Минимальный уровень потребления - такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя за грань обеспечения нормальных условий его существования. Рациональный уровень потребления количество и структура потребления, наиболее благоприятная для индивида. Минимальный уровень потребления определяет так называемую "черту бедности". Доля населения, живущего за "чертой бедности", является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни в данной стране. Снижение этого показателя, борьба с бедностью - одна из главных задач социальной политики. Значительно более сложным для оценки является показатель качества жизни населения. Это - совокупность преимущественно качественных характеристик, отражающих материальное, социальное, физическое и культурное благополучие населения. Он подразумевает условия и безопасность труда, состояние среды обитания, наличие и возможности использования свободного времени, культурный уровень, физическое развитие, физическую и имущественную безопасность граждан и т.п. Причем по мере развития общества эти характеристики изменяются. Ведущий: Важнейшим направлением социальной политики является политика доходов, то естьправительственная политика воздействия на личные денежные доходы (заработную плату рабочих) и на цены товаров и услуг, а тем самым и на личные реальные доходы. Об этом направлении социальной политики расскажет докладчик №4___________ Докладчик №4. Доход - сумма денежных средств и материальных благ, получаемых или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени и предназначенных на приобретение благ и услуг для личного потребления. Уровень дохода определяет и уровень потребления населения. Источниками денежных доходов населения выступают: заработная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице и т.п.), доля каждого из этих видов дохода в совокупном доходе той или иной ячейки общества - семьи - различна. Соотношение в денежных доходах населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в трудовой мотивации. При преобладании оплаты труда в формировании общей суммы доходов обычно развивается предприимчивость, инициатива, тогда как при повышении роли социальных трансфертов нередко усиливается психология иждивенчества. Нужно различать номинальные, реальные и располагаемые доходы. Номинальный доход - сумма денежных доходов, получаемых в течение определенного времени. Он не учитывает динамику цен. Реальный доход - количество товаров и услуг, которое отдельное лицо или группа лиц могут купить на свой номинальный доход в течение определенного периода; номинальный доход с поправкой на изменение уровня цен. Располагаемый доход - доход, который может быть использован для расходов на личное потребление и на личные сбережения; личный налог минус индивидуальные налоги. Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов, для количественной оценки которой применяются различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца, показывающая, какой долей совокупного дохода располагает то или иное количество (в процентах от общего числа) семей. При равномерном распределении дохода эта линия совпадает с биссектрисой. Чем больше она откланяется от этой биссектрисы, тем более не равномерно распределены доходы в обществе. Часто используется децильный коэффициент. Он выражает соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных. Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т.е. чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем этот коэффициент ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель равен нулю. Различия в уровне потребления могут определятся не только величиной заработной платы, но и составом семьи, количеством иждивенцев, состоянием здоровья, географическими и климатическими условиями и т.д. Основополагающая целевая функция перераспределения национального дохода государства состоит в том, чтобы уменьшить эти различия в доходах и обеспечить более благоприятные для всех членов общества условия материальной жизни. Перераспределение доходов осуществляется государством через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Существуют различные подходы к целям политики доходов, вызванные разными позициями в понимании социальной справедливости. Сегодня выделяется четыре принципа: эгалитарный принцип социальной справедливости - все члены общества получают равные блага; роулсианский - максимизируется полезность наименее обеспеченных лиц: утилитарный -максимизируется общая полезность всех членов общества; рыночный - справедливость устанавливается рынком. Выбор принципов определяется в каждом обществе по-своему и зависит не только от уровня экономического развития, но и от духовных устоев, исторически сложившихся национальных жизненных стандартов. Ведущий: попросим докладчика №5 рассказать нам о сути трансфертных платежей. Докладчик №5. Трансфертные платежи - выплата правительством или фирмой домохозяйству или фирме денег (или передача товаров и услуг), взамен которых плательщик непосредственно не получает товары или услуги. Социальные трансферты - это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса. Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокооплачиваемых слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет расходы и посредством изменения цен, устанавливаемых рыночным путем, например гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы. Кроме того, правительством совместно с профсоюзами разрабатывается и утверждается тарифная система, регулирующая размеры заработной платы в зависимости от квалификации. Нередко регулируется государством и верхний предел заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции. В рамках проведения антиинфляционной политики может устанавливаться контроль над заработной платой и ценами, в процессе которого в законодательном порядке определяются максимально допустимые размеры повышения заработной платы и цен в какой-либо период времени. Конкретные методы регулирования заработной платы различны, но предпочтение отдается добровольным соглашениям работодателей и работников (коллективным договорам) при участии профсоюзов и правительства. В этих договорах, исходя из минимальных размеров оплаты труда, устанавливаются дифференцированные размеры заработной платы в зависимости от уровня квалификации и конкретной отрасли, различные премии и доплаты. Перераспределение доходов осуществляется прямыми и косвенными методами. Прямые каналы перераспределения идут от бюджета: собранные в виде налогов (главную роль здесь играет прогрессивный подоходный налог) средства предназначаются на социальные программы, пособия, выплаты. К косвенным методам перераспределения доходов относятся благотворительные фонды, льготное налогообложение малоимущих слоев населения (негативный подоходный налог - налог, выплачиваемый государством семьям, когда их доходы падают ниже определенного уровня), предоставление бесплатных услуг государственного образования и здравоохранения малообеспеченным, государственный контроль цен на монопольных рынках и иные способы. Благотворительные фонды имеют бесспорные преимущества перед остальными способами, так как решение богатого поделиться с бедным продиктовано его желанием, а не навязано извне. В свою очередь государство освобождает от налогообложения доходы, идущие на благотворительные цели. Косвенные методы перераспределения не оказывают отрицательного влияния на рыночные процессы. В условиях инфляции перед государством стоит другая проблема - поддержание уровня доходов. Для этого применяется индексация доходов, особенно пенсионеров и других лиц с фиксированными доходами, но в последние годы она применяется редко, так как не способствует проведению антиинфляционных мер и снижает мотивацию к более напряженному труду. Таким образом, с одной стороны, чрезмерно активное вмешательство государства в перераспределительные процессы, выравнивание доходов ведет к снижению деловой активности в обществе, сокращению эффективности производства в целом. С другой стороны, сокращение этой его деятельности ведет к росту дифференциации доходов, социальной напряженности, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности. Достижение оптимальных масштабов вмешательства государства в регулирование социальных отношений в обществе связано с разрешением этого противоречия между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Ведущий: Очередного нашего коллегу мы попросим рассказать о ПОЛИТИК е ЗАНЯТОСТИ населения, как важном направлении социальной политики. Докладчик №6. Другим важнейшим направлением социальной политики является политика занятости, так как высокий уровень занятости обеспечивает и соответствующие доходы основной части населения. Под уровнем занятости понимается процент численности рабочей силы, имеющей работу на данный момент. Государство в своей политике стремится к достижению полной занятости. Причем в данном контексте под этим понятием подразумевается не использование экономикой всех имеющихся ресурсов для производства товаров и услуг, а такой уровень занятости, когда существует лишь фрикционная и структурная безработица, но отсутствует циклическая (и когда реальный ЧНП равен потенциальному ЧНП). Фрикционная безработица - безработица, связанная с добровольной сменой рабочими места работы и периодами временного увольнения; временная незанятость в периоды перехода рабочих с одной работы на другую. Структурная безработица - безработица, возникающая в результате несоответствия квалификационной структуры рабочей силы потребностям производства. Структурная и фрикционная безработица образуют естественную норму безработицы. Циклическая безработица -безработица, порождаемая недостаточным объемом совокупных расходов, спадом экономического производства. Кроме того, выделяют также застойную, скрытую, технологическую безработицу. Безработица - одна из основных проблем рыночной экономики, решать которую должно государство. В странах Запада за последние 30 с лишним лет сложилась система социальных амортизаторов, которые государство применяет для обеспечения экономической безопасности трудящихся. Сюда входят специальные меры по защите наемных работников от безработицы и обеспечению их права на труд. В целях регулирования занятости, государство предпринимает следующие действия: сокращает продолжительность рабочей недели в периоды массовой безработицы; рекомендует проводить на предприятиях "разделение рабочих мест" между сотрудниками (для увеличения занятости); досрочно увольняет на пенсию госслужащих предпенсионного возраста; создает новые рабочие места и организует общественные работы в области инфраструктуры, особенно для хронически безработных и молодежи; ограничивает иммиграцию, стимулирует репатриацию иностранных рабочих для снижения предложения рабочей силы на рынке труда. Все более важное значение приобретает государственное содействие найму: создаются биржи труда, занимающиеся изучением рынка труда, учетом и трудоустройством безработных, содействием желающим поменять работу, тестированием желающих получить работу, профессиональной ориентацией молодежи. Кроме того, государство реализует программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы. Для лиц, направленных государственными службами занятости, это является бесплатным. Следующим элементом системы экономической безопасности являются фонды страхования по безработице. Они образуются за счет вычетов из заработной платы самих работающих, а также отчислений предпринимателей с фонда заработной платы. При законодательном определении размеров пособий по безработице возникают серьезные проблемы: на каком уровне установить пособие, чтобы не устранить стимула к поиску нового места работы и избавить людей от жестокой экономической нужды: на какой срок устанавливать выплату пособий по безработице, чтобы человек успел найти новую работу или сменить профессию. Очевидно, что государство должно больше заботиться о тех, кто лишился рабочих мест не по своей воле. Наряду с прямыми существует комплекс мер косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, кредитно-денежная и амортизационная политика правительства, законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений, гражданских прав и т.п. Одновременно эти меры являются мерами общеэкономического воздействия на динамику занятости и безработицы через конъюнктуру в стране. Ведущий. Каковы же проблемы и направления социальной политики в России в ходе экономических реформ. На этот вопрос нам ответит докладчик №7. Докладчик №7. С начала 1990-х годов под воздействием радикальных социально-экономических реформ медленно происходит существенное изменение основных акцентов социальной политики. Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила Россию социальным государством, тем самым была декларирована концепция социальной политики, нацеленная на повышение качества жизни всех граждан и сдерживающая распространение социального риска. В условиях резкого падения уровня жизни населения, роста безработицы, преступности, бедности, отставания заработной платы от цен потребительского рынка Правительство России было вынуждено идти на постоянное повышение зарплаты, пенсий и пособий, несмотря на требования Международного валютного фонда о снижении социальных расходов. Дальнейшее углубление экономического кризиса потребовало радикального реформирования существующих социальных обязательств государства, чтобы привести их в соответствие с реальными экономическими возможностями страны. В связи с этим в конце 1990-х годов обсуждались новые принципы российской социальной политики, концепция адресной социальной помощи, повышение качества социальных услуг населению, стратегия активизации человеческих ресурсов, развитие гражданской инициативы. В период реформ по состоянию социальных проблем население судит о самих реформах, поэтому роль государства здесь возрастает. В силу целого ряда причин на начальном этапе реформ в России (1990-е годы) социальные вопросы были отодвинуты на второй план, результатом чего явилось катастрофическое падение жизненного уровня населения, сопровождавшееся социальной дифференциацией общества, в том числе и по заработной плате. По данным специалистов дифференциация по доходам в России достигла такого уровня, что 10% "верхних слоев" обладают доходом, в 40 раз превышающим доход,10% "нижних групп населения. В связи с этим остро встает вопрос об установлении справедливой фискальной политики, налаживании деятельности налоговой инспекции, упорядочении работы бирж и коммерческих банков. Между тем законодательная и исполнительная власть по-настоящему не анализировали причины такого разрыва в уровне доходов населения и не предпринимали решительных мер к лицам и учреждениям, незаконно обогащающимся за счет народа. Значительно увеличилось число лиц, находящихся за "чертой бедности" (почти треть населения в 1992 г.), а средний класс так и не был сформирован (в конце 1996 г. его размеры оценивались в пределах 4 - 12% населения). Обострилась ситуация на рынке труда, ухудшилась демографическая ситуация, началось абсолютное сокращение населения страны, снизилась продолжительность жизни. Сложился низкий уровень выплат по безработице, а также по старости и инвалидности. Их размеры зачастую не обеспечивали прожиточного минимума соответствующим социальным группам населения, являющегося важнейшим критерием минимального уровня текущего потребления материальных благ и услуг. Сам расчет этого прожиточного минимума и рациональной потребительской корзины по международно признанным методикам в России на общегосударственном уровне еще не велся. В связи с тяжелым финансовым положением и спадом в экономике государство не в состоянии было обеспечить сравнимый с прожиточным минимумом минимальный размер оплаты труда (он составлял 10 - 20%). Создание социально ориентированной экономики в России было затруднено в силу следующих обстоятельств: сильного технического отставания ряда отраслей, что не позволяло удовлетворить на высоком уровне потребности населения; нерациональной структуры хозяйства; сохранения бюрократических традиций управления, действующих в ущерб социальным задачам: преобладания в общественном поведении иждивенческих настроений. В то же время формирование рыночной экономики в России невозможно без действенной социальной политики. Социальная политика в переходный к рынку период должна строиться на трех основных принципах: приоритетность проблем социальной защищенности населения: повышение роли личного трудового дохода в удовлетворении социально-культурных и бытовых нужд населения и ликвидация на этой основе иждивенчества; организация нового механизма финансирования социальной сферы, т.е. переход от государственного патернализма к социальному партнерству. Ведущий. Завершая наше заседание, мне хотелось бы ответить на вопрос - Каковы особенности социальной политики в современной России? Предметом социальной политики государства выступают трудовые отношения, отношения в сфере науки, культуры, образования, здравоохранения, спорта. Эти отношения оказывают непосредственное воздействие на воспроизводство социальных (человеческих) ресурсов общества, качество жизни населения, его общественное поведение. В XX в. одной из важнейших тенденций развития современных обществ стало неуклонное возрастание роли социальной политики государства как фактора, обеспечивающего стабильное его развитие. Социальная политика, осуществляемая современным российским государством, по многим своим параметрам является неэффективной. Выбор в 1992 г. курса реформ, в основе которого лежали установки “шоковой терапии”, предполагал отказ от социальной политики социалистического типа (всеобщая занятость населения, бесплатное здравоохранение и образование и пр.). Эффективность социальной политики приносилась в жертву эффективности экономических преобразований, которые предполагалось осуществить в сжатые сроки, что позволило бы минимизировать (по крайней мере, во времени) социальные издержки реформ. В начале реформ предполагалось, что рациональное использование имеющихся ресурсов, а также ресурсов, полученных в процессе реформ (доходы от приватизации и пр.), позволит организовать адресную помощь наименее защищенным группам населения: пенсионерам, многодетным семьям, всем тем, кто потерял работу в процессе структурной перестройки экономики. Все остальные должны были рассчитывать на свою предприимчивость. По мере осуществления реформ, предполагалось усиливать их социальную ориентацию, выводя социальную политику на параметры, свойственные социальной политике, реализуемой в развитых странах. В качестве одной из важнейших социальных задач рассматривалось формирование в России “среднего класса”, являющегося основной социальной базой устойчивого развития, рыночной экономики, гражданского общества и правового государства. Однако реальность реформируемого постсоветского общества продемонстрировала утопизм, необоснованность этих планов. Реальная социальная политика, осуществляемая в современной России, характеризуется фрагментарностью; отсутствием целей, реализация которых обеспечивалась бы материальными ресурсами, усиливающейся неопределенностью в выборе приоритетов, способов их воплощения в реальную практику. Отсутствует координация подходов к экономической и социальной политике. Государство пока не способно задействовать потенциал социальной политики как одного из средств экономического подъема страны. Государственная власть зачастую рассматривает систему социальной защиты населения как некий “балласт”, ограничивающий использование ресурсного потенциала в целях подъема экономики. Власть стремится минимизировать свои обязательства перед обществом в социальной сфере, переложить основные расходы в социальной сфере на регионы и самих граждан. Этими установками пронизаны последние проекты социальных реформ: пенсионной системы, жилищно-коммунальной сферы, систем образова
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.92 (0.015 с.) |