Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Механизмы социального конфликта и его стадииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
На пути перерастания противоречия в конфликт складывается своеобразное состояние, которое можно назвать предконфликтной ситуацией. Последняя непосредственно предшествует конфликту, развивается в него. Предконфликтное состояние весьма неустойчиво: незначительное, даже случайное событие может вызвать необратимые процессы, прямо ведущие к открытому конфликту. На этой стадии складывается сочетание разных обстоятельств, которые предшествуют конфликтам и часто порождают несовместимые требования. При этом удовлетворение интересов одной стороны препятствует удовлетворению интересов другой. В предконфликтной стадии субъекты, прежде чем решиться на открытые действия, оценивают свои возможности (материальные ценности, власть, информацию, связи и т. д.), предпринимают шаги для консолидации сил каждой противоборствующих сторон, поиска сторонников. Кроме того, предконфликтная стадия является периодом формирования каждой стороной своей стратегии действий. Начавшийся конфликт в процессе своего развития претерпевает определенные изменения. Это связано с тем, что отношения, складывающиеся в начале и конце конфликта, существенно различаются: с разной степенью проявляется активность субъектов, могут возникать неожиданные повороты и события и т. д. Создаются дополнительные причины для углубления и разрастания конфликта. Процесс разрастания конфликта длится до тех пор, пока не появятся первые ощутимые результаты противоборства. Эти результаты осмысливаются, анализируются субъектами конфликта. На этом начальный этап конфликта заканчивается. Начальная стадия конфликта, как и предконфликтная стадия, имеет свое значение. На этой стадии создаются те или иные условия для вмешательства с целью преодолеть начавшийся конфликт. Каждая сторона уже столкнулась с противником, почувствовала его силу и может понять, как нелегко ей будет приблизиться к победе. Начало конфликта является периодом наибольших колебаний участников. Не случайно сторонники открытых конфликтов проводят работу по поддержанию боевого духа участников, убеждая их идти до конца. Именно на этом этапе могут быть предприняты действия, которые позволят остановить открытое столкновение, прийти к компромиссному решению. В самом конфликте действия могут быть открытыми, непосредственными, или же скрытыми, опосредованными. Они могут быть физическими, психологическими, идеологическими и т. д. В них проявляется специфическое поведение людей. Эти действия могут быть предсказуемыми и непредсказуемыми, но обычно они расширяют сферу конфликта. Итак, для наличия конфликта требуются три условия: объективно складывающаяся конфликтная ситуация, субъекты конфликтов (наличия одной только конфликтной ситуации еще недостаточно, если стороны миролюбивы) и наличие повода для конфликта, т. е. своеобразного «спускового механизма», способствующего развитию событий. Третьей стадией протекания социального конфликта является разрешение конфликта. Эта стадия предполагает знание объекта конфликта, состава его участников, его исторических корней и непосредственного повода, а также представление об уровне напряженности. Признаком разрешения конфликта служит завершение инцидента. Это значит, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение инцидента — необходимое условие для погашения конфликта, потому что при определенных обстоятельствах угаснувший конфликт может вспыхнуть вновь. Разрешение конфликта возможно лишь при изменении отношений соперников к друг другу, когда, перестав быть противниками, они обоюдно пойдут на уступки (или один из них). Когда изменятся требования сторон и соперник идет на уступки (но возможны и одновременно обоюдные уступки). 2.5. Субъекты конфликтных отношений Важным вопросом при рассмотрении социальных конфликтов является вопрос о действующих лицах и исполнителях конфликтных отношений. Наряду с понятием «сторона конфликта»сюда могут быть отнесены Участником конфликта может быть любой человек, организация или группа лиц, которые принимают участие в конфликте, но не отдают себе отчет в целях конфликтного противоречия. Участником может быть стороннее лицо, случайно оказавшееся в зоне конфликта и не имеющее своего интереса. Субъектом социального конфликта является отдельный человек или социальная группа, способные создавать конфликтную ситуацию, т. е. прочно и относительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, на поведение и положение других, вызывать те или иные изменения в социальных отношениях. Поскольку очень часто потребности субъектов, их интересы, цели, притязания могут реализовываться только через использование власти, поскольку в конфликтах непосредственное участие могут принимать Известный специалист теории в области конфликтов Р. Дарендорф Первичные группы — это непосредственные участники конфликта, которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижения Вторичные группы — те, кто стремится быть не замешанным непосредственно в конфликте, но вносит вклад в его разжигание. Третьи группы — силы, заинтересованные в разрешении конфликта. Следует заметить, что социальный конфликт — это всегда борьба, порожденная конфронтацией общественных и групповых интересов. Конфликт возникает не вдруг. Конфликт — это борьба противоречивых интересов, ценностей и сил. Но для того, чтобы противоречие переросло Разрешение конфликта может быть частичным или полным. Полное разрешение означает прекращение конфликта, кардинальную перестройку всего образа конфликтной ситуации. При этом «образ врага» трансформируется в образ «партнера», установка на борьбу сменяется ориентацией на сотрудничество. При частичном разрешении конфликта нередко изменяется только внешняя его форма, но сохраняются внутренние побудительные установки к продолжению противоборства. Успешное разрешение конфликта связано с определенными условиями: 1) своевременной и точной диагностикой его причин. В ходе диагностики выявляются объективно существующие противоречия, интересы, цели. На основе такого анализа определяется так называемая деловая зона конфликта; 2) обоюдной заинтересованности сторон в преодолении противоречий, что возможно при взаимном признании интересов каждой из сторон. Для этого важно субъектам конфликтов освободиться от недоверия к друг другу; 3) совместным поиском путей преодоления конфликта. В данной ситуации могут быть использованы самые разные средства и методы. Социальный конфликт внешне похож на спиралеобразные природные явления, такие как водовороты, вихри и т. д. Вполне допустимо рассматривать каждый этап конфликта в виде витка спирали, имеющей свои подъемы и спады, напряженность и разрядку. Так, в конфликте действительно наблюдается рост психологической напряженности. Признание такого спиралеобразного движения в конфликте важно, так как позволяет находить и использовать средства регулирования данных отношений. В социологической науке соответствующее внимание уделяется выработке технологии регулирования конфликтов, управления ими. Задача управления конфликтом — не допустить его разрастания ¾ гласность, максимальная открытость социальных конфликтов ¾ снижение социального психологического возбуждения, чтобы воспрепятствовать появлению детонирующих ситуаций в отношениях сторон. Эти и другие возможные меры могут способствовать смягчению конфликтов, снятию их остроты, их урегулированию и разрешению. Разрешение социального конфликта — дело довольно сложное. Оно может идти различными путями и методами. Метод избегания конфликта — позволяет избежать применения насилия. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что неизбежно снижает остроту конфликта, помогает понять аргументы сторон, оценить истинное соотношение сил и условия применения. Переговоры позволяют рассмотреть альтернативные ситуации, добиться взаимопонимания, прийти к согласию, консенсусу, открыть путь к сотрудничеству. Метод переговоров также помогает избежать применения насилия. Метод использования посредничества. Это примирительная процедура. В роли посредников могут выступать как организации, так и частные лица. Эти функции могут выполнять не только правительственные, но Метод откладывания — нередко означает сдачу своих позиций. Но здесь важно подчеркнуть, что сторона, «сдавшая свои позиции», по мере накопления сил и изменения ситуации в ее пользу сделает, как правило, попытку вернуть утраченное. Метод третейского разбирательства, или арбитраж. При разборе строго руководствуются нормами законов, в том числе, и международного права. Существуют рекомендации, позволяющие ускорить процесс разрешения конфликта. Поиск путей выхода из конфликтных ситуаций способствует выработке и других методов разрешения социальных конфликтов. Осмысление природы и содержание общественных конфликтов позволило ученым, социологам и практикам выработать рекомендации, которые могут помочь ускорить процесс их разрешения: ¾ во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению вопросов, касающихся содержания конфликта; ¾ стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности; ¾ необходимо демонстрировать взаимное уважение друг к другу; ¾ участники переговоров должны гласно и доказательно раскрывать позиции друг друга и сознательно создавать атмосферу публичного обмена мнениями; ¾ все участники переговоров должны проявлять склонность к консенсусу, т. е. согласию. Вопросы и задания 1. Назовите причины, вызывающие социальные конфликты. 2. Какие функции в обществе выполняет конфликт? Как вы считаете, возможно ли создание такого общества, в котором совершенно бы отсутствовали конфликты? 3. Опишите стадии развития конфликта. На какой стадии разгорание конфликта можно предупредить? На какой стадии его следует локализовать? 4. В чем опасность скрытых затяжных конфликтов? Чем, в частности, по вашему мнению, объясняется внезапное множество межэтнических конфликтов на территории бывшего СССР, где десятилетиями те же народы вели безконфликтное существование? 5. Вспомните произведение Н. В. Гоголя «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович и Иваном Никифоровичем». Проанализируйте развитие конфликта между героями, выделите его стадии, покажите, когда и как конфликт можно было предупредить, разрешить. 6. Охарактеризуйте условия, влияющие на успешное разрешение конфликта. Дайте рекомендации, позволяющие ускорить процесс разрешения конфликта. Темы для рефератов 1. Природа и источник социального конфликта. 2. Понятие социального конфликта и его функции. 3. Причины и последствия социальных конфликтов. 4. Стратегии управления конфликтной ситуацией. 5. Основные конфликтологические теории. Список литературы 1. Волков, Ю. Г. Социология / Ю. Г. Волков. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 576 с. 2. Дмитриев, А. В. Социальный конфликт: общее и особенное / А. В. Дмитриев. — М.: Гардарики, 2002. — 320 с. 3. Дмитриев, А. В. Этнический конфликт: теория и практика / А. В. Дмитриев. — М., 1998. — 326 с. 4. Дмитриев, А. В. Введение в общую теорию конфликтов / А. В. Дмитриев, 5. Зайцев, А. К. Социальный конфликт / А. К. Зайцев. — М., 2000. — 452 с. 6. Рубин, Д. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение / Д. Рубин, Д. Пруйт, Ким Хе Сунг. — СПб.: ЕВРОЗНАК, 2001. — 352 с. 7. Соколов, С. В. Социальная конфликтология: учеб. пособие для вузов / Глава 3. Мировые проблемы безопасности
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 609; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.126.199 (0.016 с.) |