Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личная и социальная идентификацияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Обилие ролей, исполняемых человеком в современном обществе, еще острее ставит проблему личностной и социальной идентификации. Личностная идентификация — это установление и сохранение в себе постоянного и неизменного ядра личности, о котором человек может сказать — это я. В противном случае личность потеряется за множеством своих ролей. Социальная идентификация — это отождествление себя по общим проблемам, жизненным интересам и социальным симпатиям с определенной социальной группой. Как пишет В. А. Ядов, «социальная идентификация обусловлена глубинной потребностью личности в признании со стороны других, в групповой защите, а также в самореализации, ожиданием позитивной оценки со стороны «своих» — референтных групп и общностей. Идентификация с группами, общностями — результат не только межличностного, межгруппового воздействия, но также категоризации, осмысления непосредственных или опосредованных взаимоотношений между группами Социальная идентификация может быть национальной, классовой, возрастной, профессиональной и т. п. Центральное место в социальной идентификации занимает менталитет. По мнению Мукьелли, менталитет — это совокупность усвоенных знаний и навыков, присущая всем членам данной группы. Такие приобретенные житейские навыки служат постоянными ориентирами в нашем восприятии вещей и оценку фактов, помогая нам строить свое поведение. У людей с одинаковым менталитетом часто совпадает и мироощущение. Этническая идентификация представляет собой важнейший элемент социальной идентификации в целом. Это становится особенно очевидно тогда, когда речь идет об идентификации себя с этнической или расовой группой, которая по тем или иным причинам низко оценивается окружающими и вызывает к себе неприязненное или пренебрежительное отношение. Г. и Т. Леонетти показали, что принадлежность к отвергаемой или презираемой группе ставит перед каждой личностью серьезные проблемы, связанные с самооценкой. Американские психологи еще в 1930-е гг. провели опрос чернокожих и белых детей: показывая им чернокожих Исследователи подчеркивают разрушительное воздействие на личность неспособности без проблемы идентифицировать себя с группой. Оценивание составленного о себе образа в результате идентификации Другая стратегия состоит в активном протесте против такого обесценивания. Либо человек ведет себя агрессивно по отношению к тем, кто его презирает, нейтрализуя их оценку с помощью насмешек и презрения. Либо он старается утвердиться «таким, каков он есть», акцентируя в себе именно те черты, которые негативно воспринимаются в доминирующей культуре. Такую стратегию используют чернокожие, когда заявляют, что «черные — это прекрасно» (Камильери)[13]. Третья стратегия — это стратегия ассимиляции, означающая отказ от собственной индивидуальности Болезненно проходит и для человека идентификация с непопулярными в обществе социальными группами. Прежде всего, речь идет о пожилых людях, вышедших из активного возраста. Отношение к старикам Несмотря на то, что в наше время старость является признанной социальной проблемой и старики находятся под опекой государства, в плане личной идентификации старость остается источником страданий. Это связано, в первую очередь, с тем, что пожилые люди не могут в большинстве случаев удовлетворить потребность в осмысленном существовании. Вопрос «кто я такой» подменяется для них вопросом «кем я был». Кризис личности у стариков часто порождается самим обществом. Многие из них старость воспринимают как потерю всего, что наполняло их жизнь прежде: социальной активности, доходов, прежних социальных отношений, здоровья, многих физических и социальных возможностей. Отсутствие значимых ценностей вызывает у пожилого человека различные чувства. Во-первых, это ощущение собственного физического обесценивания: он уже не может быть привлекательным, стройным Поэтому многие старики воспринимают свое положение и положение всех членов своей возрастной группы как социальную смерть. Как утверждает К. Симар, некоторые пожилые люди вырабатывают защитную стратегию самоидентификации, характерную для этнических меньшинств, поскольку не могут отождествлять себя со своей возрастной группой. Кто-то из них отказывается признать свою принадлежность Есть и такая поведенческая стратегия, которая сводится к саморазрушительному стремлению «не быть обузой», когда пожилой человек замыкается в себе, считая себя недостойным любви и заботы, иногда приобретает суицидальные тенденции. В целом, потеря социальных и культурных ориентиров, коллективный отказ со стороны общества интегрировать пожилых людей и использовать их знания и возможности приводят к тому, что у них развивается кризис социальной идентификации. Можно было бы отдельно остановиться на проблемах социальной идентификации представителей бедных слоев общества, представителях так называемых «непрестижных» профессий и т. д., но суть в этих случаях состоит в осознании человеком зазора между адекватной личной самооценкой и принадлежностью к социальной группе, не пользующейся общественным признанием, и выработке конкретного типа стратегии, позволяющей решить для себя эту болезненную проблему. Вопросы и задания 1. Какие социальные и культурные изменения происходят в России? Что такое индивидуальная и финансовая безопасность? 2. Охарактеризуйте явление «посттоталитарного синдрома». В чем он проявляется? 3. Что подразумевает под собой модернизация общества? При каких условиях она бывает успешной? Назовите особенности модернизации современного российского общества. 4. Дайте определение социальному процессу. Назовите основные типы социального процесса. Охарактеризуйте их. 5. Охарактеризуйте различные теории возникновения общностей. 6. В чем разница между личностной и социальной идентификацией? Дайте 7. Какие модели социальной адаптации вам известны? Какая из них вам больше всех импонирует? 8. Какое отношение наблюдается в нашем обществе к старикам? Каково отношение к этому самих стариков? Какие поведенческие стратегии они выбирают? Темы для рефератов 1. Социальные и культурные изменения в современной России. 2. Социальные общности: анализ внутренних связей. 3. Национальный вопрос в современных условиях. 4. Модели социальных изменений. Понятие модернизации. 5. Модернизация современной России. 6. Личностная и социальная идентификация. Список литературы 1. Волков, Ю. Г. Социология / Ю. Г. Волков. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 576 с. (Высшее образование). 2. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. — М., 2000. — 186 с. 3. Кирилина, Т. Ю. Личность в зеркале социологии / Т. Ю. Кирилина. — М., 2000. — 196 с. 4. Култыгин, В. П. Классическая социология / В. П. Култыгин. — М., 2000. — 480 с. 5. Лиотар, Ж. П. Состояние постмодерна / Ж. П. Лиотар. — М.; СПб., 1998. — 186 с. 6. Общая социология: учеб. пособие / под. общ. ред. А. Г. Эфендиева. — М., 2000. — 384 с. 7. Социология: учеб. для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 448 с. Глава 10. Социологический мониторинг различных видов опасностей и подготовленности населения
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 975; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.87 (0.008 с.) |