Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Социальные статусы и социальные роли.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Любой человек занимает много позиций в обществе. Эти позиции далеко не всегда можно ранжировать по их значимости. Например, возьмём любого из студентов: он- студент, молодой мужчина, сын, муж, спортсмен. Каждая из этих позиций может иметь для самого человека большее или меньшее значение. Да и окружающие могут оценить их применительно к конкретному индивиду по-разному. Например, хороший спортсмен социально будет определяться окружающими именно в этой его позиции (то, что данный человек ещё и студент, сын и т.д. – не воспринимается окружающими как значимые характеристики). I.Социальный статус. Каждая из социальных позиций, предполагающих определённые права и обязанности, есть «статус».
Социальный статус – определённая позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.
Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученика», но не по отношению к продавцу или пешеходу. Для них он просто – индивид. Учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп (у каждого свой круг прав и обязанностей). Важно усвоить следующее: · Социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой; · Взаимодействуют между собой только субъекты статусов, т.е. люди; · В социальные отношения вступают не статусы, а люди – их носители; Один человек обладает множеством статусов, т.к. участвует во множестве групп и организаций. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он – отец, а для своей матери – сын. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором, который составляет статусный портрет человека: - территориальные статусы (горожанин, мигрант, бомж и т.д.) = 150-200 - религиозные статусы > 300 - политические статусы < 300-500 - профессиональные статусы = 40 000 - экономические статусы = 30-50 - пол (мужчина, женщина) = 2 - возраст (ребенок + взрослый + пожилой) = 3-9 - раса (негроидная, европеоидная, монголоидная) = 3 - национальность = 3,5-5 тыс. этносов - здоровье (инвалид по зрению, слуху, ВОВ, и т.д.) = до 200 - брачно-семейные, родственные статусы > 200 Виды статусов. В статусном наборе обязательно найдётся главный статус. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых и манеру поведения. В противовес социальному выделяют также личный статус. Т. О. Социальный статус –положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии). Личным статусом называют положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером или аутсайдером, душой компании или знатоком, значит занимать определённое место в структуре межличностных отношений. Разновидностями социального статуса выступают приписываемый (прирождённый)и достигаемый статусы. Приписываемый – это статус, полученный индивидом от рождения или в силу независящих от его носителя факторов – в силу пола или возраста, расовой принадлежности, социально --экономического. положения родителей. Приписываемым называется статус, в котором человек рождён, но который позже обязательно признан таковым обществом или группой. К нему относятся пол, национальность, раса, дворянские привилегии. Прирождённый статус должен получить подкрепление в общественном мнении, социальном устройстве общества. Только тогда он будет прирождённым и приписываемым одновременно (мать – прирождённый и приписываемый, тёща – только приписываемый). В строгом смысле приписываемым является любой статус, полученный не по своей воле, над которым индивид не имеет контроля. Достигаемый статус – это статус, приобретённый в обществе, благодаря усилиям и заслугам индивида. Д остигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека. Таковы статусы президента, банкира, студента, профессора и т.п. Уровень образования, профессиональные достижения, карьера, удачный в социальном отношении брак – всё это сказывается на статусе человека в обществе. Ни одно общество не может игнорировать реальных успехов индивида, поэтому существование достигаемого статуса связано с возможностью в значительной мере компенсировать низкий приписываемый статус. Иерархия статусов и ранг. Индивид обладает множеством социальных статусов и принадлежит ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: бизнесмены ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины в сфере производства обладают большим социальным весом, чем женщины; принадлежность к основной нации не одно и тоже, что принадлежность к национальному меньшинству. В общественном мнении со временем вырабатывается и поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия (расположение частей целого в порядке от высшего к низшему) статусов и социальных групп, где одни ценятся и уважаются больше других. Место в такой незримой иерархии н азывается рангом. Достаточно часто встречается факт несовпадения статусов, которое описывается противоречиями в межгрупповой и внутригрупповой иерархии. Например, высокооплачиваемый банкир (высокий профессиональный ранг) скорее всего, будет обладателем высокого семейного ранга – как человек, обеспечивающий достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах – среди друзей, родственников, сослуживцев и т.п. II. Социальная роль. Со статусом человека связано ожидаемое от него другими людьми поведение, т.е. роль. Социальная роль – это система ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами. Социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный стату с. Её можно определить как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. Модели поведения усваиваются и принимаются личностью либо навязываются ей окружением. Освоение роли требует времени, поскольку речь идёт об устойчивом воспроизведении стереотипов поведения. Нормативные требования, связанные с социальной ролью, как правило, более или менее известны участникам ролевого взаимодействия и потому порождают определённые ролевые ожидания. Т.о. социальное поведения людей становится в значительной мере предсказуемым. Однако ролевые требования допускают долю свободы, и поведение человека в группе не определяется механически выполняемой им ролью. Индивид, выполняющий социальную роль, сознаёт существование дистанции между самим собой и своей ролью, причём нормативные требования, связанные с социальной ролью, обладают вариабельностью или «двойственным характером». Например, от учёного-исследователя требуется и придерживаться установленных наукой методов, и творить, и обосновывать новые идеи, нередко противоречащие принятым. Хороший хирург не только хорошо делает обычные операции, но и может пойти на рискованное нетрадиционное решение, спасая жизнь пациента. Следовательно, некоторая инициатива – неотъемлемая часть выполняемой социальной роли. Индивид выполняет одновременно не одну, а несколько, иногда даже много, социальных ролей. Положение человека, выполняющего только одну социальную роль патологично. Ролевые нормативные требования являются элементом системы социальных норм, принятых данным обществом. Тем не менее они специфичны и действительны только по отношению к тем, кто занимает определённую социальную позицию. Многие ролевые требования совершенно абсурдны вне конкретной ролевой ситуации (пример: женщина у врача, учитель). Отношение специальных ролевых норм к общезначимым нормам очень сложно. Так могут возникать межролевые конфликты: пересечение сферы ролей в рамках одной и той же ситуации (пример: врач должен хранить врачебную тайну, священник – тайну исповеди, но есть, например, суд где они должны давать информацию; профессиональные и семейные роли: женщина – мать и женщина - работница). Внутриролевые конфликты: соц. роль предполагает наличие сложных взаимоотношений и противоречащих друг другу социальных ожиданий (пример: мастер на заводе должен руководить рабочими в соответствии с требованиями администрации и одновременно добиваться улучшения условий труда). Ситуационно – ролевой конфликт: человеку предъявляются новые ожидания, связанные с новой ролью, а он не может реагировать на них адекватно, потому что ещё находится в старой роли и не готов принять на себя новую. Выводы: Можно сказать, что статус подчёркивает сходство людей, а роль – их различие. Т.о. роль – индивидуальное поведение в соответствии со своим статусом. Конкретные индивиды выступают во множестве ролей. Ролевой набор – совокупность ролей, ассоциируемой с одним статусом. Каждый статус обычно включает несколько ролей. К примеру, статус университетского профессора включает такие роли, как преподаватель, исследователь, наставник молодёжи, консультант правительства, автор научных статей и т.п. Каждая роль из ролевого набора требует определённой манеры поведения. Даже две похожие роли профессора – преподаватель и наставник – предполагают разные отношения со студентами. Преподаватель – соблюдение формальных норм и правил: чтение лекций, проверка курсовых, приём экзаменов и т.п. Наставник – неформальная роль мудрого советчика, старшего друга и т.п. Каждая роль из ролевого набора требует определенной манеры поведения. Иногда люди отождествляют себя со своим статусом и соответствующими им ролями (как правило с главной роли) – это ролевая идентификация. Максимальное слияние с ролью называется ролевой идентификацией, а среднее и минимальное – дистанцированием от роли. Т. О. Социальная роль – есть маска, в которую облачается человек, попадая на люди. Правда она может срастись с ним: роль станет неотделимой частью собственного «я». Всё зависит от степени идентификации с ролью. Вопросы для контроля и самопроверки
- Как Вы считаете: соответствуют ли они исполняемой Вами роли?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1073; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.140 (0.009 с.) |