Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальные общности и группы.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общество – это совокупность взаимодействующих людей. Общество состоит из социальных общностей, групп, институтов и организаций. Базовой категорией общества являются общности. Общности – это относительно устойчивые реально существующие совокупности людей, которые отличаются более или менее сходными условиями и образом жизни. Интересами и могут выступать в качестве самостоятельного субъекта социального действия. Выделяют следующие общности: 1. Статистические (номинальные) – создаются для целей статистического учета (например,,городская общность). 2. Реальные – реально существующие объединения людей (например, на основе культурно- исторической самобытности-этносы, на основе родственных связей -семейные и т.д.). 3. Массовые общности (агрегаты) – выделяются на основе поведенческих различий. Агрегаты – это: А) Толпа – это случайное, кратковременное скопление людей, которых собрал в одном месте общий интерес. Черты толпы: анонимность, психическое заражение, внушение, подражание, готовность следовать за лидером. Различают 4 типа толпы: · Случайная - например, толпа зевак, очередь на автобус - у каждого свой интерес, свои цели; · Конвенциональная –например, болельщики футбола (собрались с заранее заданной целью); · Экспрессивная - например, дискотека - собрались для выражения чувств, эмоций; · Активная- проявляет себя в действии, например, фанаты футбола. Б). Публика – по мнению фр. социолога Г.Тарда, -представляет собой духовную общность. Это продукт Нового времени. Публика возникла в светских салонах и клубах 18 века, а ее расцвет в ХХ веке связан с распространением СМИ. Пример публики- театральные зрители. В) Аудитория – общность, которую собрал вместе учебный интерес. 4. Групповые общности – как разновидности социальных общностей (хотя в социологии есть противоположный подход, рассматривающий социальные общности как разновидности социальных групп). Общество - совокупность самых разных социальных групп. Само общество - самая большая социальная группа. Социальная группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих определённым образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. По Мертону, группа – это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе, и считаются ее членами с точки зрения других людей. Признаки группы. · Определенный способ взаимодействия (устойчивость) · Наличие общей цели; · Членство, чувство принадлежности к данной группе · Групповая идентичность (похожесть) · Однородность состава · Разделяемые ожидания каждого члена группы относительно других её членов (членство и ожидаемое поведение) В соответствии с этим определением два человека, ожидающие автобус на остановке, не будут группой, но могут ею стать, если начнут беседу, драку или другое взаимодействие с взаимным ожиданием (самолёт, очередь). Виды социальных групп: А) По характеру взаимоотношений: выделяют первичную и вторичную группу. · Первичная группа состоит их небольшого числа людей, между которыми устанавливаются прямые контакты, т.е. действуют непосредственные, личные связи (семья, группа друзей, бригада рабочих, исследовательская группа ). Первичные группы характеризуются неформальными, межличностными контактами с высоким уровнем эмоциональности (семья, школьный класс, студенческая группа, группа друзей и т.д.). · Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные связи, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определённых целей. В таких группах основное значение придаётся не личностным качествам людей, а их умению выполнять определённые функции. Именно так формируются и действуют социальные организации предприятий со своими подразделениями и должностными иерархиями. Личность каждого из людей почти ничего не значит для организации. Поскольку роли во вторичной группе чётко определены, часто её члены очень мало знают друг о друге. Но и в этих обезличенных вторичных группах образуются на основе неформальных отношений новые первичные группы. Вторичные группы лишены дружеских личностных контактов, все контакты функциональны, взаимодействие подчинено определенным целям (организация, спортивный клуб, производственный цех и т.д.). Б) По влиянию на поведение. · Каждый индивид выделяет некоторое множество групп, к которым он принадлежит, и определяет их как “мои ”. Это может быть «моя семья», «моя профессиональная группа», «моя компания» и т.п. Такие группы будут считаться ингруппами, т.е. теми, к которым он чувствует свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членами таким образом, что расценивает членов группы как МЫ. · Другие группы, к которым не принадлежит индивид – другие семьи, другие компании друзей, другие профессиональные круги и т.п. – будут для него аутгруппами, для которых он подбирает символические значения: «не мы», «другие». В современном обществе индивид принадлежит одновременно ко многим группам, поэтому большое число ингрупповых и аутгрупповых связей может перекрещиваться. Пример, студент более старшего курса будет рассматривать студента младшего курса как индивида, принадлежащего к аутгруппе, но студент младшего курса вместе со студентом старшего курса могут быть членами одной спортивной команды, где они входят в ингруппу. Следует отметить, что понятие ингруппы и аутгруппы важны потому, что соотнесение каждой личности к ним оказывает существенное влияние на поведение индивидов в группах.
В) По размерам: · Малые группы (3-5чел.) – группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Малыми группами считаются только те группы, в которых индивиды имеют личностные контакты каждый с каждым. Малая группа может быть как первичной, так и вторичной в зависимости от отношений, существующих между её членами. Малая группа распадается на диады (2), триады (3), квадры (4) и более крупные (5-6чел.) группы. Малые группы: - не ориентированы на групповые цели действия; - групповое мнение как постоянно действующий фактор социального контроля; - конформизм к групповым нормам. Малые группы являются основным объектом социологических исследований. · Средние группы –связаны одной деятельностью, имеют общие цели и интересы, но не находятся между собой в тесном контакте. (Например, жильцы подъезда). · Большие группы (более 5 чел.)– группа, в которой общественные отношения не являются непосредственным личным контактом. Большая группа может быть только вторичной. Большие группы имеют: - рациональные целеориентированные действия; - групповое мнение редко используется, контроль осуществляется сверху вниз; - конформизм к политике, проводимой активной частью группа. К большим группам часто относят общности · стратификационные (рабство, касты, сословия, классы) · этнические (расы, народности, племена, нации) · территориальные (выходцы из одной местности, горожане, селяне) · демографические (молодежь, дети, женщины) · профессиональные (шахтеры, учителя, врачи)
Г) Далее, социальные группы можно разделить на статистические и реальные. Практикующие социологи чаще всего имеют дело со с татистическими группами, т.е. выделенными по некой поддающейся измерению характеристике. (Например, горожане – это люди, живущие в поселениях, формально зарегистрированных как города.) Реальная же группа обладает, как правило, набором характеристик, за которыми скрывается имманентная данному субъекту сущность. (Горожанами считаются люди, живущие в городе и ведущие городской образ жизни с высокой степенью разнообразия трудовой и досуговой деятельности, преимущественно индустриальным и информационным трудом, высокой профессиональной и социальной мобильностью, высокой плотностью человеческих контактов при анонимности и формализованности общения.) Ясно, что при этом статистическая группа «горожане» лишь какой-то своей частью отвечает критерию урбанизованности, т.е. не все живущие в городе относятся к реальной группе «горожан». Реальные группы выступают субъектами и объектами реальных отношений (власти, эксплуатации и т.д.). Они обладают интересами, которые можно измерить; взаимной идентификацией; общими чертами ментальности; сходной мотивацией; символами; стилем жизни» для них характерны самовоспроизводство, отличная от других групп система социальных связей. Д) Референтная группа – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своём поведении и самооценке. Пример, мальчик, играя на гитаре или занимаясь спортом, ориентируется на образ жизни и поведение рок-звезды или спортивных кумиров.. Иногда референтная группа и ингруппа могут совпадать, например, в случае, когда подросток ориентируется на свою компанию в большей степени, чем на мнение учителей. В то же время и аутгруппа может быть референтной, Различают нормативные и сравнительные функции референтной группы. - Нормативны функции референтной группы: проявляется в том, что эта группа является источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций индивида. Пример, маленький мальчик, желая скорее стать взрослым, пытается следовать, нормам и ценностным ориентациям, принятым в среде взрослых; а эмигрант, приезжающий в другую страну, пытается быстрее освоить нормы и установки коренных жителей, чтобы не быть «белой вороной». - Сравнительная функция референтной групп: проявляется в том, что референтная группа выступает в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и других. Взрослый человек отбирает отдельные референтные группы, принадлежность или непринадлежность к которым для него особо желательна, и формирует Я-образ, основываясь на оценках этой группы. Е). Квазигруппы – спонтанные, неустойчивые группы, которые появляются непреднамеренно, случайно, в них отсутствует устойчивое ожидание, а взаимодействия, как правило, бывают односторонними (например, только беседа и никаких других видов действий). Квазигруппы имеют следующие отличительные черты: - Спонтанность образования; - Неустойчивость взаимосвязей; Отсутствие разнообразия во взаимодействиях (это либо только приём или передача информации, либо только выражение протеста или восторга и т.п.); Кратковременность совместных действий. Виды квазигрупп: аудитория, толпа Роли группы: 1) роль социализатора – научение жить по законам общества; 2) роль инструментальная – выполнение определённой работы, достижение определённой цели; 3) роль экспрессивная – стремление членов группы к социальному уважению и доверию (компания друзей); 4) поддерживающая роль – выплеск эмоций. Т.О. Не только общество, но и отдельный индивид живет по законам группы. Человек нуждается в группе и зависит от нее. Социальная группа – своеобразный посредник между обществом и отдельным человеком. Групповая динамика. В группахпроисходят повторяющиеся в определенной последовательности процессы:
Этнические общности. Древнегреческое слово «этнос» имеет около 10 значений: народ, толпа, племя, масса и т.д. В этнографической литературе под «этносом» принято понимать устойчивую общность людей, проживающих, как правило, на отдельной территории, имеющих свою самобытную культуру, язык, обладающих самосознанием. .Следовательно, этнос - явление социальное. Существуют два подхода к пониманию сущности этноса: - естественно-биологический (серед. XIX века,- Ж.А. де Гобино, С. Аммон, Ж. Ляпуж считали, что этнокультурное разнообразие человечества обусловлено генетическими различиями). - социокультурный - этнические общности рассматривает как элементы социальной структуры общества, в тесной взаимосвязи с другими социальными группами -классами, стратами, территориальными общностями и различными социальными институтами. Социоэтническая концепция Л.Н. Гумилева рассматривала этнос как биосферное явление. Главную роль в формировании этноса играет ландшафт. Ландшафт определяет возможность этнического коллектива при его возникновении, подсказывает род занятий и определяет культуру возникшей этнической целостности. Коль скоро разнообразны ландшафты, разнообразны и народы..Этнос - коллектив особей, противопоставляющий себя другим коллективам. Принципиальное различие этносов - в стреотипе поведения. Этнос - это не состояние, а природный процесс, наблюдаемый Вопросы для контроля и самопроверки: 1. Что понимается под социальными общностями? 2. Какова иерархия социальных общностей? 3. Какие типы толпы выделяют социологи? 4. Что такое социальная группа? По каким признакам можно классифицировать группы? 5. Каковы признаки малой группы? 6. Что такое этнос и каковы условия его формирования? 7. Дайте характеристику основным положениям теории этногенеза
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.254.200 (0.013 с.) |