Факторы, обуславливающие процесс социализации человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы, обуславливающие процесс социализации человека.



1. Семья. В любой цивилизации, в любом типе культуры семья выступает основной сферой первичной социализации личности. Для современного европейского общества процесс социализации протекает, в основном, в небольших по составу семьях. Как правило, ребёнок усваивает образ поведения, стиль жизни, которые характерны для его родителей.

2. «Отношения» равенства. Под ним понимается включение в «группу равных» (приятелей, друзей). Каждое новое поколение имеет несколько (или существенно) отличающиеся от предшествующих представления о своих правах и обязанностях. Взаимоотношения между сверстниками более демократичные, нежели между родителями и детьми.

3. Обучение в школе. С одной стороны этот процесс носит формальный характер и включает в себя определённый набор дисциплин. Наряду с этим в школе существуют и неформальные правила школьной жизни (авторитет педагога и его реакции на поведение учащихся).

4. СМИ. Сильнейший фактор воздействия на индивида.

5. Труд (общественно-полезная деятельность). Необходимые виды общественно-полезной деятельности являются важнейшим фактором социализации.

6. Организация. Различные объединения: молодёжные, спорт. клубы, религиозные.

В социологии принято различать понятия «агенты» и «институты социализации».

Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей,

Институты социализации – это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие её.

Т.к. социализация может быть первичной и вторичной, то соответственно могут быть агенты первичной и вторичной социализации.

Понятие «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение человека, стоит на первом месте по степени значимости его социализации.

К агентам первичной социализации относятся родители, братья, сёстры, дедушки, бабушки, родственники, друзья семьи, приходящие няни, сверстники, учителя, врачи, тренеры и т.п. Наиболее интенсивно первичная социализация происходит в первой половине жизни, хотя, по затухающей, она сохраняется и во второй.

Понятие «вторичная» относится к тем, кто находится за кругом ближайшего окружения человека и оказывает на него менее важное влияние. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их влияние, как правило, менее сильное, чем у первичных агентов.

Вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, в неё он сталкивается с институтами вторичной социализации: государством, производством, СМИ, армией, судом, церковью и др.

Следует отметить, что первичная социализация является сферой межличностных отношений. Вторичная социализация – сферой социальных отношений. Причём одно и то же лицо может выступать в роли агента как первичной, так и вторичной социализации. Однако между агентами первичной и вторичной социализации есть ряд различий:

· Агенты первичной социализации многофункциональны (отец-опекун, воспитатель, администратор, друг); а во вторичной одна-две функции.

· Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, в вторичной – нет. Обусловлено это тем, что первые универсальны. К примеру, родители и ровесники, вторые достаточно часто заменяют первых, беря на себя их функции социализации. Бывают и обратные ситуации. Родители и родственники.

· Агенты вторичной социализации получают деньги за выполнение своей роли, а агенты первичной – нет.

Процесс социализации проходит стадии (этапы или жизненные циклы ), которые, как правило, соотносятся с основными жизненными циклами: детство, юность, зрелость, старость ( критерии социализации - время физического и социального созревания; особенности доминирующих форм деятельности; основные социальные институты -"агенты" социализации):

1. Детство (с рождения и до 11 – 13 лет) – на 70% формируется личность, под влиянием родителей. Самый незащищенный этап. Ребенок учится, "примеривает" на себя различные социальные роли — мамы, папы, воспитательницы детского сада, продавца магазина и многие другие. Институты социализации: семья, дошкольное учреждение, школа.

2. Юность, тинэйджеры - (13 – 19 лет) – завершается время формирования личности. Основная форма деятельности – учеба. Выбор профессии. Много амбиций, склонность к необдуманному риску, непризнание авторитетов, половое созревание, но -зависимость от родителей.

3. Зрелость (19 – 60 лет) - экономическая независимость, семья, дети, карьера, полное рас­крытие личностного потенциала и реализация амбиций.

4. Старость (с пенсионного возраста: у женщин в России- с 55 лет, у мужчин - с 60 лет). Осмысление пройденного жизненного пути, его оценивание. Накоплен богатый опыт, но он не востребован. Человек выключен из активной производственной деятельности. Не очень хорошее физическое состояние чело­века. Болезни. Сужается круг общения. Потеря друзей. На этом этапе социализации личности особую роль иг­рают социальные институты со­циальной защиты и оказания морально-психологической по­мощи.

В примерных рамках этих циклов происходит обретение человеком политической, экономической и социальной самостоятельности и одновременно протекает процесс формирования личности. В начальной стадии социализации (детство, юность) мы имеем дело с индивидом, постепенно осознающим своё социальное «Я», на третей и четвёртых стадиях, при успешном протекании процесса социализации, - с личностью.

 

Вопросы для контроля и самопроверки



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.007 с.)