Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Факторы, обуславливающие процесс социализации человека.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Семья. В любой цивилизации, в любом типе культуры семья выступает основной сферой первичной социализации личности. Для современного европейского общества процесс социализации протекает, в основном, в небольших по составу семьях. Как правило, ребёнок усваивает образ поведения, стиль жизни, которые характерны для его родителей. 2. «Отношения» равенства. Под ним понимается включение в «группу равных» (приятелей, друзей). Каждое новое поколение имеет несколько (или существенно) отличающиеся от предшествующих представления о своих правах и обязанностях. Взаимоотношения между сверстниками более демократичные, нежели между родителями и детьми. 3. Обучение в школе. С одной стороны этот процесс носит формальный характер и включает в себя определённый набор дисциплин. Наряду с этим в школе существуют и неформальные правила школьной жизни (авторитет педагога и его реакции на поведение учащихся). 4. СМИ. Сильнейший фактор воздействия на индивида. 5. Труд (общественно-полезная деятельность). Необходимые виды общественно-полезной деятельности являются важнейшим фактором социализации. 6. Организация. Различные объединения: молодёжные, спорт. клубы, религиозные. В социологии принято различать понятия «агенты» и «институты социализации». Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей, Институты социализации – это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие её. Т.к. социализация может быть первичной и вторичной, то соответственно могут быть агенты первичной и вторичной социализации. Понятие «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение человека, стоит на первом месте по степени значимости его социализации. К агентам первичной социализации относятся родители, братья, сёстры, дедушки, бабушки, родственники, друзья семьи, приходящие няни, сверстники, учителя, врачи, тренеры и т.п. Наиболее интенсивно первичная социализация происходит в первой половине жизни, хотя, по затухающей, она сохраняется и во второй. Понятие «вторичная» относится к тем, кто находится за кругом ближайшего окружения человека и оказывает на него менее важное влияние. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их влияние, как правило, менее сильное, чем у первичных агентов. Вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, в неё он сталкивается с институтами вторичной социализации: государством, производством, СМИ, армией, судом, церковью и др. Следует отметить, что первичная социализация является сферой межличностных отношений. Вторичная социализация – сферой социальных отношений. Причём одно и то же лицо может выступать в роли агента как первичной, так и вторичной социализации. Однако между агентами первичной и вторичной социализации есть ряд различий: · Агенты первичной социализации многофункциональны (отец-опекун, воспитатель, администратор, друг); а во вторичной одна-две функции. · Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, в вторичной – нет. Обусловлено это тем, что первые универсальны. К примеру, родители и ровесники, вторые достаточно часто заменяют первых, беря на себя их функции социализации. Бывают и обратные ситуации. Родители и родственники. · Агенты вторичной социализации получают деньги за выполнение своей роли, а агенты первичной – нет. Процесс социализации проходит стадии (этапы или жизненные циклы ), которые, как правило, соотносятся с основными жизненными циклами: детство, юность, зрелость, старость ( критерии социализации - время физического и социального созревания; особенности доминирующих форм деятельности; основные социальные институты -"агенты" социализации): 1. Детство (с рождения и до 11 – 13 лет) – на 70% формируется личность, под влиянием родителей. Самый незащищенный этап. Ребенок учится, "примеривает" на себя различные социальные роли — мамы, папы, воспитательницы детского сада, продавца магазина и многие другие. Институты социализации: семья, дошкольное учреждение, школа. 2. Юность, тинэйджеры - (13 – 19 лет) – завершается время формирования личности. Основная форма деятельности – учеба. Выбор профессии. Много амбиций, склонность к необдуманному риску, непризнание авторитетов, половое созревание, но -зависимость от родителей. 3. Зрелость (19 – 60 лет) - экономическая независимость, семья, дети, карьера, полное раскрытие личностного потенциала и реализация амбиций. 4. Старость (с пенсионного возраста: у женщин в России- с 55 лет, у мужчин - с 60 лет). Осмысление пройденного жизненного пути, его оценивание. Накоплен богатый опыт, но он не востребован. Человек выключен из активной производственной деятельности. Не очень хорошее физическое состояние человека. Болезни. Сужается круг общения. Потеря друзей. На этом этапе социализации личности особую роль играют социальные институты социальной защиты и оказания морально-психологической помощи. В примерных рамках этих циклов происходит обретение человеком политической, экономической и социальной самостоятельности и одновременно протекает процесс формирования личности. В начальной стадии социализации (детство, юность) мы имеем дело с индивидом, постепенно осознающим своё социальное «Я», на третей и четвёртых стадиях, при успешном протекании процесса социализации, - с личностью.
Вопросы для контроля и самопроверки
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.250 (0.007 с.) |