Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Личностные причины конфликтов.

Поиск

Эти причины связаны прежде всего с индивидуально-психическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми: субъективная оценка поведения партнёра как недопустимого; низкая конфликтоустойчивость; плохое развитие эмпатии ( способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей ); неадекватный уровень притязаний.

 

Структура и типы конфликтов

Т.к. конфликт – это процесс, то и его структура представляет собой совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность.

Основные компоненты структуры:

1. Участники конфликта- это те субъекты конфликта, которые совершают активные действия против друг друга. Оппонент (с лат. возражающий, противник в споре). Можно выделить (но не всегда) роль инициатора (сторона, которая первой начала конфликтное действие).

Группы поддержки: силы, которые стоят за оппонентами, это отдельные индивиды или группы. Они либо активными действиями, либо только своим присутствием, молчаливой поддержкой могут воздействовать на развитие конфликта, его исход.

Другие участники: субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Подстрекатель – это лицо, организация или государство, подталкивающее другого участника к конфликту. Его задача – спровоцировать, развязать конфликт. Организатор – лицо или группа, планирующее конфликт и его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников и т.п. Медиаторы – посредники, судьи. Третья сторона в конфликте – решает задачу прекращения конфликта.

2. Предмет конфликта. Это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта. Это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.

3. Объект конфликта. Это конкретная материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, принцип, норма) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.

4. Микро- и макросреда. Это условия, в которых находятся и действуют участники. Окружающая реальность – политическая, экономическая, национальная ситуация в стране. Или взаимодействие в группе, профессиональном коллективе.

Типы конфликтов.

1. По сферам: экономические,политические,идеологические,этнические,религиозные.бытовые и т.д.;

2. По зонам разногласий: личностный - Эта зона включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Такие конфликты могут быть связаны, например, с излишней зависимостью или с ролевой напряженностью. Это чисто психологический конфликт, но он может оказаться катализатором для возникновения группового напряжения, если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов группы; .межличностный -Эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп, В этом конфликте индивиды стоят "лицом к лицу", как два боксера, и еще подключаются отдельные личности, не образующие группы;

· межгрупповой - Некоторое число индивидов, образующих группу (т.е. социальную общность, способную на совместные скоординированные действия), вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конфликта, потому что индивиды, приступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к себе;

· конфликт принадлежности - происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель;

· конфликт с внешней средой - Индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне (прежде всего со стороны культурных, административных и экономических норм и предписаний). Часто они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.

3. По публичности конкуренции: открытые (есть противоречие, определены конфликтующие стороны, борьба ведётся открыто) скрытые -(есть противоречие, но противники скрыты)

4.. По временным характеристикам: кратковременные (решаются за короткие сроки: 1-2 дня) долговременные (затягиваются на продолжительный срок)

5. По внутреннему содержанию: рациональные (разумные, имеют определенную причину) эмоциональные (из-за личной неприязни, ненависти).

4. Динамика и функции конфликта (этапы протекания конфликта)

I. Предконфликтная стадия (латентная стадия) - формирование конфликтной ситуации. (поиск причины, оценка ресурсов, поиск сторонников и объекта агрессии, формирование стратегии, разведка) Формирование конфликта. На этой стадии происходит формирование противоречий, выдвижение требований (формальные лидеры, конфликтная группа).

II. Непосредственно конфликт - стадия активных действий, инцидента - событие, активизирующее действия участников конфликта. Эскаляция – прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства.

III. Разрешение конфликта - изменение конфликтного поведения, завершение инцидента. (Варианты: компромисс, взаимные уступки, истощение ресурсов, полное устранение соперника).

IV. Постконфликтная стадия - окончательное устранение противоречий, снятие психологической напряженности, прекращение любой борьбы.

Налицо двойственный характер функций конфликта. Это связано с тем, что отсутствуют чёткие критерии различия конструктивных и деструктивных конфликтов. Необходимо учитывать, что для кого-то из участников он – конструктивен, а для кого-то – деструктивен.

Конструктивные функции: (для социального окружения)

· Активизирует социальную жизнь;

· Высвечивает нерешённые проблемы и приводят к их разрешению;

· Приводят группу к пониманию интересов её членов;

· Сплочение группы перед внешней опасностью;

Негативные функции:

· Нарушение системы отношений: усиливают ожесточение, ведут к разрушениям и кровопролитию;

· Ухудшение социально-психологического климата, качества совместной деятельности;

· Снижение сплочённости группы;

· Отвлечение членов группы от решения насущных проблем.

Вопросы для контроля и самопроверки.

1.Что представляет собой конфликт? Каковы виды конфликта?

2.Каковы стадии протекания конфликта?

3.Какие противоречия и конфликты отмечались в России на рубеже ХХ- ХХ1 веко?

4.Какие существуют способы управления конфликтом и его разрешения7

5. В чем специфика социальных конфликтов в спортивной группе?

Каковы пути их разрешения?

 

Тема1 1. Социальные институты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.46.95 (0.007 с.)