Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 10. Социология конфликта.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие конфликта и история изучения конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Структура и типы конфликтов. Динамика и функции конфликтов. Понятие конфликта и история изучения конфликтов.
Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Чтобы найти правильное решение проблемы весьма полезно знать, что такое конфликт, как он разворачивается, через какие фазы проходит и как разрешается. В этом смысл изучения конфликтов. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении. Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. История изучения конфликта Наиболее значительный вклад в развитие социологии конфликта внесли такие крупные исследователи XIX – XX вв., как К.Маркс, Г.Зиммель, Р.Дарендорф, Л.Козер. К.Маркс считал, что все сферы практически-духовной жизни людей существуют в условиях конфликтности. Большая часть этих конфликтов имеет политико-экономическую природу и проявляется как столкновение противоположных экономических и политических интересов антагонистически ориентированных классов. Именно противоречия между уровнем производительных сил и характером производственных отношения являются источником социального конфликта. Их несоответствие превращает производственные отношения на определённом этапе в тормоз для развития производительных сил. Отсюда и возникает конфликт. Поэтому и возникает объективная потребность в разрешении данного противоречия. Единственный способ разрешения конфликта – социальная революция. В результате социальной революции исчезнет сама возможность возникновения социально-классовых конфликтов. Теория Маркса является классической диалектической моделью социального конфликта. Функциональная теория. Г.Зиммель (нем.) считает конфликт неотъемлемым элементов социальной жизни. Он полагал, что одна из причин такого положения вещей коренится в особенностях природы людей, в их психофизиологических качествах. Далеко не всегда конфликты заслуживают негативной оценки, ибо не все из них ведут к разрушению социальных структур и к опасным социальным изменениям. Зачастую они выполняют конструктивные функции (ПРИМЕР)Особенно хороши для этого не слишком острые и не слишком напряжённо-интенсивные конфликты. Зиммель утверждает, что острота и динамика конфликта напрямую зависит от эмоциональной вовлечённости участников в существо спорных вопросов. «Конфликтная модель общества» Ральфа Дарендорфа (нем.- выдвинул тезис о принципиальной неустранимости конфликтов из социальной жизни. Основными признаками любого общества он считает факторы господства, подавления сопротивления и конфликтности отношения. свои групповые интересы, с готовностью объединяются в классы, между которыми также вспыхивают регулярные столкновения. Конфликт может возникнуть в любой организации (в больнице, университете и т.д.), где вообще существуют управляющие и подчиненные.Разрешение конфликта в организации направлено на перераспределение авторитета и власти в ней. По Даррендорфу, термин “регулирование” относительно конфликта гораздо точнее, чем термин “разрешение”. Понятие “разрешение конфликта” вводит в заблуждение, ибо полное устранение конфликта невозможно. Для успешного регулирования конфликта, по мнению Дарендорфа, важны три обстоятельства 1) признание различных точек зрения; 2) высокая организованность конфликтующих сторон; 3) наличие правил игры. Теория «позитивно-функционального» конфликта Льюиса Козера (амер.). работа «Функции социального конфликта». Считал конфликт неустранимым из социальной жизни. “ Социальный конфликт - это борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьба, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника”. Козер делает упор на позитивные функции конфликта, на его стабилизирующую роль в поддержании динамического равновесия социальной системы. К основным причинам конфликтов Козер относит дефицит ресурсов и нарушение принципов социальной справедливости при их распределении. Конкретными инициаторами обострения отношений и доведения их до степени конфликтов являются чаще всего представители тех групп, которыесчитают себя социально ущемлёнными. Социальный конфликт способен стать и средством стабилизации внутригрупповых отношений, и чреват социальным взрывом. Это зависит от характера социальной структуры, под воздействием которой и развивается конфликт. Козер выделяет следующие функции конфликта: 1) разрядка напряженности, т. е. конфликт служит “выхлопным клапаном” напряжения; 2) коммуникативно-информационная, т. е. люди в результате столкновений проверяют друг друга, получают новую информацию об окружающей среде и узнают свое соотношение сил; 3) созидание, т. е. противоборство помогает группе сплотиться, а не разрушиться в трудную минуту; 4) интеграция социальной структуры, т. е. конфликт не разрушает целостность, а поддерживает ее; 5) нормотворчество, т. е. конфликт способствует созданию новых форм и социальных институтов Вывод: конфликт – это противоборство социальных субъектов, возникающее из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностных притязаний, и предполагающих нейтрализацию, ущемление или уничтожение противника.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.104 (0.009 с.) |