Социальные институты и организации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные институты и организации.



Социальный институт (лат. institutum – установление, учреждение) – система созданных людьми ограничений, соблюдение которых обеспечивается механизмами принуждения. В качестве механизмов принуждения могут выступать как санкции за невыполнение правил, так и различные поощрения за следование им. Санкции и поощрения могут носить как материальный, так и нематериальный характер.

следующие социальные институты:

1. домашние учреждения (различные виды брака, семьи, положение женщин, положение детей…)

2. обрядовые учреждения (формы обращения, титулы, знаки отличия и одежда, отличия классов)

3. политические учреждения (политическая организация, политические формы и силы, политические главы: вожди, короли и т.п.)

4. церковные учреждения (история становления церкви от идей первобытных людей, церковной системы как общественной связи, отношений церкви и государства)

5. профессиональные учреждения (анализ деятельности самых различных профессий — врачей и хирургов, танцоров и музыкантов)

6. промышленные учреждения

Всякий социальный институт устойчивая структура «социальных действий». «Нечто подобное органу в живом организме: это узел деятельности людей, сохраняющийся стабильным на протяжении определенного периода времени и обеспечивающий стабильность всей социальной системы».

Социальные институты - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, призванные обеспечить надежность социальных групп, общества в целом. Социальные институты предопределяют жизнеспособность любого общества. Говорят об институте государства, семьи, церкви, образования и т.д.

обладание такими чертами, как:

- постоянное и прочное взаимодействие между участниками связей и отношений;

- четкое определение функций, прав и обязанностей, которые обеспечивают взаимодействие каждого из - участников связи;

- регламентация и контроль за этим взаимодействием субъектов;

- наличие специально подготовленных кадров, обеспечивающих функционирование социальных институтов, и т.д.

Институты могут быть культурными (религиозные, связанные с образованием, искусством), интегративными, (связанными с социальными ролями).

Источниками развития являются (внутренние) и (внешние) факторы.

Среди внешних важнейшие - воздействия на социальную систему элементов культуры и личностей. Большое влияние на социальный институт, может оказать выдающаяся личность (Лютер, Петр I, Ленин).

Внутренние изменения происходят из-за того, что тот или иной институт перестает выполнять свои функции, не достигает цели, которая стоит перед ним.

Процесс упорядочения и формализации социальных связей и отношений имеет большую и порой драматическую историю и называется институционализацией. Этот процесс невозможен без появления соответствующей социальной потребности — материальной, физиологической или духовной. Институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве людей, в воспитании детей, формировании отношений между полами, поколениями, социальной адаптации.

История развития социальных институтов — это, по сути, постепенное превращение институтов традиционного типа в современные социальные институты, это касается институтов семьи, права, церкви. Затем сформировались и политические институты.

Социальные институты специализируются по функциям: вожди племен, совет старейшин, церковь, государство и т.д. В Новом и Новейшем времени в качестве ведущих выступают институты государства, науки, образования и другие

В более «развитых» обществах не структуры родства, а социальные институты, такие, как государство, церковь, бизнес, университеты и профессиональные организации, играют решающую роль.

Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействий и отношений конкретных субъектов (индивидов, групп, общностей). Но он не сводится к сумме этих субъектов и их взаимодействий. Социальный институт носит надындивидуальный характер, обладает собственным, новым системным качеством и своей логикой развития. Итак, социальные институты — это организованные социальные системы, выполняющие определенные функции, с устойчивой структурой, интегрированными элементами.

Еще однин важный компонент - создание его материальной, финансовой, ресурсной базы. Формирование - стихийно или сознательно.

Выделяют 4 основных социальных института: 1) институт семьи, выполняющий наиболее важную функцию — воспроизводство членов общества, 2) институт здравоохранения, 3) институт социальной защиты и 4) в более широком плане — государства. другая важная функция — социализация. В рамках государства есть еще функции производства и распределения.

Политические институты государство, партии, профсоюзы и другие общественные организации — занимаются вопросами производства, социальной защиты и санкций. Социально-культурные и воспитательные институты, они помогают решать проблемы социализации субъектов, индивидов, церемониально-символическими.

С социальными институтами тесно связаны социальные организации.

Социальная организация — это в широком смысле любая организация в обществе; в узком смысле — социальная подсистема организации. Термин «организация» (от франц. устраиваю) используется в нескольких значениях: 1) как элемент социальной структуры общества; 2) как вид деятельности какой-либо группы; 3) как степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования элементов системы.

Социальная организация оформляет социальные группы в коллектив. Они создаются для реализации определенных целей, стремятся как можно быстрее и эффективнее достичь этой цели. Социальная организация — это сложная система связанных между собой социальных позиций и ролей входящих в нее членов. Она дает возможность индивиду реализовать свои потребности и интересы в тех границах, которые устанавливаются социальным статусом человека, нормами и ценностями, принятыми в конкретной социальной организации.

Строятся по вертикали и по горизонтали. В вертикальных структурах всегда имеются управляющая и управляемые подсистемы. Управляющая система координирует функционирование горизонтальных структур. Построение организации по вертикали обеспечивает достижение единства целей, придает организации эффективность и стабильность функционирования. (В производственной организации, как правило, имеются техническая, экономическая, управленческая, социальная подсистемы. Социальная организация объединяет своих членов общими интересами, целями, ценностями, нормами). Всякая социальная организация характеризуется особым кооперативным эффектом.

Наиболее распространенными типами организации являются формальные и неформальные

1. возникает в результате соответствующего административного, политического решения, в ее основе лежит разделение труда, ей присуща глубокая специализация, создается иерархия: руководитель — подчиненные. Формальная организация стремится превратиться в бюрократическую систему. Главное достоинство бюрократии — высокая хозяйственная и экономическая эффективность. Ее обеспечивают точность и быстрота в работе. Бюрократия стремится к тому, чтобы исключить собственно личные интересы субъектов, занятых в сфере управления, перевести эти интересы во всеобщие интересы организации.

2. Появляются не по приказу или решению администрации, а стихийно или сознательно для решения социальных потребностей. В них действуют свои, отличные от формальных структур нормы межличностного и межгруппового общения. Они возникают и действуют там, где формальные организации не

 

 

 

Также социальный институт можно определить как:

Деятельность социального института определяется: 1) набором специфических социальных норм, регулирующих соответствующие типы поведения; 2) интеграцией в социально-политическую, идеологическую, ценностную структуры общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу деятельности; 3) наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное функционирование.

Виды социальных институтов:

  • реляционные – определяют ролевую структуру общества в системе отношений;
  • регулятивные – определяют нормы поведения в обществе и санкции, карающие за нарушение этих норм (сюда относятся все механизмы социального контроля);
  • культурные – связанные с идеологией, религией, искусством ит. д.;
  • интегративные – обеспечивают интересы социальной общности как целого.

Функциисоциальныхинститутов:

  • регулируют действия членов общества в рамках социальных отношений;
  • обеспечивают устойчивость общественной жизни;
  • обеспечивают интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов;
  • осуществляютсоциальныйконтроль.

Религиозный институт относится к несветской культуре, но играет очень важную роль в жизни многих людей как система норм культурного поведения, т. е. служения Богу.О социальной значимости религии в мире говорят следующие статистические данные о числе верующих в начале XXI века: из 6 млрд населения земного шара более 4 млрд – верующие.

Религия – система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным.

Среди основных функций религии как социального института можно отметить следующие:

  • психологическая
  • социальная
  • средство социального контроля

Социология религии уделяет большое внимание выяснению социальных функций, которые выполняет религия в обществе. В результате социологи сформулировали различные точки зрения на религию как социальный институт.

Так, Э. Дюркгейм считал, что религия – продукт человека или социальной группы, нужный для морального единства, выражение коллективного идеала.Бог – отражение этого идеала. Функции религиозных церемониалов Дюркгейм видит в:

  • сплочении людей – собрании для выражения общих интересов;
  • ревитализации – оживлении прошлого, соединения настоящего с прошлым;
  • эйфории – общем принятии жизни, отвлечении от неприятного;
  • порядке и обучении – самодисциплине и подготовке к жизни.

М. Вебер уделял особое внимание изучению протестантизма и выделял его позитивное влияние на развитие капитализма, определившего такие его ценности, как:

  • упорный труд, самодисциплина и самоограничение;
  • приумножениеденегбезрасточительства;
  • личный успех как ключ к спасению.

Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях.Происходит «наложение» религиозных отношений на другие общественные отношения.

Формы религиозных организаций:

  • церковь
  • деноминация – религиозная организация, действующая внутри общества, не требующая преданности от членов общества
  • секта – религиозная организация, отрицающая ценность остального мира, требующая от своих членов активного подтверждения своей преданности и неукоснительного выполнения ритуалов
  • культ (тоталитарная секта) – особый тип религиозной или псевдорелигиознойорганизации, деятельность которой представляет опасность для жизни и здоровья граждан.

Семья как социальный институт выделяется из всей системы существующих в обществе институтов. Трудно найти другой социальный институт, в рамках которого удовлетворялось бы такое число общезначимых и повседневных потребностей. Семья выступает основным носителем культурных образцов, передаваемых по наследству, в ней человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

Семья - основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственности за воспитание детей.

В социологии выделяются три основных типа семьи:


1. Традиционная (патриархальная) семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж – кормилец, жена – хозяйка); в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.

2. Нетрадиционная семья. В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей первого типа без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд.

3. Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны: а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозависимость супругов в решении бытовых проблем (так называемая «ролевая симметрия»); б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; в) эмоциональная насыщенность отношений.

Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые установки мужчин носят более традиционный характер, нежели их фактические поведение, либо, наоборот, при демократических ролевых установках мужчины мало участвуют в ведении домашнего хозяйства.

Семья призвана выполнять следующие функции:

  • социально-биологическую – удовлетворение сексуальных потребностей и потребностей в продолжении рода;
  • воспитание, социализация детей;
  • экономическую, которая проявляется в организации хозяйственно-бытовой жизни всех членов семьи, включая обеспечение жильем и необходимой инфраструктурой;
  • политическую, которая связана с властью в семье и управлением ее жизнедеятельностью;
  • социокультурную – регулирование всей духовной жизни семьи.

Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

Виды брака

Наименование вида Его характеристика
Юридический брак Союз мужчины и женщины. Добровольный союз. Союз, заключенный с соблюдением определенных правил, установленных законом. Союз, целью которого является создание семьи. Союз, который порождает взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов
Гражданский брак Это длительное открытое совместное проживание мужчины и женщины в незарегистрированном на законных основаниях браке, даже если они ведут совместное хозяйство и воспитывают общих детей. Такой брак порождает лишь отношения материнства и отцовства, которые создают определенный объем прав (например, право детей наследовать имущество любого из родителей). Сожители (с юридической точки зрения супругами их назвать нельзя) не могут по закону наследовать имущество друг друга
Церковный брак Это брак, который в России не влечет юридических последствий с точки зрения государства и регулируется только нормами внутрицерковного (канонического) права

 

Разные общества устанавливают различные образцы брачных связей. Каждое общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы. Это явление называется экзогамией. В современном обществе запрещены браки между родственниками, чтобы избежать кровосмешения. Так, нравственные нормы запрещают мужчине жениться на сестрах, двоюродных сестрах и близких родственниках.

Напротив, существуют противоположные требования, когда выбор партнера в браке возможен лишь в пределах своей группы. Такой культурный образец брачных связей называется эндогамией. Подобное требование встречается в примитивных обществах. В современных обществах распространена расовая и сословная эндогамия, когда запрещается выбирать партнера из иной расовой группы и нищих слоев общества. Эндогамия характерна для закрытых групп, подобно кастам.

Для большинства современных обществ существует только одна форма супружества – моногамия, то есть брак одного мужчины с одной женщиной. Однако в развитии большинства обществ практиковались полигамии, то есть формы брака, при которых существует более одного партнера в супружестве. Выделяют три формы полигамии. Во-первых, групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся между собой в брачных отношениях. Во-вторых, в обществах Южной Индии и Тибета существует такая форма полигамного брака, как полиандрия, когда одна женщина имеет несколько мужчин в силу того, что численность мужского населения значительно больше женского. Здесь считается нормальным, когда женщина, выходя замуж, автоматически становится женой всех братьев своего мужа, и они живут вместе. В-третьих, наиболее распространенной формой полигамного брака является полигиния (многоженство), преобладающая в странах Востока.

Культура — это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества.

Предметом социологического изучения культуры может быть:

1)вся система культуры как единое целое или любой из ее видов, взятый во взаимодействии с другими общественными системами;

2)каждый из элементов культуры, взятый в соотношении с другими элементами или другими системами общества;

Основные принципы изучения культуры:

1)Культура - качество духовной жизни общества, т.е. соотношение понятий общество и культура надо рассматривать не как соотношение целого и части, а как соотношение целого и его качества;

2)Культура связана с творческой деятельностью и является неотъемлемой характеристикой человеческого разума, свидетельствует о его преобразующей силе;

3)Культуру важно рассматривать как совокупность материальных и духовных ценностей;

4)эстетический компонент культуры - специфическое проявление ценностного отношения человека к миру и сфере деятельности людей;

Элитарная культура Ее элементы создаются профессионалами, ориентирована на определенную подготовленную аудиторию.

Народная культура. Создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование практически неотделимо от повседневной и практической жизни.

Массовая культура (феномен общества XX века) Это кино, печать, поп-музыка, мода. Она создается профессионалами, однако общедоступна, ориентирована самой широкой аудитории, потребление ее продуктов не требует специальной подготовки.

Субкультуры - ч асти культуры, присущие определенным соц. группам, или связанные с определенными видами деятельности (молодежная субкультура).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 979; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.042 с.)