Источники и факторы культурной динамики: инновация, наследование, диффузия, синтез. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники и факторы культурной динамики: инновация, наследование, диффузия, синтез.



Культурная динамика

Выделяются несколько источников формирующих и поддерживающих культурную динамику:

Инновация как изобретение или выработка новых идей, моделей, нацеленных на культурные изменения.

Диффузия - распространение культуры путем взаимопро-никновения. Изучение матер. К-ры, обрядов, искусства и мифологии позволили убедительно раскрыть роль диффу-зии в формировании любого локального культурного типа.

Синтез — это взаимодействие и соединение разнородных элементов, при кот. возникает культурное явление, течение, стиль, отличающиеся от обоих составляющих компонентов и имеющее собственное качественное содержание или форму. В совр. условиях синтез становится важным источ-ником преобразования социокультурной сист. многих развивающихся стран.

Прогресс есть такое направление развития, которое хар-ся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Наследование – прямая передача сформированных свойств, традиций, знаний.

 

Инновация (англ. innovation) — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии.

Само понятие «инновация» впервые появилось в научных исследованиях культурологов (прежде всего немецких) ещё в середине XIX века и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую.. В 20-х годах прошлого века стали изучаться закономерности технических инноваций. Позднее (в 60-70-х годах) начинает складываться специальная междисциплинарная область научного знания - инноватика.

Специалисты по инноватике используют накопленные данные самых различных наук - инженерии, экономики, социологии, психологии, акмеологии, технической эстетики, культурологии и т.д.

Инноватика сегодня - это наука о том, какими должны быть технологии создания новых вещей (в широком смысле слова).

1. Инновационная культура - это знания, умения и опыт. Инновационная культура – это профессиональное качество. Педагог, как субъект культуры преобразует (обновляет) окружающий его мир, нацелен на постоянный поиск нового в цели, содержании, методах и формах обучения и воспитания детей.

Исходной базой инновационной культуры педагога являются общекультурные (социокультурные) качества личности: 1) духовность, 2) гражданственность и 3) эрудиция, поскольку все они пронизывают содержание образовательного процесса и должны постепенно становится свойствами учащихся.

Профессиональными качествами являются: 1) знание предмета, 2) технологическая культура и 3) психологическая культура. О психологической культуре надо сказать особо. Педагог находится в непосредственном контакте с людьми, более того, - с детьми. Психологическая культура нужна не только педагогам, она объективно необходима представителям многих профессий. Без нее никакие инновации возникать не могут.

2. Культурная диффузия -взаимное проникновение культурных черт из одного общества в другое при их соприкосновении. Диффузия обозначает стихийное взаимопроникновение и обогащение культур. Каналами К.Д. служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др.

К.Д. два ее направления:
1) горизонтальное распространение наблюдается между несколькими этносами, равными по статусу.

2) вертикальное распространение элементов культуры происходит между субъектами с неравным статусом, его называют стратификационной К.Д. (заимствование аристократией элементов простонародного говора). Стратификационная К.Д. имеет два направления: восходящее (сверху вниз) и нисходящее (снизу вверх). К.Д. предполагает один очаг высокой культуры, из которого по всем странам мира распространяются его достижения.

Наследование

В ходе развития, проходящего под генетическим контролем, в нервной системе формируется определенная структура, обеспечивающая требуемое поведение. Пчела рождается готовой сообщать о местонахождении пищи посредством танца, а енот-полоскун врожденно склонен к полосканию пищи в воде.

Существует и второй способ приобретения приспособительных поведенческих признаков, называемый культурным наследованием, то есть передачей признака в результате обучения. По мере совершенствования механизма культурного наследования. Приспособленность индивида все больше определялась не тем, что он унаследовал биологически, а тем, чему он научился. Обратите внимание: биологическое наследование в типичном случае идет без наследования приобретенных признаков, а социальное, культурное — с их наследованием.

КУЛЬТУРНЫЙ СИНТЕЗ

Это - Соединение и взаимопроникновение культурных сфер или систем ценностей, приводящие к появлению нового социокультурного феномена. Имеется в виду не внешнее сопряжение каких-то областей и элементов культуры, а “созидательный синтез”, возникающий в результате взаимопроникновения. Культурный синтез - взаимодействие видов искусства.

Процесс образования и результаты культурного синтеза характеризуются двумя важными моментами:

1. культура пользуется знаками, несущими определенное содержание, но культурный смысл предметов и явлений порой имеет мало общего с их собственными знаками и значениями.

2. любую сферу человеческой жизнедеятельности можно рассматривать как подсистему культуры, напр. экономика определяется исторически сформированными культурными нормами и ценностями.

Культурный синтез — это воссоздание единства духа культуры при сохранении различий его форм.

 

Проблема времени в культуре.

 

два разных подхода ко времени – как ценности, как невозобновляемого ресурса, которым надо умело распоряжаться (подход Посидония и Сенеки) – и отношение ко времени как к некоему аналогу вечности – обыгран в шутливом тоне на примере взаимоотношения героев юмористического произведения. В реальности эти два взаимоисключающих подхода изначально конфликтны (желающие могут это проверить при случае на себе). Вопрос о времени и информационных технологиях в современной культуре также актуален: чем в действительности является домашний компьютер (с периферией, играми, Интернетом и т.д.) – незаменимым помощником или отъявленнейшим хронофагом (пожирателем времени)?

 

Культура возникла одновременно с человеком.

Проблема времени в культуре- это важнейший аспект модели мира, характеристика длительности существова-ния, ритма, темпа состояний культур в целом и ее элемен-тов.

Переход от «природы» к «культуре»-создание совместного времени.

Время в культуре:

-Образование ритуалов (повторяемость)

-Древнееврейская культура(взгляд в будущее-линейное время культуры-понимание времени культуры как исто-рии)

-Истории о сотворении мира и Адама (общая для всего человечества история)

-В Др.Греции введение досуга и обучение в форме игры (человек «обладает» временем)

Христианство: рассматривает смыслообразующие функ-ции начала и конца и их отношение к каждому моменту настоящего (линейность совместного времени, введение всех культур в историю)

Сущность социокультурного кризиса. Пути выхода из социокультурного кризиса.

Кризис социокультурный

- Нарушение баланса структурной упорядоченности социокультурной системы, эффективности взаимосвязей между ее компонентами, что в конечном счете ведет к понижению уровня социокультурной интегрированности.

Кризис социокультурный может быть вызван причинами и внешнего, и внутреннего для сообщества происхождения.

1. Внешние причины - изменение природно-климатических условий в зоне обитания сообщества, агрессия или покорение одного сообщества другим.

В обоих приведенных случаях изменившиеся условия существования сообщества приводят к серьезным переменам в стереотипах сознания и поведения людей, начинает разрушаться система социально интегрирующих мотиваций, функциональных взаимодействий между людьми; в сознании людей начинает доминировать принцип "каждый за себя" и т.п.

2. Внутренние причины могут быть связаны:
с политическим кризисом в сообществе и падением эффективности работы институтов социальной регуляции, что в свою очередь ведет к росту криминальных форм поведения населения,

с социально-экономическим кризисом, ведущим к серьезным изменениям в потребностей людей

с кризисом господствующей идеологии (светской или религиозной)

с нарастанием неравномерности развития различных областей социальной жизнедеятельности в сообществе, когда сообщество "застревает" в положении, при котором регуляторы социальной жизни уже деградировали,), а новые еще не сложились или не начали функционировать.

Практические формы, в которых проявляется Кризис социокультурный аналогичны варианту вызванному причинами внешними, и в том и в другом случае наблюдается понижение уровня социальной интегрированности.

Последствия Кризиса социокультурного могут быть различны и зависят от совокупности конкретно-исторических факторов, его породивших и ему сопутствующих.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 984; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.011 с.)