Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Источники и факторы культурной динамики: инновация, наследование, диффузия, синтез.↑ Стр 1 из 19Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Культурная динамика Выделяются несколько источников формирующих и поддерживающих культурную динамику: Инновация как изобретение или выработка новых идей, моделей, нацеленных на культурные изменения. Диффузия - распространение культуры путем взаимопро-никновения. Изучение матер. К-ры, обрядов, искусства и мифологии позволили убедительно раскрыть роль диффу-зии в формировании любого локального культурного типа. Синтез — это взаимодействие и соединение разнородных элементов, при кот. возникает культурное явление, течение, стиль, отличающиеся от обоих составляющих компонентов и имеющее собственное качественное содержание или форму. В совр. условиях синтез становится важным источ-ником преобразования социокультурной сист. многих развивающихся стран. Прогресс есть такое направление развития, которое хар-ся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Наследование – прямая передача сформированных свойств, традиций, знаний.
Инновация (англ. innovation) — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии. Само понятие «инновация» впервые появилось в научных исследованиях культурологов (прежде всего немецких) ещё в середине XIX века и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую.. В 20-х годах прошлого века стали изучаться закономерности технических инноваций. Позднее (в 60-70-х годах) начинает складываться специальная междисциплинарная область научного знания - инноватика. Специалисты по инноватике используют накопленные данные самых различных наук - инженерии, экономики, социологии, психологии, акмеологии, технической эстетики, культурологии и т.д. Инноватика сегодня - это наука о том, какими должны быть технологии создания новых вещей (в широком смысле слова). 1. Инновационная культура - это знания, умения и опыт. Инновационная культура – это профессиональное качество. Педагог, как субъект культуры преобразует (обновляет) окружающий его мир, нацелен на постоянный поиск нового в цели, содержании, методах и формах обучения и воспитания детей. Исходной базой инновационной культуры педагога являются общекультурные (социокультурные) качества личности: 1) духовность, 2) гражданственность и 3) эрудиция, поскольку все они пронизывают содержание образовательного процесса и должны постепенно становится свойствами учащихся. Профессиональными качествами являются: 1) знание предмета, 2) технологическая культура и 3) психологическая культура. О психологической культуре надо сказать особо. Педагог находится в непосредственном контакте с людьми, более того, - с детьми. Психологическая культура нужна не только педагогам, она объективно необходима представителям многих профессий. Без нее никакие инновации возникать не могут. 2. Культурная диффузия -взаимное проникновение культурных черт из одного общества в другое при их соприкосновении. Диффузия обозначает стихийное взаимопроникновение и обогащение культур. Каналами К.Д. служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др. К.Д. два ее направления: 2) вертикальное распространение элементов культуры происходит между субъектами с неравным статусом, его называют стратификационной К.Д. (заимствование аристократией элементов простонародного говора). Стратификационная К.Д. имеет два направления: восходящее (сверху вниз) и нисходящее (снизу вверх). К.Д. предполагает один очаг высокой культуры, из которого по всем странам мира распространяются его достижения. Наследование В ходе развития, проходящего под генетическим контролем, в нервной системе формируется определенная структура, обеспечивающая требуемое поведение. Пчела рождается готовой сообщать о местонахождении пищи посредством танца, а енот-полоскун врожденно склонен к полосканию пищи в воде. Существует и второй способ приобретения приспособительных поведенческих признаков, называемый культурным наследованием, то есть передачей признака в результате обучения. По мере совершенствования механизма культурного наследования. Приспособленность индивида все больше определялась не тем, что он унаследовал биологически, а тем, чему он научился. Обратите внимание: биологическое наследование в типичном случае идет без наследования приобретенных признаков, а социальное, культурное — с их наследованием. КУЛЬТУРНЫЙ СИНТЕЗ Это - Соединение и взаимопроникновение культурных сфер или систем ценностей, приводящие к появлению нового социокультурного феномена. Имеется в виду не внешнее сопряжение каких-то областей и элементов культуры, а “созидательный синтез”, возникающий в результате взаимопроникновения. Культурный синтез - взаимодействие видов искусства. Процесс образования и результаты культурного синтеза характеризуются двумя важными моментами: 1. культура пользуется знаками, несущими определенное содержание, но культурный смысл предметов и явлений порой имеет мало общего с их собственными знаками и значениями. 2. любую сферу человеческой жизнедеятельности можно рассматривать как подсистему культуры, напр. экономика определяется исторически сформированными культурными нормами и ценностями. Культурный синтез — это воссоздание единства духа культуры при сохранении различий его форм.
Проблема времени в культуре.
два разных подхода ко времени – как ценности, как невозобновляемого ресурса, которым надо умело распоряжаться (подход Посидония и Сенеки) – и отношение ко времени как к некоему аналогу вечности – обыгран в шутливом тоне на примере взаимоотношения героев юмористического произведения. В реальности эти два взаимоисключающих подхода изначально конфликтны (желающие могут это проверить при случае на себе). Вопрос о времени и информационных технологиях в современной культуре также актуален: чем в действительности является домашний компьютер (с периферией, играми, Интернетом и т.д.) – незаменимым помощником или отъявленнейшим хронофагом (пожирателем времени)?
Культура возникла одновременно с человеком. Проблема времени в культуре- это важнейший аспект модели мира, характеристика длительности существова-ния, ритма, темпа состояний культур в целом и ее элемен-тов. Переход от «природы» к «культуре»-создание совместного времени. Время в культуре: -Образование ритуалов (повторяемость) -Древнееврейская культура(взгляд в будущее-линейное время культуры-понимание времени культуры как исто-рии) -Истории о сотворении мира и Адама (общая для всего человечества история) -В Др.Греции введение досуга и обучение в форме игры (человек «обладает» временем) Христианство: рассматривает смыслообразующие функ-ции начала и конца и их отношение к каждому моменту настоящего (линейность совместного времени, введение всех культур в историю) Сущность социокультурного кризиса. Пути выхода из социокультурного кризиса. Кризис социокультурный - Нарушение баланса структурной упорядоченности социокультурной системы, эффективности взаимосвязей между ее компонентами, что в конечном счете ведет к понижению уровня социокультурной интегрированности. Кризис социокультурный может быть вызван причинами и внешнего, и внутреннего для сообщества происхождения. 1. Внешние причины - изменение природно-климатических условий в зоне обитания сообщества, агрессия или покорение одного сообщества другим. В обоих приведенных случаях изменившиеся условия существования сообщества приводят к серьезным переменам в стереотипах сознания и поведения людей, начинает разрушаться система социально интегрирующих мотиваций, функциональных взаимодействий между людьми; в сознании людей начинает доминировать принцип "каждый за себя" и т.п. 2. Внутренние причины могут быть связаны: с социально-экономическим кризисом, ведущим к серьезным изменениям в потребностей людей с кризисом господствующей идеологии (светской или религиозной) с нарастанием неравномерности развития различных областей социальной жизнедеятельности в сообществе, когда сообщество "застревает" в положении, при котором регуляторы социальной жизни уже деградировали,), а новые еще не сложились или не начали функционировать. Практические формы, в которых проявляется Кризис социокультурный аналогичны варианту вызванному причинами внешними, и в том и в другом случае наблюдается понижение уровня социальной интегрированности. Последствия Кризиса социокультурного могут быть различны и зависят от совокупности конкретно-исторических факторов, его породивших и ему сопутствующих.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1015; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.86 (0.008 с.) |