Этапы и уровни научного познания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы и уровни научного познания.



Можно выделить следующие этапы:

1. постановка проблемы,

2. вычленение объекта и предмета исследования;

3. эксперимент;

4. описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, – создание гипотезы (теории);

5. предсказание и проверка полученного знания

Очевидно, что этапы исследования варьируются в зависимости от специфики науки естествознания, математики или социально-гуманитарных дисциплин. Для структурного разграничения целостной системы научного знания и познавательной деятельности в методологии существуют понятия уровней:

1. эмпирического

2. теоретического

Эмпирическое не сводится к обыденно-практическому знанию, так как является уровнем специализированного научного познания, предполагающего, в отличие от обыденного, целенаправленную систематизированную деятельность на основе специальных методов и системы понятий. По этой же причине нельзя всякую умственную деятельность считать теоретической. Неправомерно также отождествлять эмпирическое и теоретическое с чувственным и логическим. Как стороны единого процесса, чувственное и логическое характеризуют любое познание, непосредственное отношение субъекта к объекту, особенности индивидуальной познавательной деятельности. Деление на чувственность и мышление опирается на данные физиологии высшей нервной деятельности и психологии, тогда как деление на эмпирическое и теоретическое отвлекается от процессов такого рода, относится к научному познанию и классифицирует методы и формы знания, типы исследований. Наконец, что особенно важно подчеркнуть, чувственное и логическое представлено и определенным образом сочетается как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях научного познания.

Эмпирический и теоретический уровни различаются:

1) по способам и методам деятельности: в основе эмпирического уровня лежит предметно-орудийная, научно-практическая деятельность, благодаря которой обеспечивается накопление и первичное обобщение исходного познавательного материала; в основе теоретического уровня – абстрактно-теоретическая деятельность по созданию идеальных моделей и построению различных систем знаний.

2) уровни научного знания различаются по характеру и формам знания: на эмпирическом уровне формируются фактуальное знание, эмпирические обобщения, непосредственно отражающие свойства и отношения явлений действительности в единстве существенного и несущественного; на теоретическом уровне в логически организованной форме теоретического знания отражаются существенные характеристики явлений, их закономерности.

Относительность деления научного познания на уровни проявляется в том, что они находятся в тесной взаимосвязи, взаимозависимости. Ни один вид эмпирического исследования невозможен без теоретических предпосылок, которые представляют своего рода исходный «концептуальный каркас», систему понятий и принципов, воспроизводящую определенные представления о предмете исследования. Эта система координат выступает как предпосылка и ориентир эмпирического исследования. Ни одна отрасль знания не является беспредпосылочной относительно исходных концептуальных представлений о своем предмете.

Необходимо иметь в виду, что абстракции эмпирического и теоретического уровней достаточно приблизительны и не отражают в полной мере структурные компоненты реального знания. Так, деление на «уровни», по существу, не учитывает такую важную составляющую научного познания, как философско-мировоззренческие предпосылки и основания, через которые в конечном счете проявляется социально-культурная обусловленность всего познавательного процесса.

Методы научного познания.

Научное познание отличается от всех других видов познания использованием специально разработанных методов.

Метод - это способ деятельности, совокупность приемов, применяемых ис-следователем для получения определенного результата. Когда речь идет о научных методах, то имеют в виду прежде всего те приемы и способы, которые помогают получить истинное знание. Метод в своем проявлении есть не что иное, как деятельность познающего субъекта с объектом.Метод включает в себя такие элементы: объект, субъект, цель познания, средства познания, условия познания, результат познавательной деятельности.

Метод зависит от предметной направленности различают:

физические, химические, биологические, социальные и др.

По степени общности методы бывают:

частные, общенаучные и всеобщие.

Частные (узкой области конкретных исследований). Общенаучные (анализ и синтез, индукция и дедукция К теоретическим методам относятся: Индукция (от частного к общему).

Дедукция (от общего к частному).Анализ - это метод ис-следования, состоящий в расчленении (разложении) цело-го на его составные элементы (части, стороны, свойства).

Синтез- это метод исследования, состоящий в соединении отдельных элементов в единое целое.

В научном 2 уровня: эмпирический и теоретический.

К эмпирическим методам относятся: Наблюдение - целенаправленное, планомерное, сис тематическое восприятие предметов и явлений окружаю щей действительности наблюдение ведется всегда в соот ветствии с определенными познава тельными задачами.

Эксперимент - сердцевина эмпириче ского исследо вания. Латинское слово «эксперименту» буквально озна чает пробу, опыт. В отличие от наблюде ния, эксперимент представляет со бой опыт, основанный на вмешательстве исследователя в ход явлений и процессов.Важнейшим моментом эксперимента являются измерения. Моделирование - это материальная или идеальная имитация реально существующего или предполагаемого объекта путем конструирования модели, воспроизводящей основные особенности этого объекта.

 

Экономика

Экономическая организация производства. Критерий целесообразности экономической деятельности.

Экономическая организация производства.

 

Ресурсы, которыми располагает общество,используются дляудовлетворения наших потребностей. Их единство образует основу любой экономики.

Потребности – это желания людей приобрести различные блага и услуги. Их можно назвать экономическими потребностями. Экономические потребности – одна из основополагающих категорий в экономической теории.

Потребности можно разделить на:

Первичные и вторичные.

К первичным можно отнести потребность в пище, одежде, жилье, элементарных услугах. Вторичные потребности порождены развитием технического прогресса (автомобили, яхты, и т.д.).

Экономическая организация производства возникаеттолько тогда, когда участники производства исходят из принципаэкономической целесообразности.

Любое производство - это целенаправленная затрата ресурсов для получения определенных результатов.

В экономическом производстве между затратами и результатом возникает особая, регулирующая производство, обратная зависимость, требующая обязательного соизмерения производственных результатов с понесенными затратами.

Сами по себе количественные параметры результата производства, даже соотнесенные с затратами, еще не означают экономический результат производства. Таковым он становится только при соотнесении величины результата с величиной реальной потребности в нем.

Ограниченность производственных ресурсов - отправная точка экономики

Хотя ресурсы ограничены объективно, это не препятствует экономической теории различать их “абсолютную” и “относительную ” ограниченность.

Под абсолютной ограниченностью имеют в виду недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей всех членов общества одновременно.

Относительная ограниченность ресурсов когда для удовлетворения каких-то выбранных, определенных потребностей ресурсов оказывается вполне достаточно.

При попытке одновременного удовлетворения всех потребностей мы наталкиваемся на абсолютную ограниченность ресурсов. Но если мы отберем потребности, ранжируем их, то ограниченность ресурсов становится относительной, ибо для ограниченного круга потребностей ресурсов окажется достаточно.

Абсолютная ограниченность ресурсов превращается в относительную благодаря выбору потребностей, подлежащих удовлетворению.

Но выбор - всего лишь волевой акт. Необходима еще материальная сила, которая смогла бы реализовать, осуществить этот выбор. Такой материальной силой является особая сфера деятельности людей - “ производство ”. Но так же, как выбор без производства - фикция, так и производство без права каждого его участника на выбор, - еще не экономика. Экономика - это производство, реализующее свободный выбор каждого его участника.

Итак, выбор очередности удовлетворения потребностей - вот что превращает абсолютную ограниченность ресурсов в относительную, а производство - в экономику.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 3701; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.008 с.)