Чувственный и рациональный этапы познания и их формы. Единство чувственного и рационального в познании. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чувственный и рациональный этапы познания и их формы. Единство чувственного и рационального в познании.



Процесс познания включает получение информации через органы чувств (чувственное познание), переработку данной информации мышлением (рациональное познание) и материальное освоение познаваемых фрагментов действительности (об­щественная практика).

Познание делится на 2 части: чувственную и рациональную. Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета или явления. По количеству органов чувств различают пять основных видов ("модальностей") ощущений: зрительные, звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные. Наиболее важной для человека является зрительная модальность: через нее поступает более 80% чувственной информации. Восприятие - дает целостный образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения. В восприятии они не просто суммируются, а органически синтезируются. То есть мы воспринимаем не отдельные "картинки", а предмет как нечто целое и устойчивое. Представление - выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом. Представление не такое четкое, как восприятие. Углубление познания, выделение объективного из того субъект-объектного единства, которое дано на чувственном этапе познания, ведет нас к рациональному познанию (иногда его называют еще абстрактным или логическим мышлением). Это уже опосредованное отражение действительности. Здесь тоже три основных формы: понятие, суждение и умозаключение. Понятие - это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов действительности. Составляя себе понятие о предмете, мы отвлекаемся от всех его живых подробностей, индивидуальных черт, от того, чем конкретно он отличается от других предметов, и оставляем только его общие, существенные черты. Суждения и умозаключения - суть формы познания, в которых движутся понятия, в которых и которыми мы мыслим, устанавливая те или иные отношения между понятиями и, соответственно, стоящими за ними предметами. Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется умозаключением. Единство чувственного и рационального

Одной из конкретных форм этого единства выступает воображение. Оно подводит чувственное разнообразие открываемого нами в познании мира под абстрактно-общие понятия. Для абстрактного мышления образы воображения служат чувственной опорой, своеобразным средством обличения в смысле обнаружения, заземления, "оплотьнения". Конечно, воображение выполняет не только эту функцию - моста, связи. Воображение в широком смысле есть способность создавать новые образы (чувственные или мыслительные) на основе преобразования полученных от действительности впечатлений. С помощью воображения создаются гипотезы, формируются модельные представления, выдвигаются новые идеи экспериментов и т.д.

Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального является также интуиция - способность непосредственного или прямого (в виде какого-то озарения, инсайта) усмотрения истины. В интуиции четко и ясно осознается лишь результат (вывод, истина); конкретные же процессы, к нему ведущие, остаются как бы за кадром, в области и глубинах бессознательного

57.Проблема истины в философии и науке.

Истина - это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф. Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание.Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения,, а порой и сознательное искажение истины.

На протяжении всего развития философии предлагается целый ряд вариантов ответа на этот важнейший вопрос теории познания. Еще Аристотель предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина - это соответствие знания объекту, действительности.

Р. Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.Д. Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства. Конвенциональная концепция истины считает истинное знание (или его логические основания) результатом конвенции, соглашения.

Отдельными гносеологами как истинное рассматривается знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний. Иными словами, в основу этой концепции положен принцип когерентности, т.е. сводимости положений либо к определенным логическим установкам, либо к данным опыта.Наконец, позиция прагматизма сводится к тому, что истина состоит в полезности знания, его эффективности.

Проблема истины, то есть проблема достоверного, правильного, адекватного (от лат. adaequatus – приравненный) знания, была сформулирована и осознана еще в Древней Греции. Три концепции истины: • концепция соответствия (корреспонденции) – «Истина – это соответствие знаний действительности»; • концепция когеренции – «Истина – это свойство самосогласованности знаний»; • концепция прагматичности, понимаемая двояко – «Истина – это полезность знания, его эффективность»; «Истина – это опытная подтверждаемость». Три концепции истины не отменяют, а дополняют друг друга. Приоритетность в выборе основной опоры на ту или другую из этих трех позиций предопределяется: Сферой исследования (характеристикой исследуемых объектов), Формой исследовательской (познавательной) деятельности субъекта (познание мира на повседневно - практическом уровне, инженерно-конструкторская, опытно - эксперимента-торская деятельность, теоретическое исследование), Функциональным предназначением конкретной познавательной деятельности.

ФОРМЫ ИСТИНЫ:

Предметная истина - истина как адекватная информация о материальных системах различных структурных уровней (микро-, макро- и мега- миров) Духовная истина -учитывая существование огромной и многозначной сферы «духа» – мир чувств, идей, теорий, рефлексивных восприятий, идеалов, верований, любви. Экзистенциальная истина -духовно-жизненные ценности людей, такие как идеалы добра, справедливости, красоты, чувства любви, дружбы и т.п., а также и духовный мир индивидов. Концептуальная истина - соответствии убеждений индивида тому или иному комплексу религиозных догматов или правильности понимания тем или иным человеком какой-либо научной концепции, теории.

Обыденная истина – это результат обыденного эмпирического познания, связанного с видимостью, кажимостью вещей. Научная истина - критерии научности, находящиеся во взаимосвязи и в своей совокупности отграничивающие научную истину от истины повседневного знания. Художественная истина -одна из форм истины, используемая постоянно (наряду с другими формами) в познании и интеллектуальной коммуникации. Религиозная истина - констатация объективной данности, которую не отменить декретом атеистических функционеров. Авторитарная истина -принятие тех или иных идей, суждений, положений как истинных по принципу. Нравственная истина -основания нравственности неразрывно связаны с духовно-эмоциональным опытом человека. Философская истина - Философское познание имеет ряд признаков, роднящих его с научным (о систематичность, организованность, ориентированность на познание сущности)Классическим в теории познания является выделение понятий относительная и абсолютная истина. абсолютная истина -такого рода знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания абсолютная истина -человеческие знания всегда относительны, ибо зависят от уровня развития общества и исторических условий, что предопределяет постоянно повышающийся, но в каждый конкретный исторический момент ограниченный уровень познавательных способностей человечества.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 781; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.004 с.)