Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука как вид духовного производства.

Поиск

Духовное производство – деятельность общества по производству, сохранению, обмену, распределению и потреблению идей, представлений, идеалов, научных знаний и других духовных ценностей. В сфере распределения и освоения духовных ценностей духовное производство охватывает образование, нравственное и эстетическое воспитание и другие формы приобщения к духовной культуре.Предметом труда в нем выступают не только природа и природные вещества, но и общественный прогресс во всем богатстве его социальных связей, человеческое мышление и деятельность людей. Результатом духовного производства являются идеи и теории, ценности, духовные общественные отношения и сам человек как духовное существо.Функции духовного производства:

1.Духовная деятельность, направленная на совершенствование всех средств жизни общества (экономической, политической, социальной) и производство духовных ценностей.

2. Производство прикладных и фундаментальных идей, причем производство последних является важнейшей функцией.

3. Производство и распространение в обществе знаний об этих идеях.

4. Производство общественного мнения. Эта функция тесно связана с производством и распространением знаний, однако в ней подчеркивается политический, идеологический момент

.5. Формирование духовных потребностей, т.е. внутреннего побуждения человека к духовному творчеству и созданным духовным ценностям.

 

Виды духовного производства:

1.Наука.

2. Искусство.

3.Религия.Наука – систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов и т.д.

 

Наука создает идеальный мир, в котором отражаются закономерности объективного мира. Основные признаки научного познания:

Систематичность и логичность,Наличие идеализированных объектов,Необходимость методов, методологии и средств научного познания.Специализированность, предметность, дисциплинарность научного знания,Наличие особого языка науки,Строгость и объективность открываемых истин.Кумулятивность научного знания: накапливание, совершенствование, поступательное развитие науки

Функции науки:Познавательная,Объяснительная,

Практически-действенная (наука дает метод по преобразованию мира, а также служит внедрению технологий и созданию техники),Прогностическая (например, предвидение природных аномалий),Мировоззренческая,

Функция социальной памяти.Дифференциация науки – процесс, связанный с возрастанием числа специальных наук, становлением новых научных дисциплин, формированием новых научных направлений, подходов, концепций, теорий. Если во времена Аристотеля наука едва ли делилась на 20 областей знаний, то сейчас это деление не знает границ. Этому во многом способствовало открытие микроскопа и телескопа. Физика разделилась на механику, оптику, электродинамику, статистическую механику, термодинамику, гидродинамику и т.д. Появляются и новые науки, например, генетика. Дифференциация приводит к прогрессирующей специализации научных работников, отсутствию взаимопонимания представителей различных научных направлений и дисциплин, что не способствует прогрессу науки.Интеграция науки – процесс, связанный с объединением наук на основе единства различных уровней и фрагментов универсума.Дифференциация и интеграция – две взаимодополняющие тенденции в науке

Сущность научной революции.

Этапы развития науки, связанные с перестройкой исследовательских стратегий, которые задаются основаниями науки, называются научными революциями.

Термин «научная революция» введен Т.Куном. В ходе научных революций изменяются основания науки идеалы и нормы науки, картины мира и философские основания науки.

Первая научная революция (XVII – XVIII в.) привела к возникновению классического естествознания (механики, а позже физики), изменению картины мира, созданию новых оснований науки (идеалов и норм науки, и её философских оснований). В ходе этой революции сформировался особый тип научной рациональности, идеалом которой стало неизменное, всеобщее, безразличное ко всему знание. Восторжествовал объективизм, базирующийся на представлении о том, что знание о природе не зависит от познавательных процедур исследователя.

Вторая научная революция (конец XVIII - 1-я половина XIX века) завершила становление классического естествознания, которое ориентировалось в основном на изучение механических и физических явлений. В то же время в науке начался пересмотр идеалов и норм научного познания, сформировавшихся в период первой научной революции.

Третья научная революция охватывает период с конца XIX века до середины XX века, которая характеризуется появлением неклассического естествознания и соответствующего ему типа рациональности. В физике были разработаны релятивистская и квантовая теории, в биологии – генетика, в химии – квантовая химия.

Крупные открытия были сделаны в космологии. В биологии была создана современная генетика и построена синтетическая теория эволюции.

Усиливается тенденция к интеграции научного знания, что находит свое воплощение в синтетических науках (биофизика, геофизика, геохимия, физхимия).

Четвертая научная революция: тенденции возвращения к античной рациональности.

Время четвертой научной революции последняя треть XX столетия изучение науки становятся исторически развивающиеся системы (Вселенная как система взаимодействия микро-, макро- и мегамира). Это время рождения постнеклассической науки и формирования рациональности постнеклассического типа, которая характеризуется: а) применением исторической реконструкции как типа теоретического знания в таких областях как космология, астрофизика, б) при разработке идей термодинамики неравновесных процессов возникло новое направление в научных дисциплинах – синергентика; в) из бесстрастного ценностно нейтрального изучения законов природы в парадигму естественных наук вводятся ценностные ориентации как некие гуманитарные идеалы; г) в постнеклассическую науку вводятся вненаучные, дорациональные и внерациональные познавательные формы; д) важным моментом четвертой научной революции было оформление космологии как научной дисциплины, предметом изучения которой стала Вселенная в целом.

Современный процесс интенсивного роста науки ставит перед науковедением широкий круг проблем философского осмысления результатов, значения и закономерностей ее поступательного движения.

Определить сущность научной революции - значит раскрыть ее содержание, указав на существенные отличительные признаки исследуемого явления. Такого рода дефиниция не предполагает перечисления всех отличительных признаков, вытекающих из полного объема и содержания.

В зависимости от того, как понимать науку и какой из ее аспектов брать во внимание, понятие "научная революция " может принимать более или менее широкий смысл. В науковедческой и философской литературе очень распространенной является концепция, согласно которой наука представляет собой совокупность систематизированного теоретического знания о законах развития окружающего мира.

· Если исходить из данной концепции (наука как система знаний),

то сущность научной революции следует определить как наступление нового этапа в познании действительности, наступление коренного переворота в содержания научного знания.

· Если же рассматривается одна из отраслей естествознания (физика, химия, биология или любая другая дисциплина), то революционный этап в развитии каждой дисциплины характеризует появление в ней принципиально нового концептуального и теоретического аппарата, позволяющего более глубоко, объективно и интенсивно исследовать соответствующую область действительности.

Особого внимания заслуживает монография Т. Куна. В ней рассматривается влияние внутренних социальных факторов науки на формирование логической структуры теорий.

Деятельностный подход

За основу принимается концепция, согласно которой наука представляет собой особую сферу духовной деятельности людей, направленной на получение научного знания. Согласно указанному подходу, деятельность выступает сущностной стороной науки и, следовательно, логическим центром ее понятия. В этой связи картина исследуемой реальности получает совершенно новый, качественно отличный от рассмотренного ранее подхода смысл. Понятие "деятельность" задает такие границы представления о науке, в рамках которых они воспроизводится как внутренне организованная социальная реальность, как особая сфера производства духовных ценностей, выступающая непосредственным источником и условием познавательной активности субъекта.Вытекающее из данного представления целостное рассмотрение науки в совокупности гносеологического и социологического ее аспектов требует, чтобы в определении научной революции отразилось качественное изменение не только в способе видения учеными окружающего мира, но также и в способе совместного, определенным образом организованного получения (точнее, производства) научного знания. Социологическая теория различают несколько видов революций, совокупность которых и составляет эту теорию. Главные из них: общественно-политическая, научная, техническая, промышленная, культурная.

Научная революция является одним из частных видов социальной революции наряду с промышленной, технической, культурной. Она отражает исторически повторяющиеся качественные перемены, происходящие во всей совокупной науке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 2554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.196 (0.007 с.)