Механизм установления рыночного равновесия через взаимодействие спроса и предложения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм установления рыночного равновесия через взаимодействие спроса и предложения.



Установление экономического равновесия - идеальная ситуация, при которой объем спроса и объем предложения на рынке равны.

При рыночном равновесии спроса и предложения отсутствуют факторы как для повышения, так и для понижения цены до тех пор, пока все прочие условия сохраняются равными.

Цена, по которой благо продается или покупается, может не совпадать с равновесной ценой. Аналогично и реальный объем продаж может не совпадать с равновесным объемом. Дело в том, что равновесное состояние нестабильно, поскольку условия рынка, которые определяют рыночное равновесие, также нестабильны, вызывая тем самым изменения спроса и предложения.

Механизм установления рыночного равновесия связан с поиском идеальной цены, при которой вся производимая продукция покупается потребителем. В соответствии с применяемыми теориями, существует устойчивое и неустойчивое рыночное равновесие. Экономисты выделяют абсолютное, относительное, локальное и глобальное рыночное равновесие, которое может определяться различными фактами. В любом случае, при внесении колебаний в идеальную экономическую систему, должно происходить установление рыночного равновесия.

Рыночное равновесие может рассматриваться как для всех товаров, которые находятся на рынке, так и для единичного товара, в этом случае может наблюдаться частичное рыночное равновесие.

Установление рыночного равновесия является тем случаем, когда в выигрыше оказывается как производитель, так и потребитель, по мнению многих специалистов, именно «невидимая рука рынка» должна установить рыночное равновесие, которое приведет к росту благосостояния населения.

Уравновешивающую функцию выполняет цена, стимулируя рост предложения при дефиците и «разгружая» рынок от излишков, сдер­живая предложение. Если спрос растет, устанавливается новый, бо­лее высокий уровень равновесной цены и новый, больший объем предложения благ. И наоборот, при изменяющемся предложении и неизменном спросе также будет устанавливаться иной уровень рыночного равновесия. Так, рост предложения даст новую точку более низкой равновесной цены при возрастающем количестве продаж благ на данном рынке. В слу­чае снижения предложения установится равновесие на более высо­ком уровне с меньшим количеством продаж данного блага.

Активную роль в установлении рыночного равновесия играет участие государства, которое утверждает «правила игры» на рынке, ограничивая, например, вывоз определенных видов товаров за рубеж или, наоборот, поставки зарубежной продукции на внутренний рынок, а также устанавливая налоги и сборы на определенные виды товаров.

Взаимодейчтвие спроса и предложения -объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос и тем меньше предложение. Обычно цена устанавливается в точке рав-новесия между предложением и спросом - цена, по кото-рой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Рыночное равновесие- это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.

 

Методы ценообразования: затратный, параметрический, рыночный: ориентация на потребителей и на конкурентов.

 

Спрос – фундаментальное понятие рыночной экономики, означающее, подкрепленное денежной возможностью желание, намерение покупателей, потребителей приобрести данный товар.

Величина спроса – это количество конкретного товара или услуги, которое покупатель может купить по предлагаемой цене в течение определенного периода времени.

Кривая спроса схема 4.

Товары:

  • нормальные товары
  • товары престижного спроса
  • товары низшей категории

Схема 5.

Изменение спроса (количества покупок) на товары различных видов в зависимости от изменения уровня доходов.

А и Б – нормальные товары

С – товар низшей категории

Закон спроса – закон, в соответствии с которым рост цен приводит к снижению величины спроса на товары при прочих равных условиях.

Эластичность спроса – степень изменения спроса на товар на рынке при изменении его цены на один процент.

Схема 6. (выше)

 

68.Рыночные принципы ценообразования. Основные методы ценообразования. Алгоритм формирования рыночной цены.

Ценообразование - процесс формирования уровней, структуры, динамики цен, образующих единую систему, в целях обеспечения общественного воспроизводства теми темпами и пропорциями, которые соответствуют требованиям законов развития экономики в каждом конкретном периоде времени.

Ценообразование - формирование величины цены товара, выраженной в определенной сумме денег. Процесс ценообразования опирается на механизм спроса и предложения. Спрос определяет максимальную цену товара, которую способен уплатить потребитель. Ее называют ценой спроса.

Принципы ценообразования – это постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе.

Важнейшими принципами ценообразования являются:

· научность обоснования цен. (Необходимость учета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики, прежде - закона стоимости, законов спроса и предложения. Научное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъюнктуры рынка, всех рыночных факторов, а также действующей в экономике системы цен. При этом необходимо выявить тенденции развития производства, спрогнозировать изменение уровня издержек, спроса, качества товаров и др.);

· целевая направленность цен (Состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен - проблемы социальной защиты населения или проблемы целевой ориентации цен на освоение новой, прогрессивной продукции, повышение ее качества. С этой целью на определенный период времени допускается установление цен на принципиально новые виды продукции, обеспечивающие максимальную (монопольную) прибыль. Целевые приоритеты и целевая направленность цен изменяются на каждом этапе развития экономики);

· непрерывность процесса ценообразования (Проявляется в постоянной необходимости формирования цены на товар в кругообороте экономических процессов. Во-первых, в своем движении от сырья до готового изделия продукция проходит ряд этапов (например, руда – чугун – сталь – прокат и т.д.), на каждом из которых она имеет свою цену. Во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых);

· единство процесса ценообразования (обеспечивает единую методику расчета цен для определенного вида товара соответствующую условиям реализации);

· контроль за соблюдением цен (государственные органы обязаны их контролировать. Этот контроль распространяется прежде всего на продукцию и услуги тех отраслей, по которым осуществляется государственное регулирование цен. Это продукция и услуги предприятий и отраслей-монополистов: газ, электроэнергия, услуги транспорта и т.д. Цель контроля – проверка правильности применения установленных законодательством общих для всех принципов и правил ценообразования).

Все методы ценообразования могут быть разделены на три основные группы, в зависимости от того, на что в большей степени ориентируется фирма-производитель или продавец при выборе того или иного метода:

1) на издержки производства — затратные методы;

2) на конъюнктуру рынка — рыночные методы;

3) на нормативы затрат на технико-экономический параметр продукции — параметрические методы.

Затратные методы. Затратные методы ценообразования предполагают расчет цены продукции путем прибавления к издержкам производства некой определенной величины. К ним можно отнести следующие методы: полных издержек, прямых затрат, предельных издержек, на основе анализа безубыточности, учета рентабельности инвестиций, надбавки к цене.

Рыночные методы. Прежде всего ориентированы на сложившийся уровень спроса на товар, на эластичность спроса, а также на ценностное восприятие потребителем их продукции.

Методы ценообразования, основанные на воспринимаемой ценности товара,базируются на величине экономического эффекта, получаемого потребителем за время использования товара. К данной подгруппе методов можно отнести: метод расчета экономической ценности товара, метод оценки максимально приемлемой цены.

Подгруппа методов с ориентацией на спрос может быть подразделена на: метод анализа пределов, метод анализа пика убытков и прибылей.

Методы расчета цены с ориентацией на конкуренцию, состоят в определении цены с учетом конкурентной ситуации и конкурентного положения данной фирмы на рынке. Можно подразделить на: метод следования за рыночными ценами, метод следования за ценами фирмы-лидера на рынке, метод определения цены на основе привычных, принятых в практике данного рынка цен, метод определения престижных цен, состязательный метод.

Параметрические методы. Фирмы часто испытывают необходимость в проектировании и освоении производства такой продукции, которая не заменяет ранее освоенную, а дополняет или расширяет уже существующий параметрический ряд изделий. Под параметрическим рядом понимается совокупность конструктивно и технологически однородных изделий, предназначенных для выполнения одних и тех же функций и отличающихся друг от друга значениями технико-экономических параметров в соответствии с выполняемыми производственными операциями.

Нормативно-параметрические методы – это методы установления цен на новую продукцию в зависимости от уровня ее потребительских свойств с учетом нормативов затрат на единицу параметра. К данной группе методов ценообразования можно отнести: метод удельных показателей, метод регрессионного анализа, агрегатный метод, балловый метод.

Алгоритм ценообразования – это стандартная последовательность операций по расчету и установлению окончательной цены на товар на данном рынке в рассматриваемый период с учетом всех регламентирующих этот процесс законодательных и ограничивающих факторов.

1. Постановка целей и определение стратегии ценообразования (Определение цели компании; Выбор стратегии ценообразования; Установление области действия цены)

2. Анализ состояния рынка и определение спроса на товар (Определение объема продаж; Структура продаж; Спрос, его динамика и перспективы)

3. Анализ товаров конкурента, цен на них и условий продаж (Номенклатура и качество товара; Стадии ЖизненныйЦиклИзделия по видам; Уровень и динамика цен)

4. Оценка издержек производства (Расчет себестоимости; Оценка материальных затрат; Выбор поставщиков сырья и материалов)

5. Выбор метода ценообразования и расчет цены производства (Выбор методов цен-я; Расчет цены разными методами; Установление льгот, установление продаж)

6. Установление окончат цены на товар на опред промежуток времени (Установление факторов, влияющих на цены; Расчет поправок по факторам; Определение окончат цены)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 791; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.4.206 (0.012 с.)