Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принадлежность моб к педагогическим наукам. Связь моб с другими науками.

Поиск

Принадлежность МОБ к педагогическим наукам. Связь МОБ с другими науками.

МОБ – отрасль системы педагогических наук; наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета.

Атрибуты науки:

1) Объект исследования – МОБ изучает учебно-воспитательный процесс по биологии.

2) Предмет науки – одна из сторон объекта. Цель и задачи биол.образования. Содержание био.образования.

3) Методы исследования. Методы пед.исследований+психология и социология.

4) Язык науки – понятийный аппарат «моб», «контроль знаний по биологии»- понятия относятся к дидактике.

5) Теоретический базис науки – входят теории, закономерности, законы и принципы.

Закономерности: отбора содержания, выбора метода, выбора средств.

Принципы обучения –ТиМОБ относят к пед.наукам.

Принадлежность МОБ к педагогическим наукам иллюстрирует заимствование научных знаний из других прочих разделов, областей, направлений педагогики:

-дидактика - дает общие научные подходы к исследованиям в области МО (теория образования, принципы обучения);

-педагогика средней, педагогика высшей школы,

-педагогическое проектирование, педагогическая аксеология.

Связь МОБ с другими науками.

Психология: возрастная, развития, общая; биология - внешний источник формирования содержания биол. образования; философия и теория познания

 


Задачи МОБ. Структура методики обучения биологии. Методы, применяемые в исследованиях проблем методики обучения биологии.

(1920-ые годы Борис Евгеньевич Райков)

-Определяет значение и цели биологии как учебного предмета, отвечая на вопрос, зачем учить биологии; роли предмета в общей системе ОиВ;

-Разрабатывает содержание школьного курса биол. образования, логику его изучения в соответствии с особенностями учащихся и программ – чему?; составление и совершенствование новых программ и учебников и их интрогрессия;

-Разрабатывает методы и приемы ОБ, организационные формы обучения с учетом специфики науки; разработка оснащенности учебного процесса – как? (в работе учителя – служит для осмысления выбора МО, предупреждения ошибок Þ повышения качества биол. образования);

-Выявляет результаты УВП, оценивая эффективность, усвоение.

Структура МОБ.

Теория ОБ – обобщение основных положений МОБ, выявление закономерностей преподавания биологии:

Общая МОБ - интеграция теорий, общих закономерностей и принципов практики и теории ОБ; общие положения об особенностях ОБ (методика организации и проведения уроков, внеурочной работы, экскурсий, внеклассных занятий, общественно полезного труда, работы с д/з).

Частные методики - преподавание специализированных разделов/специфика курса (цель, содержание, МО, СО, ФО, требования). Из общей методики естествознания выделились частные методики. Сейчас период интеграции, обобщения накопленного материала.

Методы исследования проблем МОБ.

Эмпирического познания: наблюдение, изучение документации, анкетирование/интервьюирование, описание/фиксация, измерение, педагогический эксперимент (изучение объекта в специально измененных по определенным параметрам условиях).

Логические/теоретические: анализ/синтез, индукция/дедукция, абстрагирование, систематизация, дифференциация, сравнение, диагностика прогнозирование, проектирование, моделирование.

 


3. Биологическое образование в общеобразовательной школе как педагогическая система.

БО школьников

компонент УВП, направленный на формирование системы биологических понятий, теорий и представлений, развитие и закрепление навыков естественнонаучного познания, воспитание «экологического» мировоззрения и ценностного отношения к окружающему миру.

Образование:

1. как ценность государственная, общественная, личностная

2. как система. Система образоват-х учреждений (общее образ.,нач., высшее, последипломное)

3. как процесс

4. как результат

Педагогическая система - множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.

Система биологического образования сложная открытая система, компонентами которой являются цели БО + содержание БО:

-знания /теории, законы, понятия, принципы, закономерности, факты/;

-умения /интеллектуальные, практические, общепредметные, предметные/,

-ценностные ориентации и отношения)

+ процесс обучения биологии

-теоретические основы его организации и реализации;

-пропедевтика - разделение на стадии, этапы;

-диагностика; -коррекция;

-ФО, СО, материальная база, МОиВ;

-деятельность учителя, учащихся

+ результаты

-биологическая грамотность и культура как качества личности;

-усвоение биологических знаний;

-профориентация;

-и др

Þ БО характеризуется всеми компонентами ПС, особенностями их взаимодействия и реализации.

Тенденции развития и функции биологического образования школьников.

Система образования в целом не свободна в выборе путей своего развития. Внешние факторынаправления развития СО:

-уровень науки, техники, экономики;

-социокультурные традиции;

-политические и экономические факторы.

Основные тенденции:

1) Гуманизация (проявл.в том, что наивысшенной ценностью является личность).

2) Взаимоотношения м/у участниками процесса построены на взаимоуважении.

3) стандартизация, м.рассматриваться, как:

-система основн.параметров, принимаемых в качестве гос нормы образованности

-норматив.основа разработки обаз-х учреждений, своих образоват-х и учебных программ

-признанный обществом уровень образованности его членов

-эталон, с помощью которого человек может судить об уровне своей образованности

-гарант соц.защищенности личности от некачественных образовательных услуг

4) интеграция – предполагает взаимодействие всех элементов с появление нового качества целого

5) экологизация - проявляется с проникновением экологических знаний в содержание экологического образования

6) интенсификация – предполагает такое построение учебного процесса, когда за более короткие сроки изучается больше информации

7) технологизация – четко прописанные действия. М.б. технологии проблемного, проектного, компьютерного обучения.

8) информатизация –сопряжена с информатизацией общества (электрон.учебники). помогает воспитанию.

Функции:

1. мировоззренческая – БО содействует развитию и формированию научного мировоззрения ребенка. Совокупность взглядов, поступков на окружающ.мир

2. социальная – удовлетворение потребностей в получении профессионального труда. БО значимо для всех областей

3. обучающая – люди становятся биологически грамотными;

4. развивающая и воспитывающая Развивающая связана с интеллектуальным развитием личности, воспитательная –формирование гуманистических взглядов, развитие ценностных ориентаций, отношения к природе, жизни, здоровью;

5. культурологическая – формирование культуры личности

6. интегративная – роль синтеза и интеграции в понимании школьниками научной картины мира

7. экологическая

8. развивающая – интеллектуальное развитие

9. воспитательная – формирование отношения к природе, к личности, к самому себе, формирование ценностных ориентаций (природа, жизнь, здоровье, семья и проч)

10. профессиональная функция связана с ориентацией школьника на выбор профессии

4. Цели и задачи биологического образования в общеобразовательной школе.

Цели образования, представленные в определенной иерархии, позволяют конкретизировать этапы и средства достижения заданного результата. Образование учитывает как социальные цели, так и цели личности. Соц.цели определяются разумным стремлением общества к обеспечению условий своего развития. Личностные цели учитывают индивидуальную способность учащихся, их интересы, потребности в образовании и самообразовании. Формирование целей биообраз.зависит от системы ценностей, определяющ.след.параметрами:

1. уровень биол.образованности учащихся, т.е. те ЗУН, которые способствуют включению человека в обществ.деятельность или професс.образование.

2. уровень воспитанности учащихся, объединяющий систему взглядов, убеждений и отношений к окружающему миру

3. уровень развития личности ученика(интеллект. и физич-й)

Классификация целей:

1. обучающие направлены на ЗУН);

2. развивающие интеллект.развитие личности (сравнение, анализ, обобщение)

3. воспитательные – формирование мировоззрения (отношений, убеждений, взглядов.

В обучающие цели при формулировании формирования у учащихся знаний следует учитывать:

- знания о внешнем и внутреннем строении организма

- знания о жизнедеятельности организма, о размножении, индивидуальном и филогенетическом развитии во взаимосвязи со средой обитания

- знание о многообразии живых организмов и их значение в природе и жизни человека

Воспитательные цели формируются с применением:

-развития отношений

-реализация элементов гигиенического воспитания или экологического

-содействие формированию научного мировоззрения

Содействие интеллект.развитию школьников на основе формирования интеллектуальных умений.

Цели достигаются решением конкретных задач. От того, как сформулирована цель, будет зависеть содержание.

Задачи БО (Б.Д.Комиссаров):

1. мировоззренческие (синтез философских идей о сущности бытия, целостности познания, практики и теории и т.д.; развитие эстетических, этических, правовых норм, идеалов и правил);

2. методологические задачи (знакомство учащихся с научными методами /наблюдение, сравнение, анализ и пр./ и принципами /историзма, причинности, системности/ познания;

3. теоретические /изучение логической структуры важнейших биологических и других междисциплинарных теорий/;

4. практические (выработка системы умений и навыков, необходимых для прикладных областей биологии).

Задачи: воспитывающие, развивающие, обучающие

 


5. Содержание биологического образования в общеобразовательной школе.

Главное содержание общего биологического образ составляют основы научных знаний о живой материи и их прикладные области. Нынешняя СБО заключается в последовательном изучении разделов:

«Природоведение 5 кл, пропедопевтич. курс»;

«Растения. Водоросли. Грибы. Лишайники»6 кл 1ч/нед;

«Животные»7кл 2ч/нед;

«Человек и его здоровье» 8 кл 2 ч/нед;

«основы общей биологии» 9кл 2ч/нед,

«Общая биология» 10-11 кл 1ч/нед, 3 /нед -профильн.

Структура и состав содержания биологического образования.

Структуру и содержание БО определяют: ГОСы; тенденции; социальный запрос; уровень развития науки; принципы и закономерности построения содержания; возрастные особенности школьников.

Теоретические предпосылки формирования содержания образования – дидактические закономерности: 1)функциональная зависимость содержания от целей образования; 2) единство содержательной и процессуальной сторон БО.

Содержание:

Знаниевый: знания: теория, законы, закономерности, принципы, понятия, научные факты

Деятельностный: виды деятельности: предметн.умения, интеллект.умения, анализ, сравнение, общеучебные, практические

Нормативно-ценностный: ценности: природа, как ресурсная, познавательная ценность, этническая, жизнь –здоровье, биоразнообразие, как ценность и усл.сущест-е биосф. Нормы-экологич, гигиенич.

Ведущие идеи: об уровневой организации живого, о системной организации живой природы (любая живая сист. Рассм. Как открытая, саморегул и самовоспроизв.)


6. Теория развития биологических понятий в шк. курсе биологии. Способы, этапы и условия формир. и развития в процессе о.б в общеобразовательной школе

Понятие-мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и существующие связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков.

С точки зрения логики – понятие - мысль, фиксирующая признаки отображаемых в ней предметов и явлений. Включает содержание и объем.

Содержание – совокупность отраженных в нем признаков, предметов.

Объем понятия – множество элементов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию понятия. По объему различают частные и общие.

Психолого-физиологические основы развития понятия:

1эт. Чувственное ощущение предмета и явления

2эт. Восприятие, которое отражает предмет или явление со многих сторон.

Обобщенное восприятие становится представлением.

Обобщенное представление формируется в понятие.

С точки зрения педагогики – понятие – некоторый концентрат знаний, итог познания на некотором этапе и исходный пункт, это средство дальнейшего познания.

С точки зрения методики – понятие – единица содержания биологического образования.

Подходы к развитию биопонятий:

1. индуктивный – учитель характеризует предмет, знакомит школьников с признаками, а потом дает определение понятия

2. дедуктивный - из общего положения формируется понятие частного порядка. Чаще исп.в старших классах, он предполагает формирование понятий с научного определения понятий, а потом конкретизирует.

Способы формирования понятия д.определяться в зависимости от: содержания самого понятия, подготовленности восприятию, уровня познавательных способностей, материальной базы кабинета биологии.

Этапы формирования понятий:

1) Включение понятия – происходит чувственно-конкретное восприятие предмета или явления, оно целенаправленно

2) Выявление существующих общих признаков класса наблюдаемых объектов

3) Абстрагирование – отвлечение от ряда несущественных свойств и признаков объекта с преднамеренным усилением внимания к изучению свойства, важного для данного исследования.

4) Определение понятий – формулировка понятий

5) Установление связи данного понятия с др.биопонятиями

6) Применение понятий в решении задач

7) Классификация понятий – обобщить знания о связи и отношениях групп уже сформированных понятий.

Ошибки в усвоении понятий: выделение несущественных признаков понятия, неполное знание существенных признаков понятия, учащиеся оперируют термином, но дать определение не могут, плохо понимают связи между понятиями, не умеют классифицировать понятия.

Классификация понятий:

По степени сложности – простые/сложные

По степени обобщенности – локальные (специальные)/ общебиологические

По специфике содержания - морфол, анатом, физиол, эколог, эволюц.

Понятие является основной единицей содержания биологического образования, результатом усвоения понятийного компонента содержания является сформированность у учащихся биопонятий.

Основной критерий эффективности биообраз.является СФОРМИРОВАННОСТЬ БИОПОНЯТИЙ.

Показатель сформированности понятий – прочность усвоения, системность понятий, глубина понятий.

 


7. Умение и его сущностные характеристики. Умения и навыки. Система умений в структуре содержания биообразования школьников.

Умение – фиксированные в личном опыте человека общественно-заданные способы деятельности.

Автоматизированные умения – это навыки. Навыки возникают в результате многократного повторения и закрепления умения.

Система умений в содержании школьного биообразования:

1. Характер познавательной сущности

- гносеологические – вычленение понятия, формулирование его определения, проведение анализа, синтеза, выявление идеи мировоззренческой текста и его логического построения.

-эмпирические – умения строить план наблюдения, фиксировать результаты наблюдений, обобщать, делать выводы.

2. По характеру содержания умений:

-общеучебные – умение работать с учебн, справочн литературой, находить нужную информацию с помощью различных средств, умение составить план, реферат, составить конспект.

-предметные (специальные) Умение работать с микроскопом, готовить микропрепараты, определять всхожесть семян, монтировать гербарий, умения ухаживать за растениями

3. По характеру деятельности:

-интеллектуальные умения – включают умения проводить теоретический анализ, синтез, сравнение, классифицировать, делать обобщение, устанавливать связи

-практические – умение ставить опыт, проводить исследование объекта с помощью наблюдений, сравнений, монтировки коллекций


Принадлежность МОБ к педагогическим наукам. Связь МОБ с другими науками.

МОБ – отрасль системы педагогических наук; наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета.

Атрибуты науки:

1) Объект исследования – МОБ изучает учебно-воспитательный процесс по биологии.

2) Предмет науки – одна из сторон объекта. Цель и задачи биол.образования. Содержание био.образования.

3) Методы исследования. Методы пед.исследований+психология и социология.

4) Язык науки – понятийный аппарат «моб», «контроль знаний по биологии»- понятия относятся к дидактике.

5) Теоретический базис науки – входят теории, закономерности, законы и принципы.

Закономерности: отбора содержания, выбора метода, выбора средств.

Принципы обучения –ТиМОБ относят к пед.наукам.

Принадлежность МОБ к педагогическим наукам иллюстрирует заимствование научных знаний из других прочих разделов, областей, направлений педагогики:

-дидактика - дает общие научные подходы к исследованиям в области МО (теория образования, принципы обучения);

-педагогика средней, педагогика высшей школы,

-педагогическое проектирование, педагогическая аксеология.

Связь МОБ с другими науками.

Психология: возрастная, развития, общая; биология - внешний источник формирования содержания биол. образования; философия и теория познания

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 619; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.14.208 (0.008 с.)