Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование умений при обучении биологии. Методические приемы развития умственной деятельности. Критерии усвоения умений.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Умение – элемент содержания биолог.образ. Совокупн.умений-деят.комп.содержания. Умение-способ деятельности. Передача соц.опыта и культуры, накопленные предшеств-ми поколениями перед-ся не только путем усвоения опред-ой сист-мы знаний, но и путем овладения способ-ми деятельности. Деят-ть вопл-ся в ум-х и нав-х. Практ.способ освоения мира. Умение – это фиксир-е в личном опыте ученика общественно заданные способы деятельности. Умения могут переходить в навыки. Навык-проявл-ся автоматизир-е явление. Также навыки рассм-ся как точная, без ошибочно выполняемая деят., кот.в силу многокр.повтор-я стан-ся автоматизир-ой. Классифик.умений (см. пред вопрос, хотя это тут не надо) Формир-е ум -процесс длит, сложн и при условиях: 1. ум. формир-ся на основе знаний. Разные ист.знаний. 2. Ум.формир. в рез-те многокр. повтор-я операции или приемов в след-ей логич-ой послдед.: а) знакомство с ум б) формир. правила (алг.действий) в) практ. овлад. действ., нач. формир. навыка, г) систем-е упражн., перенос в новую ситуацию, д) выраб. навыка. 3. многокр. повт. Уже усвоенного ум-ния должно быть равном-но распред. по учеб-му предмету. 4. умение должны логич. включаться в уч. процесс, стимулир. позн. деят. шк от исполнит-ой к поисково-творч. Критерии:правильность, время затр., знать обл.примен.,знать содерж. и посл. деят., может польз-ся ум в люб.сит. Коэф. усв. ум.: н-число усв. операций. Н-число всех опер. в составе умений. Коэф.=н\Н.100%.если меньше 70%,то неудовл. 9. Теория методов обучения биологии. Понятие «метод обучения биологии». Классификация методов обучения (сравнительный анализ классификаций разных авторов). Методические приемы и их применение в процессе обучения биологии. Метод (греч. способ, путь) – совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. Так как обучение – процесс двусторонний (взаимосвязь действий обучаемого и обучающего), то методы обучения отражают взаимосвязь преподавания и учения. Классификация методов обучения Единой классификации нет. Б.Е. Райков: бинарная классификация – исходя из источников знаний и деятельности учащихся по приобретению этих знаний: 1. словесные методы (словесно утверждающие и словесно открывающие)
2. наглядные (изображение)(наглядно утверждающие и наглядно открывающие) 3. моторные (практические)(моторно утверждающие и моторно открывающие) Б.В. Всесвяцкий и Тетюрев: 1. методы изложения нового материала 2. методы самостоятельной работы учащихся Зверев: бинарная классификация – по источнику знаний (внешняя сторона метода) (словесные, наглядные, практические методы) и по психологической сущности метода (внутренняя сторона) (объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский). Верзилин: метод обучения – способ передачи знаний учителем и способ усвоения их учащимися. Критерии: источник знаний, характер деятельности учителя и учащихся. Группы методов: словесные (источник знаний – слово), наглядные (изображение), практические (практическая деятельность учащихся). Словесные методы 1. Монологические: «+» можно точно, доступно, в определенной последовательности донести материал; «-» при долгом монологе ученики утомляются и отвлекаются 2. Диалогические: «+» строится эвристически, активизируется обучение; «-»ученики привыкают отвечать кратко, не развивается речь 3. Игровые: «+» возможность провести урок в интересной и увлекательной форме; «-» при частом использовании ученики не понимают логику содержания темы Виды словесных методов: -Рассказ (при изучении явлений природы, биографий, истории научных открытий) -Объяснение (четкое изложение учебного материала на основе анализа фактов и доказательств с формулировкой выводов) -Беседа (объяснительно-иллюстративная- на вопросы учителя учащиеся дают воспроизводящие ответы, поисковая – учитель ведет учащихся от конкретных фактов к раскрытию причинных связей и обобщениям) -Школьная лекция (в старших классах - общая биология, изучение мировоззренческих вопросов, при изложении материала большой емкости со сложными логическими построениями, когда материала нет в учебнике – не более 20 мин.) Наглядные методы 1. Демонстрация опытов (перед демонстрацией учитель доносит до учащихся цели и условия проведения опыта; наблюдение за опытом – самостоятельная работа учащихся + координация учителя; формулировка выводов учащимися; раскрытие сущности явлений, показываемых в опыте при помощи учителя; зарисовка схем, запись выводов)
2. Демонстрация натуральных объектов или изобразительных средств 3. Рисунок учителя на доске (когда нужно отразить сущность объектов или явлений) Практические методы 1. Распознавание и определение объектов 2. Наблюдение с последующей регистрацией явления 3. Постановка эксперимента 4. Самонаблюдение (в биологии человека) Методические приемы по Верзилину и Корсунской: элементы метода, выражающие отдельные действия учителя и учащихся в процессе обучения. Обладают компенсаторносью (1 и тот же метод можно применять с различными приемами). 1. логические (способствуют развитию мыслит-ной деятельности и познавательной активности учащихся (вопросы, постановка проблемы, сравнение, обобщение), 2. организационные (с их помощью направляют внимание учащихся. При использовании словесных методов - запись у доски, ответ у доски; наглядных – демонстрация объекта или опыта со стола учителя или по рядам; практических – групповая или индивидуальная работа), 3. технические (использование различного оборудования. для наглядных методов: прикрепление рисунков и схем на магнитной доске, для словесных – запись на доске, проекция на экран, для практических – инструктивные карточки, ход лабораторной в учебнике). Выбор методов об.биол.: Ведущую роль играет содерж. учебного предм. и цели. На уроках по изуч. морф. и анат. понятий вед. роль заним.: 1место- практические методы, затем наглядные и словесные. При формировании физиол., цитологических, генетических понятий: 1.наглядные 2.словесные 3.практич. При формировании эволюционных понятий: 1.словесные, затем наглядные и практические. На выбор метода об. влияют также следующие факторы: возраст учащихся, психолого-физиологические особенности, возможности материальной базы, личность учителя. 10. Урок как основная форма обучения биологии. Структура урока по биол. Функции урока. Типология уроков. Подготовка учителя к уроку. Этапы подготовки к уроку. Требования к конспекту урока по биол. Форма обучения – организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующая различным условиям его проведения, используемая учителем в процессе воспитательного обучения. Урок – основная форма организации учебно-воспитательной работы учителя с классом – постоянным, однородным по возрасту и подготовке коллективом учащихся – по государственной программе, твердому расписанию и в школьном помещении. Урок – основная форма обучения, т.к.: 1. содержание, объем работы определяются гос. программой, единой и обязательной для всех школ 2. занятия на уроке проводятся с полным составом данного класса (а не по группам) 3. цель урока- дать определенные знания + сформировать умения и навыки 4. усвоение материала обязательно для всех учащихся, отсюда необходимость контроля за ЗУН. Контроль един для всех по общеобразовательным нормам оценки и формам учета знаний 5. уроки проводятся по обязательному для всех расписанию функции урока 1. урок – часть учебного содержания предмета 2. урок – процесс обучения, воспитания, развития учеников, в котором осуществляется непосредственное взаимодействие между учеником и учителем и опосредованное через методы, средства, содержание обучения. 3. Урок – структурная единица учебно-восп. Процесса, кот. Входит в единую ситему уроков
4. Урок – определенный узел в межпредметных и внутрипредметных связях 5. Явл. этапом проверки и корректировки ЗУН 6. Показатель мастерства учителя Структура урока – совокупность элементов, обеспечивающая целостность урока и сохранение основных учебно-воспитательных свойств при различных вариантах. Определяется: целью урока, содержанием, методами и приемами организации учебной деятельности, уровнем подготовки и развития учеников. Этапы урока могут меняться. Чаще всего: 1. Контроль знаний и умений, 2. Изучение нового материала, 3. Закрепление, 4. Д.з., 5. Обобщение Типология уроков Верзилин и Корс.1983- виды исходя из содерж. понятий или знан. Виды Ур: 1. анатом. 2. физиол. 3. эколог. Типы уроков по месту положения в теме.: 1.вводн. 2.ур.раскрыв-щий.содержание. 3.заключ. 4.обобщ. Зверев исходил из дидактич.целей:1.Вводный.2.у.изуч.нового мат-ла.3.обощающий.4. проверочный Вводный урок – в начале раздела или крупной темы Цели: 1. Дать представление о соответствующем разделе, курсе, теме био, о формах преподавания 2. организационная (задания ученикам для внеурочной работы, знакомство с учебником, с правилами ведения тетради) 3. возбуждение познавательного интереса Обобщающий урок – после большой темы или взаимосвязанных тем. (урок-игра, конференция) Цель - систематизация знаний Функции: повтор и закрепление изученного, восполнение пробелов в знаниях. Раскрытие важнейших идей темы, контроль ЗУН. Проверочный урок Цель – контроль и оценка знаний за продолжительный период (четверть, полугодие, год). Способствует выявлению глубины и прочности усвоенного материала. Урок изучения нового материала Цель – усвоение учащимися новых знаний, развитие умений. Виды: комбинированный, урок – семинар, игра, лекция, лабораторная и т.д. Чаще используется комбинированный. Он несет наибольший потенциал для формирования целостных знаний. Благодаря ему можно постепенно развивать и усложнять понятия. Должен быть разнообразным (различные формы контроля знаний, методы и средства, включение проблемных ситуаций, игровых моментов, самостоятельных работ) Подготовка учителя к Уроку: 1.Перспективное планирование на весь учебный год (учитываются праздники). расчасовка по темам, даты экскурсии, опыты 2. Тематическое планирование проверяется завучем (№урока, тема, осн.задачи, ведущие понятия, вид урока, основные методы и приемы, средства, д/з.) Расчит.на четверть. 3. поурочное планирование или консп. ур. (модель Ур., содержание и ход.)
Этапы Подготовки к Уроку.: 1.четко сформулировать тему Ур.и задачи 2.отбор содержания урока (изучить и проанализировать содержании учебника,изучить учебную и научную литературу, факты и пр-ры, определить объем содержания материала -соотнести со временем, логическая структура, изучить методическую литературу. 3. выбор оптимальных методов и методических приемов (методы для каждого этапа урока, выбор методов в соотв.с возрастом, особенностями материальной базы. 4.Определение структуры урока Задачи => содержание => методы => средства Требования у конспекту урока 1. формулирование темы кратко и емко. 2. задачи (обучающие, воспитательные, развивающие) 3. оборудование к уроку (демонстр.,раздат,натур, изобр) 4.Ход урока (этапы, содержание, методы, средства, время) 11. Экскурсия как форма обучения биологии. Признаки экскурсии как формы обучения биологии. Классификация экскурсий по биологии. Методика подготовки и проведения экскурсий в природу. Экскурсия - форма учебно-воспитательной работы учителя с классом или группой учащихся. производится с познавательной целью вне школы, при передв. шк. к объекту изучения в их естественной среде или искусственно создан. условий, по выбору учителя или по темам связанных с программой. На экскурсии происходит введение в изучаемые понятия или осуществляется уточнение знаний, обобщен. знаний и умений. Герд: практическое и методическое обоснование экскурсий. Указ. на необходимость взаимосвязи урока и экскурсии (Верзилин, Рыков, Райков). Экскурсии входят в систему уроков по ряду тем, изучаемых в курсах биол. Содержание экск. должно быть связано с содержанием предыдущих уроков. Значение экскурсий: способствуют формированию первичных представлений о материальности мира и взаимосвязи всех природных компонентов, воспитательное значение, конкретизируют учебный материал, развитие интереса к природе, развивают навыки самостоятельной работы. Признаки по Райкову: 1.Всякая экскурсия есть познавательная работа, кот. связана с передвижением изучающего в природе. т. е. моторный элемент. + познавательная работа. 2.моторный элемент экскурсии д. б. оправдан (школьник сам идет к объекту). На экскурсии происходит активно-двигательная переработка знаний, происх. предметное изучение, формирование общественного чувства. В.А.Герд(3 основных черты экск): 1.Создание социальных эмоций. 2.создание организационных навыков.3.выработка ум. над экскурсионным материалом Верзилин: 1.экск. расширяет и углубляет знания, обобщение знаний 2.содействие научному мировоззрению 3.на экскурсии возможности сравнивать,анализировать,устанавливать связи м/у объектами Признаки экскурсий: 1.решение учебно - воспитательных задач. 2.познавательная деятельность протекает с мах использованием натуральной наглядности и напр. на изучение объектов в конкретных условиях 3.процесс мышления направлен от восприятия конкретных объектов к выводам и обобщениям 4.преобладает роль игр. Метода Наблюдения и практической работы в природе. 5.структ-ра: работа учит., школьника по зад,. Образовательное и воспитательное значение.
Классификация экскурсий 1.по месту в учебном плане (вводные, текущие, обобщающие) 2.по содержанию (ботан, зоолог, общ.биол, анатом.) 3.по месту проведения 4.по сезонам проведения. Этапы проведения экск.: 1. Подготовительный 2. Проведение 3. оформление. 4. использование экскурсионного материала. Подготовка учителя к экскурсии:1.выбор темы. 2.опред. места и время. 3. Определение маршрута 4. Работа с литературой 5. просмотр методической литературы. 6. выход учителя в природу 7.подготовка.конспекта 8.подготовка оборудования 9. организ подг. школьников (обсудить тему и план работы) 10. подготовка Школьников (повторить материал, прочитать доп. литературу, подготовка оборудования). Проведение экскурсии:1.подготовительный этап 2.вступительная беседа (название, черты сезонных явлений в природе, эстетическая сторона) 3.Организация самостоятельной деятельности учащихся (напомнить об охраняемых объектах). 4.проверка собранного материала 5.краткая беседа о новых знаниях школьников + оформление отчетов, подведение итогов.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.117.95 (0.014 с.) |