Формирование умений при обучении биологии. Методические приемы развития умственной деятельности. Критерии усвоения умений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование умений при обучении биологии. Методические приемы развития умственной деятельности. Критерии усвоения умений.



Умение – элемент содержания биолог.образ. Совокупн.умений-деят.комп.содержания. Умение-способ деятельности. Передача соц.опыта и культуры, накопленные предшеств-ми поколениями перед-ся не только путем усвоения опред-ой сист-мы знаний, но и путем овладения способ-ми деятельности. Деят-ть вопл-ся в ум-х и нав-х. Практ.способ освоения мира.

Умение – это фиксир-е в личном опыте ученика общественно заданные способы деятельности. Умения могут переходить в навыки. Навык-проявл-ся автоматизир-е явление. Также навыки рассм-ся как точная, без ошибочно выполняемая деят., кот.в силу многокр.повтор-я стан-ся автоматизир-ой.

Классифик.умений (см. пред вопрос, хотя это тут не надо)

Формир-е ум -процесс длит, сложн и при условиях:

1. ум. формир-ся на основе знаний. Разные ист.знаний.

2. Ум.формир. в рез-те многокр. повтор-я операции или приемов в след-ей логич-ой послдед.: а) знакомство с ум б) формир. правила (алг.действий) в) практ. овлад. действ., нач. формир. навыка, г) систем-е упражн., перенос в новую ситуацию, д) выраб. навыка.

3. многокр. повт. Уже усвоенного ум-ния должно быть равном-но распред. по учеб-му предмету.

4. умение должны логич. включаться в уч. процесс, стимулир. позн. деят. шк от исполнит-ой к поисково-творч.

Критерии:правильность, время затр., знать обл.примен.,знать содерж. и посл. деят., может польз-ся ум в люб.сит. Коэф. усв. ум.:

н-число усв. операций. Н-число всех опер. в составе умений. Коэф.=н\Н.100%.если меньше 70%,то неудовл.


9. Теория методов обучения биологии. Понятие «метод обучения биологии». Классификация методов обучения (сравнительный анализ классификаций разных авторов). Методические приемы и их применение в процессе обучения биологии.

Метод (греч. способ, путь) – совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Так как обучение – процесс двусторонний (взаимосвязь действий обучаемого и обучающего), то методы обучения отражают взаимосвязь преподавания и учения.

Классификация методов обучения

Единой классификации нет.

Б.Е. Райков: бинарная классификация – исходя из источников знаний и деятельности учащихся по приобретению этих знаний:

1. словесные методы (словесно утверждающие и словесно открывающие)

2. наглядные (изображение)(наглядно утверждающие и наглядно открывающие)

3. моторные (практические)(моторно утверждающие и моторно открывающие)

Б.В. Всесвяцкий и Тетюрев:

1. методы изложения нового материала

2. методы самостоятельной работы учащихся

Зверев: бинарная классификация – по источнику знаний (внешняя сторона метода) (словесные, наглядные, практические методы) и по психологической сущности метода (внутренняя сторона) (объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский).

Верзилин: метод обучения – способ передачи знаний учителем и способ усвоения их учащимися.

Критерии: источник знаний, характер деятельности учителя и учащихся.

Группы методов: словесные (источник знаний – слово), наглядные (изображение), практические (практическая деятельность учащихся).

Словесные методы

1. Монологические: «+» можно точно, доступно, в определенной последовательности донести материал; «-» при долгом монологе ученики утомляются и отвлекаются

2. Диалогические: «+» строится эвристически, активизируется обучение; «-»ученики привыкают отвечать кратко, не развивается речь

3. Игровые: «+» возможность провести урок в интересной и увлекательной форме; «-» при частом использовании ученики не понимают логику содержания темы

Виды словесных методов:

-Рассказ (при изучении явлений природы, биографий, истории научных открытий)

-Объяснение (четкое изложение учебного материала на основе анализа фактов и доказательств с формулировкой выводов)

-Беседа (объяснительно-иллюстративная- на вопросы учителя учащиеся дают воспроизводящие ответы, поисковая – учитель ведет учащихся от конкретных фактов к раскрытию причинных связей и обобщениям)

-Школьная лекция (в старших классах - общая биология, изучение мировоззренческих вопросов, при изложении материала большой емкости со сложными логическими построениями, когда материала нет в учебнике – не более 20 мин.)

Наглядные методы

1. Демонстрация опытов (перед демонстрацией учитель доносит до учащихся цели и условия проведения опыта; наблюдение за опытом – самостоятельная работа учащихся + координация учителя; формулировка выводов учащимися; раскрытие сущности явлений, показываемых в опыте при помощи учителя; зарисовка схем, запись выводов)

2. Демонстрация натуральных объектов или изобразительных средств

3. Рисунок учителя на доске (когда нужно отразить сущность объектов или явлений)

Практические методы

1. Распознавание и определение объектов

2. Наблюдение с последующей регистрацией явления

3. Постановка эксперимента

4. Самонаблюдение (в биологии человека)

Методические приемы по Верзилину и Корсунской: элементы метода, выражающие отдельные действия учителя и учащихся в процессе обучения. Обладают компенсаторносью (1 и тот же метод можно применять с различными приемами).

1. логические (способствуют развитию мыслит-ной деятельности и познавательной активности учащихся (вопросы, постановка проблемы, сравнение, обобщение),

2. организационные (с их помощью направляют внимание учащихся. При использовании словесных методов - запись у доски, ответ у доски; наглядных – демонстрация объекта или опыта со стола учителя или по рядам; практических – групповая или индивидуальная работа),

3. технические (использование различного оборудования. для наглядных методов: прикрепление рисунков и схем на магнитной доске, для словесных – запись на доске, проекция на экран, для практических – инструктивные карточки, ход лабораторной в учебнике).

Выбор методов об.биол.: Ведущую роль играет содерж. учебного предм. и цели. На уроках по изуч. морф. и анат. понятий вед. роль заним.: 1место- практические методы, затем наглядные и словесные. При формировании физиол., цитологических, генетических понятий: 1.наглядные 2.словесные 3.практич. При формировании эволюционных понятий: 1.словесные, затем наглядные и практические.

На выбор метода об. влияют также следующие факторы: возраст учащихся, психолого-физиологические особенности, возможности материальной базы, личность учителя.


10. Урок как основная форма обучения биологии. Структура урока по биол. Функции урока. Типология уроков. Подготовка учителя к уроку. Этапы подготовки к уроку. Требования к конспекту урока по биол.

Форма обучения – организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующая различным условиям его проведения, используемая учителем в процессе воспитательного обучения.

Урок – основная форма организации учебно-воспитательной работы учителя с классом – постоянным, однородным по возрасту и подготовке коллективом учащихся – по государственной программе, твердому расписанию и в школьном помещении.

Урок – основная форма обучения, т.к.:

1. содержание, объем работы определяются гос. программой, единой и обязательной для всех школ

2. занятия на уроке проводятся с полным составом данного класса (а не по группам)

3. цель урока- дать определенные знания + сформировать умения и навыки

4. усвоение материала обязательно для всех учащихся, отсюда необходимость контроля за ЗУН. Контроль един для всех по общеобразовательным нормам оценки и формам учета знаний

5. уроки проводятся по обязательному для всех расписанию

функции урока

1. урок – часть учебного содержания предмета

2. урок – процесс обучения, воспитания, развития учеников, в котором осуществляется непосредственное взаимодействие между учеником и учителем и опосредованное через методы, средства, содержание обучения.

3. Урок – структурная единица учебно-восп. Процесса, кот. Входит в единую ситему уроков

4. Урок – определенный узел в межпредметных и внутрипредметных связях

5. Явл. этапом проверки и корректировки ЗУН

6. Показатель мастерства учителя

Структура урока – совокупность элементов, обеспечивающая целостность урока и сохранение основных учебно-воспитательных свойств при различных вариантах.

Определяется: целью урока, содержанием, методами и приемами организации учебной деятельности, уровнем подготовки и развития учеников.

Этапы урока могут меняться. Чаще всего: 1. Контроль знаний и умений, 2. Изучение нового материала, 3. Закрепление, 4. Д.з., 5. Обобщение

Типология уроков

Верзилин и Корс.1983- виды исходя из содерж. понятий или знан. Виды Ур: 1. анатом. 2. физиол. 3. эколог. Типы уроков по месту положения в теме.: 1.вводн. 2.ур.раскрыв-щий.содержание. 3.заключ. 4.обобщ.

Зверев исходил из дидактич.целей:1.Вводный.2.у.изуч.нового мат-ла.3.обощающий.4. проверочный

Вводный урок – в начале раздела или крупной темы

Цели: 1. Дать представление о соответствующем разделе, курсе, теме био, о формах преподавания

2. организационная (задания ученикам для внеурочной работы, знакомство с учебником, с правилами ведения тетради)

3. возбуждение познавательного интереса

Обобщающий урок – после большой темы или взаимосвязанных тем. (урок-игра, конференция)

Цель - систематизация знаний

Функции: повтор и закрепление изученного, восполнение пробелов в знаниях. Раскрытие важнейших идей темы, контроль ЗУН.

Проверочный урок

Цель – контроль и оценка знаний за продолжительный период (четверть, полугодие, год). Способствует выявлению глубины и прочности усвоенного материала.

Урок изучения нового материала

Цель – усвоение учащимися новых знаний, развитие умений.

Виды: комбинированный, урок – семинар, игра, лекция, лабораторная и т.д.

Чаще используется комбинированный. Он несет наибольший потенциал для формирования целостных знаний. Благодаря ему можно постепенно развивать и усложнять понятия.

Должен быть разнообразным (различные формы контроля знаний, методы и средства, включение проблемных ситуаций, игровых моментов, самостоятельных работ)

Подготовка учителя к Уроку:

1.Перспективное планирование на весь учебный год (учитываются праздники). расчасовка по темам, даты экскурсии, опыты

2. Тематическое планирование проверяется завучем (№урока, тема, осн.задачи, ведущие понятия, вид урока, основные методы и приемы, средства, д/з.) Расчит.на четверть.

3. поурочное планирование или консп. ур. (модель Ур., содержание и ход.)

Этапы Подготовки к Уроку.:

1.четко сформулировать тему Ур.и задачи

2.отбор содержания урока (изучить и проанализировать содержании учебника,изучить учебную и научную литературу, факты и пр-ры, определить объем содержания материала -соотнести со временем, логическая структура, изучить методическую литературу.

3. выбор оптимальных методов и методических приемов (методы для каждого этапа урока, выбор методов в соотв.с возрастом, особенностями материальной базы.

4.Определение структуры урока Задачи => содержание => методы => средства

Требования у конспекту урока

1. формулирование темы кратко и емко.

2. задачи (обучающие, воспитательные, развивающие)

3. оборудование к уроку (демонстр.,раздат,натур, изобр)

4.Ход урока (этапы, содержание, методы, средства, время)


11. Экскурсия как форма обучения биологии. Признаки экскурсии как формы обучения биологии. Классификация экскурсий по биологии. Методика подготовки и проведения экскурсий в природу.

Экскурсия - форма учебно-воспитательной работы учителя с классом или группой учащихся. производится с познавательной целью вне школы, при передв. шк. к объекту изучения в их естественной среде или искусственно создан. условий, по выбору учителя или по темам связанных с программой.

На экскурсии происходит введение в изучаемые понятия или осуществляется уточнение знаний, обобщен. знаний и умений.

Герд: практическое и методическое обоснование экскурсий. Указ. на необходимость взаимосвязи урока и экскурсии (Верзилин, Рыков, Райков). Экскурсии входят в систему уроков по ряду тем, изучаемых в курсах биол. Содержание экск. должно быть связано с содержанием предыдущих уроков.

Значение экскурсий: способствуют формированию первичных представлений о материальности мира и взаимосвязи всех природных компонентов, воспитательное значение, конкретизируют учебный материал, развитие интереса к природе, развивают навыки самостоятельной работы.

Признаки по Райкову: 1.Всякая экскурсия есть познавательная работа, кот. связана с передвижением изучающего в природе. т. е. моторный элемент. + познавательная работа. 2.моторный элемент экскурсии д. б. оправдан (школьник сам идет к объекту).

На экскурсии происходит активно-двигательная переработка знаний, происх. предметное изучение, формирование общественного чувства.

В.А.Герд(3 основных черты экск): 1.Создание социальных эмоций. 2.создание организационных навыков.3.выработка ум. над экскурсионным материалом

Верзилин: 1.экск. расширяет и углубляет знания, обобщение знаний 2.содействие научному мировоззрению 3.на экскурсии возможности сравнивать,анализировать,устанавливать связи м/у объектами

Признаки экскурсий:

1.решение учебно - воспитательных задач.

2.познавательная деятельность протекает с мах использованием натуральной наглядности и напр. на изучение объектов в конкретных условиях

3.процесс мышления направлен от восприятия конкретных объектов к выводам и обобщениям

4.преобладает роль игр. Метода Наблюдения и практической работы в природе.

5.структ-ра: работа учит., школьника по зад,. Образовательное и воспитательное значение.

Классификация экскурсий

1.по месту в учебном плане (вводные, текущие, обобщающие)

2.по содержанию (ботан, зоолог, общ.биол, анатом.)

3.по месту проведения

4.по сезонам проведения.

Этапы проведения экск.: 1. Подготовительный 2. Проведение 3. оформление. 4. использование экскурсионного материала.

Подготовка учителя к экскурсии:1.выбор темы. 2.опред. места и время. 3. Определение маршрута 4. Работа с литературой 5. просмотр методической литературы. 6. выход учителя в природу 7.подготовка.конспекта 8.подготовка оборудования 9. организ подг. школьников (обсудить тему и план работы) 10. подготовка Школьников (повторить материал, прочитать доп. литературу, подготовка оборудования).

Проведение экскурсии:1.подготовительный этап 2.вступительная беседа (название, черты сезонных явлений в природе, эстетическая сторона) 3.Организация самостоятельной деятельности учащихся (напомнить об охраняемых объектах). 4.проверка собранного материала 5.краткая беседа о новых знаниях школьников + оформление отчетов, подведение итогов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.038 с.)