Особенности методики обучению разделам «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности методики обучению разделам «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»



Курс ботаники изучается в 6 кл. 1 ч. в неделю и объем его составляет примерно 35 часов.

Цели раздела:

I) Обучающие:

1. Формирование у учащихся знаний о внешнем, внутреннем строении, о процессах жизнедеятельности, о взаимосвязях организмов со средой обитания, об индивидуальном и историческом развитии, о многообразии и значимости в природе и жизни человека 2. формирование у учащихся предметных (ботанических) и общеучебных умений

II) Воспитательные

1. Формирование ценностных отношений к растениям и к природе в целом 2. патриотического воспитания 3. эстетического воспитания 4. экологического и природоохранного воспитания 5. трудовое, гигиеническое воспитание 6. содействие формированию научного мировоззрения (содействие интеллектуальному развитию)

III) Развивающие

интеллектуальное развитие, умение сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать

Структура содержания раздела по программе Тройтока. 1.введение: 1.1. растение как часть живой природы, их жизнь и значение. 1.2. жизнь растений. 1.3. значение растений в природе и жизни чел-а. 2. разнообразие растит. мира. 3. клеточное строение растения 4. семя - растит. организм. 5. корень. связь растений с почвой. 6. побег. 7. лист. Связь растения с внешней средой. 8.цветок. образов. семян и плодов. 9. размножение растений. 10.факторы, влияние на рост и развитие раст. 11. систематика раст. (12. низшие-водр, 13. высш. споровые- мхи, пап, хв, плауны, 14. высш. семенные-голо и покрыто) 15. бактерии. 16. грибы. 17. лишайники. 18.жизнь орг. в сообществах.

Состав содержания курса ботаники

Группы понятий: морф., анатомич., экологич., общеобновл-е (клетка, ткани), физиол-е (фотосинтез, дыхание, провед-е, рост и развитие, питание, цветение и плодоношение, размножение)

Должна быть подчеркнута взаимосвязь строения и функции!!

Подчеркивается значимость растений в каждой теме!!!

Формы биологического обучения

Основная форма обучения – урок.

Наиболее характерны уроки с анатомо-морфологические и физиологическим содержанием (темы органов растений), систематич. сод-я (темы отделов р-ий)

Экологический элемент должен быть включен в содержание всех уроков.

Необходимы след экскурсии:

1. осенние явления в жизни растений 2. структура и строение растительного сообщества

3. весенние явления в жизни растений Внеклассная работа по ботанике м.б. представлена индивид. работой и групповой (кружки)

Методы:

Наиболее часто применяются практические методы. Это связано с тем, что морф, анатом. и систем. понятия требуют применения практич. методов. Необходимыми являются практически и лабораторные работы.

Группа наглядных методов исп. при развитии физиологич. понятий (фотосинтез, дыхание, движение орг. в-в) – эксперимент, кинофильм, видеофильм. Словесные методы дл формирования эволюц понятий.

Для преподавания ботаники характерно применение сочетания методов и их смена.

Недостатки преподавания предмета в школе:

1. из-за отсутствия должного оборудования в школе не применяются практические методы

2. недостаточная методическая подготовка учителя приводит к выбору не эффективных методов

3. недопустима подмена практических, наглядных методов компьютерными технология.

Средства обучения Ботаники

Натуральная наглядность (жив. и фиксир. объекты)

При изучении нового материала необходима натур. наглядность. При закреп. и контроле хорошо использовать изобразит. наглядность.

Ведущими являются практические методы, а из средств – средства натур. наглядности.


Специфика методики обучения разделу животные.

Является продолжением курса мхи, лишайники и т.д. Перед учащимися раскрывается многообразие животного мира в связи с условиями существования, начиная с простейших и кончая млекопитающими

Цели:

I) Обучающие

1. формирование знаний о внешнем, внутреннем строении; морфологических, анатомических и физиологических понятий во взаимодействии функций и среды обитания

2. формирование и развит систем., экологич., эволюц., природоохранительных, общебиологических понятий

3. формирование умений: практич (уход за животными), предметные (описывать), работать с определителем, работать с увелич. приборами, приготовление микропрепараотов.

II) Воспитательные

Отношения, взгляды, мировоззрения, поступков. Понимание ценности биологического разнообразия, осуществление экологического, эстетического, гигиенического воспитания

III) Развивающие

Развитие интеллектуальных умений: сравнение, сопоставление, причино-следственные связи, обощение.

Особ. содержания.

Оно представляет собой синтез взаимосвязанных понятий: анатомич, физиологич, экологич, эволюц, зоогегорафич, зоотехнич, общебиологические

Структура содержания (Трайтак): Введение, одноклет жив, многоклет животные, черви, моллюски, членистоногие, насекомые, хордовые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие, заключение.

Эволюционный подход. Темы рассматриваются от общего к частному – дидактический подход.

Формы и методы обучения зоологии.

Урок – осн форма.

Экскурсия – эпизодич. (зоологич. музей, краеведческий)

Кружки (новые акворилисты, любители дом животных)

Лабораторные: наблюдения (формирование усл реф-ов у рыбок, развитие рыб)

Внеурочная работа: сод-е дождевых черве, уход за обит зоол кружка

Методы и метод. приемы в разд.: преобладание наглядных, т. к. они подвижны. 1).организмы подвижны и м. б. неприятны школьникам, их сложно содержать и хранить. 2). фиксированные - влажные, чучело. демонстрации. 3).Важно, чтобы поле изучения и живой объект, оставались живыми. Принцип гуманизма. Оптимально: 14% уч. врем. -практика, 57% наглядность, 29% словесность. 4).возрастные особенности шк.-7кл, 13-14лет- шк. менее подвижны, внимание более устойчевое, смена методов. 5.) характер содержания важен: практметоды в анатомоморф. теме-скелет, в эколог.-наглядн.и слов., в эволюции-сравн .и слов. При подг .к уроку: заранее необходимо знать какие нужны раздаточные материалы: дожд. червь, инфузории, рыбки. Продумать инструменты для них. Преодоление психологического барьера у шк. Брезглив. Сострадание к животным.

Средства – перечень живых объектов ограничен.

Демонстр объекты: рыбы, моллюски, гидры

Фиксир: чучела, остеологич, влажные на спирту

Раздат материал: чешуя, перья, гнезда, скорлупа яиц


Методика обучения разделу «Биология человека»

2 ур в неделю.8 кл.

Особое содержание: Человек – биосоциальное существо

Цели:

I) Обучающие

1. развитие знание о строении, жизнедеятельности организма чел-а в связи со сред его обитания

2. знания по сохранению здоровья и оказания неотложной мед помощи

3. умение определять связь строения и функции,

4. умение проводить самонаблюдение

II) Воспитательные

Гигиеническое и половое воспитание, формирование научного мировоззрения, профориентация человека (мед проф)

III) Развивающие

Интеллектуальные умения (сравнения, анализ, установка причинно-следственной связи, обобщать, классифицировать), содействие физическом развитию

Сожержание (Понамарева):

Общий обзор строения организма человека, опора и движение, кровь и кровообращение, дыхание, пищеварение, обмен в-в и эн, выделение, кожа, нервная система, органы чувств, вегет Н.С., индивидуальное развит организма, поведение и псих.

Особенности сод-я

Система понятий (Зверев): 1).общебиологические - клетка, клеточное строение, обмен веществ и энергии, наследственность, связь организма и среды, организм – целостная система. 2) специальные понятия -анатом. (строение .органов, форма, размножение), гистолог. (типы тканей.), физиолог.(жизненные процессы в организме на уровне клетки, тканей, органов, возбуждение), экологические 3) прикладные понятия -гигиена, медицина

Методы:

Анат и морф – наглядные и частично практические

Физиологич – видео, кино

Гигиена, понятия по истории – словесные

Мед знания – словесные и практические

Средства обучения

Наутр: кости, органы и кровь, срезы органов и прочее

Изобразит: муляжы и модели

Графич – таблицы

Экранные средства


Особенности структуры и содержания профильного курса биологии в старшей школе (Базовый



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.22 (0.011 с.)