И профильный курс биологии). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И профильный курс биологии).



Место и значение: Курс является обобщающим и завершающим школьное биологическое образование. Он раскрывает основные законы жизни, индивидуального и исторического развития организмов, знакомит с замечательными открытиями последний лет. Курс общей биологии способствует формированию у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения, элементы которого закладываются изучением предыдущих биологических курсов. Носит интегративный характер содержания (биол, хим, экол, матем). Представлена новая информация о жизни на всех уровнях ее организации. Современная биология - фокус, в котором пересекаются вектора взаимного влияния науки, техники, философии, этики и эстетики. Функция культуры – формирование творческого потенциала у личности и общества в целом.

Корсунская, Мехнова, Тройтак.

10-11 класс может быть в 3х вариантах:

1. кроме естественнонаучного профиля.

а) базовый общеобразовательных курс (1ч/ нед).

б) естествознание (3ч/нед).

2. естественнонаучный профиль (профильный курс).

Общий (3ч/нед) + эликтивныйе курсы до 5 ч/нед.

Цели курса «общая биология».

I) Обучающие:

1. Формирование знаний о закономерностях и функционирования и развития живой природы.

2. Формирование общебиологических понятий

3. Формирование и развитие методологических знаний и умений, также предметных умений.

II) Воспитывающие:

1. Формирование научного мировоззрения

2. Решение задач экологического воспитания, патриотического (Вавилов, Мечников, Вернадский)

природоохранительное, нравственное, эстетическое, трудовое.

III) Развивающие:

Содействие развитию интеллектуальных умений: сравнение, абстрагирование и др.

Особенности содержания: (а вообще помните, что содержание это 4 компонента: знаниевый, деятельностный, ценностный, нормативно-правовой- от автора шпаргалки)

Содержание структурировано по объему и составу отличается от содержания предыдущих курсов.

Изучаются особые отрасли науки. Каждый раздел - как отдельная область.

Трудности: обилие и разнообразие фактического материала, голый фактитизм, прослеживание общих идей и трудность в развитии понятий. Основа содержания: биологическая теория и закономерности + биологические понятия и факты.

Основные идеи содержания:1)идея системной и разно-уровневой организации живой природы. 2) идея целостности биологических систем, взаимосвязи их строения и функций. 3)идея биол. эволюции. 4.) идея коэволюции природы и человека. 5)идея открытых живых систем и динамическое взаимодействие с природной средой. 6)идея саморегуляции и самоорганизации 7)жизнь - как форма материи. 8)идея переодичности природных явлений 9)идея единства противоположных явлений и процессов в живой природе (прогресс и регресс).

Основу содержания составляет Знаниевый компонент в который входят:

Теории:

волюции, клеточная, синтетическая теория эволюции (в сравнении с Дарвинизмом), хромосомная теория наследственности и др. Гипотезы эволюции жизни и антропогенеза.

Закономерности:

Генетические закономерности (моногибридное, дигибридное, полигибридное скрещивание); наследственная изменчивость (Вавилов), закон Либиха, принцип Гаузе и тд.

Группы понятий

- Цитологические, - Экологические, - Генетические, - Об обмене веществ, - О саморегуляции и воспроизведении, - О системе организации живой природы, - Природоохранительные, - Истории науки, - Методологические - знания о методах науки, - Общебиологические

Один из возможных путей преодоления трудностей при отборе содержания, это интегрирование знаний вокруг ведущих идей. При отборе содержания следует руководствоваться следующими принципами: научность, доступность, систематичность, преемственность, универсальность биол. образования, гуманизм и экологизация, профессиональное ориентирование.

Структура курса:

Структура базового курса:

1. Уровни организации живой природы

а) Молекулярный (биохимия и молекулярная биология). б) Клеточный уровень (клетка, её составные части) в) Организменный уровень (организм, его части) г) Популяционно-видовой уровень (популяция, как система) – окружающая среда (охрана видов). д) Биогеоценотический уровень (экосистемы, арбо?- и уроценозы?) е) Биосферный уровень(все понятия: биохимии, экологии, рост, развитие, обмен веществ и др.

2. Наследственность и изменчивость, как общие свойства живой природы.

3. Происхождение и развитие живой природы на земле (эволюционная теория., происхождение жизни на земле, человек)

4. Человечество и биосфера. Ведущая идея - стр-ия сод-я «живая система – это открытая, само развивающаяся и самовоспроизводящаяся система».

Структура профильного курса.

Идея: «биология – это система наук».

1. Молекулярная биология и биохимия.2. Основы цитологии 3. Основы генетики 4. Основы генной инженерии и биотехнологии 5. Основы эволюционного учения 6. Основы экологии 7. Основы биологии развития

Каждая тема может изучаться по плану:

- история становления науки, -объект и предмет науки, - методы науки, -терминологический аппарат, -теоретический базис науки (законы, закономерности, принципы, теории)

Структура содержания курса общей биологии имеет высшую степень интеграции знаний.

Методы:

В данном курсе чётко отображается развитие всех методов.

Беседа чаще заменяется объяснением и лекцией. Эффективность лекции увеличивается при использовании конспекта лекций, составления схем и зарисовок, просмотра видеоматериалов или презентаций. Развитие практических методов проявляется в максимальном усилении самостоятельности школьников при выполнении лабораторных работ. Видимо большая самостоятельность школьников и отсутствие жёсткого контроля за выполнением этой работы предполагает серьёзную подготовку учителя, которая включает: разработку инструкций, подготовку вопросов и заданий подводящих учеников к выводу. Широко используется проблемный подход.

При развитии цитологических понятий применяют наглядные методики, практические, словесные.

Эволюционные понятия – ведущая роль словесные методы.

Генетические- наглядные, практические, словесные.

Общая биология – завершает курс биологии. Его функции состоят в обобщении интеграции и систематизации знаний о живой природе. Он обладает выраженной мировоззренческой направленностью.


19. Воспитание в процессе биологического образования в школе.

Сущность педагогической категории воспитание

В самом общем смысле:

1. Целенаправленное воздействие воспитателя на воспитанника.

2. Сознательное намеренное совершающиеся по определённому плану влияние.

3. Создание условий для формирования и развития личности.

4. Руководство процессом формирования и развития личности.

5. Процесс передачи социального опыта от одного поколения другим.

6. Это целенаправленный процесс, в ходе которого осуществляется изменение сознания, отношения, псих. состояния, знаний, умений, способов деятельности и других сторон личности воспитываемого.

Воспитание заключается в переходе знаний в убеждения, отношения, суждения, поступки, привычки и идеалы личности.

Две основные тенденции в понимании воспитания.

1. Изменение в понимании смысла воспитания с акцентом на создание условий для систематического развития человека как личности.

2. Рассмотрение воспитания как части процесса социализации личности, кот осуществляется через образование о организацию жизнедеятельности воспитанников.

Возможности биологии как школьного предмета в воспитании учащихся.

Принцип воспитательного обучения предполагает неразрывную связь образования и воспитания в рамках изучения всех школьных предметов. Воспитание в образовательном процессе осуществляется через содержание, методы и средства обучения. В процессе обучения биологии формируются взгляды, суждения и поступки учащихся по отношению к природе. Благодаря этому, в ходе изучения биологии осуществляется воспитание научного мировоззрения, нравственное воспитание, трудовое воспитание, экологическое, гигиеническое, патриотическое, и гражданское.

Мировоззрение система принципов, взглядов, ценностей, идеалов, и убеждений, которые определяют направление деятельности человека и его отношение к действительности.

Научное мировоззрение в процессе обучение биологии формируется на основе понимания объективных закономерностей строения, развития и функционирования живых систем в их взаимосвязи с окружающей средой.

Условия формирования научного мировоззрения.

1. Глубокое осознание учителем ведущих биологических идеалов, теорий и их значений для формирования мировоззрений.

2. Понимание роли каждой учебной темы урока, вида деятельности, в формировании мировоззрения.

3. Согласование содержания мировых вопросов, изучающихся в рамках школьного курса биологии и других учебных предметов.

4. Обоснование и доказательство общебиологических выводов, которые строятся с привлечением научных фактов и использовании данных, полученных при помощи специфических для биологии методов исследования, а также при помощи раскрытия взаимодействий теории и практики.

5. Активизирование познавательной деятельности учащихся, направленной на осмысленное и осознанное основополагание идей и понятий, умение применять биологические знания для объяснения общих законов природы.

6. Систематическая диагностика качества усвоения учащимися основных мировоззренческих вопросов.

7. Развитие у учащихся умений применять общебиологические знания в учебной и практической деятельности.

Нравственное воспитание.

Задачи и содержания его определяется в первую очередь на основе этнических требований, принятых в одном или ином обществе.

Основные задачи:

1. Накопление опыта и знаний о правилах поведения.

2. Организация разумного использования времени, свободного от учебных занятий или работы.

3. Развитие нравственных качеств (доброта, внимательность, отзывчивость)

Оно включает в себя воспитание (вежливость, аккуратность), гуманистическое, этическое и эстетическое воспитание.

Трудовое воспитание.

Задачи:

Формирование психической готовности к труду, добросовестности, ответственности и творческого отношения к трудовой деятельности, развития навыков учебного труда.

Экологическое воспитание.

Главная задача – формирование заботливого и бережного отношения к природе, всему живому, разветвление понимания ценностей жизни, формирование экологической культуры личности.

Экологическая культура – это часть общей культуры которая проявляется в поступках, по отношению к природе, обществу, самому себе.


20. Становление школьного естественнонаучного образования и методики преподавания естествознания в XVIII веке.

В конце XVII-го начале XIXв – развивалось горное дела, с/х, требовавшие специалистов. Правительство Екатерины II – реорганизация школьной системы. Была сформирована Комиссия под руководством Янковича (1782г), разработавшая законопроект об учреждении училищ: главных (4 класса) – в губернских городах и малых (2 класса) – в уездных. 1785г- открыта 1я учительская семинария.

1786г - открыты народные училища.

5 авг 1786 года – устав народных училищ

Типы:

1. Малые училища (2 года: грамота, счёт и закон Божий).2. главные народные училища (5 лет, 3 года, латынь, география, история, механика, геометрия, физика, естественная история).

Естественная история была в 4м классе 5 часов/нед (наглядности не было). Для разработки программы был приглашен В.Ф.Зуев

1786г – первый учебник по естественной истории В.Ф. Зуев «Начертание естественной истории» Зуев (1754-1794). Основанная на трудах Ж.Буфона.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.024 с.)