Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Задачи моб. Структура методики обучения биологии. Методы, применяемые в исследованиях проблем методики обучения биологии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(1920-ые годы Борис Евгеньевич Райков) -Определяет значение и цели биологии как учебного предмета, отвечая на вопрос, зачем учить биологии; роли предмета в общей системе ОиВ; -Разрабатывает содержание школьного курса биол. образования, логику его изучения в соответствии с особенностями учащихся и программ – чему?; составление и совершенствование новых программ и учебников и их интрогрессия; -Разрабатывает методы и приемы ОБ, организационные формы обучения с учетом специфики науки; разработка оснащенности учебного процесса – как? (в работе учителя – служит для осмысления выбора МО, предупреждения ошибок Þ повышения качества биол. образования); -Выявляет результаты УВП, оценивая эффективность, усвоение. Структура МОБ. Теория ОБ – обобщение основных положений МОБ, выявление закономерностей преподавания биологии: Общая МОБ - интеграция теорий, общих закономерностей и принципов практики и теории ОБ; общие положения об особенностях ОБ (методика организации и проведения уроков, внеурочной работы, экскурсий, внеклассных занятий, общественно полезного труда, работы с д/з). Частные методики - преподавание специализированных разделов/специфика курса (цель, содержание, МО, СО, ФО, требования). Из общей методики естествознания выделились частные методики. Сейчас период интеграции, обобщения накопленного материала. Методы исследования проблем МОБ. Эмпирического познания: наблюдение, изучение документации, анкетирование/интервьюирование, описание/фиксация, измерение, педагогический эксперимент (изучение объекта в специально измененных по определенным параметрам условиях). Логические/теоретические: анализ/синтез, индукция/дедукция, абстрагирование, систематизация, дифференциация, сравнение, диагностика прогнозирование, проектирование, моделирование.
3. Биологическое образование в общеобразовательной школе как педагогическая система. БО школьников – компонент УВП, направленный на формирование системы биологических понятий, теорий и представлений, развитие и закрепление навыков естественнонаучного познания, воспитание «экологического» мировоззрения и ценностного отношения к окружающему миру. Образование: 1. как ценность государственная, общественная, личностная 2. как система. Система образоват-х учреждений (общее образ.,нач., высшее, последипломное) 3. как процесс 4. как результат Педагогическая система - множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей. Система биологического образования – сложная открытая система, компонентами которой являются цели БО + содержание БО: -знания /теории, законы, понятия, принципы, закономерности, факты/; -умения /интеллектуальные, практические, общепредметные, предметные/, -ценностные ориентации и отношения) + процесс обучения биологии -теоретические основы его организации и реализации; -пропедевтика - разделение на стадии, этапы; -диагностика; -коррекция; -ФО, СО, материальная база, МОиВ; -деятельность учителя, учащихся + результаты -биологическая грамотность и культура как качества личности; -усвоение биологических знаний; -профориентация; -и др Þ БО характеризуется всеми компонентами ПС, особенностями их взаимодействия и реализации. Тенденции развития и функции биологического образования школьников. Система образования в целом не свободна в выборе путей своего развития. Внешние факторынаправления развития СО: -уровень науки, техники, экономики; -социокультурные традиции; -политические и экономические факторы. Основные тенденции: 1) Гуманизация (проявл.в том, что наивысшенной ценностью является личность). 2) Взаимоотношения м/у участниками процесса построены на взаимоуважении. 3) стандартизация, м.рассматриваться, как: -система основн.параметров, принимаемых в качестве гос нормы образованности -норматив.основа разработки обаз-х учреждений, своих образоват-х и учебных программ -признанный обществом уровень образованности его членов -эталон, с помощью которого человек может судить об уровне своей образованности -гарант соц.защищенности личности от некачественных образовательных услуг 4) интеграция – предполагает взаимодействие всех элементов с появление нового качества целого 5) экологизация - проявляется с проникновением экологических знаний в содержание экологического образования 6) интенсификация – предполагает такое построение учебного процесса, когда за более короткие сроки изучается больше информации 7) технологизация – четко прописанные действия. М.б. технологии проблемного, проектного, компьютерного обучения. 8) информатизация –сопряжена с информатизацией общества (электрон.учебники). помогает воспитанию. Функции: 1. мировоззренческая – БО содействует развитию и формированию научного мировоззрения ребенка. Совокупность взглядов, поступков на окружающ.мир 2. социальная – удовлетворение потребностей в получении профессионального труда. БО значимо для всех областей 3. обучающая – люди становятся биологически грамотными; 4. развивающая и воспитывающая Развивающая связана с интеллектуальным развитием личности, воспитательная –формирование гуманистических взглядов, развитие ценностных ориентаций, отношения к природе, жизни, здоровью; 5. культурологическая – формирование культуры личности 6. интегративная – роль синтеза и интеграции в понимании школьниками научной картины мира 7. экологическая 8. развивающая – интеллектуальное развитие 9. воспитательная – формирование отношения к природе, к личности, к самому себе, формирование ценностных ориентаций (природа, жизнь, здоровье, семья и проч) 10. профессиональная функция связана с ориентацией школьника на выбор профессии 4. Цели и задачи биологического образования в общеобразовательной школе. Цели образования, представленные в определенной иерархии, позволяют конкретизировать этапы и средства достижения заданного результата. Образование учитывает как социальные цели, так и цели личности. Соц.цели определяются разумным стремлением общества к обеспечению условий своего развития. Личностные цели учитывают индивидуальную способность учащихся, их интересы, потребности в образовании и самообразовании. Формирование целей биообраз.зависит от системы ценностей, определяющ.след.параметрами: 1. уровень биол.образованности учащихся, т.е. те ЗУН, которые способствуют включению человека в обществ.деятельность или професс.образование. 2. уровень воспитанности учащихся, объединяющий систему взглядов, убеждений и отношений к окружающему миру 3. уровень развития личности ученика(интеллект. и физич-й) Классификация целей: 1. обучающие направлены на ЗУН); 2. развивающие интеллект.развитие личности (сравнение, анализ, обобщение) 3. воспитательные – формирование мировоззрения (отношений, убеждений, взглядов. В обучающие цели при формулировании формирования у учащихся знаний следует учитывать: - знания о внешнем и внутреннем строении организма - знания о жизнедеятельности организма, о размножении, индивидуальном и филогенетическом развитии во взаимосвязи со средой обитания - знание о многообразии живых организмов и их значение в природе и жизни человека Воспитательные цели формируются с применением: -развития отношений -реализация элементов гигиенического воспитания или экологического -содействие формированию научного мировоззрения Содействие интеллект.развитию школьников на основе формирования интеллектуальных умений. Цели достигаются решением конкретных задач. От того, как сформулирована цель, будет зависеть содержание. Задачи БО (Б.Д.Комиссаров): 1. мировоззренческие (синтез философских идей о сущности бытия, целостности познания, практики и теории и т.д.; развитие эстетических, этических, правовых норм, идеалов и правил); 2. методологические задачи (знакомство учащихся с научными методами /наблюдение, сравнение, анализ и пр./ и принципами /историзма, причинности, системности/ познания; 3. теоретические /изучение логической структуры важнейших биологических и других междисциплинарных теорий/; 4. практические (выработка системы умений и навыков, необходимых для прикладных областей биологии). Задачи: воспитывающие, развивающие, обучающие
5. Содержание биологического образования в общеобразовательной школе. Главное содержание общего биологического образ составляют основы научных знаний о живой материи и их прикладные области. Нынешняя СБО заключается в последовательном изучении разделов: «Природоведение 5 кл, пропедопевтич. курс»; «Растения. Водоросли. Грибы. Лишайники»6 кл 1ч/нед; «Животные»7кл 2ч/нед; «Человек и его здоровье» 8 кл 2 ч/нед; «основы общей биологии» 9кл 2ч/нед, «Общая биология» 10-11 кл 1ч/нед, 3 /нед -профильн. Структура и состав содержания биологического образования. Структуру и содержание БО определяют: ГОСы; тенденции; социальный запрос; уровень развития науки; принципы и закономерности построения содержания; возрастные особенности школьников. Теоретические предпосылки формирования содержания образования – дидактические закономерности: 1)функциональная зависимость содержания от целей образования; 2) единство содержательной и процессуальной сторон БО. Содержание: Знаниевый: знания: теория, законы, закономерности, принципы, понятия, научные факты Деятельностный: виды деятельности: предметн.умения, интеллект.умения, анализ, сравнение, общеучебные, практические Нормативно-ценностный: ценности: природа, как ресурсная, познавательная ценность, этническая, жизнь –здоровье, биоразнообразие, как ценность и усл.сущест-е биосф. Нормы-экологич, гигиенич. Ведущие идеи: об уровневой организации живого, о системной организации живой природы (любая живая сист. Рассм. Как открытая, саморегул и самовоспроизв.) 6. Теория развития биологических понятий в шк. курсе биологии. Способы, этапы и условия формир. и развития в процессе о.б в общеобразовательной школе Понятие-мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и существующие связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков. С точки зрения логики – понятие - мысль, фиксирующая признаки отображаемых в ней предметов и явлений. Включает содержание и объем. Содержание – совокупность отраженных в нем признаков, предметов. Объем понятия – множество элементов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию понятия. По объему различают частные и общие. Психолого-физиологические основы развития понятия: 1эт. Чувственное ощущение предмета и явления 2эт. Восприятие, которое отражает предмет или явление со многих сторон. Обобщенное восприятие становится представлением. Обобщенное представление формируется в понятие. С точки зрения педагогики – понятие – некоторый концентрат знаний, итог познания на некотором этапе и исходный пункт, это средство дальнейшего познания. С точки зрения методики – понятие – единица содержания биологического образования. Подходы к развитию биопонятий: 1. индуктивный – учитель характеризует предмет, знакомит школьников с признаками, а потом дает определение понятия 2. дедуктивный - из общего положения формируется понятие частного порядка. Чаще исп.в старших классах, он предполагает формирование понятий с научного определения понятий, а потом конкретизирует. Способы формирования понятия д.определяться в зависимости от: содержания самого понятия, подготовленности восприятию, уровня познавательных способностей, материальной базы кабинета биологии. Этапы формирования понятий: 1) Включение понятия – происходит чувственно-конкретное восприятие предмета или явления, оно целенаправленно 2) Выявление существующих общих признаков класса наблюдаемых объектов 3) Абстрагирование – отвлечение от ряда несущественных свойств и признаков объекта с преднамеренным усилением внимания к изучению свойства, важного для данного исследования. 4) Определение понятий – формулировка понятий 5) Установление связи данного понятия с др.биопонятиями 6) Применение понятий в решении задач 7) Классификация понятий – обобщить знания о связи и отношениях групп уже сформированных понятий. Ошибки в усвоении понятий: выделение несущественных признаков понятия, неполное знание существенных признаков понятия, учащиеся оперируют термином, но дать определение не могут, плохо понимают связи между понятиями, не умеют классифицировать понятия. Классификация понятий: По степени сложности – простые/сложные По степени обобщенности – локальные (специальные)/ общебиологические По специфике содержания - морфол, анатом, физиол, эколог, эволюц. Понятие является основной единицей содержания биологического образования, результатом усвоения понятийного компонента содержания является сформированность у учащихся биопонятий. Основной критерий эффективности биообраз.является СФОРМИРОВАННОСТЬ БИОПОНЯТИЙ. Показатель сформированности понятий – прочность усвоения, системность понятий, глубина понятий.
7. Умение и его сущностные характеристики. Умения и навыки. Система умений в структуре содержания биообразования школьников. Умение – фиксированные в личном опыте человека общественно-заданные способы деятельности. Автоматизированные умения – это навыки. Навыки возникают в результате многократного повторения и закрепления умения. Система умений в содержании школьного биообразования: 1. Характер познавательной сущности - гносеологические – вычленение понятия, формулирование его определения, проведение анализа, синтеза, выявление идеи мировоззренческой текста и его логического построения. -эмпирические – умения строить план наблюдения, фиксировать результаты наблюдений, обобщать, делать выводы. 2. По характеру содержания умений: -общеучебные – умение работать с учебн, справочн литературой, находить нужную информацию с помощью различных средств, умение составить план, реферат, составить конспект. -предметные (специальные) Умение работать с микроскопом, готовить микропрепараты, определять всхожесть семян, монтировать гербарий, умения ухаживать за растениями 3. По характеру деятельности: -интеллектуальные умения – включают умения проводить теоретический анализ, синтез, сравнение, классифицировать, делать обобщение, устанавливать связи -практические – умение ставить опыт, проводить исследование объекта с помощью наблюдений, сравнений, монтировки коллекций
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1060; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.105 (0.011 с.) |