Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учебник включал 2 части и 3 раздела. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
1. раздел: ископаемые царства (описание земель, камней, и тд. – неживой природы). 2. раздел: «прозебаемое царство» (стр, жизнедеятельность растений и описание отдельных видов растений). Отходит от классификации Линнея, а по их значению для человека: цветки (садовые и дикорастущие); огородная зелень; невяная зелень (культ. злаки), огородная зелень; невяная зелень + краткие сведения о других растениях:мхи, папоротники, лишайники и грибы 3..Животное царство (анатомия и физиология, описание важнейших животных, отдельных групп животных) – опять же по Линнею. а) Копытные, б) Ластные, в) Ноготные звери В учебнике соблюдены принципы типичности: виды и животные типичны для каждой группы+те, что встречаются на территории России. Зуев подбирает для школ научно-достоверный материал и он сумел избежать голой систематики. Заслуги Зуева: -предложил восходящий принцип изучения материала /установка на придание значения постепенному усложнению тел природы – предпосылка эволюционного миропонимания/; -методически и педагогически обработал материал, учитывая следующие факторы: уровень развития естественных наук; цели и задачи школьного ЕН образования; возрастные особенности учащихся /приведенные факторы актуальны до сих пор!/; -научно объяснял разнообразие растений различиями почвенно-климатических условий; использовал единый план описания животных; -поместил человека среди животного царства. Учебник Зуева - первое методическое сочинение в нём имеется ряд указаний для учителей. 1. преподавателю рекомендуется наглядно оборудовать школьный кабинет. 2. Преимущество натуральной наглядности над изобразительной. 3. Организация преподавания путём живого собеседования учеников с учителем. 4. Необходимость закрепления знаний путём повторения. Он же разрабатывает атлас стенных таблиц «фигуры по естественной истории» (только по зоологии). (исп с 1786 по 1820 гг) Период с 1786-1806 – Зуевский. Основные черты: 1. Сильно выражен утилитарный характер преподавания. 2. Преимущественный интерес к местному природному материалу. 3. Тематический (не систематический) порядок. 4. Наглядность. Содержание не было направлено на развитие мышления; образовательное значение естественных наук понималось в утилитарном смысле; изучение имело описательный характер.
Школа того времени была «спущена сверху» и при этом плохо финансировалась, поэтому не реализовала свой потенциал. 21. Особенности отечественной методики преподавания естествознания в первой половине 19 века. Биологическое направление в школьном естественнонаучном образовании во второй половине 19 века. 1ая половина 19 века – утилитарно-описательный, систематический период. 8 сент. 1802г. Первые годы правления Ал-дра 1, манифест об учреждении нового Мин-ва Образования. Оно разраб. новую систему народного образования: 4 ступени – 1клас. приходское училище, 2клас. уездное училище, 4клас. губернская гимназия, университет. 5 ноября 1804 г. Новый школьный устав. Естествознание вводится в уездные училища и гимназии. В уезд. уч. на преп-е естествознания и нач.к. физики отводилось 3 часа в неделю во втором классе. Гимназии – ест. история со 2 по 4 кл по 4 часа в нед, в 3 кл с основами с/х, в 4 кл во взаимосвязи с «технологией и наукой о торговле». Отменяются телесные наказания, открывается доступ к образ-ю людям всех сословий. 1812 г. Отеч. Война. После нее гимназии стан-ся 7летними, привилегированными учеб. завед-ями. Курс естествознания в них сокращается вдвое. А.М. Теряев (1767-1827) 1809 г. учебник по ботанике «Нач. основание ботанич. философии». Счит., что главное в науке – изуч-е ее терминологии. Уч-к Теряева – перевод Линнея без педагогич. обработки (напр., 139 форм листовой пластинки). Формы описания: на словах, с мал. кол-вом рисунков. Теряев ратует за наглядность в образ-и. Создает экспедицию, цель кот. – снабжать нагляд. пособиями гимназии. 1821 г. И.И. Мартынов «Три ботаники» рассм. 3 системы растит мира – сист. Линнея (осн. на числе тычинок и пестиков в цветке), сист. Турнефора (на форме венчика) и сист. Жусъе (на совокупности всех наружных признаков растений). Естествознание приобретает узкий систематич. хар-р. 1828 г. Устав исключает ест-е из учеб планов (недоверие Николая 1 к наукам). После восст-я декабристов император обращает вним-е на школу и лит-ру. 1828 г. Реформа. Школа стала еще более сословной, ест-е искл-ся. 1839 г. в реальных училищах, а затем (в 1848) и в кадет. корпусах снова вводится в сод-е образ-я.
1852 г. Реформа – не изуч классич лит-ру, антич мифологию; 14 мая – исключ греч язык, вместо него вв ест-е, т.к. оно должно указ на «премудрость Божью» - всего 12 уроков. 1853 г. И.И. Шаховской – уч-к «Крат. ботаника» гимназич курс, 450 с (морфол-я и сист-ка, опис. 27 сем-в раст-й). Латин, фр, нем, польские названия. 3 задачи уч-ка: религ-нравств, лингвистич, историко-патриотич воспитание. 1853 г. «Руков-во по зоологии» Юлиан-Марцел Ив. Симашко, 648 стр (400 сем-в и 2 тыс родов ж-ных) 1852 г. «Руков-во по минералогии» Э. Гофман. Систематич. напр-е Искл-е – военные учеб заведения, там другие программы и уч-ки 1848 г. И.Даль «Ботаника. Учеб руков-во для военных учеб завед-й» - в нем опис. строение органов раст-й, их ф-ции и распр-е их на планете. 2ая половина 19 века. 60е гг. Новая реформа, связ с невозм-тью изуч-я множ-ва предметов, поэтому появляются классич гимназии (гуманитар.) и реальные гимназии (блок ест-науч дисциплин). В муж гимназиях ест-е изуч в 1-3 кл по 2ч/нед. В реальных училищах и кадет корпусах 5 ч/нед на всем протяжении обуч-я. А.Г. Любен – 1 из основателей м-ки преп-я ест-я, т.к. впервые примен к материалу ест-я дидактич принципы, развитые в трудах известных педагогов. Осн. пол-я метода Любен а: -Нач. с природы Ролины и заканч природой отдаленных стран; - наблюдать прежде всего такие тела природы, кот выделяются по наруж виду и др признакам; - начало положить на тех телах прир, кот наиболее доступны детям; - нач с набл-я отд тел природы и науч детей отыскивать в них общее; - показ ученику как можно больше тел прир и предостав ему самому наблюдать, описывать и систематизировать; - чаще возобновлять приобретенные знания. Осн. цель биологич. науки 19 в. – построение системы растит. и животного мира. Д.С. Михайлов (посл-ль Любена) 1862 г. «Подготовит. курс зоологии» уч-к. 1869 г. К.К. Сент-Илер – уч-к зоологии, осн на практич изучении этого курса. Практич работы – самостоят описание учениками ж-ных. Большое внимание м-ке классного демонстрирования. В кач-ве руков-ва – задания для самостоят работы уч-ся. 1ая идея об уголке живой природы. Разраб опросники по пров-ю иссл работ по набл-ю за мелкими ж-ными. 1865 г. Н.И. Раевский 1ый уч-к по ботанике на осн идей Любена. А.И. Бекетов перев. уч-к Любена на р.я., его м-д получ офиц рекомендацию в России. 50-60е гг. 19 в. – в шк ест-и развив-ся биол напр-е. Основатель – нем педагог Ф. Юнге. Указ. на необх-ть изучения формы в связи с жизненными отправлениями, счит, что изуч-е должно проводиться путем непосредств общения уч-ся с живой природой. Предл располжить учеб материал не в систематич порядке, а по общежитиям (биоценозам). К.Ф. Рулье – основопол-к биол напр-я в ест-и в России. Стор-к идеи эволюции орг мира, причина эвол – влияние на орг-м внеш усл-й, поэтому необх изучать эколог факторы вместо сист-ки и морфологии. 60е гг 19 в. – 1ые уч-ки в духе экологии. А.П. Богданов «Зоология и зоологич хрестоматия» (1862 начал писать) общебиол точка зрения, данные сравнит анатомии, эмбриологии, палеонтологии, зоогеографии, оспаривал пол-я учений Ламарка и Дарвина. От простейших к высшим млекопит-м – 1 из 1ых уч-ков в восходящем порядке. А.Я. Герд – основопол-к рос м-ки ест-я. 3 осн вопроса: 1. в чем цель изуч-я ест-я в школе (прив-е уч-ся к опр мировоззр-ю согласно совр сост-ю ест наук); 2. проблема содержания и структуры курса ест-я (предпр попытки построить весь уч курс ест-я на осн теорий ест-я; 1ч курса – неорганич мир (нач свед-я природовед-я), затем раст мир, животный мир – оба курса нач с изуч-я низших форм, затем классиф отделов, крат хар-ка кл, сем-в, крат обзор анатомии, морфол-и, сист-ки и распр-я орг-мов; затем человек, затем история Земли (изуч-е эвол теории Дарвина)) 2 уч-ка «Мир Божий» (к неорг миру) + пособие «Предметные уроки» (1ая рос част м-ка преп-я ест-я) (1883), «Уч-к зоологии» (1877), в восх пор. 3. проблемы м-ки преп-я ест-я (треб примен-я объяснит, а не излагат методов. Усл-я эфф усвоения курса ест-я – самостоят-ть доб-я знаний, прим-е актив методов практич освоения знаний, развив хар-р обучения).
Ученик должен стремиться к достиж-ю двух целей – развитию интереса к самостоят. изуч-ю прир и форм-е учащихся навыков, необх для самост работы. 22. Проблемы методики обучения биологии в период 1901-1931 г. Советский период в развитии методики обучения биологии. Реставрация школьного ест-я Идея мотор-ти обучения (Б.Е. Райков) – необх-ть двигат переработки знаний и координации между работой мысли, органами чувств и орг движения – при аро-и лаб и практ зан-й и при пров-и экскурсий. 1901 г. Д.Н. Кайгородов. Экскурсия - ф. обуч-я ест-ю, своя программа школьного ест-я, осн на изуч-и прир общежитий (лес, поле, сад, луг, пру, река), кажд общежитие должно изучаться в соотв-и с сезоном, от простого к сложному, осн форма обучения – экскурсия. В.В. Половцов – тоже за экскурсии. Пособие по проведению экскурсий. 1920 г. в Москве и СПб откр спец учр-я, готовящие по пров-ю экскурсий. Б.Е. Райков – экскурсия должна носить исслед. хар-р. 1991 г. выдвиг. исслед м. в преп-и ест-я. 1913 г. резолюция об обязат-ти практ зан-й в шк. Орг параллельно с уроками и не связ с ними. 1904 г. Половцов разраб 1ый к.м. преп-я ест-я для ВУЗов, читаемый в СПбГУ. 1907 г. 1ый уч-к по м-ке преп-я ест-я – «Основы общей м-ки ест-я» 1921 г. С.А. Павлович оборудует 1ый шк каб ест-я, в кот полностью реализуются треб-я принципа нагляд преп-я. Идет форм-е диалектико-материалистического мировоззрения Атеистич., трудовое воспитание 1918-20 гг. первые программы по биологии 1918 г. Шинкевич, Соловьев; в основе – эвол. подход, в стр включ эволюц учение Дарвина. Большое вним-е методам обучения. Нач советского этапа – бурное развитие методики. 20-30е гг. Взаимосвязь обучения с производит трудом -> гос учеб совет (ГУС) создает новые программы для единой трудовой школы – прогр. ГУСа. Сод-е распред не по учеб предметам, а по 3 колонкам – природопользование, труд, общество. К-сное изучение, объед на основе стержневых тем (напр, 5 кл – связь деревни с городом, 6 кл – индустриализация СССР, 7 кл – империализм и борьба рабочего класса). Природа – сырьевая база для произв-ва. Основа – труд и изучение производств пр-сов.
1925 г. Сорохтин – уч-к по анатомии и физиологии чел. Орг-м – завод, отд органы – его машины. Раст-я – зеленые машины + продукт. 8 кл. – жизнь на Земле и физико=хим осн жизн пр-сов; 9 кл. – осн эволюц учения Этими программами отменили уроки Центр место в обучении – организация самостоят. работы, учащиеся должны добывать знания исслед. путем – экскурсии, работа на опыт. уч-ках, обществ-полез работа, работа по заданию науч учреждений. Закрепл-е знаний – вредна зубрежка. Наиболее прогрессив методом объявл метод проектов. Упразднение классно-уроч системы, классов, организация бригад. обучения (бригады из 10 чел совместно раб над к-то заданием, о рез-тах отчит 1 чел, кот сдает за всю бригаду). Лаб метод на основе Дальтон-плана, самостоят овлад-е учеб материалом в ходе вып-я лаб раб. Каждая бригада получ раб кн, в кот опис зад-я для опытов и набл-й, учитель только консультир. Кажд месяц – отчет конфер. Оценки отменены. Метод проектов (США, Коллингс) – самообучение в действии, биол – работа по животнов-ву или растениев-ву. Уч-ся сами разрабат проект к-то работы, необход сведения – из справоч лит-ры и бесед со специалистами. Все проекты – предметные и общешкольные. Предм – «Вырастим цыплят», «Уничтожим всех сусликов с наших полей». Общешк – «Поможем выполнить промышл-финанс план материн заводу». Проект состоит из конкр дел. Август 1923 г. 1ый Всероссийский съезд, на кот обсужд пробл ест-историч образ-я. Резко отриц отн-е к таким программам. 1924-1929 – дискуссия между методич школой Ленинграда (Райков; против) и Моск методич школой (Всесвятский; за). Январь 1929 г. Всерос. Конф.преп-я ест-я. Осужд идея системы построения курса. 5 сент 1931 г. Постан-е ЦК о нач и ср школе. Точно очерч круг систематизир зн. Осн ф обуч-я – урок. После 1931 г. нач восстан-е норм школы. Б.Е. Райков. Разработал: - опытно-исслед метод объяснения и пров-я экск в прир; - вклад в разв-е МОБ; - основопол-к общ-ва распр-я ест-науч обр-я (распр-е пед опыта и т.д.); - созд обл науки – история развития шк ест-я и м-ки его преп-я. 1960 г. – «Пути и методы натуралистич просвещения» (история ест-я); работы об осн методистах, их жизни и работе (Зуев, Герд, Половцов), книги о русских ученых-эволюционистах, обосн-е теор и практ оснащ-я каф МОБ как учеб базы для подготовки учителей. Автор уч-ка по зоологии, мн-ва пособий по организации практ зан-й и экскурсий. 1930 г. 9летняя школа хамен на фабрично-заводские 7 классов и на школу колхох молодежи. 1931 г. Эти школы реограниз в 10лет общеобразоват шк. Раб. по классно-цроч сист и предмет., в м-ке разраб 4 осн вопроса (проблемы) – сод-я биол образ-я, част м-к обуч-я биологии, форм ОБ, развития мат базы ОБ.
Сод-е шк биол образ-я: До 1930 г фукц программы ГУСа. Далее вв изучение отд биол дисциплин: ботаники, зоологии, анатомии и физиологии чел, эволюцион учения; минералогия и геология. После 1931 г. Ур общебиол подг-ти снижается, т.к. искл раздел осн цитологии.!938 г – искл-е осн генетики, 1948 – дарвинизма. На смену им включ главы из агробиологии Лысенко. 1963-64 гг. Открыв дискуссия о сод-и шк предм биологии. 1964 г. Конкурс шк программ по биологии, 2 колл-ва: Лен. шк. Полянского и Моск-Новосиб шк. Всесвятского. Побежд Полянский, эта программа до 1967-68 гг. 1965 г. К этой прогр пишется уч-к Корчагина 1969 г. уч-к общей биологии 1970 г. Публикация о перегруженности шк, углубл изучение всех дисциплин 1981 г. Усоверш прогр, переизд уч-ки До 90х гг – авторские программы. Появл осн линии, кот мы знаем. Осн проблемы того времени - развитие ф обуч-я биологии. С 1931 г урок – осн ф. Нач разработка теории урока, появл печат пособия по теории пров-я урока. Нач разработка сист форм ОБ – экскурсии вх в СО и предполаг взаимосвязь с уроками. Организ внекл и внеуроч работы (диф-ция по курсам и взаимосв с уроками). В 1940е гг вых 1ые книги по организ внекл (на УОУ и в уголке жив прир). 1930-50е гг юннатское движение. - развитие част методик ОБ. 1936 г – Всесвятский и Бучетич. 1ая м-ка преп-я ботаники. 1938 г. Верзилин (бот.)(Ленинград).!936 г. зоология – Беляева и Кременецкий. 1938 г. – зоология Рыков (Москва). 1938 г. – анатомия чел. – Цузмер, Суворова, Чозырь. 1936 гг – анатомия чел Брунов и Зверев. 1935 г. эволюц учение Мельников, 1960е гг – Корсунская. 1931 г. в Л. откр институт усоверш-я учителей. - развитие мат базы. С 1930х гг разраб м-ка организ уголка жив природы и УОУ. 1935 г Верзилин «Агробиол уч шк» 1956 г «М-ка работ уч-ся на пришк уч-ке» (Верзилин, Корсункая). 1960-70е гг созд комплекты учеб оборуд-я.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.156 (0.045 с.) |