Гносеология (от греч. Gnosis— знание) — учение о познании, теория познания. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гносеология (от греч. Gnosis— знание) — учение о познании, теория познания.



ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. gnosis— знание) — учение о познании, теория познания.

Гносеология изучает сущность и содержание процесса познания, исследует взаимоотношения между субъектом и объектом познания, рассматривает проблемы границ, источников, форм и способов познания существующего мира.

логика (от греч. logos — слово, понятие, мысль, учение, наука) — наука о законах мышления. Логика изучает законы, формы, способы, средства мышления, рассматривает проблемы, связанные с интеллектом, в том числе и искусственным (машинным). Логика зародилась в античный период.

 

 

3 СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. МЕСТО И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В КУЛЬТУРЕ.

 

Главной спецификой философии является то, что она, в отличие от любой частной науки, представляет собой высшую форму мировоззрения

Философия отличается от других форм мировоззрения не предметом (предмет - мир и человек), а способом его осмысления. Миф использует художественные образы, религия использует художественные образы и понятия, философия использует понятия, категории, законы. Философия - это теория.

Философия - это высшая форма мировоззрения, так как она является теоретическим уровнем миропонимания. Предметом философии является теоретическое объяснение отношения сознания и материи, отношения человека и мира. Двумя другими формами мировоззрения являются миф и религия. В истории человечества они возникают раньше философии. Это истоки философии.

Миф - это древнейшая форма мировоззрения. Мифы были у всех народов.

Мифы - это древние сказания о фантастических существах, о делах богов и героев, но они отличаются от сказок. Миф всегда воспринимается всеми как правда.

Бог мировых религий - носитель моральных принципов. Религиозное сознание способствовало развитию нравственности людей.

С ростом знания, культуры у людей возникает потребность объяснить

мир естественными причинами, а не божественными законами. В результате, кроме мифа и религии возникает философия. Религия, объясняя мир, опирается на веру в бога.

Роль философии в культуре определяется тем, что она размышляет над основаниями культуры. Она извлекает культурные смыслы из социально-исторического контекста, очищает их от конкретики и превращает их в чистые понятия, оперируя которыми конструирует возможные идеальные миры. Фундамент культуры составляют ценности и знания, а рефлексией над ними занимается философия. В отличие от науки, философия ставит перед собой задачу оценки ценностей, оценки того, что должно быть, а не того, что есть. И в центре рассмотрения философии находятся так называемые смысложизненные, или экзистенциальные (лат— существование), ценности: свобода, жизнь, смерть, зло, смысл жизни, добро, истина, красота, цель и т. п. В культуре существуют разные мировоззренческие системы: религия, мифология, философия. Однако лишь философские теории отвечают критерию рациональности. Взгляд философии на мир и человека точнее и шире, чем точка зрения здравого смысла и жизненно-практического мировоззрения. Поэтому философию считают наукой, особой наукой, которую М. М. Бахтин (1895—1979) о характеризовал как «метаязык» всех наук (и всех видов познания и сознания). философия – центрирована на проблеме мироотношения. Философию не интересуют природа сама по себе, культура, очищенная от человека. Ее интересуют отношения человека и мира, человека и человека, человека и продукта культуры.

 

 

4. ЗНАНИЕ, ПОЗНАНИЕ. ИНФОРМАЦИЯ. РОЛЬ ЯЗЫКА В ПОЗНАНИИ

Знание — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знания: научное, обыденное (здравый смысл), интуитивное, религиозное и др. Обыденное знание служит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его повседневного поведения и предвидения, но обычно содержит ошибки, противоречия. Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость результатов, проверяемость, стремление к устранению ошибок и преодолению противоречий.
Знание — субъективный образ объективной реальности, то есть адекватное отражение внешнего и внутреннего мира в сознании человека в форме представлений, понятий, суждений, теорий.

Познание – это процесс духовного освоения человеком мира, цель его – постижение истины. Познание не существует отдельно от познавательной деятельности отдельных индивидов, однако последние могут познавать лишь постольку, поскольку овладевают коллективно выработанной, объективизированной системой знаний, передаваемых от одного поколения к другому.

Гносеология - наука о познании, в котором изучается природа познания, отношения знания и реальности, выявляются условия достоверности и истинности знаний, возможности познать мир. Категории гносеологии: истина, достоверность, сознание, познание, субъект, объект, чувственность, рациональность, интуиция, вера. Гносеология изучает общее в познавательной деятельности безотносительно к тому, какова эта деятельность - обыденная, профессиональная или др. Все философские системы так или иначе связаны с гносеологией.

Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы

Язык и познание —познание не возможно без мышления, а мышление без языка. Чем более развит язык у человека или народа, тем значительнее их мышление и, следовательно больше возможностей для познания. С другой стороны, чем более познают мир и человека различные народы и конкретные люди, тем сильнее развивается их мышление и богаче становится языковая лексика

 

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

Обыденное познание - это познание, которое осуществляется в рамках повседневной жизни людей. как правило эти знания передаются из поколения в поколение при непосредственном общении. Обыденные познания не систематизированы, они представляют собой противоречивый конгломерат самых разнообразных сведениях, которые актуализируются в каких-то конкретных ситуациях. Основа обыденного познания - здравый смысл, который содержательном и функциональном плане действителен. Благодаря глубокой связи здравого смысла с чувственным опытом он может служить надежной основой для практической деятельности людей.

Научное(позитивное) познание – объектом его служит та часть объективной реальности, которая открыта чувственному миру непосредственно или посредствам различных приборов: как природа, внешний пласт общественных и культурных процессов. Его основу составляет - рациональное познание, выраженное в понятиях, суждениях, умозаключениях, принципах, идеях, законов, обладающих свойствами общезначимости и логической необходимости.

Художественное познание – это познание мира и человека посредством образов и символов. (осуществляется в сфере искусства).

Мифологическое познание – это познание мира сквозь призму каких- либо конкретных мифов, Миф не есть легенда или предание. Миф по определению Лосева – есть развернутое магическое имя. Он не имеет непосредственного отношения к какому-либо социуму, социальной группе или отдельной личности.

Философское познание,религиозное познание.

 

 

ПОНЯТИЕ БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ (ОТ ПАРМЕНИДА ДО МАРКСА). МЕТОФИЗИКА АРИСТОТИЛА КАК КРИТИКА ИДЕЙ ПЛАТОНА.

Онтология - один из древнейших разделов философии. Онтологические учения, в которых делались попытки постиже­ния основ мироздания, законов его возникновения, существова­ния и развития, создавались древнегреческими философами эгейской школы, Пифагором, Гераклитом, Платоном, Аристоте­лем, мыслителями Средних веков и Нового времени. Необходи­мость и возможность онтологии не подвергалась сомнению до И. Канта, который пришел к выводу, что человек не может по­знать мир, какой он есть на самом деле, а познает только то, ка­ким мир является нам.

слово «бытие» означает существова­ние. Однако в философии понятие бытия приобрело более сложную смысловую структуру. В частности, оно включает свой состав причину всегосуществующегоили какой-либо принцип,благодаря которому все существующее воспринима­ется как нечто единое и целостное. В силу того, что онтология стремится постичь первооснову бытия, она тесно связана с ме­тафизикой, которая полагает в качестве такой основы то или иное сверхчувственное начало.

Так, для Платона корень всего существующего, всего мно­гообразия вещественного мира лежит в царстве идей (эйдосов) которые есть в то же время прообразы конкретных вещей и явлений.

У Аристотеля картина бытия еще более усложняется. По­мимо мира единичных вещей (сущее) существует субстанция чистое умопостигаемое бытие, средоточие четырех начал или причин сущего: формы как сущности, материи как субстрата, источника движения и цели.

В философии Нового времени понятие бытия конкретизи­руется через понятие субстанции. Субстанция - это первоосно­ва бытия и носительница неотъемлемых свойств, т.е. атрибутов. Декарт считал, что в мире существует две субстанции: идеаль­ная, способная мыслить, и материальная, наделенная протяжен­ностью. Дуализм Декарта попытался преодолеть Спиноза, кото­рый полагал, что мышление и протяженность есть атрибуты од­ной субстанции. Лейбниц вычленял множество простых и неде­лимых субстанций (монад), обладающих автономией, непрони­цаемостью, активностью и изменчивостью.

Гегель отождествил бытие с мышлением. Все существую­щее в мире есть иновыражение некоей абсолютной идеи, которая развивается по законам диалектической логики, имманентным также вещам и явлениям.

В марксизме понятие бытия отождествляется с понятием материи. Познать бытие - это значит открыть универ­сальные законы, по которым развивается весь материальный мир. Такими универсальными, всеобщими законами являются законы материалистической диалектики: закон единства и борь­бы противоположностей, закон перехода количества в качество, закон отрицания.

 

 

Понятие субстанции, субстрата и материи. Субстратная и субстанциональная картины мира. механистическая картина мира, субстанциальный идеализм, субстанциальный материализм, метафизический и диалектический материализм.

Материя - это то общее, что присуще всем вещам и явлениям, оно не существует отдельно от них, а в них и через них.

Субстанция - это первоосно­ва бытия и носительница неотъемлемых свойств, т.е. атрибутов. Декарт считал, что в мире существует две субстанции: идеаль­ная, способная мыслить, и материальная, наделенная протяжен­ностью.

Субстрат – основа всего сущего.

Субстанциальная модель предполагает единство мира через допущение, что в основе бытия лежит некая единая субстанция, идеальная или материальная, из которой выводится все многообразие мира. У Платона единство мира обусловлено демиургом (творцом), который создал этот мир, у Гегеля - субстанциальностью абсолютной идеи, что выражается в наличии всеобщих законов развития.

Основой механической картины мира явился атомизм. Он превратил понимание мира и самого человека в совокупность огромного числа неделимых частиц, называемых атомами, которые перемещаются в пространстве и времени.

Основным понятием механической картины мира Ньютона стало понятие движения. Законы движения Ньютон утвердил как фундаментальные законы всего мироздания. По его теории все тела имеют внутреннее врожденное свойство равномерного и прямолинейного движения. Любые отклонения от этого движения имеют причиной действие на тело инерции - внешней силы. Масса является мерой инертности, другого, очень важного понятия механики классической.

Ньютон предложил принцип дальнодействия, который возник в результате решения проблемы взаимодействия тел. В основе этого принципа лежит взаимодействие между телами, которое происходит мгновенно при разном расстоянии и при отсутствии материальных посредников.

Механическая научная картина мира породила законы механики, которые жестко предопределяли любые события. Из них совершенно исключалась случайность. Присутствие человека в действующем мире ничего не меняло. Согласно теории механической картины мира Ньютона, исчезновение человека с лица земли никак не повлияло бы на существование мира: он продолжил бы свое существование, как прежде. Такая теория стала приниматься как универсальная.

Так, вещественно-субстратная модель усматривает единство мира в единстве физико-химического субстрата и свойств.

Субстанциональный идеализм - Парменид ставит две взаимосвязанные между собой проблемы: соотношение бытия и небытия и соотношение бытия и мышления. Сначала он разбирает логические возможности соотношения категорий бытия и небытия, вскрывая ряд парадоксов (он их называет "западни") на пути истины. Если мы допускаем существование небытия, то оно, как предельное понятие, отождествляется с бытием, если мы не допускаем существование небытия, то бытие и небытие нетождественны. Сам Парменид склоняется ко второму решению, причем впервые в философии пытается доказать данный философский тезис. "До него философы главным образом изрекали, в лучшем случае они опирались на аналогии и метафоры. Итак, у Парменида с бытием связывается сам факт существования мира, а истиной в этом случае выступает знание об истинном существующем. Таким образом, бытие и мышление оказываются тождественны, а значит, мир познаваем.

По Платону, бытие - это совокупность идей, т.е. умопостигаемых форм, или сущностей, отражением которых является все многообразие вещественного мира. Таким образом, мир познаваем, хотя и весьма относительно. Процесс познания, по Платону, - это процесс интеллектуального восхождения к истинно сущим видам бытия (которые действительно существуют в мире идей). Платоновские идеи - это не просто субстанциализированные родовые понятия, противостоящие чувственной действительности. Идея вещи - это ее своеобразный принцип, с помощью которого мы можем сконструировать саму вещь, познать ее. Познание есть конструирование. Идея вещи есть некая смысловая модель, которая должна лечь в основу такой конструкции.

Таким образом, противопоставление материи и идеи, как идеального мира и чувственной действительности, в античной культуре очень условно. Материя, по Платону, - это прекрасный, идеально организованный чувственный космос, а идеальный мир, напротив, - поле отражения этой завершенности в виде прообразов вещей, людей, природных и общественных явлений.

Субстанциональный материализм - В качестве центрального элемента онтологической картины субстанциального материалистического монизма выступало некоторое конкретное, реальное начало (или группа начал).

Философия диалектического материализма в вопросах онтологии базировалась на синтезе материалистических учений и материалистически истолкованной диалектики Гегеля. Формирование понятия материи шло по пути отказа от ее интерпретации, как некоторого вещества или совокупности веществ к более абстрактному ее пониманию.

Диалектический материализм был формой материалистического монизма, так как все остальные сущности, в том числе и сознание, рассматривались как производные от материи, т.е. как атрибуты реального мира. "Диалектический материализм отвергает попытки строить учение о бытии спекулятивным путем. "Бытие вообще" - пустая абстракция" [36]. Исходя из этого, утверждалось, что материя объективна, т.е. существует независимо и вне нашего сознания. Научное познание есть прежде всего познание материи и конкретных форм ее проявления. Философами данного периода, которые стояли на иных позициях, было сразу отмечено, что такое понимание материи во многом перекликалось с аналогичными представлениями объективного идеализма.

Метафизический материализм - В философском плане Ньютон дал своеобразную общую картину мира, которая базировалась на том, что физические закономерности, присущие части мира, распространялись на всю Вселенную. Таким образом, обоснование материального единства мира здесь было связано с очень сильными теоретическими допущениями, характерными для философии метафизического материализма данного периода. "Хотя всюду заметно стремление Ньютона представить свою систему как необходимо вытекающую из опыта и вводить возможно меньше понятий, не относящихся непосредственно к опыту, он тем не менее вводит понятия абсолютного пространства и абсолютного времени.

оминирование физики в системе наук во многом определило философские представления об устройстве мира, которые в буквальном смысле перенимали данную физическую картину мира как важнейшую часть онтологии, что особенно проявлялось в теории познания, важнейшим из которых стал принцип абсолютности истины

 

ХРИСТИАНСТВО.

Уникальность христианства, заключается в том, что его основателем при­знается не человек, а Сын Божий, воплотившийся в человека, рожденного Девой Марией от Святого Духа, живший среди лю­дей, проповедовавший им свое учение, распятый на кресте и воскресший на третий день после этого.

Согласно библейским представлениям Бог создал первых людей, Адама и Еву, по образу и подобию Своему, т.е. бессмертными существами. Смерть явилась в мир как наказание за грех, совершенный прародителями человечест­ва. Грех заключался, в нарушении первыми людьми Божьего за­прета есть плоды с дерева познания добра и зла.

Христианство зарождается на вере в богочеловечность Христа, т.е. двойственность Его природы - божественную и человеческую. Бог как Дух не просто воплотился в человека, т.е. материализовался, чтобы проповедовать Свое учение, а именно вочеловечился, т.е. обрел всю полноту человеческого бытия с его душевными скорбями, телесными страданиями и смертью. Человечность Христа, понимаемая как Его реальная земная жизнь и праведность, является не только догматом религиозного сознания, но и фактом исторической науки. Божественность Христа есть предмет веры христианина.

Смысл воскресения заключается в том, что Христос, как чело­век, умер, но воскрес, потому что в нем был Бог. Но поскольку Христос был послан в мир как Искупитель греха Адама и Спа­ситель всех людей, то и всякий верующий в Него, имеющий Его в своем сердце, хоть и умрет телесно, но душа его будет жить вечно, а после Страшного Суда его ждет также воскресение, т.е. душа его соединится с преображенным телом.

Учение о воскресении наиболее полно и глубоко выражает идею личного бессмертия, ибо человек осознает свое личност­ное Я только в контексте своей телесности, в которой протекает вся его душевная и духовная жизнь. Благодаря телу человек имеет свою индивидуальную биографию, неповторимый набор многообразных отношений с другими людьми, обществом, при­родой и Богом. Учение о воскресении означает не что иное, как утверждение личности в вечности. Оно способно удовлетворить самые глубокие духовные запросы и само способствует разви­тию глубокой и целостной личности.

Основные добродетели христианства вера, надежда, любовь, из которых последняя является основополагающей

Помимо духовных и моральных наставлений, определяю­щих христианское отношение к жизни и смерти, огромное зна­чение в этом деле имеют таинства Церкви и вся культовая сторона религиозной жизни. Согласно христианскому учению кре­щение, миропомазание, исповедь и особенно евхаристия подго­тавливают человека как к земной, так и к загробной жизни. В католичестве и православии евхаристия означает повторение священнослужителем жертвы Христа ради спасения человека.

 

ИСЛАМ.

Ислам - мировая религия, возникшая в Аравии в начале VII века. Основателем ислама является Мухаммад (ок. 570-632 гг.), считающийся величайшим пророком (наби) и послан­ником (расуль) Аллаха. Основное содержание вероучения исла­ма изложено в Коране (по-арабски «аль-куръан») - священной книге мусульман, которая, по преданию, была передана Алла­хом в виде откровения пророку Мухаммаду.. Коран свидетельст­вует о тесной связи ислама с христианством. Поскольку обе великие религиозные системы возникли в одном регионе (на Ближнем Востоке), между ними существует и идейная пере­кличка. В частности, вера в конец света, воскресение мертвых и Страшный Суд, как и в христианстве, составляют основные догматы ислама.

Доктрина предопределения и этико-правовой характер мусульманского учения составляют его отличительную особен­ность. Идея предопределения означает, что все события миро­вой истории и человеческой жизни в прошлом, настоящем и бу­дущем есть прямое действие воли Всевышнего. Она настраивает мусульманина на покорное принятие своей судьбы, смерти и посмертного существования. Ни вера, ни праведная жизнь, ни молитвы не могут отменить неизбежность смертного часа.

главная добродетель в исламе - это вера, а главный по­рок - неверие. Отсюда вытекает весь перечень оценок человека. Смерть неверного, под которым понимается всякий неверую­щий, ужасна, ибо его ждет пожирающий огонь геенны.

Таким образом, в исламе оценка носит тотальный характер, ибо она охватывает жизнь, смерть и посмертное бытие человека. Какова жизнь - такова смерть и таково бессмертие. Качество (нравственное содержание) жизни человека определяет оценку его смерти. Сама же земная жизнь оценивается ниже, чем та, ко­торая наступит после Судного дня, потому что в ней слишком много соблазнов и обольщений.

В Коране и другой мусульманской литературе очень много красочных описаний рая и ада. «Мухаммад провозглашал в Ко­ране не отвлеченное бессмертие души, но воскресение после смерти целостного человека во всем его земном, физическом облике.

Неоднократно в Коране повторяется картина райского бла­женства, вожделенная для жителя аравийской пустыни «А тех которые уверовали и творили благое, Мы введем в сады где внизу текут реки.

Как и в христианстве, в исламе посмертное существование; делится на два этапа: до Судного дня и после него. Так что человек после своей смерти переживает как бы двойное воздаяние в виде награды или наказания.

Чтобы быть истинным мусульманином и в конечном счете сч^рести блаженство в раю, необходимо строго соблюдать сле-ющие основополагающие религиозно-этические заповеди:

1) признавать формулу: «Нет бога, кроме Аллаха, а Му-

(хаммад - его посланник»; 2) ежедневно совершать пятикратную молитву (намаз)\

3) соблюдать пост в месяц рамадан (ураза);

4) совершить хотя бы раз в жизни паломничество в Мекку (хадж)\

5) делать пожертвования бедным (закят).

В этой связи закономерно встает вопрос о том, почему в по­следнее десятилетие под знаменами ислама получил распро­странение терроризм. Еще раз подчеркнем, что угроза терро­ризма исходит от сектантских течений в исламе. Для вся­кого же сектантства характерен фанатизм, вера в безусловную правоту провозглашаемых идей и ценностей, для утверждения которых их адепты готовы на все, в том числе и на смерть, свою и других людей. Поскольку в исламском мире очень много лю­дей, живущих в бедности и нищете, там легче рекрутировать «борцов за веру».

 

БУДДИЗМ.

Основателем буддизма считается Сидхартха Гаутама (623-544), названный после просветления Буддой Шакья Муни. Потрясенный впервые увиденным зрелищем старика, больного и покойника, будущий Будда (в переводе с санскрита «просвет­ленный») оставил дом отца - царя небольшого полиса - и после семилетних скитаний, отшельничества, аскезы и медитаций стал основателем нового вероучения, в котором решающую роль иг­рает идея спасения.

Для буддизма характерен комплекс идей, понятий и пред­ставлений, унаследованных им (с элементами модернизации) от прежних индийских религиозно-философских учений, которые трудно перевести на европейские языки и согласовать с пред­ставлениями и понятиями европейского человека. «Центральной идеей древней индийской цивилизации, или индоарийской куль­туры, была идея дхармы, которая представляла собой нечто большее, нежели религию или вероисповедание. Сама эта дхарма была частью риты, основного морального закона, направляющего жизнь вселенной и всего, что содержится в ней.

Особен­ность индийской культуры, усвоенная и буддизмом, заключает­ся в том, что онтологические и моральные законы и процессы; составляют одно неразрывное целое. Буддизм исходит из по­сылки о вечности мироздания, точнее, его несотворенности и периодическом саморазрушении и самовосстановлении миров.

Понятие нирваны предполагает полное угасание дхарм, полное освобождение от всего, привязывающего к существованию в любом из имеющихся миров.

Главное в нирване - это то, что она означает конец страданию, которое оценивается как главное зло жизни.

Главная причина страданий и главное препятствие к дос­тижению нирваны - привязанность к жизни. В буддизме вы­деляется десять привязанностей: 1. Заблуждение относительно реальности собственного Я, человеческой самости, или Атмана, 2. Сомнение в истинности вероучения. 3. Вера в обряды и их действенность. 4. Стремление к чувственным удовольствиям. 5, Склонность к ненависти и злобе. 6. Любовь к земной жизни. 7. Стремление к небесной жизни. 8. Гордыня. 9. Склонность оп­равдывать свои поступки. 10. Невежество.

Будда предполагает для достижения нирваны Благородный Восьмеричный Путь, который включает в себя следующие мо­менты: 1. Праведное воззрение. 2. Праведное устремление. 3. Праведная речь. 4. Праведное поведение. 5. Праведный образ жизни. 6 праведное усердие. 7 праведная память 8.праведное самоуглубление.

Буддизм не представляет собой целостную систему. В действительности он раскололся на несколько направлений, среди которых наиболее значительными являются хинаяна и махаяна В каждом из этих направлений, а также более мелких течений и буддийских сект имеются свои нюансы в трактовке вероучения» культа и организации религиозной жизни верующих.

ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. gnosis— знание) — учение о познании, теория познания.

Гносеология изучает сущность и содержание процесса познания, исследует взаимоотношения между субъектом и объектом познания, рассматривает проблемы границ, источников, форм и способов познания существующего мира.

логика (от греч. logos — слово, понятие, мысль, учение, наука) — наука о законах мышления. Логика изучает законы, формы, способы, средства мышления, рассматривает проблемы, связанные с интеллектом, в том числе и искусственным (машинным). Логика зародилась в античный период.

 

 

3 СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. МЕСТО И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В КУЛЬТУРЕ.

 

Главной спецификой философии является то, что она, в отличие от любой частной науки, представляет собой высшую форму мировоззрения

Философия отличается от других форм мировоззрения не предметом (предмет - мир и человек), а способом его осмысления. Миф использует художественные образы, религия использует художественные образы и понятия, философия использует понятия, категории, законы. Философия - это теория.

Философия - это высшая форма мировоззрения, так как она является теоретическим уровнем миропонимания. Предметом философии является теоретическое объяснение отношения сознания и материи, отношения человека и мира. Двумя другими формами мировоззрения являются миф и религия. В истории человечества они возникают раньше философии. Это истоки философии.

Миф - это древнейшая форма мировоззрения. Мифы были у всех народов.

Мифы - это древние сказания о фантастических существах, о делах богов и героев, но они отличаются от сказок. Миф всегда воспринимается всеми как правда.

Бог мировых религий - носитель моральных принципов. Религиозное сознание способствовало развитию нравственности людей.

С ростом знания, культуры у людей возникает потребность объяснить

мир естественными причинами, а не божественными законами. В результате, кроме мифа и религии возникает философия. Религия, объясняя мир, опирается на веру в бога.

Роль философии в культуре определяется тем, что она размышляет над основаниями культуры. Она извлекает культурные смыслы из социально-исторического контекста, очищает их от конкретики и превращает их в чистые понятия, оперируя которыми конструирует возможные идеальные миры. Фундамент культуры составляют ценности и знания, а рефлексией над ними занимается философия. В отличие от науки, философия ставит перед собой задачу оценки ценностей, оценки того, что должно быть, а не того, что есть. И в центре рассмотрения философии находятся так называемые смысложизненные, или экзистенциальные (лат— существование), ценности: свобода, жизнь, смерть, зло, смысл жизни, добро, истина, красота, цель и т. п. В культуре существуют разные мировоззренческие системы: религия, мифология, философия. Однако лишь философские теории отвечают критерию рациональности. Взгляд философии на мир и человека точнее и шире, чем точка зрения здравого смысла и жизненно-практического мировоззрения. Поэтому философию считают наукой, особой наукой, которую М. М. Бахтин (1895—1979) о характеризовал как «метаязык» всех наук (и всех видов познания и сознания). философия – центрирована на проблеме мироотношения. Философию не интересуют природа сама по себе, культура, очищенная от человека. Ее интересуют отношения человека и мира, человека и человека, человека и продукта культуры.

 

 

4. ЗНАНИЕ, ПОЗНАНИЕ. ИНФОРМАЦИЯ. РОЛЬ ЯЗЫКА В ПОЗНАНИИ

Знание — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знания: научное, обыденное (здравый смысл), интуитивное, религиозное и др. Обыденное знание служит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его повседневного поведения и предвидения, но обычно содержит ошибки, противоречия. Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость результатов, проверяемость, стремление к устранению ошибок и преодолению противоречий.
Знание — субъективный образ объективной реальности, то есть адекватное отражение внешнего и внутреннего мира в сознании человека в форме представлений, понятий, суждений, теорий.

Познание – это процесс духовного освоения человеком мира, цель его – постижение истины. Познание не существует отдельно от познавательной деятельности отдельных индивидов, однако последние могут познавать лишь постольку, поскольку овладевают коллективно выработанной, объективизированной системой знаний, передаваемых от одного поколения к другому.

Гносеология - наука о познании, в котором изучается природа познания, отношения знания и реальности, выявляются условия достоверности и истинности знаний, возможности познать мир. Категории гносеологии: истина, достоверность, сознание, познание, субъект, объект, чувственность, рациональность, интуиция, вера. Гносеология изучает общее в познавательной деятельности безотносительно к тому, какова эта деятельность - обыденная, профессиональная или др. Все философские системы так или иначе связаны с гносеологией.

Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы

Язык и познание —познание не возможно без мышления, а мышление без языка. Чем более развит язык у человека или народа, тем значительнее их мышление и, следовательно больше возможностей для познания. С другой стороны, чем более познают мир и человека различные народы и конкретные люди, тем сильнее развивается их мышление и богаче становится языковая лексика

 

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

Обыденное познание - это познание, которое осуществляется в рамках повседневной жизни людей. как правило эти знания передаются из поколения в поколение при непосредственном общении. Обыденные познания не систематизированы, они представляют собой противоречивый конгломерат самых разнообразных сведениях, которые актуализируются в каких-то конкретных ситуациях. Основа обыденного познания - здравый смысл, который содержательном и функциональном плане действителен. Благодаря глубокой связи здравого смысла с чувственным опытом он может служить надежной основой для практической деятельности людей.

Научное(позитивное) познание – объектом его служит та часть объективной реальности, которая открыта чувственному миру непосредственно или посредствам различных приборов: как природа, внешний пласт общественных и культурных процессов. Его основу составляет - рациональное познание, выраженное в понятиях, суждениях, умозаключениях, принципах, идеях, законов, обладающих свойствами общезначимости и логической необходимости.

Художественное познание – это познание мира и человека посредством образов и символов. (осуществляется в сфере искусства).

Мифологическое познание – это познание мира сквозь призму каких- либо конкретных мифов, Миф не есть легенда или предание. Миф по определению Лосева – есть развернутое магическое имя. Он не имеет непосредственного отношения к какому-либо социуму, социальной группе или отдельной личности.

Философское познание,религиозное познание.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 673; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.94.251 (0.005 с.)