Онтология и гносеология Бл. Августина. Учение о «двух Градах».



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Онтология и гносеология Бл. Августина. Учение о «двух Градах».



Отнология и гносеология Бл.Августина.Философия Бл.Августина относится к периоду патристики (учение отцов церкви, которые заложили основы религиозной философии.)

Гносеология:

· С одной стороны, похоже на Платона: мир интеллигибельный (разумный –» истина) и мир чувственный (-» кажущееся, изменяющееся, мнения)

· НО: по христианству нет бессмертия души, а значит, теория о знании как припоминании не действует. «Теория иллюминации», т.е. озарения – душу Бог озаряет светом, разум усматривает истину. Истину находим сами в себе –» вера выше знания, но они совмещаются, неразделимы.

· Мы есть (Бог-Отец), мы мыслим (Логос-Сын), мы любим и желаем (воля – Св. Дух) (не совсем знаю что это, но фраза из лекции… возможно, пригодится…)

· Если знание – озарение, то любая душа способна познать истину.

· Но чел. души загрязнены – значит, можем лишь приблизиться, а не познать.

 

Онтология(доминирует идея божественного творения):

· Бог есть Бытие (отличие от неопл., которые считали, что Высшее благо ВЫШЕ Бытия)

· Бог подобен самому себе – неизменен, вечен, нематериален (почти плотиновский Нус-Ум) –» бестелесен и бесконечен, а значит, абсолютно всемогущ

· Бытие – чистая форма без примеси материи

· Люди имеют две природы: божественную и небытийственную (ничтожную)

· Человек ОДНОЙ природы с Богом

· Изначально Бытие творит форму и материю, а вещи уже оттуда ПО ИДЕЕ – образцы в уме Бога –» экземпляризм

· Бог обладает абсолютной волей и создает мир НЕ по необходимости

 

Нравственное учение (на всякий случай):

· Главное, возлюби Бога и делай, что хочешь

· Наслаждаться можно только высшим благом, а остальным – только пользоваться (закон любви)

 

Учение «О двух градах»:

· Град – гос-во с множеством людей

· Град Земной – любовь ко всему что угодно в первую очередь

· Град Божий – любовь к Богу – главное, и только потом ко всему остальному

· Куда ты попадешь – нельзя узнать при жизни

· Отдельно выделяет на земле Церковь и Государство

· Лишь в церкви – право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой

· Государство – создание человеческое, его цель – временная, оно создано насилием, держится принуждением: 1) «общество нечестивых» - царит разбой и насилие; 2) «христианские гос-ва» - власть основана на заботе о подвластных

 

Значение философии Августина Блаженного в том, что им (оставлю, чтобы, если что, наплести…):

• уделено большое внимание проблеме истории (редкость для того времени);

• Церковь (часто подвластная государству и преследуемая в Рим­ской империи) объявлена тоже властью наряду с государст­венной (а не элементом государства);

• обоснована идея господства Церкви над государством, а Рим­ского Папы — над монархами — главная идея, за выдвижение которой и ее последующее воплощение в реальности католи­ческая Церковь чтила и боготворила Августина Блаженного, особенно в Средние века;

• выдвинута идея социального конформизма (смирение с бед­ностью и чужой властью), что также было крайне выгодно как Церкви, так и государству;

воспевался человек, его красота, сила, совершенство, бого­подобность (что также было редкостью для того времени и уст­раивало всех);

• одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.

 

Исповедь» Августина.

(фактически – практически пересказ вопроса 28, но по «главам» - книгам)

«Исповедь» — общее название 13 автобиографических сочинений Августина Блаженного, написанных около 397-398 года н. э. и рассказывающих о его жизни и обращении в христианство. «Исповедь», которая считается первым образцом автобиографии в европейской литературе, в течение тысячелетия служила литературным образцом для христианских писателей. Она охватывает только часть жизненного пути Августина (33 года из около 40 прожитых им к моменту написания), но содержит ценнейшие сведения о его духовном пути и развитии философских и религиозных взглядов. Заглавие подчёркивает христианскую основу произведения: описывая свою прежнюю жизнь, полную пороков и заблуждений, Августин просит у Бога прощения и стремится воздать Ему хвалу своим сочинением. Помимо собственно автобиографического, «Исповедь» имеет и важное богословское и философское значение: автор критикует манихейство, неоплатонизм и астрологию, а последние 4 книги посвящены размышлениям о таинстве исповеди, толкованию Книги Бытия, изложению учения о Троице, рассуждениям о природе памяти, времени и языка.

Важно, что в этих книгах Августин все мотивирует. Так, в первых он пишет о своих детских впечатлениях о «Гортензии» Цицерона, «Категориях» Аристотеля, первом прочтении Библии (не в восторге).

Затем он описывает свой интеллектуальный тупик, в который он попал, находясь в поисках истины (что его заинтересовало после прочтения всех тех трактатов). Он примыкает к манихейству. Августин понимает, что лишь один Господь неизменен и душа может найти счастливую жизнь только в Боге. Правда, начинает в манихействе разочаровываться, так как это учение отрицает личную свободу, слишком жестоко разграничивает совершенных людей, хранителей святости и всех прочих. Неоплатонизм – тоже разочарование (из-за агностицизма и определения зла: Авг. – зло – недостаток добра). Августин – в Милан, знакомится с Амвросием –» католицизм.

Далее Августин пишет о пути к Богу. Пока для него Бог – чистый дух. Перед ним неотступно стоит вопрос о происхождении зла. Августин приходит к выводу, что Бога необходимо полагать абсолютным существом. Все сущее, будучи творением Божьим, является добром. Зло состоит в отходе от Господа. Случайно Августин обращает внимание на одно место в Послании апостола Павла. Это та благодать Господня, которой ему не хватало для того, чтобы сделать последний шаг к обращению. Августин объявляет матери, что готов к обращению.

Далее о его крещении, смерти матери (и ее жизни). В книге десятой Августин анализирует свойства памяти (гносеология). Он считает память тем вместилищем или сокровищницей, где скрыты бесчисленные образы, получаемые нами от внешних чувств. По мысли Августина, в памяти содержатся не только образы вещей, отпечатавшихся в духе, но и сами вещи, которые не могут свестись к образам: научное знание и эмоциональные состояния. Специфическая функция памяти проявляется в приобретении интеллектуального знания. В нем Августин различает чувственный элемент, например, хранящиеся в памяти образы звуков, и объект знания как таковой, который не воспринимается чувствами и, следовательно, не может прийти извне. Понятия вначале содержатся в сердце и в отдаленной области памяти, в разрозненном и беспорядочном состоянии. С помощью рефлексии память их отыскивает, упорядочивает и ими распоряжается. Это и называется знанием.

В книге одиннадцатой Августин обращается к проблеме времени. Он размышляет об акте Творения. Августин утверждает, что невозможно представить себе время, существовавшее до создания мира, потому что Бог создал их вместе. Что же такое время? По Августину, измеримо лишь настоящее. Прошлое и будущее существуют только в нашем представлении. "Есть три времени: настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего". Эти три вида времени нигде не существуют, кроме нашей души. "Настоящее прошедшего — это память; настоящее настоящего — его непосредственное созерцание; настоящее будущего — его ожидание". Во времени Августин видел все же средство измерения движения. Книга двенадцатая "Исповеди" начинается с размышлений о бесформенной материи, существовавшей вне времени. Автор стремится адекватно осмыслить о происхождении человека. Он долго пытается определить свою позицию по отношению к комментаторам Книги Бытия. После долгих размышлений Августин приходит к выводу, что в Священном Писании многое нам недоступно, но в нем содержится истина, а значит, к нему нужно относиться со смирением и благоговением. В завершении книги тринадцатой Августин, размышляя о функциях духовного, предает себя милости Господа, творящего находясь в покое и вне времени.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.183.251 (0.006 с.)