Социальное учение Аристотеля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальное учение Аристотеля



В плане продвижения своих политических идей Аристотелю повезло гораздо больше, нежели Платону. В 347 г. до н. э., после смерти своего учителя, Аристотель женился на племяннице Гермия, тирана Ассоса в Троаде. Сам Гермий во многом слушался своего зятя, в том числе и в политических вопросах.

Аристотель не пытался построить в полном смысле этого слова “идеальное” государство, скорее, идеальное среди реального. Он рассматривал уже существующие формы правления, анализировал их и, соответственно, выделял самое лучшее. Вот они все:

Положительные формы (“+”) Правит… Отрицательные формы (“-”)
Монархия Один Тирания
Аристократия Меньшинство Олигархия
Полития (республика) Большинство Демократия

 

Монарх правит, соблюдая законы и принимая во внимание интересы своих подданных. Аристократов выбирают из самых мудрых и опытных людей. В условиях республики государство управляется большинством "носящих оружие" людей. Таковы правильные формы правления.

Тиран заботится о себе и находится вечно в страхе. Олигархия – власть богатых. Демократия – власть толпы, черни. Все эти формы правления являются извращениями соответствующих им правильных форм.

По мнению же Аристотеля, у власти должен находиться средний класс людей, интеллигенция, мыслящая часть народа с умеренным доходом и достаточно хорошим образованием. Скорее всего, к этим людям он причислял и себя. Видно, что Аристотель и здесь руководствовался принципом Золотой Середины.

Стоит также знать, что Аристотель защищал один из устоев античного общества – рабство, понимая его значение для Греции.

 

Общая характеристика философии эпохи эллинизма

 

После смерти Александра Македонского (4 век до н.э.) и до конца античности – эпоха эллинизма, эпоха, с одной стороны, упадка античной культуры, а сдругой – её распространения: Александр завоевал Индию, Персию и т.д. и насадил греческую культуру на вновь завоеванных землях. Мир эллинизируется. Нестабильная политическая ситуация. Полисная система разрушилась, Греция стала частью огромной державы вместо маленького и уютного государства.

Если раньше – всеобъемлющие философии, то теперь – узконаправленные:

1) Как выжить в изменившейся социальной и политической обстановке? (-» онтология, т.е. устойчивость бытия – для греков; мы бы назвали это скорее этикой)

2) Как достичь атараксии (спокойствия, счастья, безмятежности)?

 

Новые школы: эпикурейцы, скептики, стоики. Продолжают существовать и некоторые старые: Академия Платона, Аристотелевский Ликей, например.

 

Философия эпикурейцев

Эпикурейцы (сады Эпикура). Основатель Эпикур (341-271). Конечно, занимались они не только этикой, но другие части – неоригинальны: многое было заимствовано у физиков (натурфилософов). Например, учение об атомах: представляет их почти так же, как и Демокрит. Но если тот был последователем детерминизма, т.е. не верил в существование случайностей (атомы движутся по чёткой траектории), то Эпикур: траектория есть, но иногда происходят небольшие отклонения => большая свобода.

 

Этические принципы: гедонизм.

- Главное в жизни - получение удовольствия, но оно не обязательно является следствием активности (а сократик Арисипп считает, что обязательно). Если у меня ничего не болит, то уже – удовольствие. Но не всякое удовольствие приносит счастье, не всякое удовольствие – благо.

- Главное благо для жизни – от разума, а не телесное.

- Удовольствие - это отсутствие страдания. Но т.к. не всякое страдание есть зло, то не всякого страдания следует избегать.

- Тревоги не дают достичь удовольствия.

- Атараксия – состояние мудреца, стремящегося к естественному необх. удовольствию и не страшащегося богов и смерти.

 

Удовольствие

 

Естественное (исходящее из удовлетворения естественных потребности) Неестественное (пустое)

Необходимое (не приводит к страданию) ненеобходимое (приводящее к страданию например переедание => надо стремиться к минимуму)

Тревоги

 

Страх

 

Смерть Боги (воздаяние)

 

Богов не надо бояться т.к. они совершенны и, следовательно, безразличны к нам. Эпикур – не атеист, но отвергает религию.

“Смерти не надо бояться т.к. пока мы есть, смерть не существует, а когда она есть, нет нас”.

Его девиз: “Главное условие счастья – это жить, скрываясь” – чисто греческое сознание.

 

Философия стоиков

Стоики. Основатель Зенон Китийский. Стоицизм – целое наследие Греции и Рима.

Выдающиеся представители:

1) Зенон, Клеант, Хрисипп – древний период

2) Панеций - средний

3) Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий – ранний

 

Учение: Добродетельный человек, что бы ни случилось, будет счастлив, даже во время пыток. Хотя у Сенеки – дворцы, Марк Аврелий купается в роскоши…

Начнём с физики. Основа всего – огонь, Логос. Всё бытие телесно – даже добродетели. Детерминизм (все подчинено необходимости, свобода – осознание того, что нет выбора).

 

Этика:

- Аскетизм (самоограничение, крайняя скромность и воздержание).

 

Поступки

 

Благие (добродетели) Злые (пороки)

 

Безразличные (адиафора)

напр., здоровье, т.к. не зависит от нас:

а то, что от нас не зависит, не может быть

добром или злом => внешнее = безразличное.

Добродетели:

1) Рассудительность (главное – размышление).

2) Справедливость.

3) Умеренность.

4) Мужество.

Пороки – противоположности добродетелей. Возникают из страстей (например, любовь) и вторичных по отношению к ним аффектов (например, печаль из-за неудавшейся любви). Цель человеческой жизни – в искоренении этих злостных пороков.

 

Человек состоит из: Логоса, души и тела. Наш логос подобен мировому Логосу, и мы подчиняемся нашему ему = разум.

 

Философия скептиков

Скептики. Основатель - Пиррон Элидский (конец 4-начало 3 веков). Выдающиеся представители: Тимон, Энесидем, Агриппа, Секст-Эмпирик.

 

Нельзя путать агностиков и скептиков. А в это время появляются и агностики (ничто не познаваемо). Там же где речь идёт о сомнении – скептицизм. Скептики более последовательны, ибо если мы верим, что истина непознаваема, то считаем наше утверждение истиной.

 

Скептики задаются трёмя вопросами:

1)Что есть вещь? (онтология) Мы не знаем т.к.все субъективно. Энесидем (10 доказательств):

А)У разных живых существ различное восприятие мира.

Б)Различие между субъективными особенностями людей.

В)Внешность обманчива: мёд – текучая гадкая жижа.. но вкусная.

Г)Разное распределение состояния людей (от хорошего-плохого настроения)

Д)Разница в положении наблюдателя (близко-далеко, в воде-воздухе)

2)Как относиться к вещам? Главный принцип – эпохэ, то есть воздержание. Воздержание от категорических суждений о вещах, так как все, что мы видим, нам только кажется. Атараксии можно достичь лишь через эпохэ, то есть свобода от догм, не быть движимым какой-либо уверенностью, чтобы потом не разочароваться в чем-либо.

3)Какая выгода из эпохэ? Атараксия – перестать пытаться познать мир.

 

Этические принципы:

1) Сомнение в познании.

2) Счастье в отсутствие попыток понять

3) Догмы не нужны.

 

Скептицизм это философия, которую нельзя опровергнуть. Но как жизненная позиция он неправилен, т.к. скептики легко могут критиковать существующее, а вот сказать что-нибудь новое, по сути – не могут.

 

Блаженный Августин опроверг скептиков: “А не сомневаются ли скептики в самой сущности своего сомнения?” – на этот вопрос они не смогли дать ответ…

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.01 с.)