Главная идея: единое - ум (логос) – мировая душа (в христ. – св. Дух) – космос – материя зло есть умаление добра, естественный результат несовершенства последующих слоев мироустройства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Главная идея: единое - ум (логос) – мировая душа (в христ. – св. Дух) – космос – материя зло есть умаление добра, естественный результат несовершенства последующих слоев мироустройства.



Над всем существует неизреченное, сверхсущее Единое (Благо). Оно эманирует (то есть энергия проистекает без уменьшения источника) в Ум, где происходит его дифференциация на равносущее множество идей. Ум эманирует в Душу, где появляется чувственное начало и образуются иерархии существ демонических, человеческих, астральных, животных; образуются умственный и чувственный Космос.
Бог - безличное единое, благо.

Единое (Благо)

 
 


Ум (множ. идей)

 

Мировая душа (чувств. начало)

 

 

Философия патристики: общая характеристика

Совмещенное с ЛЕКЦИЕЙ:

 

*Христианство – «религия любви» - именно вера с любовью (неразделимо!) спасает человека

Патристика. Периодизация.

1) апологетика (защита хр-ва от ересей, гностицизма, т.к. думали а) причастие – людоедство; б) скрываются в катакомбах –» дикость; но уже в 325г. – официальная религия Рима (Первый Никейский собор)) 2-4 вв.

2) д-ть Аврелия Августина и Дионисия Ариопагида (псевдо-, т.к. настоящий в 1 в., но большое значение) 4-5 вв.

3) закат патристики, начало схоластики… 6-8 вв.

Патристика (от лат. pater - отец) - термин, появившийся в 17 в. и обозначающий совокупность учений христианских авторов кон. 1 - 8 в., - т.н. отцов церкви. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества. «Отец церкви», критерии:

- древность

- святость жизни

- ортодоксальность учения

- позже + одобрение церкви

 

Апологетика.

Спорят с гностиками и язычниками.

Исторически традиционно проводят следующее деление:

1) Апостолические отцы, примыкающие непосредственно к апостолам.

2) Апологетические (защищающие) отцы II в., пытавшиеся, в частности, доказать совместимость христианского учения с греческой философией, причём иногда они представляли христианство в виде новой философии (Юстин, затем Афинагор, вторая пол. II в.). Ко II в. относится спор с гностиками, на позиции которых переходит Тациан (вторая пол. II в.). Завершает этот период Тертуллиан.

3) III в. и нач. IV в. характеризуются первыми попытками систематизации в области теологии и выдвижением вопроса о Христе, породившего многочисленные попытки его решения. Ориген – первый осознанный неоплатоник, создавший первую теологическую систему христианства.

4) В IV в. и нач. V в. христианство впервые начинает исследовать свою историю. Догмат о Троице получает вскоре свою окончательную формулировку. Евсевий Кесарийский, склонявшийся к арианизму (ИХ – усыновлен), написал первую историю церкви и её догм; он утверждал, что Платон и вообще греческая философия оказали влияние - через Ветхий Завет, в частности, - на Моисея. Три великих каппадокийца (Василий Великий, Григория Богослов, Григорий Нисский), находившиеся под влиянием Платона и Оригена, занимались систематизацией теологии в противовес арианизму.

5) С кон. IV в., т. е. с завершением процесса формулирования догм и с усилением церкви, уже резко бросается в глаза церковно-политический характер патристики. После Илария Пуатье, "Афанасия Запада" (310-367) и Св. Амвросия Медиоланского, "латинского Филона" (340-397) Св. Августин Блаженный ставит на первое место практическую церковную теологию и её претензии на руководство душами и святое посредничество. Своим учением о божественном государстве ("граде Божием") он закладывает фундамент исторической метафизики.

 

Все те, кто указаны выше, делились на конформистов и радикалов.

(конформисты – пытались соединить христианство с античностью, найти общие черты; радикалы же отрицали все связи)

 

Конформисты:

Юстин Мученик, Латанций

В ант. фил. тоже есть доля истины: есть христианство до Христа – Логос Гераклита, например; Платон в «Тимее» практически говорит о событиях кн. Бытия

Вера важнее, но и разум играет роль

 

Радикалы: Татиан, Тертуллиан

Язычники и их представления ничтожны, ибо они не знают Бога

Греки слишком рациональны, не смогут приблизиться к Богу –» радикалы против разума

Между верой и разумом - нет абсолютно ничего общего

ДРУГОЕ:

Патристика:

- Синтез религиозных ценностей христианства и эллинского философского наследия

- Признает лишь истину Откровения, ист. спасительную: Св. Писание –» источник истины и конечная объяснительная инстанция –» результаты интерпретации - реальное содержание патристики

- Истина заключена в Писании, а задача теолога ("истинного философа") — правильно понять и разъяснить ее

- Задача христианского философствования — перевод глубинных интуиций религиозного мироощущения на язык понятий (вера –» в понятия)

 

Проблемы:

- проблема человека и его устройства в мире: устройство человека в мире зависит от Бога

- проблема соотношения знания и веры: приоритет у веры

- проблема о свободе воли: по-разному решается

- проблема добра и зла в мире: источник зла – дела людей, вызванных свободой воли

- проблемы теории познания: мир полезен, и его нужно познавать, т.к. в ходе познания проявляется величие создателя

 

Патристика – не переходное звено между античной и средневековой философией. Особенность сочинений отцов церкви: наряду со знанием текстов Священного писания отражено все богатство и многообразие античной философии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.007 с.)