Критика Аристотелем платоновской теории идей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критика Аристотелем платоновской теории идей



Биография Аристотеля (интересно): Аристотель родился в г. Стагире во Фракии в 384 г. до н. э. В 17 лет Аристотель уезжает в Афины, поступает в платоновскую Академию, становится учеником Платона. В Академии пробыл 20 лет (после ее окончания преподавал в ней). После смерти Платона Аристотель покидает Афины и поселяется в Малой Азии. Живет некоторое время на о. Лесбосе. Принимает приглашение македонского царя и переезжает в Пеллу (столицу Македонии), где преподает в течение трех лет философские и политические науки юному Александру Македонскому — будущему великому полководцу. Вернувшись в Афины в 335 г. до н. э., основывает школу Ликей (или Лицей) (название по находившемуся поблизости храму Аполлона Ликейского). В аллеях парка во время прогулок Аристотель обычно излагал слушателям свои философские взгляды. Сама школа стала известной как «перипатетическая», а ее ученики — как «перипатетики» («прогуливающиеся философы»). Аристотель преподавал в Ликее 12 лет. После смерти Александра (в середине 323 г. до н. э.) и антимакедонского восстания в Афинах Аристотель, имевший в политическом плане македонскую ориентацию, был обвинен в «безбожии» и вынужден был выехать в Халкиду на о. Эвбея, где у него было поместье. Здесь он продолжал разрабатывать философские проблемы. Умер в 322 г. до н. э.

Аристотель был крупнейшим в Древней Греции ученым-энциклопедистом, явился систематизатором всех имевшихся в ту эпоху отраслей научного знания и основоположником целого ряда наук. История чудом сохранила его сочинения. Почти все они пролежали долгое время (до I в. н. э.) в подземном книгохранилище, откуда были случайно извлечены, переданы в библиотеку в Афинах, затем — в Риме, где и были изданы главой аристотелевской школы Андроником Родосским.

 

 

По Платону:

Возражения Аристотеля против платоновской теории идей (читать скорее по столбикам, чем по строчкам):

Платон Аристотель Комментарии
Идеи – совершенство, образец, идеал сам по себе. Все множество идей образует единство. Идеи – общности, они бестелесны и умопостигаемы. Вещи заключают в себе нечто общее для них, но общее не есть простая составная часть отдельных вещей –» особый самобытный мир общего. Согласно Платону, 1) «идеи» бесполезны для объяснения знания (т.к. они лишь копии чувственных вещей, не несут в себе ничего нового) – напр., получается, что человек сам по себе ничем не отличается от суммы общих признаков каждого отдельного человека. По Платону: Бытие: 1) мир идей; 2) мир материи (вечный как 1, но дает 3); 3) мир вещей; 4) Ум-Демиург.
Мир идей и мир чувственных вещей: 1) подражание (стремление вещей к идеям, эрос как любовь к идеальному); 2) причастность (вещь возникает через причастность ее к особой сущности) – слишком абстрактно; 3) присутствие (вещи становятся сходны со своими идеями, когда идеи начинают в них присутствовать). Вещи чувственного мира – «участвуют» в «идеях» (но Аристотель утверждает, что это лишь пустая метафора, не достаточная для объяснения). 2) Платоновская область «идей» бесполезна также и для чувственного существования, что является следствием отрыва Платоном мира идей от мира чувственных вещей, т.к. в таком случае нет никаких оснований утверждать, что идеи и вещи находятся в каких-то взаимоотношениях. Чтобы иметь значение для области чувственных вещей, царство «идей» должно существовать внутри вещей. Вывод к таблице: основная причина трудностей – абсолютное обособление Платоном общего от единичного и противопоставление их друг другу. Аристотель соглашается, что с «одной стороны, без общего невозможно получить знание». Но с другой стороны, отделение общего от единичного «является причиной затруднений, происходящих с идеями».
Мир вещей — отображение мира «идей», следовательно, между каждой отдельной вещью и ее идеей должно существовать нечто сходное между ними и общее для них обеих. 3) «Третий человек»: Связь предмета и идеи требует «посредника». Так, между человеком вообще и отдельным человеком, например, Платоном, должен существовать еще один «человек», скажем, «грек» (т.к. выражение чего-либо общего между двумя несвязными мирами – идей и вещей). Но в таком случае, между человеком вообще и 'греком должен существовать еще один «человек», допустим, «белый человек», и т. д. до бесконечности.
Мир «идей» и мир материи – вечны, самостоятельны. –» 4) Теория Платона не может объяснить движение вещей чувственного мира: возникновение и гибель, ведь «идеи» - абсолютно замкнутый мир сущностей. Идеи Платона не могут быть причинами движения, ибо сами по себе неподвижны.
Центральная идея – идея Блага или высшего добра, то есть единство добродетели и счастья, прекрасного и полезного, нравственно доброго и приятного. Демиург, космическая душа, «душа мира» - объемлет мир идей и мир вещей; заставляет вещи подражать идеям, а идеи – присутствовать в вещах. Это и есть «первоначало». -» Именно это оторвало идеальное Платона от чувственно постигаемых материальных явлений.  
Платон испытывал также влияние пифагорейцев («Тимей»), в какой-то момент отождествляя природу «идей» с числами. По их мнению, в идеальном мире существуют отдельные от чувственных вещей идеальные тела (геометрич.) и числа.   Аристотель критикует взгляд на число как абстракцию. «Идеи» - не числа, т.к. если, например, принять, что «идея» человека или «человек в себе» — это тройка, то в таком случае любая тройка «не является нисколько не больше человеком, чем какая угодно другая».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.005 с.)