Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Параметры психического развития в основных теориях

Поиск

(по кн.: Обухова, 1999. С. 219)

 

Психологи Ход развития Условия Источники Форма развития Специфика развития Движущие силы развития
Ст. Холл К. Бюлер Э. Торндайк В. Штерн К. Коффка 3. Фрейд Ж. Пиаже А. Бандура и др. Э. Эриксон От индивидуального к социальному (социализация) Наследственость и среда Внутри индивида: в его природе Приспособление Разные формы концепции рекапитуляции Преформизм Конвергенция двух факторов
Л. С. Выготский A. И. Леонтьев Д. Б. Эльконин П. Я. Гальперин B. В. Давыдов От социального к индивидуальному (закон развития высших психических функций) Морфофизиоги-ческие особености мозга и общение Вне индивида: среда Присвоение Развитие ребенка не подчиняется действию биологических законов, а подчиняется действию общественно-исторических законов Обучение Деятельность

Анализ литературы по психологии развития, где эти понятия не всегда четко определены, позволяет выявить их значение и дать необходимые определения. Итак:

Формой развития называют наиболее общее представление о сущности процесса развития. Развитие понимается либо как приспособление индивида к существующим условиям, либо как присвоение — перенесение из внешнего плана во внутренний культурно-исторических средств (орудий, знаков, символов и др.) или вращивание их во внутренний план человека. Существенно, что, по выражению В. П. Зинченко, вращивание означает и выращивание внутреннего плана.

Ходом развития называют обобщенные представления о векторе процесса развития — от индивидуального к социальному или наоборот. Примером первого могут служить классический психоанализ и теория А. Фрейд, где развитие понимается как процесс адаптации самобытно-асоциального индивида к условиям социума. Примером второго вида представлений о ходе развития является культурно-историческая теория Л. С. Выготского.

Спецификой развития называют представления о том, действию каких законов подчинено развитие — биологических или общественно-исторических.

Условиями развития называют его непременные атрибуты, без которых оно невозможно. Для многих зарубежных исследователей это наследственность и среда. В традиции культурно-исторической психологии условиями развития называют морфофизиологические особенности субстрата психических процессов, т. е. мозга, и общение человека с другими людьми. Они выполняют, по выражению В. П. Зинченко, роль медиаторов, т. е. посредников между индивидом и культурой.

Источниками развития называют те условия, которые относятся к психической реальности человека и среди других условий развития играют наиболее важную роль. Другими словами, источники — то, откуда человек берет ресурсы для построения своего интрапсихического пла-

на. «Источники в природе индивида» означает разное их понимание, в зависимости от концепции психического развития. Это могут быть первичные инстинкты (влечения, драйвы) в психоанализе или тенденция к поддержанию гомеостаза в основе развития познания (Ж. Пиаже). Как отмечает Л. Ф. Обухова, «по К. Марксу (Л. С. Выготский разделял эти его идеи), "присвоение определенной совокупности орудий производства равносильно развитию определенной совокугшости способностей у самих индивидов". В этом смысле человек есть социальное существо, вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые развились в результате развития всего человечества» (Обухова, 1999. С. 220).

Движущей силой (движущими причинами, по А. В. Запорожцу) названы те процессы, в ходе которых появляются все новообразования и происходят наиболее существенные изменения в онтогенезе. Это развертывание в онтогенгезе того, что является запрограммированным в силу самой природы (Ст. Холл, К. Бюлер), конвергенция двух факторов — биологического и социального (В. Штерн и другие представители теорий конвергенции). Оба этих представления о движущих силах неоднократно критиковались в отечественной психологии: первое — за явное биологизаторство и отрицание специфики онтогенеза человека, второе — за метафизический характер представлений о конвергенции двух факторов. В отечественной психологии движущей силой психического развития признавалось либо обучение (Л. С. Выготский), либо активность человека в различных трактовках — ведущая деятельность (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн), общение как ведущая деятельность любого возраста (М. И. Лисина, Г. А. Цукерман), свободное действие (В. П. Зинченко), надситуативная активность человека (В. А. Петровский).

Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:

1. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.

2. Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньще знает или меньще умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.

3. Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. С этим законом связана гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания.

4. Закон развития высших психических функций: высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка. Данный принцип, в том числе и законы развития, сформулированные Л. С. Выготским, был взят в отечественной психологии за основу Самая известная и наиболее распространенная версия принципа развития в отечественной психологии — деятельностные концепции развития (А. И. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн и др.). Одна из наиболее современных теорий развития в отечественной психологии сформулирована В. П. Зинченко как представления о духовной вертикали развития.

За основу взяты ключевые понятия функциональных органов (А. А. Ухтомский и др.) и медиаторов как посредников в развитии, которыми являются знак, слово, символ, миф, смысл, лик (герой в положительном смысле) и Духочеловек (Богочеловек в религиозной философии) (рис. 7.1).

Рис. 7.1. Узел развития (по кн.: Зинченко, 1997)

Сложность понимания исходного узла теоретической схемы в том, что, в зависимости от уровня развития, один и тот же функциональный орган может быть как целью, так и средством развития. Сам процесс развития понимается как «развязывание узлов», т. е. такое разрешение задач, связанных с духовным ростом человека, которое приводит не просто к возникновению новых функциональных органов, но к переходу на новый уровень вертикали духовного развития (рис. 7.2).

Предложенная теоретическая схема представляет большой интерес по многим причинам. Прежде всего, в ней отражены такие высокие уровни развития человеческой духовности, которые являются для многих людей скорее идеалом и труднодостижимы, хотя и в принципе реальны. В. П. Зинченко, на наш взгляд, удалось совместить достоинства и возможности культурно-ис-

Духовный
Рефлексивный
Экзистермиальный

 

 

Рис. 7.2. Вертикаль духовного развития (по кн.: Зинченко, 1997)

торической теории Л. С. Выготского и теорий развития в гуманистической психологии. Данная теоретическая схема позволяет преодолеть недостаток, свойственный многим теориям развития, а именно представление о развитии как росте. Этот недостаток, например, свойствен теории личности К. Роджерса. Существенно, что представленная здесь теория позволяет описать не только позитивный, но и негативный вариант развития. Дальнейшие перспективы теории связаны с изучением функциональных органов, условий восхождения по ступеням духовной вертикали и т. д.

Принцип системности

Системный подход в науке получил широкое распространение начиная с 50—60-х гг. XX в. В его основе были различные обшеметодологические теории и схемы, прежде всего уже упоминавшиеся общая теория систем и кибернетика. Сложилось такое положение, что под лозунгами системного подхода выступали представители различных специальностей, при этом их представления о системном подходе основывались на различньгх теоретических взглядах, и общего между их версиями системного подхода было довольно мало. В силу этого Г. П. Щедровицкий утверждал, что имеет смысл говорить не столько о системном подходе, сколько о системном движении в науке. В данном разделе мы сосредоточимся лишь на конкретно-психологических реализациях принципа системности.

В психологии принцип системности заключается в подходе к изучению психических явлений, при котором они рассматриваются как система, несводимая к сумме своих элементов и обладающая структурной организацией. Благодаря структурной организации свойства каждого элемента определяются его местом в структуре. Возникновение принципа системности в психологии имеет давнюю историю и начинается с представления о структурной организации восприятия, сформулированного в гештальтпсихологии. Представления о

структурной организации интеллекта были положены в основу теорий интеллекта Ж. Пиаже. Наиболее распространенный вариант реализации системного подхода в современной психологии — иерархические теории психических процессов, например иерархическая концепция интеллекта Р. Стернберга.

Системный подход в отечественной психологии имеет давнюю историю и начинается со сформулированного Л. С. Выготским положения о системном строении высших психических функций. В дальнейшем этот принцип использовался в отечественной психологии неоднократно, например в работах А. Р. Лурии в виде представлений о системно-динамической организации психических процессов. В практической психологии, в том числе отечественной, системный подход широко распространился в семейной психотерапии (М. Боуэн, С. Минухин, А. Я. Варга, А. С. Спиваковская, А. В. Черников и др.).

Возникновение системного подхода в отечественной психологии некоторые авторы связывают с именем Б. Ф. Ломова (1927—1989) — видного отечественного психолога, организатора и первого директора Института психологии АН СССР (ныне — ИП РАН). Не следует забывать, что системный подход в отечественной психологии был намечен намного раньше в работах Л. С. Выготского и А. Р. Лурии. Что касается работ самого Б. Ф. Ломова, то один из методологических принципов, предложенных им, заключается в необходимости изучения объектов психологической науки как систем и анализе объектов на трех уровнях — макро-, мезо- и микроуровне. Очевидно, что этот принцип имеет предельно общий характер и нуждается в конкретизации.

В некоторых работах отечественных психологов достаточно жестко разделялись системный и деятельностный подходы в психологии, осуществлялась критика теории деятельности с позиций системного подхода (например, Пономарев, 1983; Ломов, 1984). Рациональ-

ное зерно в этой критике состояло в том, что, как признают в настоящее время многие исследователи, невозможно построить полноценную общепсихологическую теорию, положив в ее основу лишь одну категорию. Чтобы преодолеть это преувеличенное противопоставление двух подходов, предпринимаются попытки создания теорий, совмещающих в себе достоинства деятельностного и системного подходов (например, системно-деятельностный историко-эволюционный подход к изучению личности, сформулированный А. Г. Асмоловым). В этих попытках находит свою реализацию принцип дополнительности, ставший одним из основополагающих в современной науке.

Вопросы и задания

1. В чем состоит методологическое значение принципа детерминизма?

2. Приведите примеры биопсихического и социопсихического детерминизма в психологии, кроме тех, что перечислены в тексте.

3. В каких теориях личности проблема детерминизма рассматривается в плане соотношения между детерминацией и свободой?

4. Каково соотношение между ростом и развитием?

5. Перечислите четыре закона психического развития по Л. С. Выготскому.

6. В чем методологическое значение выделения различных параметров психического развития?

7. Дайте определение принципа системности. В чем специфика рассмотрения объекта научного исследования как системы?

8. Перечислите основные варианты системного подхода в психологии. Где они нашли применение?

Заключение

Завершая рассказ о методологических основах психологии, подчеркнем несколько существенных моментов. Прежде всего, автор не претендует на то, что его изложение достаточно полное. В данном пособии не были рассмотрены некоторые категории психологии (например, отражение), в текст не вошли отдельные методологические принципы (например, принцип активности). Мы руководствовались тем, что об этом можно прочитать в других источниках.

Были намечены некоторые наиболее значительные проблемы развития психологии. Одна из них — проблема создания единой психологической аксиоматики. Другая — проблема создания парадигмальной (в том смысле слова, как его понимал Т. Кун) теории. По поводу решения первой проблемы уже было сказано достаточно много. По поводу второй проблемы, кроме того, что уже было сказано, хотелось бы напомнить одно обстоятельство. Данная теоретическая схема Куна была давно раскритикована, в том числе и самим ее автором, однако почему-то до сих пор многие ученые пользуются ею в научной рефлексии и получают при этом (особенно в области психологии) неутешительные выводы. Если наука не отвечает этим представлениям о научности, то она от этого еще не перестает быть подлинно научной.

В данном пособии намечен один из возможных путей развития отечественной психологии. Конкретно-научной методологической основой для него стала культурно-историческая теория Л. С. Выготского, которая получила дальнейшее развитие в трудах А. Р. Лурии, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. Этот

путь развития психологии — не единственно возможный. Но он намечен на основе общепсихологической теории, которая стала общепризнанной в мировой психологии и заняла в ней свое место наряду с теоретическими достижениями других выдающихся психологов XIX и XX вв. Показанные в работах В. П. Зинченко пути развития психологии как науки о функциональных органах, возможности интеграции научного и художественного познания психической реальности человека открывают дальнейшие перспективы для культурно-исторической традиции в психологии.

Список литературы

Абдурахманов, Р. А. Введение в общую психологию и психотерапию / Р. А. Абдурахманов. — М.; Воронеж, 2002.

Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. — М.: Наука, 1977.

Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев. — М.; Воронеж, 1996. — (Серия «Психологи Отечества»).

Андреева, Г. М. Социальное познание — проблемы и перспективы / Г. М. Андреева. — М.; Воронеж, 1999. — (Серия «Психологи Отечества»).

Анциферова, Л. И. Принцип связи психики и деятельности и методология психологии / Л. И. Анцыферова // Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1969.

Аршинов, В. И. Синергетика как феномен постнекласической науки / В. И. Аршинов. — М., 1999.

Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолов. — М.; Воронеж, 1996. — (Серия «Психологи Отечества»).

Асмолов, А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии / А. Г. Асмолов. — М., 2002.

Бейтсон, Г. Экология разума/ Г. Бейтсом. — М.: Смысл, 2000.

Бернштейн, Н. А. Новые линии развития в физиологии и их соотношение с кибернетикой / Н. А. Бернштейн // Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. - М., 1963. - С. 299-322.

Бернштейн, Н. А. Биомеханика и физиология движений / Н. А. Бернштейн. — М.: Воронеж, 1997. — (Серия «Психологи Отечества»).

Битянова, Н. Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор / И. Р. Битянова. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института: Флинта, 1998.

Бодалев, А. А. Психология общения: Избр. психол. тр. / А. А. Бо-далев. — М.; Воронеж, 1996. — (Серия «Психологи Отечества»).

Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. /Л. И. Божович. — М.; Воронеж, 1996. — (Серия «Психологи Отечества»).

Братусь, Б. С. Русская, советская, российская психология: Конспективное рассмотрение / Б. С. Братусь. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института: Флинта, 2000.

Бурлакова, Н. С. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка / Н. С. Бурлакова, В. И. Олешкевич. — М.: Ин-т общегуманит. исследований, 2001.

Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. — СПб.: Питер, 1998.

Буровский, А. М. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука / А. М. Буровский // Сибирская локально-этническая культурная ситуация в конце XX века; Матер. Вторых праславянских чтений, 15 дек. 1998 г — Красноярск, 1998.

Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия: Курс лекций/А. Я. Варга. — СПб.: Речь, 2001.

Вартофский, М. Логика доказательства и опровержения / М. Вартофский // Структура и развитие науки / Под ред. Б. С. Грязнова, В. Н. Садовского. - М., 1978. - С. 14 -69.

Василюк, Ф. Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк. — М.: Изд-во МГУ, 1984.

Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. — М., 2002.

Выготский, Л. С. Методика рефлексологического и психологического исследования /Л. С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1982.-Т. 1.-С. 43-62.

Выготский, Л. С. Исторический смысл психологического кризиса/Л. С. Выготский//Собр. соч.: в 6 т. — М., 1982. — Т. 2. — С. 291-436.

Выготский, Л. С. Проблема возраста / Л. С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т - М., 1983. - Т. 4. - С. 244-269.

Выготский, Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства /Л. С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1984. - Т. 5.

Гайденко, П. П. Декарт / П. П. Гайденко // Философский энциклопедический словарь. — М., 1983. — С. 142—144.

Гайденко, П. П. История греческой философии в ее связи с наукой / П. П. Гайденко. — М., 2000.

Гальперин, Л. Я. Психология как объективная наука / П. Я. Гальперин. — М.; Воронеж, 1998.

Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию / Ю. Б. Гиппенрейтер. — М., 1996.

Гозман, Л. Я. Психология эмоциональных явлений /Л. Я. Гозман. — М.: Изд-во МГУ, 1987.

Гордеева, Н. Д. Функциональная структура действия / Н. Д. Гордеева, В. П. Зинченко. - М.: Изд-во МГУ, 1982.

Гордеева, Н. Д. Экспериментальная психология исполнительного действия / Н. Д. Гордеева. — М., 1995.

Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента / Р. М. Готтсданкер. — М.: Изд-во МГУ, 1982.

Гриншпун, И. Б. Введение в психологию / И. Б. Гриншпун. — М.; Воронеж, 1994.

Гуревич, П. С. Философия человека: В 2 т. / П. С. Гуревич. — М.:ИФРАН, 1999.-Т. 1.

Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении / В. В. Давьщов. — М., 1972.

Давыдов, В. В. Категория деятельности и психического отражения в теории А. Н. Леонтьева / В. В. Давыдов // Вести. МГУ. Сер. 14, Психология. - 1979. — № 4. - С. 25-41.

Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. — СПб.: Питер, 2002.

Дюкова М. Г. Гносеологические функции принципов в построении, интерпретации и оценке научной теории / М. Г. Дюкова // Понятия, принципы, категории: Сб. науч. тр. / Под ред. Б. Д. Парыгина. — Л., 1975.

Зинченко, В. П. Эргономика и проблемы комплексного подхода к изучению трудовой деятельности / В. П. Зинченко // Эргономика. - М., 1976. - (Тр. ВНИИТЭ; Вып. 10).

Зинченко, В. П. Проблема объективного метода в психологии / В. П. Зинченко, М. К. Мамардашвили // Вопросы философии. - 1977. - С. 109-125.

Зинченко, В. П. Методологические вопросы психологии / В. П. Зинченко, С. Д. Смирнов. — М.: Изд-во МГУ, 1983.

Зинченко, В. П. Возможна ли поэтическая антропология? / В. П. Зинченко. — М., 1994а.

Зинченко, В. П. Человек развивающийся: Очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. — М.: Тривола, 19946.

Зинченко, В. П. От классической к органической психологии / В. П. Зинченко // Изв. АПСН. - 1996.- № 1. - С. 8-38.

Зинченко, В. П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. К истокам органической психологии / В. П. Зинченко. — М.: Ин-т «Открытое общество», 1997.

Зинченко, В. П. Мысль и слово Густава Шпета / В. П. Зинченко. - М., 2000.

Зинченко, В. П. Психологические основы педагогики. Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова / В. П. Зинченко. — М.: Гардарики, 2002.

Зуев, В. В. Проблемы таксономии и перспективы их решения / В. В. Зуев, С. С. Розова // Успехи соврем, биологии. — 2000. - Т. 120, вып. 3. - С. 240-252.

Каган, М. С. Мир общения / М. С. Каган. — М.: Политиздат, 1988.

Капра, Ф. Дао физики / Ф. Капра. — СПб., 1994.

Капра, Ф. Уроки мудрости: Встречи с интересными людьми / Ф. Капра. - Киев, 1996.

Кедров, Б. М. Классификация наук: В 2 т. / Б. М. Кедров. — М., 1965.-Т. 2.

Кедров, Б. М. О кризисе психологии, ее предмете и месте в системе наук (в контексте трудов Л. С. Выготского) / Б. М. Кедров// Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология: Тез. докл. науч. конф. — М., 1981.

Келли, Дж. Психология личности: теория личных конструктов /Дж. Келли. - СПб.: Речь, 2000.

Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. — М.: Прогресс, 1977.

Лакатос, И. История науки и ее рациональные реконструкции / И. Лакатос // Структура и развитие науки / Под ред. Б. С. Грязнова, В. Н. Садовского. — М.: Прогресс, 1978. — С. 203-269.

Леонтьев, А. А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. / А. А. Леонтьев. — М.: Смысл, 1997.

Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. — 3-е изд. — М., 1972.

Леонтьев, Л. Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А. Н. Леонтьев. — М., 1975.

Леонтьев, Д. А. Курт Левин — методолог научной психологии / Д. А. Леонтьев, Е. Ю. Патяева // Динамическая психология / К. Левин. - М.: Смысл, 2001. - С. 3-20.

Левин, К. Закон и эксперимент в психологии. Переход от аристотелевского к галилеевскому способу мышления / К. Левин // Динамическая психология. — М.: Смысл, 2001. — С. 23—86.

Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка/ М. И. Лисина. — М.; Воронеж, 1997. — (Серия «Психологи Отечества»).

Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические психологии / Б. Ф. Ломов. — М.: Наука, 1984.

Майков, В. В. Становление трансперсональной психологии / В. В. Майков // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. — М.: Смысл, 1997.

Мамардашвили, М. К. Наука и культура/ М. К. Мамардашвили // Методологические проблемы историко-научных исследований. - М.: Наука, 1982. - С. 38-57.

Мамардашвили, М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности/М. К. Мамардашвили. —Тбилиси: Мецниереба, 1984.

Мамардашвили, М. К. Психологическая топология пути: Лекции о Прусте / М. К. Мамардашвили. — М., 1998.

Мамардашвили, М. К. Картезианские размышления / М. К. Мамардашвили. — М.: Прогресс, 1999.

Маркс, К. Собрание сочинений / К. Маркс, Ф. Энгельс. — 2-е изд. — Т. 3.

Марютина, Т. М. Введение в психофизиологию: Учеб. пособие/ Т. М. Марютина, О. Ю. Ермолаев. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института: Флинта, 1997.

Минухин, С. Техники семейной психотерапии / С. Минухин, Ч. Фишман. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

Митина, О. В. Методологические аспекты изучения динамики политических систем: Тез. XI Междунар. конф. по логике, методологии и философии науки и техники / О. В. Митина, В. Ф. Петренко. — М., 1995.

Мэй, Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества / Р. Мэй. — Львов; М., 2001.

Нежнова, Т. Л. «Внутреняя позиция школьника»: понятие и проблема / Т. А. Нежнова // Формирование личности в онтогенезе: Сб. науч. тр. / Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Изд-во АПН СССР, 1991.-С. 50-61.

Носкова, О. Г. А А. Богданов и психологическая наука [Предисловие] // Познание с исторической точки зрения: Избр. психол. тр. /А. А. Богданов. — М.; Воронеж, 1999.

Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: Учеб. пособие / Л. Ф. Обухова. — М.: Пед. общ-во России, 1999.

Парыгин, Б. Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. — М.: Мысль, 1971.

Петренко, В. Ф. Основы психосемантики / В. Ф. Петренко. — М.: Изд-во МГУ, 1997.

Пиаже, Ж. Генетическая эпистемология / Ж. Пиаже // Вопросы философии. — 1993. — № 5. — С. 54—64.

Пиаже, Ж. Характер объяснений в психологии и психофизиологический параллелизм / Ж. Пиаже // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. — М., 1966. — Вып. 1,2.-С. 88-156.

Полани, М. Личностное знание/ М. Полани. — М.: Прогресс, 1985.

Пономарев, Я. А. Методологическое введение в психологию / А. Пономарев. — М.: Наука, 1983.

Поппер, К. Логика и рост научного знания: Избранные труды о методологии науки / К. Поппер. — М.: Прогресс, 1983.

Пригожий, И. Р. Философия нестабильности / И. Р. Пригожин // Вопросы философии. — 1991. — № 6. — С. 47—61.

Принцип развития в психологии. — М., 1978.

Психология и новые идеалы научности: (материалы круглого тола) // Вопросы философии. — 1993. — № 5 — С. 3—43.

Психология науки: Учеб. пособие /А Г Аллахвердян, Г. Ю. Мошкова, А В. Юревич, М. Г Ярошевский. — М.: Флинта, 1998.

Пузырей, А. А. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и современная психология / А. А. Пузырей. — М.: Изд-во МГУ, 1986.

Роговин М. С. Психологическое исследование / М. С. Роговин. — Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1979.

Роговин, М. С. Теоретические основы психологического и патопсихологического исследования / М. С. Роговин, Г. В. Заленский. — Томск, 1988.

Роджерс, К. О группах встреч / К. Роджерс. — М.: Гиль-Эстель, 1993.

Роджерс, К. Взгляд на психотерапию: становление человека / К. Роджерс. — М.: Прогресс-универс, 1994.

Рубинштейн, С. Л. Проблемы психологии в трудах К. Маркса/С. Л. Рубинштейн // Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1976. — С. 19-47.

Рубинштейн, С. Л. Принцип творческой самодеятельности / С. Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. — 1986. — № 10. - С. 35-46.

Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2 т / С. Л. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1989.

Рубинштейн, С. Л. Человек и мир/ С. Л. Рубинштейн. — М., 1997.

Руденский, Е. В. Социальная психология: Курс лекций / Е. В. Руденский. — М.; Новосибирск, 1998.

Садовский, В. Н. Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития / В. И. Садовский // Системные исследования: Методологические проблемы. - М., 1980.

Садовский, В. Н. Гештальтпсихология, Л. С. Выготский и Ж. Пиаже: (К истории системного подхода в психологии) / В. Н. Садовский // Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология: Тез. докл. Всесоюз. конф. — М., 1981. — С. 140—143.

Смирнов, С. Д. Общепсихологическая теория деятельности: перспективы и ограничения: (к 90-летию со дня рождения А. Н. Леонтьева) / С. Д. Смирнов // Вопросы психологии. — 1993.-№4.-С. 94-101.

Соколова, Е. Т. Общая психотерапия/Е. Т. Соколова. — М., 2001.

Спиваковская, А. С. Как быть родителями? / А. С. Спиваковская. — М: Педагогика, 1986.

Спиркин, А. Г. Методология / А. Г. Спиркин, Э. Г. Юдин, М. Г. Ярошевский // Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С. 365-367.

Спиркин, А. Г. Мировоззрение / А. Г. Спиркин // Философский энциклопедический словарь. — М,, 1983. — С. 375—376.

Степин, В. С. Теоретическое знание / В. С. Стенин. — М.: Наука, 2000.

Стеценко, А. П. О роли и статусе методологического знания в современной советской психологии / А. П. Стеценко // Вести. МГУ. Сер. 14., Психология. - 1990. - № 2. — С. 15—25.

Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. — М.: Изд-во МГУ, 1983.

Субботин, А. Л. Бэкон / А. Я. Субботин // Философский энциклопедический словарь. — М., 1983. — С. 71.

Сходные черты мировоззрения / В. П. Зинченко, В. В. Лебеский, Л. С. Выготский, Н. А. Бернштейн // Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология: Тез. докл. науч. конф.-М., 1981.

Теплов, Б. М. Об объективном методе в психологии / М. Теплов // Избр. тр. - М., 1985. - С. 231-309.

Тулмин, С. Моцарт в психологии / С. Тулмин // Вопросы философии. - 1981. —№ 10.

Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. — М.: Прогресс, 1986.

Философский энциклопедический словарь. — М., 1983.

Хамская, Е. Д. О методологических проблемах современной психологии / Е. Д. Хомская // Вопросы психологии. — 1997. — № 5. — С. 104-114.

Черников, А. В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики/А. В. Черников. — М., 1997.

Швырев, В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании / В. С. Швырев. — М., 1978.

Шмелев, А. Г. Психодиагностика личностных черт / Г Шмелев. — СПб.: Речь, 2002.

Щедровицкий, Г. П. Исходные представления и категориаль-1ые средства теории деятельности / Г. П. Щедровицкий // Избр. - М., 1995а. - С. 233-280.

Щедровицкий, Г. П. Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок/Г П. Щедровицкий//Избр. тр. - М., 19956.-С. 88-114.

Юдин, Э. Г. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет научного изучения / Э. Г. Юдин // Вопросы философии. - 1976. - № 5. - С. 75-86.

Юдин, Э. Г. Системный подход и принцип деятельности / Г Юдин. - М., 1978.

Ярвилехто, Т. Мозг и психика/Т. Ярвилехто. — М.: Прогресс, 11992.

Ярошевский, М. Г. Принцип детерминизма и логика развития 1аучного знания / М. Г. Ярошевский // Вопросы философии. — 1976.-№ 10. - С. 43-54.

Heimstein, R. J. The bell curve: Intelligence and the class stracture in American life / R. J. Hermstein, С Murray. — N.Y.: Free press, 1994.

Rogers, С R. Client-centered therapy: its current practice, implications and theory / С R. Rogers. — Boston, 1951.

Оглавление

 

 

Вопросы (по разделам)

 

  1. В чем различие широкой и узкой трактовки понятия «метод»?
  2. Что такое «методология» в широком и узком смысле слова?
  3. Охарактеризуйте исследовательскую область методологии науки.
  4. В чем состоит основная функция методологического знания в науке и научно обоснованной практике?
  5. В чем различие методологии и науки, науковедения, мировоззрения?
  6. Какие два вида методологического знания были выделены Э. Г. Юдиным?
  7. Дайте содержательную характеристику каждому из четырех уровней методологического знания.
  8. В силу каких особенностей психологии как науки методологическое знание для нее особо значимо?
  9. Что входит в предмет науки?
  10. Дайте характеристику понятий «предмет исследования», «объект исследования», «познавательная ситуация».
  11. Какие элементы входят в познавательную ситуацию, согласно представлениям приняты в современной методологии науки?
  12. Назовите основные методы исследования, применяющиеся в методологии науки.

 

  1. В чем состоит методологическое значение греческой философии для науки в целом?
  2. Когда методология науки выделилась в отдельную область научного познания?
  3. В чем состоит идея трех стадий интеллектуальной эволюции человечества по А. Сен-Симону — О. Конту? Охарактеризуйте эти три стадии.
  4. Дайте характеристику сциентистского и антисциентистского отношения к ценности науки и научного познания.
  5. С какими течениями в философии и логике связано возникновение неопозитивизма?
  6. Дайте характеристику критериям верифицируемости и фальсифицируемости научного знания. В чем их методологический смысл?
  7. Дайте определение научной парадигмы по Т. Куну
  8. Какие направления исследований были наиболее широко распространены в постпозитивизме?
  9. Назовите основные исследовательские области отечественной методологии науки. Кто был и остается наиболее видными исследователями в данных областях методологии науки?
  10. Дайте характеристику трех стадий развития научной рефлексии (онтологизма, гносеологизма, методологизма).

 

  1. Назовите основные философско-методологические принципы классического идеала научной рациональности.
  2. В чем состоит, по М.К. Мамардашвили, допущение Абсолютного наблюдателя?
  3. Назовите коренные отличия философско-мировоззренческих основ неклассического идеала научной рациональности.

 

  1. Назовите несколько психологических теорий (концепций, подходов), характерных для классической науки. По каким признакам можно сказать, что они типичны именно для классической науки?
  2. На каком основании можно сказать, что аналитическая психология К. Г. Юнга, гештальтпсихология и теория интеллекта Ж. Пиаже являются неклассическими научными теориями?
  3. Назовите признаки, по которым можно отнести трансперсональную психологию С. Грофа к постнеклассической науке.
  4. Приведите примеры идеальных объектов, описываемых в психологических теориях, помимо тех, что разобраны в данной главе.
  5. Выберите любую психологическую теорию, которая не была проанализирована в главе. Что является ее эмпирической основой? Попытайтесь назвать, какие аксиомы составляют ее базис, приведите примеры логического вывода в рамках теории, на основе чего сформулированы теоретические утверждения. Является ли она теорией ad hoc или более широким теоретическим обобщением?
  6. Приведите примеры аксиоматических и гипотетико-дедуктивных психологических теорий, кроме тех, что названы в качестве примеров в тексте.
  7. Какие особенности познавательной деятельности человека становятся психологическими предпосылками редукционизма в науке?
  8. В чем разница между редукцией как методологическим приемом в научном исследовании и редукционизмом как подходом к объяснению изучаемой реальности?
  9. Выберите в качестве условного примера достаточно узкую тему научного исследования. Сформулируите неоперационализируемую и операционализируемую гипотезу применительно к данной теме.
  10. К какому виду плана исследований относится план вашей дипломной работы? Если от относится к доэкспериментальным или квазиэкспериментальным планам, то при каких изменениях в нем можно было бы сказать, что это — план классического эксперимента?
  11. Какой план исследования применяется при изучении, например, взаимосвязи стиля внутрисемейного общения и параметров личности детей? Попытайтесь аргументировать свою точку зрения.
  12. Назовите средства, которые обеспечивают достоверность выводов научного исследования.

 

  1. В чем, по вашему мнению, состоит основная трудность создания объективного метода психологии?
  2. Назовите исходные философские предпосылки, которые лежали в основе попыток создания объективного метода в классической психологии.
  3. Как должны быть пересмотрены исходные философские предпосылки создания объективного метода?
  4. Прочитайте любое описание психологического исследования (например, журнальную статью). Как вторы исследования обеспечивают объективность?
  5. В чем разница между психофизической и психофизиологической роблемой? Назовите как можно больше отличий.
  6. Что общего между психофизиологическим параллелизмом и психофизиологическим взаимодействием как двумя вариантами решения одной проблемы?
  7. В чем методологическое значение теорий А. А. Ухтомского, Н. А. Бернштейна и П. К. Анохина для разрешения психофизиологической проблемы?
  8. Выберите любую общепсихологическую теорию, не рассмотренную как пример в § 5.3 этой главы. Что в этой теории используется в качестве единиц анализа и выделяются ли они там вообще? Если нет, то можно ли сказать, что в этой теории проводится анализ по элементам?
  9. Почему проблема единиц анализа — одна из ключевых при создании психологической тео


    Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 959; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.108.134 (0.013 с.)