Смысл жизни. Смерть и бессмертие. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Смысл жизни. Смерть и бессмертие.



Л.Н. Толстой в «Исповеди», где он гениально описал пере­житый им духовный кризис, пришел к выводу, что нельзя рас­сматривать вопрос о смысле жизни в абстрактной форме и решать его отрицательно, поскольку всякий человек смертен.

«Исповедь» Л.Н. Толстого служит прекрасным материалом для теоретических обобщений относительно проблемы смысла жизни.

Во-первых, смысл жизни является не столько теоретиче­ской, сколько практической проблемой, ибо, как правило, воз­никает в ситуациях сложного жизненного выбора

Во-вторых, смысл жизни - это не столько интеллектуаль­ная, умозрительная, сколько глубоко личностная, экзистенци­альная проблема

В-третьих, проблема смысла жизни может неоднократно актуализироваться в индивидуальном сознании, приобретая в разные периоды биографии человека разное логическое оформление и специфическую эмоциональную окраску, что свя­зано и со своеобразием практических задач, решаемых им, и с опытом прожитой жизни.

мысл смерти также заключается в том, что человек, осоз­нающий временность своего земного существования, стремится к созиданию, к творчеству. Культура в целом, ее конкретные формы, наука и техника в своей глубинной основе содержат мо­тивы преодоления смерти. В продуктах труда и творчества реа­лизуются человеческие способности и таланты, остается память об их творцах.

Однако современный человек не всегда находит утешение перед миром смерти в подобного рода доводах. Он жаждет лич­ного бессмертия. Традиционно проблема бессмертия считалась прерогативой религии и составляла предмет веры.

 

РЕЛИГИЯ КАК ОТКРОВЕНИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН.

Религия есть связь между земным миром и небесным, ви­димым миром и невидимым, человеком и Богом. Поэтому вся­кая религия есть сочетание сакрального (священного) откровения трансцендентного мира и исторически обусловленного, зависящего от уровня и характера развития человека и общества. Религии откровения - наиболее развитые религиозные системы, как правило, монотеистического содержания. В социальном аспекте первобытные религии связаны с родоплеменной организацией общества. Языческие религии в основном становятся нацио­нально-государственными. Религии откровения - это, по суще­ству, великие мировые религии (буддизм, христианство, ислам), Наряду с понятием «религия» часто употребляется и поня­тие «конфессия». Конфессия - это вероисповедание. Понятие конфессии по объему уже понятия религии и в свою очередь подразделяется на общины - организации и собрания вер.

Всякая развитая религия по сложная система, вклю­чающая:

а) вероучение, изложенное в священных писаниях (для хри­стианства - это Библия, для мусульман - Коран, для буддистов -Сутты и т.д.);

б) культ - совокупность обрядов и таинств;

в) религиозную организацию (церковь);

г) религиозную психологию (особые переживания у верующих)

Религия выполняет множество разнообразных социокуль-гурных функций:

1. Мировоззренческую - она стремится дать целостную картину бытия, охватывающую мир видимый и невидимый; дать представление о Высших силах, руководящих бытием че­ловека и человечества, историей народов и государств; о смыс­ле, цели и содержании человеческого существования - в земной жизни и после смерти.

2. Интегрирующую - религия представляет собой систему ценностей, которая служит укреплению конфессиональной общности, нации и государства.

3. Регулятивную - при помощи норм и предписаний рели­гия регламентирует жизнь общества и личности.

4. Коммуникативную - создает основу для общения еди­новерцев.

5. Сегрегирующую - препятствует смешению и унифика­ции народов, культур, цивилизаций.

6. Компенсаторную - дает утешение человеку перед ли­цом страданий, скорбей и жизненных тягот.

В качестве основной социальной функции религии многие исследователи называют интегрирующую.

Религия оказывает огромное влияние на культуру, ментали­тет и психологию народов. Основные цивилизационные разде­ления идут именно по линии религиозных различий.

 

ПОНЯТИЕ БОГА В ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИИ.

Но что же можно понимать под Богом?

По существу, Бог, как понятие, имеет несколько важных смысловых значений.

Во-первых, Бог - это Сверх-разум, непостижимый рацио­нально.

Во-вторых, Бог - это Сверх-благо или абсолютная ценность, которую нельзя воспринимать моралистически.

В-третьих, Бог - это Высший Суд. Только Он может окон­чательно определить и взвесить положителеный или отрицательный баланс человеческих помыслов и деяний.

В-четвертых, Бог - это Сверх-совершенство. Только Ему следует поклоняться, только на Него возлагать свои самые за­ветные упования.

На рационализации идеи Бога построены и основные фи­лософские доказательства Его бытия. Исторически сложилось несколько доказательств такого рода.

1. Онтологическое. Впервые сформулировано в XI столе­тии Ансельмом Контерберийским. Суть этого доказательства сводится к следующему: Бог есть всесовершенное существо, следовательно, ему должен быть присущ и атрибут существова­ния. Не может же всесовершенное существо не существовать. Попытки опровергнуть это доказательство предпринимали Фо­ма Аквинский и И, Кант, и суть их критики такова: существова­ние Бога выводится из понятия о Нем, а не из Него самого.

2. Космологическое. Платон и Аристотель, впервые сфор­мулировавшие это доказательство, рассуждали так: все в мире имеет свою причину, следовательно, и он сам имеет Первопри­чину. Первопричина всего сущего и есть Бог. И, Кант, критикуя это доказательство, приводил те же аргументы, что и в первом случае.

3. Телеологическое. Оно строится на наличии в мире целе­сообразности, которая объясняется существованием премудрого Архитектора, устроившего бытие в высшей степени разумно.

В религии Бог не осмысляется, как в философии, а пережи­вается в особом опыте.

Религиозный опыт включает в себя:

1. Откровение - непосредственное созерцание верующим трансцендентных сущностей. (Описано в главе по гносеологии.)

2 Религиозные переживания:

Страх Божий ~ глубокое чувство подконтрольное™ Высшему Существу.

Грех - осознание человеком своей онтологической

ущербности, несовершенства и жажда искупления греха.

Богооставленность чувство абсолютного одиноче­ства в мире.

благоговение – восторг и радость бытия, сочетающийся с чувством благодарности богу за все, что он дает человеку.

3. Религиозную практику (совокупность обрядовых дей­ствий и таинства церкви):

• молитву общение верующего с Богом, ангелами и святыми;

• пост - время покаяния и очищения верующего от грехов.

таинства. В христианстве (католичестве и правосла­вии) признается семь таинств: крещение, миропомаза­ние, исповедь, евхаристия (причащение), брак, рукопо­ложение (священство), елеосвящение (соборование). Именно в актах религиозного опыта происходит актуализа­ция веры и ощущается присутствие живого личного Бога.

Религиозный опыт многообразен, поскольку существуют разные религиозные системы и духовные традиции. Наибольшее значение имеют мировые религии: христианство буддизм.

 

ХРИСТИАНСТВО.

Уникальность христианства, заключается в том, что его основателем при­знается не человек, а Сын Божий, воплотившийся в человека, рожденного Девой Марией от Святого Духа, живший среди лю­дей, проповедовавший им свое учение, распятый на кресте и воскресший на третий день после этого.

Согласно библейским представлениям Бог создал первых людей, Адама и Еву, по образу и подобию Своему, т.е. бессмертными существами. Смерть явилась в мир как наказание за грех, совершенный прародителями человечест­ва. Грех заключался, в нарушении первыми людьми Божьего за­прета есть плоды с дерева познания добра и зла.

Христианство зарождается на вере в богочеловечность Христа, т.е. двойственность Его природы - божественную и человеческую. Бог как Дух не просто воплотился в человека, т.е. материализовался, чтобы проповедовать Свое учение, а именно вочеловечился, т.е. обрел всю полноту человеческого бытия с его душевными скорбями, телесными страданиями и смертью. Человечность Христа, понимаемая как Его реальная земная жизнь и праведность, является не только догматом религиозного сознания, но и фактом исторической науки. Божественность Христа есть предмет веры христианина.

Смысл воскресения заключается в том, что Христос, как чело­век, умер, но воскрес, потому что в нем был Бог. Но поскольку Христос был послан в мир как Искупитель греха Адама и Спа­ситель всех людей, то и всякий верующий в Него, имеющий Его в своем сердце, хоть и умрет телесно, но душа его будет жить вечно, а после Страшного Суда его ждет также воскресение, т.е. душа его соединится с преображенным телом.

Учение о воскресении наиболее полно и глубоко выражает идею личного бессмертия, ибо человек осознает свое личност­ное Я только в контексте своей телесности, в которой протекает вся его душевная и духовная жизнь. Благодаря телу человек имеет свою индивидуальную биографию, неповторимый набор многообразных отношений с другими людьми, обществом, при­родой и Богом. Учение о воскресении означает не что иное, как утверждение личности в вечности. Оно способно удовлетворить самые глубокие духовные запросы и само способствует разви­тию глубокой и целостной личности.

Основные добродетели христианства вера, надежда, любовь, из которых последняя является основополагающей

Помимо духовных и моральных наставлений, определяю­щих христианское отношение к жизни и смерти, огромное зна­чение в этом деле имеют таинства Церкви и вся культовая сторона религиозной жизни. Согласно христианскому учению кре­щение, миропомазание, исповедь и особенно евхаристия подго­тавливают человека как к земной, так и к загробной жизни. В католичестве и православии евхаристия означает повторение священнослужителем жертвы Христа ради спасения человека.

 

ИСЛАМ.

Ислам - мировая религия, возникшая в Аравии в начале VII века. Основателем ислама является Мухаммад (ок. 570-632 гг.), считающийся величайшим пророком (наби) и послан­ником (расуль) Аллаха. Основное содержание вероучения исла­ма изложено в Коране (по-арабски «аль-куръан») - священной книге мусульман, которая, по преданию, была передана Алла­хом в виде откровения пророку Мухаммаду.. Коран свидетельст­вует о тесной связи ислама с христианством. Поскольку обе великие религиозные системы возникли в одном регионе (на Ближнем Востоке), между ними существует и идейная пере­кличка. В частности, вера в конец света, воскресение мертвых и Страшный Суд, как и в христианстве, составляют основные догматы ислама.

Доктрина предопределения и этико-правовой характер мусульманского учения составляют его отличительную особен­ность. Идея предопределения означает, что все события миро­вой истории и человеческой жизни в прошлом, настоящем и бу­дущем есть прямое действие воли Всевышнего. Она настраивает мусульманина на покорное принятие своей судьбы, смерти и посмертного существования. Ни вера, ни праведная жизнь, ни молитвы не могут отменить неизбежность смертного часа.

главная добродетель в исламе - это вера, а главный по­рок - неверие. Отсюда вытекает весь перечень оценок человека. Смерть неверного, под которым понимается всякий неверую­щий, ужасна, ибо его ждет пожирающий огонь геенны.

Таким образом, в исламе оценка носит тотальный характер, ибо она охватывает жизнь, смерть и посмертное бытие человека. Какова жизнь - такова смерть и таково бессмертие. Качество (нравственное содержание) жизни человека определяет оценку его смерти. Сама же земная жизнь оценивается ниже, чем та, ко­торая наступит после Судного дня, потому что в ней слишком много соблазнов и обольщений.

В Коране и другой мусульманской литературе очень много красочных описаний рая и ада. «Мухаммад провозглашал в Ко­ране не отвлеченное бессмертие души, но воскресение после смерти целостного человека во всем его земном, физическом облике.

Неоднократно в Коране повторяется картина райского бла­женства, вожделенная для жителя аравийской пустыни «А тех которые уверовали и творили благое, Мы введем в сады где внизу текут реки.

Как и в христианстве, в исламе посмертное существование; делится на два этапа: до Судного дня и после него. Так что человек после своей смерти переживает как бы двойное воздаяние в виде награды или наказания.

Чтобы быть истинным мусульманином и в конечном счете сч^рести блаженство в раю, необходимо строго соблюдать сле-ющие основополагающие религиозно-этические заповеди:

1) признавать формулу: «Нет бога, кроме Аллаха, а Му-

(хаммад - его посланник»; 2) ежедневно совершать пятикратную молитву (намаз)\

3) соблюдать пост в месяц рамадан (ураза);

4) совершить хотя бы раз в жизни паломничество в Мекку (хадж)\

5) делать пожертвования бедным (закят).

В этой связи закономерно встает вопрос о том, почему в по­следнее десятилетие под знаменами ислама получил распро­странение терроризм. Еще раз подчеркнем, что угроза терро­ризма исходит от сектантских течений в исламе. Для вся­кого же сектантства характерен фанатизм, вера в безусловную правоту провозглашаемых идей и ценностей, для утверждения которых их адепты готовы на все, в том числе и на смерть, свою и других людей. Поскольку в исламском мире очень много лю­дей, живущих в бедности и нищете, там легче рекрутировать «борцов за веру».

 

БУДДИЗМ.

Основателем буддизма считается Сидхартха Гаутама (623-544), названный после просветления Буддой Шакья Муни. Потрясенный впервые увиденным зрелищем старика, больного и покойника, будущий Будда (в переводе с санскрита «просвет­ленный») оставил дом отца - царя небольшого полиса - и после семилетних скитаний, отшельничества, аскезы и медитаций стал основателем нового вероучения, в котором решающую роль иг­рает идея спасения.

Для буддизма характерен комплекс идей, понятий и пред­ставлений, унаследованных им (с элементами модернизации) от прежних индийских религиозно-философских учений, которые трудно перевести на европейские языки и согласовать с пред­ставлениями и понятиями европейского человека. «Центральной идеей древней индийской цивилизации, или индоарийской куль­туры, была идея дхармы, которая представляла собой нечто большее, нежели религию или вероисповедание. Сама эта дхарма была частью риты, основного морального закона, направляющего жизнь вселенной и всего, что содержится в ней.

Особен­ность индийской культуры, усвоенная и буддизмом, заключает­ся в том, что онтологические и моральные законы и процессы; составляют одно неразрывное целое. Буддизм исходит из по­сылки о вечности мироздания, точнее, его несотворенности и периодическом саморазрушении и самовосстановлении миров.

Понятие нирваны предполагает полное угасание дхарм, полное освобождение от всего, привязывающего к существованию в любом из имеющихся миров.

Главное в нирване - это то, что она означает конец страданию, которое оценивается как главное зло жизни.

Главная причина страданий и главное препятствие к дос­тижению нирваны - привязанность к жизни. В буддизме вы­деляется десять привязанностей: 1. Заблуждение относительно реальности собственного Я, человеческой самости, или Атмана, 2. Сомнение в истинности вероучения. 3. Вера в обряды и их действенность. 4. Стремление к чувственным удовольствиям. 5, Склонность к ненависти и злобе. 6. Любовь к земной жизни. 7. Стремление к небесной жизни. 8. Гордыня. 9. Склонность оп­равдывать свои поступки. 10. Невежество.

Будда предполагает для достижения нирваны Благородный Восьмеричный Путь, который включает в себя следующие мо­менты: 1. Праведное воззрение. 2. Праведное устремление. 3. Праведная речь. 4. Праведное поведение. 5. Праведный образ жизни. 6 праведное усердие. 7 праведная память 8.праведное самоуглубление.

Буддизм не представляет собой целостную систему. В действительности он раскололся на несколько направлений, среди которых наиболее значительными являются хинаяна и махаяна В каждом из этих направлений, а также более мелких течений и буддийских сект имеются свои нюансы в трактовке вероучения» культа и организации религиозной жизни верующих.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.108.11 (0.025 с.)