Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Смысл жизни. Смерть и бессмертие. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Л.Н. Толстой в «Исповеди», где он гениально описал пережитый им духовный кризис, пришел к выводу, что нельзя рассматривать вопрос о смысле жизни в абстрактной форме и решать его отрицательно, поскольку всякий человек смертен. «Исповедь» Л.Н. Толстого служит прекрасным материалом для теоретических обобщений относительно проблемы смысла жизни. Во-первых, смысл жизни является не столько теоретической, сколько практической проблемой, ибо, как правило, возникает в ситуациях сложного жизненного выбора Во-вторых, смысл жизни - это не столько интеллектуальная, умозрительная, сколько глубоко личностная, экзистенциальная проблема В-третьих, проблема смысла жизни может неоднократно актуализироваться в индивидуальном сознании, приобретая в разные периоды биографии человека разное логическое оформление и специфическую эмоциональную окраску, что связано и со своеобразием практических задач, решаемых им, и с опытом прожитой жизни. мысл смерти также заключается в том, что человек, осознающий временность своего земного существования, стремится к созиданию, к творчеству. Культура в целом, ее конкретные формы, наука и техника в своей глубинной основе содержат мотивы преодоления смерти. В продуктах труда и творчества реализуются человеческие способности и таланты, остается память об их творцах. Однако современный человек не всегда находит утешение перед миром смерти в подобного рода доводах. Он жаждет личного бессмертия. Традиционно проблема бессмертия считалась прерогативой религии и составляла предмет веры.
РЕЛИГИЯ КАК ОТКРОВЕНИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН. Религия есть связь между земным миром и небесным, видимым миром и невидимым, человеком и Богом. Поэтому всякая религия есть сочетание сакрального (священного) откровения трансцендентного мира и исторически обусловленного, зависящего от уровня и характера развития человека и общества. Религии откровения - наиболее развитые религиозные системы, как правило, монотеистического содержания. В социальном аспекте первобытные религии связаны с родоплеменной организацией общества. Языческие религии в основном становятся национально-государственными. Религии откровения - это, по существу, великие мировые религии (буддизм, христианство, ислам), Наряду с понятием «религия» часто употребляется и понятие «конфессия». Конфессия - это вероисповедание. Понятие конфессии по объему уже понятия религии и в свою очередь подразделяется на общины - организации и собрания вер.
Всякая развитая религия по сложная система, включающая: а) вероучение, изложенное в священных писаниях (для христианства - это Библия, для мусульман - Коран, для буддистов -Сутты и т.д.); б) культ - совокупность обрядов и таинств; в) религиозную организацию (церковь); г) религиозную психологию (особые переживания у верующих) Религия выполняет множество разнообразных социокуль-гурных функций: 1. Мировоззренческую - она стремится дать целостную картину бытия, охватывающую мир видимый и невидимый; дать представление о Высших силах, руководящих бытием человека и человечества, историей народов и государств; о смысле, цели и содержании человеческого существования - в земной жизни и после смерти. 2. Интегрирующую - религия представляет собой систему ценностей, которая служит укреплению конфессиональной общности, нации и государства. 3. Регулятивную - при помощи норм и предписаний религия регламентирует жизнь общества и личности. 4. Коммуникативную - создает основу для общения единоверцев. 5. Сегрегирующую - препятствует смешению и унификации народов, культур, цивилизаций. 6. Компенсаторную - дает утешение человеку перед лицом страданий, скорбей и жизненных тягот. В качестве основной социальной функции религии многие исследователи называют интегрирующую. Религия оказывает огромное влияние на культуру, менталитет и психологию народов. Основные цивилизационные разделения идут именно по линии религиозных различий.
ПОНЯТИЕ БОГА В ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИИ. Но что же можно понимать под Богом? По существу, Бог, как понятие, имеет несколько важных смысловых значений. Во-первых, Бог - это Сверх-разум, непостижимый рационально. Во-вторых, Бог - это Сверх-благо или абсолютная ценность, которую нельзя воспринимать моралистически. В-третьих, Бог - это Высший Суд. Только Он может окончательно определить и взвесить положителеный или отрицательный баланс человеческих помыслов и деяний.
В-четвертых, Бог - это Сверх-совершенство. Только Ему следует поклоняться, только на Него возлагать свои самые заветные упования. На рационализации идеи Бога построены и основные философские доказательства Его бытия. Исторически сложилось несколько доказательств такого рода. 1. Онтологическое. Впервые сформулировано в XI столетии Ансельмом Контерберийским. Суть этого доказательства сводится к следующему: Бог есть всесовершенное существо, следовательно, ему должен быть присущ и атрибут существования. Не может же всесовершенное существо не существовать. Попытки опровергнуть это доказательство предпринимали Фома Аквинский и И, Кант, и суть их критики такова: существование Бога выводится из понятия о Нем, а не из Него самого. 2. Космологическое. Платон и Аристотель, впервые сформулировавшие это доказательство, рассуждали так: все в мире имеет свою причину, следовательно, и он сам имеет Первопричину. Первопричина всего сущего и есть Бог. И, Кант, критикуя это доказательство, приводил те же аргументы, что и в первом случае. 3. Телеологическое. Оно строится на наличии в мире целесообразности, которая объясняется существованием премудрого Архитектора, устроившего бытие в высшей степени разумно. В религии Бог не осмысляется, как в философии, а переживается в особом опыте. Религиозный опыт включает в себя: 1. Откровение - непосредственное созерцание верующим трансцендентных сущностей. (Описано в главе по гносеологии.) 2 Религиозные переживания: • Страх Божий ~ глубокое чувство подконтрольное™ Высшему Существу. • Грех - осознание человеком своей онтологической ущербности, несовершенства и жажда искупления греха. • Богооставленность чувство абсолютного одиночества в мире. • благоговение – восторг и радость бытия, сочетающийся с чувством благодарности богу за все, что он дает человеку. 3. Религиозную практику (совокупность обрядовых действий и таинства церкви): • молитву общение верующего с Богом, ангелами и святыми; • пост - время покаяния и очищения верующего от грехов. • таинства. В христианстве (католичестве и православии) признается семь таинств: крещение, миропомазание, исповедь, евхаристия (причащение), брак, рукоположение (священство), елеосвящение (соборование). Именно в актах религиозного опыта происходит актуализация веры и ощущается присутствие живого личного Бога. Религиозный опыт многообразен, поскольку существуют разные религиозные системы и духовные традиции. Наибольшее значение имеют мировые религии: христианство буддизм.
ХРИСТИАНСТВО. Уникальность христианства, заключается в том, что его основателем признается не человек, а Сын Божий, воплотившийся в человека, рожденного Девой Марией от Святого Духа, живший среди людей, проповедовавший им свое учение, распятый на кресте и воскресший на третий день после этого. Согласно библейским представлениям Бог создал первых людей, Адама и Еву, по образу и подобию Своему, т.е. бессмертными существами. Смерть явилась в мир как наказание за грех, совершенный прародителями человечества. Грех заключался, в нарушении первыми людьми Божьего запрета есть плоды с дерева познания добра и зла.
Христианство зарождается на вере в богочеловечность Христа, т.е. двойственность Его природы - божественную и человеческую. Бог как Дух не просто воплотился в человека, т.е. материализовался, чтобы проповедовать Свое учение, а именно вочеловечился, т.е. обрел всю полноту человеческого бытия с его душевными скорбями, телесными страданиями и смертью. Человечность Христа, понимаемая как Его реальная земная жизнь и праведность, является не только догматом религиозного сознания, но и фактом исторической науки. Божественность Христа есть предмет веры христианина. Смысл воскресения заключается в том, что Христос, как человек, умер, но воскрес, потому что в нем был Бог. Но поскольку Христос был послан в мир как Искупитель греха Адама и Спаситель всех людей, то и всякий верующий в Него, имеющий Его в своем сердце, хоть и умрет телесно, но душа его будет жить вечно, а после Страшного Суда его ждет также воскресение, т.е. душа его соединится с преображенным телом. Учение о воскресении наиболее полно и глубоко выражает идею личного бессмертия, ибо человек осознает свое личностное Я только в контексте своей телесности, в которой протекает вся его душевная и духовная жизнь. Благодаря телу человек имеет свою индивидуальную биографию, неповторимый набор многообразных отношений с другими людьми, обществом, природой и Богом. Учение о воскресении означает не что иное, как утверждение личности в вечности. Оно способно удовлетворить самые глубокие духовные запросы и само способствует развитию глубокой и целостной личности. Основные добродетели христианства вера, надежда, любовь, из которых последняя является основополагающей Помимо духовных и моральных наставлений, определяющих христианское отношение к жизни и смерти, огромное значение в этом деле имеют таинства Церкви и вся культовая сторона религиозной жизни. Согласно христианскому учению крещение, миропомазание, исповедь и особенно евхаристия подготавливают человека как к земной, так и к загробной жизни. В католичестве и православии евхаристия означает повторение священнослужителем жертвы Христа ради спасения человека.
ИСЛАМ. Ислам - мировая религия, возникшая в Аравии в начале VII века. Основателем ислама является Мухаммад (ок. 570-632 гг.), считающийся величайшим пророком (наби) и посланником (расуль) Аллаха. Основное содержание вероучения ислама изложено в Коране (по-арабски «аль-куръан») - священной книге мусульман, которая, по преданию, была передана Аллахом в виде откровения пророку Мухаммаду.. Коран свидетельствует о тесной связи ислама с христианством. Поскольку обе великие религиозные системы возникли в одном регионе (на Ближнем Востоке), между ними существует и идейная перекличка. В частности, вера в конец света, воскресение мертвых и Страшный Суд, как и в христианстве, составляют основные догматы ислама.
Доктрина предопределения и этико-правовой характер мусульманского учения составляют его отличительную особенность. Идея предопределения означает, что все события мировой истории и человеческой жизни в прошлом, настоящем и будущем есть прямое действие воли Всевышнего. Она настраивает мусульманина на покорное принятие своей судьбы, смерти и посмертного существования. Ни вера, ни праведная жизнь, ни молитвы не могут отменить неизбежность смертного часа. главная добродетель в исламе - это вера, а главный порок - неверие. Отсюда вытекает весь перечень оценок человека. Смерть неверного, под которым понимается всякий неверующий, ужасна, ибо его ждет пожирающий огонь геенны. Таким образом, в исламе оценка носит тотальный характер, ибо она охватывает жизнь, смерть и посмертное бытие человека. Какова жизнь - такова смерть и таково бессмертие. Качество (нравственное содержание) жизни человека определяет оценку его смерти. Сама же земная жизнь оценивается ниже, чем та, которая наступит после Судного дня, потому что в ней слишком много соблазнов и обольщений. В Коране и другой мусульманской литературе очень много красочных описаний рая и ада. «Мухаммад провозглашал в Коране не отвлеченное бессмертие души, но воскресение после смерти целостного человека во всем его земном, физическом облике. Неоднократно в Коране повторяется картина райского блаженства, вожделенная для жителя аравийской пустыни «А тех которые уверовали и творили благое, Мы введем в сады где внизу текут реки. Как и в христианстве, в исламе посмертное существование; делится на два этапа: до Судного дня и после него. Так что человек после своей смерти переживает как бы двойное воздаяние в виде награды или наказания. Чтобы быть истинным мусульманином и в конечном счете сч^рести блаженство в раю, необходимо строго соблюдать сле-ющие основополагающие религиозно-этические заповеди: 1) признавать формулу: «Нет бога, кроме Аллаха, а Му- (хаммад - его посланник»; 2) ежедневно совершать пятикратную молитву (намаз)\ 3) соблюдать пост в месяц рамадан (ураза); 4) совершить хотя бы раз в жизни паломничество в Мекку (хадж)\ 5) делать пожертвования бедным (закят). В этой связи закономерно встает вопрос о том, почему в последнее десятилетие под знаменами ислама получил распространение терроризм. Еще раз подчеркнем, что угроза терроризма исходит от сектантских течений в исламе. Для всякого же сектантства характерен фанатизм, вера в безусловную правоту провозглашаемых идей и ценностей, для утверждения которых их адепты готовы на все, в том числе и на смерть, свою и других людей. Поскольку в исламском мире очень много людей, живущих в бедности и нищете, там легче рекрутировать «борцов за веру».
БУДДИЗМ. Основателем буддизма считается Сидхартха Гаутама (623-544), названный после просветления Буддой Шакья Муни. Потрясенный впервые увиденным зрелищем старика, больного и покойника, будущий Будда (в переводе с санскрита «просветленный») оставил дом отца - царя небольшого полиса - и после семилетних скитаний, отшельничества, аскезы и медитаций стал основателем нового вероучения, в котором решающую роль играет идея спасения. Для буддизма характерен комплекс идей, понятий и представлений, унаследованных им (с элементами модернизации) от прежних индийских религиозно-философских учений, которые трудно перевести на европейские языки и согласовать с представлениями и понятиями европейского человека. «Центральной идеей древней индийской цивилизации, или индоарийской культуры, была идея дхармы, которая представляла собой нечто большее, нежели религию или вероисповедание. Сама эта дхарма была частью риты, основного морального закона, направляющего жизнь вселенной и всего, что содержится в ней. Особенность индийской культуры, усвоенная и буддизмом, заключается в том, что онтологические и моральные законы и процессы; составляют одно неразрывное целое. Буддизм исходит из посылки о вечности мироздания, точнее, его несотворенности и периодическом саморазрушении и самовосстановлении миров. Понятие нирваны предполагает полное угасание дхарм, полное освобождение от всего, привязывающего к существованию в любом из имеющихся миров. Главное в нирване - это то, что она означает конец страданию, которое оценивается как главное зло жизни. Главная причина страданий и главное препятствие к достижению нирваны - привязанность к жизни. В буддизме выделяется десять привязанностей: 1. Заблуждение относительно реальности собственного Я, человеческой самости, или Атмана, 2. Сомнение в истинности вероучения. 3. Вера в обряды и их действенность. 4. Стремление к чувственным удовольствиям. 5, Склонность к ненависти и злобе. 6. Любовь к земной жизни. 7. Стремление к небесной жизни. 8. Гордыня. 9. Склонность оправдывать свои поступки. 10. Невежество. Будда предполагает для достижения нирваны Благородный Восьмеричный Путь, который включает в себя следующие моменты: 1. Праведное воззрение. 2. Праведное устремление. 3. Праведная речь. 4. Праведное поведение. 5. Праведный образ жизни. 6 праведное усердие. 7 праведная память 8.праведное самоуглубление. Буддизм не представляет собой целостную систему. В действительности он раскололся на несколько направлений, среди которых наиболее значительными являются хинаяна и махаяна В каждом из этих направлений, а также более мелких течений и буддийских сект имеются свои нюансы в трактовке вероучения» культа и организации религиозной жизни верующих.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.108.11 (0.025 с.) |