Философия как наука об истине, теория познания и самый общий метод исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия как наука об истине, теория познания и самый общий метод исследования.



Философия как наука об истине, теория познания и самый общий метод исследования.

Философия – наука об истине (Аристотель, Гегель). Объектом исследования философии является истина(противоположность – заблуждение).

Гносеология (от греч. «гносис» - познание) = эпистемология («эпистемо» - познание) - теория познания, наука о познании, возможности человека познать мир. Философия исследует процесс постижения (познания) истины.

Философия – онтология – предельно общий взгляд на мир. Философия отвечает на вопрос «что есть мир» и является предельно общим взглядом на мир.

Основной вопрос философии.

Что первично – мир или сознание?

Философия как мировоззрение (онтология). Натурфилософия. Социальная философия (философия истории).

Онтология– («онтос» – сущее) раздел философии, учение о бытии (в отличие от гносеологии– учении о познании), в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности.

Когда-то философия пыталась нарисовать картину природы – натурфилософия. (Тогда – недоставало научных познаний). Сейчас философия природы как раздел философского знания исчезла. В ней нет нужны (так как наука сейчас развита намного сильнее, чем раньше). А онтология не исчезла. В чем ее особенность? Проблемы онтологии– это такие проблемы, без которых нельзя решить проблемы гносеологии. Вот скажем, философия занимается проблемой отношения мира и сознания, а следовательно и проблемой о свободе и необходимости. А её нельзя решить, не решив проблему, есть ли в мире случайность, или одна только необходимость – это проблема онтологическая. Онтология – те проблемы, которые нужны для теории познания.

Средства производства (базис общества)
Общественная среда (материя)
Общественное мнение (разум)

Социальная философия– философии истории – основной вопрос философии, примененный к обществу – предельно общий взгляд на общество.

Материализм как онтология и как гносеология. Понятие материи.

Мир первичен – сознание вторично. Что это значит? Мир существует вне и независимо от сознания. Мир является не просто реальностью, а объективной реальностью, причем стоит подчеркнуть: объективная реальность – это такая, которая существует вне сознания, не как содержание словами, и которая существует независимо от сознания.

Если мир существует вне и независимо от сознания, это значит, что мир был и тогда, когда не было сознания, что мир для того, чтобы быть, не нуждается ни в каком сознании. И из этого вытекает, что мир существовал всегда. Мир – это все, за его пределом ничего нет. Материя –это то, что существует вне и независимо от сознания.

Теория познанания (гносеология) материализма – теория отражения. Познание есть образы внешнего мира во внутреннем субъективном мире. То есть процесс познания – это превращение вещей в себе в вещи для нас.

Материализм это и онтология и гносеология. Гносеология материализма: объект исследования – объективный материальный мир (обычно вечный и бесконечный во времени и пространстве), который познаётся субъектом, обладающим сознанием. Другого мира, кроме материального – нет. Познавание мира – отражение его, построение его образов в сознании.

Объективный идеализм. Его онтология и гносеология. Основные понятия.

Согласно этой точке зрения в основе мира лежит некое объективное сознание (мировой разум, абсолютная идея, абсолютный дух...), существующее само по себе. У ОИ существует 2 сознания: один дух абсолютный (объективный дух) и еще человеческий дух(субъективный дух). Среди компонент систем объективного идеализма – объективный мир.

Мир существует независимо от субъективного духа, но, в отличие от материализма, зависит от объективного сознания, он так или иначе есть его порождение.

Проблема гнесеологии. Объектиные идеалисты являются монистами, потому что объективный мир есть порождение объективного сознания. У ОИ появляется понятие объективного сознания. Откуда оно? Есть такое объективное сознание – знание, накопленное человечеством за всю его историю.

Проблема онтологии. В основе всего лежит не чье-то конкретное сознание, а сознание вообще, существующее отдельно и самостоятельно, независимо от нашего сознания. Оно вечно и порождает мир человека и его сознание. Есть два вида: у Платона – существуют два мира: мир идей и мир вещей, причем первый подчинен второму; у Гегеля – существует абсолютная идея, как единое целое, эта идея творит мир вещей и существует в нем. Т.е. мир единичен (монизм).

Наивный реализм.

У обычного человека точка зрения наивного реалиста – мир един и находится вне и независимо от сознания, что отрицает познание как таковое. И философия сформировалась тогда, когда стало ясно, что мир существует в нашем сознании. Первыми это поняли представители Эллейской школы (Ксенофан 6–5 век, Пармемид и Зенон).

Знаки и знаковые системы.

Наука, занимающаяся знаками – семиотика. Семиотика исходит из того, что существует два вида знаком: языкОвый, неязыкОвые.

Что понимается под знаком? Чувствозримое материальное явление, способное действовать на органы чувств человека, являющееся представителем предмета. Итого знак = обозначение + тот предмет, что он обозначает.

С точки зрения семиотики, употребление понятия «знак» по Гельмгольцу некорректно.

Язык – система знаков. Знаки тогда языковые, когда они образуют систему и положения знака в системе определяет его. Неязыковые могут существовать вне связи с ними. Выделяется 2 основных вида неязыковых знака.

1. Знак-копия, икОнический знак (икона – образ) – похож на обозначаемый предмет: портрет, скульптура.

2. Знаки-индексы, знаки-признаки. Когда между знаком и обозначаемым есть связь. Пример: идя по лесу видим дым. Костёр – обозначаемое, дым – знак. Пример 2: меряем свою температуру, у нас жар – итого жар есть знак болезни.

 

Символ – один из видов знаков.

Неязыковый символ – наглядная вещь, в которой воплощена абстрактная идея. Пример – серп и молот (символ дружбы крестьян и рабочих).

Языковый символ – обязательно часть системы. Не имеет ни физ. связи ни сходтства, но обозначает предмет (путём соглашений: оформленно или бессознательно). Пример: слово «стол» не похоже на реальный стол ничем. Итого – это обычные слова разговорного языка.

 

Связи:

1) Физическая связь (сходство)

2) Причиноследственная связь (дым, огонь)

3) Конвенциальная (договоренность)

 

Семиотика почти не имеет ничего общего с учением Гельмгольца.

 

С точки зрения Гельмгольца между знаками и предметами не может быть сходства. Ну и пошёл он. Дело ведь в том, что между нервным процессом, вызванным предметом и предметом нет сходства; но речь же на самом деле о сходстве между идеальным ощущением и предметом.

Основные понятия теории информации. Природа информации.

Есть объект информации (о котором информация) и получатель информации. Ведём речь только о нервной деятельности человека (а не о компьютере). И 3-е понятие – носитель информации, он материален.

● Материальный процесс может нести информацию, лишь только у него есть несколько состояний (сильный ток, слабый ток…).

● Материальный предмет должен иметь элементы (лампочки, крестики…). Это множество состояние (процесса или предмета) является кодом, при помощи которого записывается информация.

Только порядок (кодировка) несёт информацию. Не нужно думать, что есть информация, а потом она кодируется. Всё не так. Процесс кодирования и есть процесс появления информации. Порядок может быть двояким (то есть, во времени – для процессов и в пространстве – для объектов; обычно так).

Норберт Винер в книге «Кибернетика» сказал, что «информация есть не дух, не энергия и не материя». На что советские материалисты начали обвинять его в идеализме. Идеализма нет. Сейчас с этим все, кто этим занимается, соглашаются. Информация – объективная вещь.

Проблема пространства и времени (ПиВ). Кантианское и материалистическое его решения.

Обсуждение вопроса о сущности пространства и времени в истории философии распадалось на три группы проблем:

1. Каков гносеологический статус этих понятий? Являются ли они характеристиками материального бытия или характеризуют устройство нашего сознания?

2. Каково отношение пространства и времени к субстанции?

3. Каковы основные свойства пространства и времени?

 

Предметы в МдН находятся в определённом порядке (ближе, левее…) – это суть пространство. Но эти вещи меняются, преобразуются - это событие. Они расположены «одно за другим» или «одновременно» – это время.

Кант. Время и пространство – это формы нашего чувственного познания. Ошибка Канта в том что он считал что ПиВ присуще только МдН. На самом деле «ПиВ» для нас есть отражение «ПиВ» из мира самого по себе. Кант вынужден прийти к выводу, что ПиВ суть априорные формы. На самом же деле это опытные формы.

Материалисты. ПиВ – форма бытия мира, существующая независимо от воли и сознания людей. Время и пространство принадлежат объективному миру. Они объективно реальны, но не являются материальными. И понятно, почему. Время и пространство – это порядок. ПиВ объектальны – они не имеют самостоятельного бытия.

 

Как ПиВ становятся содержанием мира для нас (входят в субъективный мир организма)?

Организм живёт в мире и зависит от мира. Он должен приспосабливаться и взаимодействовать с миром. Поэтому МдН подгоняется под МСпС. Контакты с МдН будут удачными только если совпадение достаточно хорошее (хотя полного соответствия никто не требует). Для выживания организм должен знать и внешние раздражители и внутренние. В ходе увязывания формируется представление о пространстве. Эти самые «кинестезические» раздражения несут информацию о пространстве. Время – в ходе деятельности с циклами и процессами.

Опыт. Человеку одевали очки, переворачивавшие мир (левое-право, верх-низ) – человек долго не мог двигаться. Приспособление длилость дня 2-3. Что это было? Он подгонял МдН по МСпС.

Открытие умозрения и умозримого (милетцы, элеаты, Демокрит).

Милетская школа – 6в. до н.э. – Фалес (вода), Анаксимандр (апейрон), Анаксимен (воздух). Центральное в учение – учение о первоначале из которого возникают все вещи. Они полагали, что ничто не возникает и не исчезает. Проблема как раз и состояла в поиске вечного: того, что роднит все вещи. Оттуда и предложения о первоначале. Фалес таким образом открыл, что есть нечто умозримое, кроме чувствозримого. Они подошли к идее о том, что в мире есть основа, которая чувствам недоступна.

Появляется представление о двух формах познания – чувственное и мышление. Умозримое – то, что недоступно органам чувств, доступно только сознанию.

 

У другой философской школы – Элейской (Ксенофант, Парменид, Зенон) – эта идея развилась. Суть их учения в том, что главное понятие – понятие бытия. Есть бытие, а небытия быть не может. Из ничего ничего не возникает, бытие является вечным. Оно было, есть и будет – бесконечно во времени. Таким образом они открыли две формы познания (чувство, ум), но оторвали одно от другого и пренебрегли чувствами. Мышление у них – единственная форма познания. Чувственное вообще ложно.

 

Третья попытка – знаменитый Демокрит. Он вводит понятия бытия и небытия. Неделимое бытие Элиадов он раздробляет на множество атомов бытия. Атомы неделимы. Опять же макромир и микромир. А также мегамир – мир миров. Во Вселенной существует бесконечное число самых разных миров. Механизм чувственного познания заключается в том, что от вещей отделяются эйдолы – оболочки, достигают органов чувств и мы втыкаем. От вещей! не от атомов! Вещи выступают как целостное, не сводимое к атомам. Так откуда мы знаем, что существуют атомы? Только разумом. Истинная сущность мира доступна только разуму. Существует история, что он ослепил себя, чтобы чувства не мешали.

 

Это был материалистический «эссенциализм», а есть еще и идеалистический (объективный) «эссенциализм» – Платон.

Виды эссенциализма.

Материалистический эссенциализм. Эпикур: существуют вещи, и мир, прежде всего – совокупность вещей. Вещи целостны. Они отражаются в нашем сознании, чувства – отражения вещей, свойства присущи самим вещам. Мир есть единство явлений, сущностей. Здесь впервые чувства и разум выступают не как две формы, а как две ступени познания. Первая – чувства, они нас подготовляют, это критерий истинности. Мир таков, каким мы его видим, а его глубины дальше доступны разуму.

Его поклоник – Тит Лукреций Кар «О природе вещей».

Идеалистический эссенциализм. Аристотель: мышление независимо от тела — мыслящий дух. Есть сущность мира – абсолютный дух. Мир познаваем полностью, включая сущность мира (объективно - идеалистический эссенциализм).

Суждение.

1) Форма мысли, где фиксируется наличие или отсутствие признака, что даёт основание для включения ли в логический класс. Или

2) форма мысли, где фиксируется вхождение или невхождение в логический класс.

 

«Кит кормит детёныша молоком» - суждение, включающее кита в млекопетающих. Состоит из

1) субъект суждения / подлежащее – то, чему припсывается (или нет) признак

2) предикат / сказуемое.

3) связка, которая иногда опускается (кит ЯВЛЯЕТСЯ млекопитающим).

 

Соответственно, суждения могут быть истинными или ложными. К понятиям такая классификация не относится. Бывают и бессмысленные суждения (по сути, они – не суждения).

Некоторые «гении» говорият, что суждения – единственная форма, выражающая истину или ложь. Но это неправда: теории, идеи тоже могут быть ложны и истинны. Однако же «теория» и «идея» отсутствуют в формальной логике, но существуеют в разумной.

57. Умозаключение.

. Умозаключение – связь понятий, когда из двух или нескольких суждений (посылок) выводится новое (заключение). Если посылка одна – непосредственные умозаключения. Когда несколько – опосредованные. Все посылки вместе взятые называются основанием, а заключения – следствием.

Умозаключения делятся на два вида – дедуктивные и индуктивные.

 

Дедукция и индукция.

Дедукция – процесс мышления от общего к частному. Посылка 1 – «все люди смертны», посылка 2 – «Пех – человек» => «Пех смертен». Силлогизм – умозаключение на основе 2х посылок.

Индукция – наоборот. Пример: проводя эксперимент по кипению воды при нормальном давлении в разных сосудах, мы видим что она кипит при 100 градусах. И мы делаем вывод, что вода без примесей и при нормальном давлении кипит при 100 градусах. Заметим, что индукция выходит за пределы формальной логики.

Открытие Г. Гегелем мышления как объективного процесса.

Так как же мысль может быть объективным процессом?

Обращаемся к 17 веку. Что было бы, если бы Ньютон не родился? Ведь всё равно человечество знало и без него об этих законах, причём примерно в то же самое время, т.к. развитие науки способствовало бы этому. Ньютон был первым, только и всего, это могли сделать многие другие. На этом примере мы видим, что мышление – это ещё и объективный процесс, происходящий независимо от воли человека.

Гегель первым понял простую вещь: мир не есть совокупность застывших предметов (метафизическая точка зрения), мир есть иерархия процессов, совокупная система процессов, а не предметов. Второе: все эти процессы не нуждаются во внешнем процессе, чтобы двигаться. Они «имеют движущуюся силу в себе». Философский термин – спонтанейное развитие. Задача науки – познание этих процессов. А что значит познать процесс? Значит познать их внутреннюю необходимость.

Проблема природы понятий.

Слово обозначает, понятие отражает. Слово ничего не отражает. Что отражает понятие? Это целая проблема.

Возьмём понятие «собака». Слово/знак - «собака». Что является его предметным значением? Каждая конкретная собака. А понятию собака что соответствует? Что отражает образ? Что является содержанием понятия? Понятию собака во внешнем мире соответствует «собака вообще», а не конкретная собака. И здесь возникает проблема. Существует ли «собака вообще»? Существует ли общее в реальном мире? На первый взгляд кажется чистой схоластикой, но на самом деле это необычайно сложный вопрос – природа понятия и природа мышления.

Если во внешнем объективном мире «собаки вообще» нет, то мышление ничего не даёт. То есть это суть проблема мышления.

Открытие Платоном понятий и мышления как объективного явления.

Элиаты открыли умозрение, что есть не только чуство зрения, есть ещё и умозрение. Открыли две формы познания, а Платон открыл понятие впервые! У элиатов умозрение, как и бытие, было монолитом. А Платон этот монолит раздробил на понятия. И вот когда он открыл понятия, открылись пути к тому, чтобы открыть суждения, умозаключения, то есть создать науку о мышлении, вот ту самую формальную логику, которую создал великий ученик Платона Аристотель.

Платон был объективным идеалистом. Понял, что понятие есть общее и переместил его в особый мир, мир Эйдоса, мир идей. И этот мир Эйдоса предстал, как нечто объективное, у него же объективное содержание, это же общее на самом деле существует.

Платон впервые понял, что мышление есть не только субъективная деятельность людей, но ещё есть нечто объективное. Но только у него это объективное было неизменным, застывшим, мертвым, не двигалось, не развивалось, оставалась всегда таким. А что сделал Гегель, он её расплавил и заставил течь, и вот тогда мышление предстало как объективный процесс.

Телеология.

см. вопрос 92 «Проблема существования объективной предопределенности» пункт 2a

Индетерминизм и свобода.

Лишь в 20 веке, с возникновением квантовой механики, стало известно об объективной случайности. Многие физики с развитием квантовой механики закричали об индетерменизме.

Индетерминизм – нет никакой предопределённости, значит, мир состоит из хаоса, где всё может быть. А раз так, то в таком мире может ли быть свобода? Нет. Как видите, не только абсолютный детерминизм, но и индетерминизм исключают свободу человека.

// здесь не понял логики

Открытие материального источника активности мышления.

Ни для кого ни секрет, что активности известно два вида: духовная и материальная («голова и руки»). Возник вопрос: а какая активность первичная? Не долго думая, дают ответ: первична духовная деятельность. Ведь чтобы создать вещь – нужны знания о несуществующей вещи («квазиобраз»). Без постановки цели и плана не возникнуть успешной производственной деятельности. Ага, молодцы. Маркс посмеялся.

Кстати, Н.Г.Чернышевский задавался вопросом: как возникли люди? Он рисует такую картину: стая обезьян попала в благоприятные условия (обилие пищи), в результате вырос и усложнился мозг, ум, затем труд. Были попытки у Фихте, но дальше идеализма он не шагнул. Его последователи всё же стали догадываться, что в отношение мысли и дела первично дело. Иоганн Вольфганг Гёте. «Фауст». См. в предыдущем семестре… «..в начале было дело..». Итак, догадка высказана!

А теперь нам ясно, что возникновение производства повлекло за собой возникновение мышления. Производство не может развиваться без мышления. А прогресс производства – основа жизни людей.

Итак, марксизм: возникновение и прогресс производства неизбежно повело за собой возникновение мышления. Иными словами: человек есть там и только там, где есть производство. Так что источник активности мышления – не природа и не сам человек, а преобразование человеком природы. Это всё мысли 19 века. Но современная наука подтверждает это.

Понятие факта

Любая наука начинается со сбора и накопления фактов. Понятно, что понятие «факт» возникло вне науки. Так что есть житейские и научные факты. Факты стали считать категориями гноссеологии лишь в 19-20 веке.

Существует несколько точек зрения на то, что такое факт (с точки зрения философии):

1. Факт есть объект самой реальности (Солнце взошло, вчера был дождь).

2. Факт есть образ внешнего мира (т.е. в сознании).

3. Есть факты реальности и факты сознания.

4. Факт – содержание истинного суждения.

 

Какими особенностями обладает «факт»? Такими особенностями, которые признаются всеми учёными (а не философами, у которых в этой области бывает туго)?

1. Факт объективен.

2. Факт существует в сознании человека (ну и да, может фиксироваться на бумаге). Иногда подделываются, кстати. Всё это хранится в сознании.

 

Как обычно, эти две стороны абсолютизировались, а на самом деле правда в том, что:

Факт есть фрагмент реальности, выдранный из реальности и пересаженный в наше сознание. Только когда этот кусочек пересаживается в сознание – он становится фактом. Наука устанавливает, но не творит факты!!! Создавать факты невозможно. Их «создают» только шарлатаны.

Конкретность истины.

Проблема конкретности истины. Сформулирована Гегелем: абстрактной истины нет. Наитупейший пример: полезен ли дождь (в сентябре – нет, в мае – да; много дождя – нет, в меру – да; и т.д.)? То есть, истина зависит от места, условий и времени (но объективна и не зависит от воли и сознания людей). В одном месте это истинно, в другом ложно. Даже в проблеме научного знания есть эта проблема, хотя она и не так важна. Другое дело в общественных науках: если реальность изменилась – то концепция должна измениться в соответствии с реальностью. Ещё один гениальный пример: фраза «идёт дождь», сказанная когда он идёт – истинна, когда он не идёт – ложна; то есть надо свои концепции подстраивать под реальный мир. Другой мир, другое общество – надо менять концепции.

Мораль. Мыслите по обстоятельствам и не отставая от времени. «Живая душа марксизма – конкретный анализ конкретной ситуации».

Религиозные иллюзии.

Напомним, что касаясь вопроса свободы и необходимости, мы узнали, что у человека есть 2 сферы деятельности: свободная (есть план, благодаря наличию знания и средств) и несвободная (недостаточно знаний и/или нет средств – ход и исход практ. деятельности зависит не от меня, а от случайностей; необходимость в форме случайности господствует надо мной).

Здесь и кроются истоки религиозных иллюзий. Во времена каменных рубил свободная область каменными рубилами и ограничивалась, ибо на охоте (даже сегодня) многое зависит от случайностей. Но в первобытные времена неудача на охоте дорогого стоила, поэтому человеку пришлось иллюзорно осознать, что он во власти каких-то объективных сил. Это нашло отражение в том, что силы естественные приобрели облик сверхестественных сил. Кстати, религия это 1) удвоение мира 2) культ, молитвы.

Дело в том, что в сфере свободной деятельности полезные и ложные действия (обеспечивающие и не обеспечивающие успех) легко фильтруются одна от другой. А в несвободной нет способа проверить! Можно ходить вокруг волуна вправо, можно влево, можно орать «халява ловись» - но нет способа проверить, способстуют ли эти действия успеху или нет (хотя и так понятно, что – нет). Отсюда возникает раздвоение деятельности – на здравую и паразитическую. Отсюда и разделение ума: здравый и паразитический образ мысли. Отсюда магия. Религия возникла из желания гарантировать успех.

Вопрос: является ли магия религией? Религия – бессилие, магия – казалось бы, зависит от качества обряда. Но на самом деле магия является иллюзорным восполнением недостатка сил. Магий полно: любовная, рыболовная… Там, где гарантий быть не может, но хочется. Даже среди образованных и крепких духом людей распространены суеверия – у тех же лётчиков-испытателей.

Возникает второй вид религии – оменализм. Вера в случайное событие, в приметы. Классический пример – перебегание чёрного котэ. Тут же возникает гадательная магия (на ромашках, картах, звёздах…). Далее фетишизм. Якобы одни предметы помогают, другие – нет. Эманизм – когда сила предметов передаётся от предмета к предмету. Демонизм – когда эта сила обретает самостоятельное бытиё: те же лешие, домовые. А потом (обычно – уже под давлением знати) происходит переход к политеизму (каждый бог занимается своим делом). Ну и, наконец, монотеизм – обычно он обусловлен бессилием перед соц.гнётом, а не природой.

Субъективный

идеальное – свойство материального информационного процесса существовать для организма как находящийся вне предмет, проявление способности создавать субъективное из объективного.

индетерминизм – нет никакой предопределённости, мир состоит из хаоса

индукция – метод мышления от частного к общему

иррационализм – ограничивает или отрицает роль разума в познании

истина – соответствие (совпадение) между миром и человеческим сознанием

истинное – мыслетворение, несущее истину; человек может создать истинное, но не может создать истину и истинность

истинность – см. истина

концептуализм – умеренный номинализм (общее только в понятиях)

критерий истины – средство проверки истинности утверждения, теории, гипотезы. Объективный КИ – опыт. Субъективные КИ – очевидность, авторитет

материя - то, что существует вне и независимо от сознания

Материальное

материализм – мир первичен, сознание вторично

механицизм – метод познания и понимание мира как механизма

мышление (рациональное познание) – вторая ступень познания, субъективная деятельность человека, делится на рассудочное и разумное

натурфилософия – раздел философии, рисующий картину природы

неопозитивизм – - эмпиризм, опирающийся на рационализм, необходимость наблюдаемых доказательств для познания. Опора на логический и математический аппарат. Мир познаваем, но нужно избавиться от ненаблюдаемого.

номинализм – общее не существует или существует в голове

ноумен –вещь в себе

общее – логический класс, содержащий несколько понятий

объект – то, на что направлена деятельность

объективное – то, что существует вне и независимо от сознания

онтология – учение о бытии

опыт – практическая деятельность, в результате которой приобретаются новые знания и навыки

отдельное (единичное) – логический класс, содержащий одно понятие

ощущение –1-й образ внешнего мира, отражение отдельных св-в предметов

пантеизм – Бог есть все

позитивизм – 1) человеческое мышление занимается лишь систематизацией. Философия приводит в порядок все науки 2) единственный источник истинных знаний - эмпирические исследования. Ценность философских исследований отвергается.

понятие – обозначение общего

постпозитиивизм – критическое отношение к эпистемологическим учениям, развитым в рамках неопозитивизма, получение знания из опыта

представление –мозговой отпечаток – энграмма. Когда энграмма возбуждается (изнутри мозга) – то видим тот предмет, что когда-то воздействовал на наши органы чувств.

прогресс – движение по направлению от низшему к высшему

разум – разумное мышление – мышление как объективный процесс

рассудок – рассудочное мышление – это мышление как субъективная деятельность человека, идущая по правилам

рационализм –главный источник знания – разум, также существует опыт, априорные знания

реализм – общее существует в вещах или в отдельном мире

регресс – движение по направлению от высшего к низшему

редукция – сведение всех форм движения к механическому (у детерминистов)

редукционизм – принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым

релятивизм – всякая истина относительна, абсолютной истины нет

сенсуализм – вид эмпиризма 1) органы чувств – единственный канал, по которому мы получаем знания 2) нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве

скептицизм – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям

спиритуализм – сущность мира - духовное первоначало; материальное как творение духа

ступени познания – чувственное (сенситивное), рациональное (мышление)

субстанция - бытие, ничем не порожденное, ни в чем не нуждающееся

субъект – тот, кто ведет деятельность

унитарно-стадиальное понимание истории – взгляд на всемирную историю как единый процесс поступательного, восходящего развития человечества

фальсификация (по К. Попперу) – опровержение теории. Фальсифицируемость - критерий научности эмпирической теории: если существует методологическая возможность ее опровержения путем постановки некоторого эксперимента (даже если такой эксперимент не поставлен), то это научная теория.

фатализм – крайний детерминизм, вера в безличную судьбу

феномен –вещь для нас

феноменализм (~агностицизм) - можем знать только явления, а в сущность проникнуть невозможно (Юм)

чувственное познание – самая простая и исходная форма познания. Формы ЧП: ощущения, восприятие, представление

эмпиризм – единственным источником познания является опыт

эмпириокритицизм – критика с позиций опыта. Отправный пункт теории познания это чистый опыт в том виде, в каком он непосредственно познается людьми

эпистемология = гносеология

эссенциализм –(противоположность феноменализму)существуют явления, есть сущность и она познаваема

 

 

Теперь ты знаешь философию

Философия как наука об истине, теория познания и самый общий метод исследования.

Философия – наука об истине (Аристотель, Гегель). Объектом исследования философии является истина(противоположность – заблуждение).

Гносеология (от греч. «гносис» - познание) = эпистемология («эпистемо» - познание) - теория познания, наука о познании, возможности человека познать мир. Философия исследует процесс постижения (познания) истины.

Философия – онтология – предельно общий взгляд на мир. Философия отвечает на вопрос «что есть мир» и является предельно общим взглядом на мир.

Основной вопрос философии.

Что первично – мир или сознание?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.14.144 (0.149 с.)