Два вида объективного существования: самобытие и въинобытие. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Два вида объективного существования: самобытие и въинобытие.



Что имеем? Информация объективна и содержится независимо от воли и сознания людей. Итого – может быть такое объективное, которое не явл. материальным. То есть, существует 2 вида объективного существования:

· материальное бытие (имеет самостоятельное бытие)

· несамостоятельное бытие (информация, которая воплощена в материальном - в чём-то и через что-то). Ещё называют «мнимо-бытие». Семёнов предлагает свой термин: объектальное. Оно нематериальное. Само по себе не существует.

Как видно, существует два вида нематериального: идеальное – субъективный образ объективного мира, и объектальное.

Если мы запишем голос человека, а потом его прослушаем, то отличить от оригинала его будет очень сложно. В этом процессе после кодирования, перекодирования, и декодирования мы получим дубликат голоса. При декодировании получается копия, которая ничем не отличается от оригинала. Всегда ли так? Фотография. Фотопортрет несет информацию о человеке, он, кстати, объективен. Сам портрет материален, а информация, заключенная в нем, объектальна. Фотография – есть единство носителя и инфомации, единство материального и объектального. Однако, на фотографии мы имеем дело лишь с образом человека, в отличие от записи голоса, что есть дубликат.

Чувственное познание в свете теории информации.

Процесс передачи информации от рецептора до мозга – материальный процесс, несущий информацию. Организм был просто носителем информации. Но когда этот процесс приходит в мозг – этот процесс начинает существовать не только в организме, но и для организма. В результате этого происходит своеобразное раздвоение организма. Он становится не только носителем, но и получаетелем информации. Происходит своеобразное раздвоение нервного процесса. 1е бытие процесс – в организме, 2е – для организма. Для организма не важно, каков этот процесс – важна лишь информация, которую он несёт. Для организма существует не нервный процесс, а яблоко на которое он смотрит – как вне находящийся предмет.

Возникает 3й вид дубля – идеальный: вещь в себе становится ВдН. Происходит «удвоение» объективного внешнего мира. Теперь мир существует не только сам для себя, но и в субъективном (или «сенсорном», чувственном) мире организма. Тем самым организм опять «раздваивается». Он теперь не только объект, но и субъект, имеющий субъективный мир – в организме для организма.

От чего зависит то, каким предстаёт мир для организма? Это зависит от того, каков мир и как устроена нервная система. У многих животных есть только ЧБ зрение, поэтому у человека полнота больше. Наглядный пример: близорукость (сними очки – и субъективный мир изменится, а объективный останется прежним) и дальтонизм. Дальтонизм (и т.п.) – менее полная, менее точная информация, соответствующая миру. Если нервная система повреждена – картина мира может даже искажаться.

Идеальное в чувственном познании.

Нервный процесс существует в организме и несёт информацию, но для организма важна только информация, для организма этот процесс не существует. Т.е. мы сталкиваемся с раздвоением: нервный процесс существует в организме, но для организма он не существует. Как информация предстаёт перед организмом в чистом виде, освобождённая от процесса? Ответ: как находящийся вне предмет. Т.е., когда нервный процесс, несущий информацию о предмете, достигает коры головного мозга в сознании человека возникает предмет, находящегося за пределами его тела.

Идеальное – свойство материального информационного процесса существовать для организма как находящийся вне предмет, проявление способности создавать субъективное из объективного. Материальное, выступая внешним предметом для организма – становится идеальным. Итого, идеальное – свойство. Идеальное – это способ декодировки.

Проблема пространства и времени (ПиВ). Кантианское и материалистическое его решения.

Обсуждение вопроса о сущности пространства и времени в истории философии распадалось на три группы проблем:

1. Каков гносеологический статус этих понятий? Являются ли они характеристиками материального бытия или характеризуют устройство нашего сознания?

2. Каково отношение пространства и времени к субстанции?

3. Каковы основные свойства пространства и времени?

 

Предметы в МдН находятся в определённом порядке (ближе, левее…) – это суть пространство. Но эти вещи меняются, преобразуются - это событие. Они расположены «одно за другим» или «одновременно» – это время.

Кант. Время и пространство – это формы нашего чувственного познания. Ошибка Канта в том что он считал что ПиВ присуще только МдН. На самом деле «ПиВ» для нас есть отражение «ПиВ» из мира самого по себе. Кант вынужден прийти к выводу, что ПиВ суть априорные формы. На самом же деле это опытные формы.

Материалисты. ПиВ – форма бытия мира, существующая независимо от воли и сознания людей. Время и пространство принадлежат объективному миру. Они объективно реальны, но не являются материальными. И понятно, почему. Время и пространство – это порядок. ПиВ объектальны – они не имеют самостоятельного бытия.

 

Как ПиВ становятся содержанием мира для нас (входят в субъективный мир организма)?

Организм живёт в мире и зависит от мира. Он должен приспосабливаться и взаимодействовать с миром. Поэтому МдН подгоняется под МСпС. Контакты с МдН будут удачными только если совпадение достаточно хорошее (хотя полного соответствия никто не требует). Для выживания организм должен знать и внешние раздражители и внутренние. В ходе увязывания формируется представление о пространстве. Эти самые «кинестезические» раздражения несут информацию о пространстве. Время – в ходе деятельности с циклами и процессами.

Опыт. Человеку одевали очки, переворачивавшие мир (левое-право, верх-низ) – человек долго не мог двигаться. Приспособление длилость дня 2-3. Что это было? Он подгонял МдН по МСпС.

Субстанциальная и реляционная концепции времени и пространства.

Как существуют ПиВ? 2 точки зрения – субстанциальная и реляционная.

Субстанциальная концепция. ПиВ существуют самостоятельно, сами по себе на равне с материей (Демокрит: есть пустое пространство и летающие атомы; Эпикур; Лукреция Кар; апофеоз в Ньютоне – абс. ПиВ не зависящие от материи; 3 субстанции – материя, В, П).

Реляционная. ПиВ как самостоятельно существующих – нет. Если нет тел – то нет никакого порядка, нет ПиВ (Де Карт; Лейбниц; апофеоз – Альберт Йеравноэмцэквадрейн: «я доказал, что если исчезнет материя – то исчезнет и время и пространство», ранее считали что стоит убрать время и пространство – исчезнет материя).

В XVII – XIX веках явное преимущество было на стороне субстанциальной концепции (евклидова геометрия, ньютоновская механика). Но начале XX в. была создана теория относительности, которая заставила пересмотреть традиционные воззрения на пространство и время и отказаться от субстанциальной концепции.

Понятие метафизики. Эссенциализм.

Метафизика – есть не только явления, но и познаваемая сущность. Аристотель. Аристоник Радосский – схолар ликея (учитель школы Аристотеля). Он решил навести порядок в наследстве Аристотеля. Решил создать научно-проверенное (ведь много работ было переписано, искажено) собрание сочинений. 1я часть – работа, посвящённая природе: физика (как учение о природе), биология и т.д. 2я часть – проблемы чистой философии – «метатафизика» (= «после физики»).

Позднее (и сегодня) под «метафизикой» стали понимать учение о сущности, о том, что за гранями физического мира. Метафизика изучает то, что нельзя пощупать, потрогать, только умозримое. Метафизика – учение о вечном и неизменном.

Диалектика – взгляд на мир где всё движется, изменяется. В противоположность, метафизика – взгляд на вечное.

Но слово «метафизика», обросшее несколькими смыслами – неудачно. Карл Реймунд Поппер (постпозитивист, феноменалист – никакой сущности нет) для обозначения позиции противников предложил термин эссенциализм – сущность есть и она познаваема. Это противоположность феноменализма. Бывают материалисты и идеалисты эссенциалисты.

Открытие умозрения и умозримого (милетцы, элеаты, Демокрит).

Милетская школа – 6в. до н.э. – Фалес (вода), Анаксимандр (апейрон), Анаксимен (воздух). Центральное в учение – учение о первоначале из которого возникают все вещи. Они полагали, что ничто не возникает и не исчезает. Проблема как раз и состояла в поиске вечного: того, что роднит все вещи. Оттуда и предложения о первоначале. Фалес таким образом открыл, что есть нечто умозримое, кроме чувствозримого. Они подошли к идее о том, что в мире есть основа, которая чувствам недоступна.

Появляется представление о двух формах познания – чувственное и мышление. Умозримое – то, что недоступно органам чувств, доступно только сознанию.

 

У другой философской школы – Элейской (Ксенофант, Парменид, Зенон) – эта идея развилась. Суть их учения в том, что главное понятие – понятие бытия. Есть бытие, а небытия быть не может. Из ничего ничего не возникает, бытие является вечным. Оно было, есть и будет – бесконечно во времени. Таким образом они открыли две формы познания (чувство, ум), но оторвали одно от другого и пренебрегли чувствами. Мышление у них – единственная форма познания. Чувственное вообще ложно.

 

Третья попытка – знаменитый Демокрит. Он вводит понятия бытия и небытия. Неделимое бытие Элиадов он раздробляет на множество атомов бытия. Атомы неделимы. Опять же макромир и микромир. А также мегамир – мир миров. Во Вселенной существует бесконечное число самых разных миров. Механизм чувственного познания заключается в том, что от вещей отделяются эйдолы – оболочки, достигают органов чувств и мы втыкаем. От вещей! не от атомов! Вещи выступают как целостное, не сводимое к атомам. Так откуда мы знаем, что существуют атомы? Только разумом. Истинная сущность мира доступна только разуму. Существует история, что он ослепил себя, чтобы чувства не мешали.

 

Это был материалистический «эссенциализм», а есть еще и идеалистический (объективный) «эссенциализм» – Платон.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.212.87.137 (0.026 с.)