Психофизическая проблема в домарксистской философской мысли. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психофизическая проблема в домарксистской философской мысли.



Эта проблема возникла еще в античные времена, а с 16–17вв она пришла к более конкретной форме. Рассматривать все течения не будем, самые основные предлагаемые решения этой проблемы.

Исходили из того, что существует какое-то однозначное соответствие между процессами психическими и физиологическими. В этом сходятся все. Но какая связь – непонятно.

● Психофизиологический дуализм – первое толкование: психическое и физиологическое это две разные субстанции: духовное и материальное, которые друг от друга не зависят. Самостоятельные виды бытия. Наиболее четко это было выражено в философии Декарта, который прямо говорил о двух независимых субстанциях. Внутри есть два течения.

● Психофизическое взаимодействие. Согласно нему, две субстанции друг на друга влияют. В частности, душа управляет телом. Этой концепции по сей день придерживаются крупные западные физиологи. Психофизиологический интеракционизм (то же самое).

● Психофизический параллелизм. Эти процессы текут параллельно и никогда не могут друг на друга влиять. Бог – истинная причина, он приказывает всем, его все слушаются. Эту точку зрения пропагандировал последователь Декарта Николя Мальбранш и все окказионалисты.

● Психофизический монизм: духовное и физическое – два проявления одной и той же субстанции. Эту идею пропагандировал Спиноза. Можно трактовать по-разному (Спиноза придерживался примата(первичности) материи, однако допускал, что вся материя одушевлена). Можно считать, что примат за духом, или же считать, что первично третье, которое никак не назовешь, а двумя проявлениями являются психическое и физическое.

● Эпифеноменализм. Эта концепция рассматривает духовное как эпифеномен. Суть его в том, что духовное есть сопровождение материальных процессов, ни на что не влияющее и никакой роли не играющее.

 

Пришли к точке зрения, что разрешить эту проблему невозможно (Эмиль Дюбуа). Мол, это одна из 7 великих загадок, и если остальные 6 ещё можно как-то разрешить, то эту…

Шрёдингер в книге «Что такое жизнь»: проблема соотношения мозга и сознания, духа и тела полностью неразрешима.

И сейчас эта точка зрения жива.

 

И последняя точка зрения. Нет никакой проблемы. Представители – неопозитивисты. Философы сочинили эту проблему от нечего делать. Карнат, Гемпель.

 

Монисты в конце концов приходили к выводу: духовное присуще материальному, духовного нет вообще. Их называют «вульгарными материалистами». Например, Пьер Кабанис. Он считал, что мозг выделяет мысли так же, как печень выделяет желчь.

Материалист Карл Бюхнер не соглашался, т.к. желчь можно собрать в сосуд, а мысль не является веществом и в этом смысле не является материей. Её нельзя потрогать, проанализировать. Мысль относится к мозгу, как магнетизм к магниту.

Психофизическая проблема в современной немарксистской философской мысли.

Последнее время (лет 15) интерес к теме пробудился у западных философов, когда рухнул неопозитивизм, который считал, что проблемы соотношения духа и материи – псевдопроблемы, это бессмысленная вещь и заниматься ею ни к чему. После этого появились философы, которые говорили, что некоторые из старых проблем имеют смысл, в т.ч. mind-body problem, и попытались ее решить. Все они пытались ее решить с точки зрения материализма. Это направление получило название научного материализма. Научные материалисты занимались только mind-body problem. Они называли себя научными, т.к исходили из конкретных данных о работе мозга.

Направления научного материализма: элиминативный и редуктивный материализм.

И те и другие сводили духовное к материальному – физиологическим процессам – физическим процессам. Поэтому их точка зрения называется физикализм. Сведение без остатка идеального к физическим процессам.

Элиминативный: все слова «сознание», «ум», «воля», «радость», «любовь» упразднить, заменив нейрологическими терминами, как ненаучные.

Редуктивный: отказываться от слов не следует, зачем? Заменять надо только при научном описании.

Со временем, когда стало понятно, что так просто все не объяснишь, возникло новое течение внутри научного материализма.

Функциональный материализм. Духовное – это функциональное состояние нервной системы. Но как не пытались раскрыть, что такое функция, состояние, вещество, ничего не получалось. Но некоторые поняли, что и это слишком упрощенно и возникло четвертое направление.

Эмерджентистский материализм. Когда мы видим развитие животного мира, мы видим непрерывное возрастание сложности. Возникают все более разнообразные процессы, новые качества, не сводимые к старым. В итоге появляется мысль, которая уже не материальна, а эмержениальна.

Психофизическая проблема в марксистской философской мысли.

Маркс: мышление - высшая форма материи.

Ленин: мысль качественно отлична от материи и не может быть материальной.

Иосиф Дицген: работа “Сущность головной работы человека”. Его ошибка в том, что он считал, что в понятие материи надо включить мысль.

Советская философия делилась на механистов и деалектиков. И тех, и других посадили или расстреляли, с тех пор в советской философии тишина.

 

Есть 2 типа идеального:

1) биологическое идеальное – чувственное познание

2) социальное идеальное – человек

Соотношение биоидеальное – мозг и социоидеальное – мозг – это две разные проблемы. При решении этих проблем советские философы обращались к концепции высшей нервной деятельности, созданной Павловым.

Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. В чем прав и в чем не прав И.П. Павлов.

Павлов считал что в мозгу животного никаких процессов, кроме физиологических не происходит. Зоопсихология не имеет права на существование. Ему было ясно, что в мозгу животного НЕТ психических процессов, есть только физиологические. Поведение животных определяется инстинктами. У него есть условные рефлексы, которые ведут его. Они меняются, и животное гибко реагирует на изменение окружения. И в конце концов решил, что мысленная деятельность человека – это тоже ничего больше кроме как физиология. Просто у человека есть сигнал сигналов (слово «пища»). Итого – 2 сигнальные системы: внешняя и слова. Только и всего. Слова – просто внешние раздражители. Итого физиология объясняет высшую нервную деятельность. Короче, Павлов «объяснил» и революции и войны, а когда вскрывалось, что его концепция не объясняет всего – пытался ввести инстинкт рабства, свободы и т.п.

А правда вот в чём: в человеке есть не только тело, но и душа (социоидеальное). Павлов не понимал, что кроме тела есть душа. У животных высшая нервная деятельность – это отражение мира. У человека мышление не есть ВНД, но имеет своей основой ВНД. Мышление больше чем ВНД. И когда он распространял свое учение на человека, это было ошибкой.

Два вида идеального: биоидеальное и социоидеальное.

Что мешало философам решить проблему: когда говорят о духовном, идеальном, психическом, существуют два качественно отличных вида идеального:

1. Биоидеальное. Присущее животным. Идеальное – биологическое. Это есть и у человека.

2. Социоидеальное. Присущее только человеку. Высший вид идеального, проявлением которого является мышление. Является явлением социальным.

Раз существуют 2 вида идеального, надо отдельно решать их вопросы!

 

Займемся исследованием только биоидеального. Мышлением пока мы не занимались.

Природа низшей формы идеального – биоидеального. Предположим, на какой-то рецепторный прибор организма подействовал внешний раздражитель. Возникает ощущение, восприятие. Чтобы понять природу этого идеального, нужно поставить вопрос: в чем сущность этого процесса? Чем он отличается от других процессов в организме – пищеварения, кровообращения? Процесс пищеварения важен сам по себе. А нервный процесс важен тем, что несет в себе информацию о внешнем раздражителе. Сигнал важен не сам по себе, а как носитель информации.

Основные понятия теории информации. Природа информации.

Есть объект информации (о котором информация) и получатель информации. Ведём речь только о нервной деятельности человека (а не о компьютере). И 3-е понятие – носитель информации, он материален.

● Материальный процесс может нести информацию, лишь только у него есть несколько состояний (сильный ток, слабый ток…).

● Материальный предмет должен иметь элементы (лампочки, крестики…). Это множество состояние (процесса или предмета) является кодом, при помощи которого записывается информация.

Только порядок (кодировка) несёт информацию. Не нужно думать, что есть информация, а потом она кодируется. Всё не так. Процесс кодирования и есть процесс появления информации. Порядок может быть двояким (то есть, во времени – для процессов и в пространстве – для объектов; обычно так).

Норберт Винер в книге «Кибернетика» сказал, что «информация есть не дух, не энергия и не материя». На что советские материалисты начали обвинять его в идеализме. Идеализма нет. Сейчас с этим все, кто этим занимается, соглашаются. Информация – объективная вещь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.27.172 (0.008 с.)