Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диалектика общего и отдельного.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
// я вообще не втыкаю, о чем этот вопрос, поэтому оставил, что было
см. также вопрос 79 «Материалистический универсизм»
Общее объективно, в нем ни чего духовного не, но оно не материально. Существует как связи, как структура, которая пронизывает весь мир. И весь мир есть единство отдельного и общего. К точке зрения материалистического универсализма пришли только философы из марксисткой школы, потому, что почти все материалисты до Маркса были концептуалисты. Раз они были концептуалистами, они подрывали теорию отражения. Они были непоследовательны. А диалектический материализм это первый последовательный материализм. И только он это проблему вот так решил. Отсюда вытекает существование двух ступеней общественного познания. Есть ступень познания отдельного – чувственное познание и есть ступень познания общего – ступень мышления. В силу такой противоречивости мира, который является единством отдельного и общего существуют две ступени познания – познание отдельного и познание общего. Материалисты мало занимались проблемой общего и отдельного. В основном они решали номиналистически. Номиналистами были Кокс, Джон Локк, все французские материалисты. Впервые эту проблему по-настоящему поставили Маркс и Энгельс, а потом Ленин.
Понятия как образы внешнего мира. Два вида бытия общего: в мире и в мышлении. Восприятие есть образы отдельного (сингулатов). Восприятие возникает просто (предмет воздействует на органы чувств; пусть даже есть много точек зрения). А понятия – это образы общего (универсатов). Понятия – мышленные образы объективного мира. Понятия просто так возникнуть не могут. Понятия – есть наши создания, наши творения. Обыденные понятия создаются народом: сказки, песни. Создатель – «народ». Когда говорим о науке – знаем конкретных людей. Автор «атома», «кварка», «канторового множества»… Когда мы создаём понятие – создаём то, чего в мире нет. Это называется фантазией и в этом смысле – отрыв от мира. Создание общего чистого – это отрыв от мира, но и проникновение в него. Мы для того, чтобы проникнуть в общее – должны создать чистое общее, отрываясь от него. Наше мышление есть творческое отражение. Теория – это единство творчества и отражения.
Чувствозримый мир (мир вещей, отдельное) существует сам по себе и для нас. Об этом мы говорили раньше.Точно так же существует умозримый мир (мир понятий, общее) сам по себе (мир универсатов, существующих через отдельное) и мир для нас (мир чистых универсатов, в нашем сознании). Общее существует двояко 1) в отдельном через отдельное и 2) в чистом виде в нашем сознании.
Каково соотношение мира умозримого самого по себе и мира идеальных универсатов? Эти два мира совпадают и не совпадают. Совпадают по содержанию, но не совпадают по форме. Умозримый мир для нас вмещает в себя только часть умозримого мира в себе. Понятия мы создаём, поэтому мы можем создать фиктивные понятия теплород, эфир, пр. В умозримом мире для нас может быть то, чего нет в мире самом по себе. Когда мы создаём чистые универсаты – мы познаём реальные универсаты. Понятия как продукты человеческого творчества. Роль фантазии в познании общего. см. вопрос 81 «Понятия как образы внешнего мира. Два вида бытия общего: в мире и в мышлении.» 83. Если общее существует в мире, то каким образом оно входит в разум? Предлагаемые философами ответы на данный вопрос. Общее, сущность недоступны органам чувств = факт. Так что разум даёт то, чего нет в чувствах. Суть борьбы сенсуалистов и рационалистов – разрешение указанного парадокса.
Для сенсуалистов чувства – единственный канал проникновения объективного мира в сознание. Из этого следовал вывод (17 век): «нет ничего в разуме, чего не было в чувствах». Общее существует у сенсуалистов в том же самом объективном мире, но недоступно чувстам.
Рационалисты: это положение полностью неверно. Кант говорил об априорных категориях рассудка. Платон первым открыл «понятие», «общее». А как проникнуть в мир эйдосов? Как их познать? Как они проникают в наше познание? Теория познания общего Платона – это теория воспоминания или аномнЕза. Наша душа бессмерта и была до рождения человека. Она имеет духовную сущность и до рождения человека живёт в мире эйдосов и созерцает его красоту. А дальше душу, с вашего позволения, «схватили» и заточили в тело человека. И единственной отрадой для себя душа находит воспоминания о мире эйдосов… Аристотель. Как человек узнаёт духовную сущность, заточённую в вещах? Предлагал несколько решений. Одна попытка – индукция даёт знания об общем. Общее доступно только уму. А ум бессмертен и не связан с телом – чистый дух. Есть пассивный ум и активный (божественный). В пассивном содержится общее. А под воздействием активного ума и внешних предметов общее становится открытым.
Семёнов даёт такой ответ: общее проникает вместе с чувственным познанием, но в скрытой форме, а раскрывает его мышление. Т.е. положение о том, что «нет того в разуме, чего не было в чувствах» и верно и неверно. 1) Чувства – единственный источник взаимодействия с объективным миром = верно 2) Нет в разуме того, чего не было в чувствах = ошибочно! Проблема соотношения чувственного познания и мышления в истории философской мысли. Эмпиризм: опыт – единственный источник знания. Нет априорного знания. Априорное знание получаем через органы чувств. На первых порах эмпиризм и чувственное понятие было одним и тем же. Но с развитием науки эти понятия разошлись. Метода было 3 (да и сейчас тоже): наблюдение, измерение, эксперимент. Учёные добывали знания и они фиксировались в наших суждениях и мыслях. Знание, зафиксированное в суждениях и представлениях – факт. Где они хранились? В мышлении? Это знание мысленное, а не чувственное. Эмпирическое знание стало эмпирическим мышлением. Знание фактов – результат целенаправленной деятельности. Факты копятся и затем обрабатываются (сортируются и пр.) – это всё тоже «эмпирическое знание». Интерпретация знаний – теория. Возникло эмпирическое и теоретическое знание (присуще только научному познанию). Сегодня в философии: чувственное познание – реакция организма, эмпирическое – результат целенаправленной фиксации и систематизации фактов. Рационалисты же считали, что разум содержит такое знание, которого нет в природе (априорное). Т.е. сам по себе разум может быть источником знаний. Опыт дает знания, но и разум тоже дает знания. Дает ли мышление новое знание? Проблема и предлагаемые ее решения. Из выводов сенсуалистов следовало, что умозримого нет, мышление не даёт нового знания. А зачем оно тогда? Мышление тогда становилось непонятно чем. Гельвеций говорил, что это не более чем оперирование чувствами, но реально выдержать такую точку зрения он не смог. Конечно же, сенсуалисты в основном были непоследовательны. Считая, что мышление не даёт нового – они занимались разработкой методов мышления. Работа Бекона: «Новый Органон». В противовес Аристотелю пытался создать новую науку о мышлении. Приходил к тому, что только мысль даёт научное знание – противоречие. Про общее сенсуалисты говорили, что его нет (номиналисты, а как иначе).
На рубеже XIX-XX веков пришли (кто??) к выводу, что теории не выводимы из фактов. Теории базируются на фактах, но вывести их индуктивно невозможно. Т.е. мышление не дает нового знания. Сенсуализм и проблема умозрения, познания общего и сущности. см. вопросы 83, 84, 85. Рационализм. Основные значения слова. В философском смысле под рационализмом могут пониматься: 1) Рационализм как антагонист сенсуализму. Т.е. рационализм – чувства не единственный канал, разум сам даёт знание. 2) Рационализм как антагонист догматизму. Знание должно быть обоснованным и доказанным. 3) Рационализм как антагонист иррационализму. Иррационализм – учение о том, что разум слаб и ни чего не дает. Потому, что в мире нет ни какого порядка. Мир иррационален, это хаос. Рационализм – учение о могуществе человеческого ума. А с точки зрения рационалистов в мире есть порядок. Иногда даже порядок, порожденный разумом.
«Рационалист» также – человек, делающий лишь то, что разумно; то, что должно быть чётко просчитано.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.167 (0.009 с.) |