Философия как мировоззрение (онтология). Натурфилософия. Социальная философия (философия истории). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия как мировоззрение (онтология). Натурфилософия. Социальная философия (философия истории).



Онтология– («онтос» – сущее) раздел философии, учение о бытии (в отличие от гносеологии– учении о познании), в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности.

Когда-то философия пыталась нарисовать картину природы – натурфилософия. (Тогда – недоставало научных познаний). Сейчас философия природы как раздел философского знания исчезла. В ней нет нужны (так как наука сейчас развита намного сильнее, чем раньше). А онтология не исчезла. В чем ее особенность? Проблемы онтологии– это такие проблемы, без которых нельзя решить проблемы гносеологии. Вот скажем, философия занимается проблемой отношения мира и сознания, а следовательно и проблемой о свободе и необходимости. А её нельзя решить, не решив проблему, есть ли в мире случайность, или одна только необходимость – это проблема онтологическая. Онтология – те проблемы, которые нужны для теории познания.

Средства производства (базис общества)
Общественная среда (материя)
Общественное мнение (разум)

Социальная философия– философии истории – основной вопрос философии, примененный к обществу – предельно общий взгляд на общество.

Материализм как онтология и как гносеология. Понятие материи.

Мир первичен – сознание вторично. Что это значит? Мир существует вне и независимо от сознания. Мир является не просто реальностью, а объективной реальностью, причем стоит подчеркнуть: объективная реальность – это такая, которая существует вне сознания, не как содержание словами, и которая существует независимо от сознания.

Если мир существует вне и независимо от сознания, это значит, что мир был и тогда, когда не было сознания, что мир для того, чтобы быть, не нуждается ни в каком сознании. И из этого вытекает, что мир существовал всегда. Мир – это все, за его пределом ничего нет. Материя –это то, что существует вне и независимо от сознания.

Теория познанания (гносеология) материализма – теория отражения. Познание есть образы внешнего мира во внутреннем субъективном мире. То есть процесс познания – это превращение вещей в себе в вещи для нас.

Материализм это и онтология и гносеология. Гносеология материализма: объект исследования – объективный материальный мир (обычно вечный и бесконечный во времени и пространстве), который познаётся субъектом, обладающим сознанием. Другого мира, кроме материального – нет. Познавание мира – отражение его, построение его образов в сознании.

Субъективный идеализм. Солипсизм. Трудности субъективного идеализма.

Субъективный идеализм – Дж. Беркли, Фихте. В основе мира – сознание субъекта – человека. Мир существует как сознание каждого конкретного человека, как комплекс его ощущений и восприятия. Весь мир существует только в сознании субъекта. Объекта как такого нет, как и нет объективного мира вне сознания человека. Солипсизм – («солюс» – один, единственный, «ипс» – сам) – крайняя форма субъективного идеализма, признающая несомненной реальностью только сознающего субъекта и объявляющая все остальное существующим в его сознании.

Трудности субъективного идеализма в том, что он не может объяснить познание и раскрыть соотношение между миром в себе и миром для нас. Как отличить фантазии человека от того, что есть на самом деле? Субъективный идеализм не даёт ответа на этот вопрос.

Так же не понятно куда деваются вещи, которых человек не видит в данный момент и откуда они берутся, когда он открывает глаза.

Объективный идеализм. Его онтология и гносеология. Основные понятия.

Согласно этой точке зрения в основе мира лежит некое объективное сознание (мировой разум, абсолютная идея, абсолютный дух...), существующее само по себе. У ОИ существует 2 сознания: один дух абсолютный (объективный дух) и еще человеческий дух(субъективный дух). Среди компонент систем объективного идеализма – объективный мир.

Мир существует независимо от субъективного духа, но, в отличие от материализма, зависит от объективного сознания, он так или иначе есть его порождение.

Проблема гнесеологии. Объектиные идеалисты являются монистами, потому что объективный мир есть порождение объективного сознания. У ОИ появляется понятие объективного сознания. Откуда оно? Есть такое объективное сознание – знание, накопленное человечеством за всю его историю.

Проблема онтологии. В основе всего лежит не чье-то конкретное сознание, а сознание вообще, существующее отдельно и самостоятельно, независимо от нашего сознания. Оно вечно и порождает мир человека и его сознание. Есть два вида: у Платона – существуют два мира: мир идей и мир вещей, причем первый подчинен второму; у Гегеля – существует абсолютная идея, как единое целое, эта идея творит мир вещей и существует в нем. Т.е. мир единичен (монизм).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.248 (0.007 с.)