Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диалектико-материалистическое решение основного вопроса философии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Решение ОвФ сходно со старым материализмом, но есть много нового. 1. Найден источник общественных идей. Материалистическое понимание общества и истории. 2. Старый материалим: сознание есть порождение и отражение материи (то есть – одностороннее понимание). Новый: на самом деле отношение двустороннеее. Человек познав мир и имея средства – преобразует мир. Наше сознание через практическую деятельность изменяет материальный мир. Отношение материи и сознания: позновательное и практическое.
Отдадим должное Ленину как учёному и философу помимо всего прочего. Он писал в своих философских тетрадях: «сознание человека не только отражает мир, но и творит его». Новый материализм (с открытием источника активности мышления) смог использовать великое открытие Гегеля о двух видах мышления. Рассудочное (формальное) и разумное (объективный процесс по объект законам). Маркс в противоположность Гегелю показал, что диалектика мира определяет диалектику мышления. Два отношения сознания и мира: познавательное и практическое. Превращение материального в идеальное и идеального в материальное. Старые материалисты понимали познание так: есть мир, есть сознание. Мир бьёт по рецепторам и возникает ощущение вещи. Но дело обстоит не так просто. Человек не созерцает мир, а преобразует его. При этом преобразовании человек сталкивается с удачами и неудачами. Для того, чтобы достичь успеха, нужно постигать общее, существенные связи. Они есть, о них говорят наши удачи и неудачи. Если наши понятия имеют объективное содержание – то успех, если нет – крах. Наша практическая деятельность своими успехами и неуспехами несёт информацию об общем. Основной вопрос философии об отношении мира и разума решается диалектическим материализмом своеобразно. С точки зрения старых материалистов отношение мира и сознания одностороннее – мир воздействует на сознание, сознание отражает мир. Но человек-то преобразует мир и в процессе преобразования он убеждается, что в мире есть нечто чувствам не доступное. Он создаёт понятия, исходя из этих понятий, он создаёт понятийный костяк вещи, которая ему нужна. А потом приводит в движение руки, станки и т. д. и создаёт успешно или неуспешно эту вещь путём трансформации материи. И чтобы краха не было нужно чтобы наши понятия адекватно отражали этот мир. Таким образом, отношение между миром и сознанием двоякое: мир отражается в сознании, а сознание преобразует мир. Идеальное превращается в материальное. Первичным познанием является познание практическое. Сознание человека не только отражает мир, но и творит его. Чувствоумозримый мир в себе и для нас. Создание чувствоумозримого мира для нас как воспроизведение объективного мира. Мы ранее рассматривали чувствозримый мир для нас и в себе. Но мир отражается ещё и в мышлении: в понятиях и системах понятий. Есть МвС и МдН чувствозримый и так же умозримый. 4 мира в сумме. Займёмся проблемой: образуют ли чувствозримый и умозримый мир единый чувствоумозримый мир? Первым эту проблему поставил и решал Кант. Есть мир в себе, действующий на органы чувств человека, возникают ощущения восприятия. Содержание ощущений – вещи для нас, которые ничего не имеют общего с вещами самими по себе. У человека возникает чувтсвенный мир, не являющийся воспроизведением мира самого по себе. Но учение Канта к этому не сводится. Хаос ощущений не образует мир для нас. Этот хаос нужно привести в порядок. Есть 2 априорные формы, с помощью которых мы наводим первичный порядок в наших ощущениях (это время и пространство). Далее вступают категории рассудка (хотя на самом деле с высоты знаний Семёнова это категории разума – т.е. Кант не был точен): следствие, количество и т.д. В результате мир становится стройным. Мир как он есть для нас – это есть синтез чувственного и мысленного (рационального). Здесь рассудок не просто вносит порядок в мир, а творит мир (это по Канту; на самом деле разум творит мир). Итог: у Канта мышление есть творец мира.
Беда в том, что для Канта отражение и творение взаимоисключались. На самом деле восприятие – это процесс отражательного творчества. Восприятие – это есть образы вещей самих по себе; наши категории есть образы универсатов, существующих в мире. Созданием мира в нашей голове занимается мышление. Есть доля истины в том, что Кантовские категории «количество, пр.» априорны. Для каждого конкретного человека эти категории априорны (с воспитанием, с наследством у человека есть опыт прошлых поколений), а на самом деле они апостериорны. Особенности и формы разумного мышления. Ранее некоторые считали, что рассудок и разум это две ступени развития человечества. На самом же деле всегда эти две стороны мышления были взаимосвязаны, но в разное время доминировал рассудок или разум. Сначала был открыт рассудок. Только с возникновением теоретического знания (разумного), с возникновением науки, Гегель открыл разум. Напомним формы рассудочного мышления: понятие, суждение, умозаключение. Есть только одна форма присущая обоим типам мышления – понятие. Формы разумного мышления, которых нет у рассудочного мышления: 1) идея (система понятий разума, а не совокупность суждений) 2) теория. Соотношение разумного и рассудочного мышления. Текстализация идей и теорий. Интеллектуализация идеотекстов и теоротекстов. С развитием психологии психологи тоже стали заниматься проблемой мышления. В области психологии мышления было несколько школ. Крупнейшая: Вюрбругцерская (?). Они заново открыли открытие Гегеля о 2х видах мышления. Одно мышление они назвали словестным или дискретным. Другой вид – несознательное, интуитивное (т.е. рассудочное). С их точки зрения одно мышление языковое, другое не связано с языком. На самом деле: 1. Нет неязыкового мышления, т.к. без слов нет понятий, а без понятий нет мышления. 2. Есть сложная проблема соотношения языка и мышления. В начале 20 века лингвисты стали отличать 2 понятия: язык и речь. Язык – это система знаков, связанная между собой грамматическими правилами. Речь – это использование системы знаков. Мышление рассудочное является речевым мышлением. Суждение выражено в предложениях. Предложения есть языковые тексты. Предложения и суждения – разные вещи. В одном предложении может быть несколько суждений и одно суждение может быть выражено в сотне разных предложений. Нужно различать т.н. лингвотекст и рациотекст (что это такое – додумать самостоятельно). Придуман был термин перехода от рациотекста к лингвотексту: кодирование; а раскрытие смысла предложения – декодирование. Итог. Рассудочное мышление не существует без языка. Теория не состоит из суждений. Идея не состоит из суждений. Разумное мышление не речевое! Теория – система понятий, отражающая сущность явлений. Со своей теорией надо ознакомить других людей. Надо выразить её в речи. То есть систему понятий нужно выразить в совокупности суждений, а значит предложений. Теория т.е. должна быть текстолизирована. Этот текст могут иногда ошибочно принять за теорию. Но этот текст это просто речевое выражение теории и ничего больше. Нужно, руководствуясь теоротекстом, интелекторизировать теорию (т.е. создать её в голове). Теоротекст (теория, выраженная словами) – руководство как воссоздать в голове теорию. Иначе говоря – человек, знакомясь с теорией, является творцом. Понятие факта Любая наука начинается со сбора и накопления фактов. Понятно, что понятие «факт» возникло вне науки. Так что есть житейские и научные факты. Факты стали считать категориями гноссеологии лишь в 19-20 веке. Существует несколько точек зрения на то, что такое факт (с точки зрения философии): 1. Факт есть объект самой реальности (Солнце взошло, вчера был дождь). 2. Факт есть образ внешнего мира (т.е. в сознании). 3. Есть факты реальности и факты сознания. 4. Факт – содержание истинного суждения.
Какими особенностями обладает «факт»? Такими особенностями, которые признаются всеми учёными (а не философами, у которых в этой области бывает туго)? 1. Факт объективен. 2. Факт существует в сознании человека (ну и да, может фиксироваться на бумаге). Иногда подделываются, кстати. Всё это хранится в сознании.
Как обычно, эти две стороны абсолютизировались, а на самом деле правда в том, что: Факт есть фрагмент реальности, выдранный из реальности и пересаженный в наше сознание. Только когда этот кусочек пересаживается в сознание – он становится фактом. Наука устанавливает, но не творит факты!!! Создавать факты невозможно. Их «создают» только шарлатаны.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.75 (0.01 с.) |