Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема суверенности человеческого познания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Проблема суверенности человеческого познания чётко сформулирована у Энгельса. Проблема: может ли человек (в смысле - человечество) полностью познать весь мир? Напрашивается два ответа: да, нет. Проверим утвердительный ответ – к чему он нас ведёт? Рано или поздно мы весь мир познаем и нам делать будет нечего. Опровержение простое: мир безграничен и бесконечен (по утверждению Семёнова). Тогда берём отрицательный ответ. Но тогда рано или поздно человек в своём познании мира человек наткнётся на преграду, которую не сможет преодолеть – то есть в мире есть нечто принципиально непозноваемое. До настоящего времени все провозглашаемые преграды были преодолены. Не сложно догадаться, что ответ следующий: и да и нет. Мир полностью познаваем, но никогда не будет полностью познан (нет непознаваемого, но мир не будет познан). Абсолютная и относительная истина. Дадим определения. Абсолютная истина – полное соответствие между миром и сознанием. Относительная истина – приблизительное. Как смотрели на «истину» до революции научного знания? Добыли мы одну частичную истину (полностю истинный кусок реальности, вырванный из мира), добыли другую – и «построили стену из кирпича». После революции н.знания стало ясно, что теории рушатся, что здания из вышеназванных кирпичиков рушатся и в новой теории используем и старые и новые кирпичи. И выяснилось, что каждая теория является приблизительным соответствием между миром и сознанием. То есть, в нашем распоряжении нет ни одной абсолютной истины. Вывод: существует только относительная истина. Так возникло течение «релятивизм». Суть такова: всякая истина относительна, абсолютной истины нет. Концепция очень притягательная. Рассмотрим какую-нибудь ерунду. К примеру, в ходе развития познания какого-то процесса сменилось 3 концепции: 1→2→3. Что это значит? Каждая следующая – относительно истинная теория, каждую предыдущую отвергаем. Вывод. Кто отвергает абсолютную истину – отвергает объективную истину. На самом же деле каждая следующая концепция всё больше соответствует абсолютной истине. В каждой концепции есть крупицы соответствия и каждая следующая относительная истина включает в себя крупцы абсолютной истины. В философии вводится понятие принцип соответсвия. Старая теория не отбрасывается, а используется как частный случай общей теории. Пример: классическая и релятивистская механика. Итак, абсолютная истина в чистом виде не существует, а может существовать только через относительную истину. Всякая относительная истина в то же время является абсолютной истиной. Гегель впервые понял, что истина – не результат познания; истина – есть процесс. Конкретность истины. Проблема конкретности истины. Сформулирована Гегелем: абстрактной истины нет. Наитупейший пример: полезен ли дождь (в сентябре – нет, в мае – да; много дождя – нет, в меру – да; и т.д.)? То есть, истина зависит от места, условий и времени (но объективна и не зависит от воли и сознания людей). В одном месте это истинно, в другом ложно. Даже в проблеме научного знания есть эта проблема, хотя она и не так важна. Другое дело в общественных науках: если реальность изменилась – то концепция должна измениться в соответствии с реальностью. Ещё один гениальный пример: фраза «идёт дождь», сказанная когда он идёт – истинна, когда он не идёт – ложна; то есть надо свои концепции подстраивать под реальный мир. Другой мир, другое общество – надо менять концепции. Мораль. Мыслите по обстоятельствам и не отставая от времени. «Живая душа марксизма – конкретный анализ конкретной ситуации». Граничность (предельность) истины. Проблемы и вопроса здеь никакого нет. Всякие положения верны до определённых границ; за ними может начаться ерунда: всякие абсолютизации, ведущие к абсурдам и т.д. Не понимая, что вышли за границы – многие люди поэтому начинают заблуждаться. Так что раскрывая в чём ваши противники неправы – надо понять, откуда выросла эта их ложная концепция, из каких крупиц истины. То есть, создание великих ложных концепций (Гегеля, например) тем не менее всегда было великим шагом к истине: просто крупицы истины были раздуты, перетащены за границы применимости и т.д. Идеализм – не чепуха, не глупость, а раздувание тех или иных моментов человеческого познания. То есть спасибо идеалистам за то, что благодаря им мы смогли создать диалектический материализм! Спасибо, а теперь катитесь ко всем чертям. Диалектика истинного и ложного. Соотношение ложного и истинного. Истина – процесс, движение. Когда говорят о связи истины и лжи – речь на самом деле о соотношении истинного и ложного. В истинном нет заблуждения, а в истинном может быть (поправьте сами, если умные). Так что надо говорить диалектика истинного и ложного. Истинное может стать ложным и наоборот – это происходит когда мы игнорируем граничность и конкретность истины. Но это не значит, что грани между истинным и ложным нет. В определённых фиксированных границах что-то всегда истинно, а другое – всегда ложно. Истинное и ложное в развитии мировой философской мысли. Ложноистинные концепции. Фаллибимизм – идеи западных учёных о том, что процесс познания истины почти обязательно включает в себя заблуждение. Если в науке запретить заблуждаться – то невозможно будет искать истину. «Заблуждению закрыли пути – а истина плачет: “мне тоже теперь не войти”». Итак, отброшенная теория была истинной, стала ложной, но крупицы истины были в ней и перешли в новую. Иллюзии как вид заблуждения. Есть факторы, воздействующие извне и уводящие в сторону. Эти заблуждение объясняются наличинем объективных сил, давящих на человека и заставляющих отказываться от истины. Такого рода заблуждения, возникающие под действием внешних сил, называются иллюзией. Слово откуда возникло, блеять? Из оптики, не будем пояснять на примерах. Две основных категории: религиозные и идеологические иллюзии. Религиозные иллюзии. Напомним, что касаясь вопроса свободы и необходимости, мы узнали, что у человека есть 2 сферы деятельности: свободная (есть план, благодаря наличию знания и средств) и несвободная (недостаточно знаний и/или нет средств – ход и исход практ. деятельности зависит не от меня, а от случайностей; необходимость в форме случайности господствует надо мной). Здесь и кроются истоки религиозных иллюзий. Во времена каменных рубил свободная область каменными рубилами и ограничивалась, ибо на охоте (даже сегодня) многое зависит от случайностей. Но в первобытные времена неудача на охоте дорогого стоила, поэтому человеку пришлось иллюзорно осознать, что он во власти каких-то объективных сил. Это нашло отражение в том, что силы естественные приобрели облик сверхестественных сил. Кстати, религия это 1) удвоение мира 2) культ, молитвы. Дело в том, что в сфере свободной деятельности полезные и ложные действия (обеспечивающие и не обеспечивающие успех) легко фильтруются одна от другой. А в несвободной нет способа проверить! Можно ходить вокруг волуна вправо, можно влево, можно орать «халява ловись» - но нет способа проверить, способстуют ли эти действия успеху или нет (хотя и так понятно, что – нет). Отсюда возникает раздвоение деятельности – на здравую и паразитическую. Отсюда и разделение ума: здравый и паразитический образ мысли. Отсюда магия. Религия возникла из желания гарантировать успех. Вопрос: является ли магия религией? Религия – бессилие, магия – казалось бы, зависит от качества обряда. Но на самом деле магия является иллюзорным восполнением недостатка сил. Магий полно: любовная, рыболовная… Там, где гарантий быть не может, но хочется. Даже среди образованных и крепких духом людей распространены суеверия – у тех же лётчиков-испытателей. Возникает второй вид религии – оменализм. Вера в случайное событие, в приметы. Классический пример – перебегание чёрного котэ. Тут же возникает гадательная магия (на ромашках, картах, звёздах…). Далее фетишизм. Якобы одни предметы помогают, другие – нет. Эманизм – когда сила предметов передаётся от предмета к предмету. Демонизм – когда эта сила обретает самостоятельное бытиё: те же лешие, домовые. А потом (обычно – уже под давлением знати) происходит переход к политеизму (каждый бог занимается своим делом). Ну и, наконец, монотеизм – обычно он обусловлен бессилием перед соц.гнётом, а не природой.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.106.201 (0.006 с.) |