ТОП 10:

Лекция 2. «Научное познание, его структура, методы и формы» – 2 часа



 

Обыденное, научное и вненаучное знание. Понятие науки. Специфика науки как типа рациональности.

Структура, методы и формы научного познания. Экстраполяция как всеобщий метод научного познания. Эмпирическое и теоретическое знание. Современные способы обоснования знания (критерии научности знания). Язык науки.

Первоосновы философской герменевтики (учения об истолковании текстов). Идея «герменевтического круга». Специфика познания в герменевтике.

Соотносительная характеристика научного, философского и социального познания и их взаимодействие

 

Лекция 3. «Научные революции и смена типов

Рациональности. Наука и техника» – 2 часа

 

Природа и причины научных революций. Понятие «парадигма» (Т. Кун). Критерий смены научных парадигм. Научные революции и изменение картины мира. Развитие научных революций: от классической – к неклассической и постнеклассической.

Понятие научной рациональности. Исторические типы научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая рациональности . Принцип антропности как основа постнеклассической рациональности.

Наука и техника. Специфика познавательных процедур в процессе технического творчества. «Природный» и «технический» миры - характер взаимодействия.

Традиционная и техногенная цивилизации. Технологический детерминизм в современном мире. Возникновение постиндустриального (информационного ) общества. Компьютеризация науки и перспективы развития общества.

 

Семинарские занятия

Занятие 1. «Общие проблемы познания.

Познание, творчество, практика» – 2 часа

 

1. Виды познавательной деятельности человека. Основные разделы философии познания. Сознание и знание. Субъектно-объектные и субъктно-субъектные отношения.

2. Общая структура познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального в познании. Иррациональное в познавательной деятельности человека.

3. Проблема истины (различные варианты решения этой проблемы). Познание и практика. Творчество как высшая ступень самовыражения человека, его практических и познавательных возможностей.

Основная цель семинара:усвоитьструктуру познавательного процесса и осознать практическую природу человеческого знания.

Основные понятия темы: познание; практика; знание; субъект; объект; логическое познание; нелогическое (или: внелогическое) познание; чувственное; рациональное; иррациональное; гносеологический образ; истина; творчество.

 

Темы для дополнительных размышлений, выступлений и рефератов:

1. Классические проблемы гносеологии (от Платона до наших дней)

2. Основные гносеологические концепции ХХ века

3. Специфика познания микро- и мега- миров

4. Знание и вера (научная и религиозная)

5. Принцип антропности и возникновение нетрадиционного типа мышления.

Методические советы

Первый вопросначните с анализа основных видов познавательной деятельности человека: логического и нелогического познания. К первому виду относятся философское и научное познание (философия и наука), ибо они основаны на законах логики, на основных принципах логического мышления. Ко второму – образно-интуитивное познание – все виды искусства, литературы и в некоторой степени религиозно-интуитивное мышление.

Затем нужно перейти к знакомству с основными разделами философии познания и хорошо усвоить термины, которыми они обозначаются. Первый- гносеология (от греч. gnosis – знание и logos – учение) – учение о знании, о познании. До недавнего времени этот термин был наиболее употребительным в отечественной (и в европейской) философской литературе. Второй термин – эпистемология ( от греч. epistemologia – логика знания, теория познания) – употреблялся преимущественно в англо-американской философской литературе и по содержанию до середины ХХ века почти совпадал с термином гносеология. Сейчас эти понятия имеют разное содержание. Понятие «гносеология» употребляется для характеристики общих проблем познания; а вот за понятием «эпистемология» закрепилось значение «теория обоснования знания» (научного, прежде всего).

Дальше идет сравнительно новое понятие (и раздел) философии познания – герменевтика (от греч. hermeneutike - истолкование) – учение об истолковании текстов. И, наконец, простые по названию (но не по содержанию) разделы: философия науки и философия техники.

После ознакомления с терминами переходите к более сложным вопросам, например к вопросу о том, каким способом проявляет себя сознание; откуда нам ведомо, что мы – существа, наделенные сознанием? Есть два замечательных ответа на этот вопрос - Декарта и Маркса. Декарт сказал: «Я мыслю, следовательно я существую», а Маркс продолжил: «Способ, каким существует сознание и каким нечто (т.е. внешний мир – В.С.) существует для него, есть знание». Поразмышляйте над этими словами.

И, наконец, в первом вопросе вы должны поговорить об основных действующих лицах любого познавательного процесса – субъекте (S) и объекте (О). Их отношения называются субъектно-объектными ( S-O ) и они могут включать в себя абсолютно разное содержание. Раскройте содержание понятий «субъект познания» и «объект познания», используя лекционный материал и соответствующую литературу [10] ,[22], [26],[33], [34] [35], [36] и др. (по вашему выбору).

Имейте ввиду, что мы являемся свидетелями возникновения нетрадиционного типа мышления, в основе которого лежит гносеологическое незабвение онтологического присутствия в мире индивида (принцип антропности), что является основанием для утверждения о субъектно-субъектных (S-S) отношениях в некоторых видах познавательной деятельности. Впрочем, Гегель сказал об этом еще в ХIХ в.: «Задача состоит в том, чтобы выразить истинное не как субстанцию только, но равным образом и как субъект».

 

Второй вопрос познакомит вас с общей структурой познавательного процесса, но главное, вы должны рассмотреть и хорошо запомнить основные формы чувственного и рационального (логического) познания. К формам чувственного познания относятся ощущения, восприятия и представления; к формам логического познания – понятия, суждения и умозаключения. Обратите особое внимание на характеристику ощущений. По этому вопросу споры идут уже не одно столетие. Возникновение в ХХ веке многих философских течений было связано именно с тем, как трактовались человеческие ощущения ( и восприятия).

Используйте работы [36], [48], [45], [26] и др. Интересно проделать такую операцию: сравните содержание статей «ощущение» и «отражение» в [49] и [26].

Разницу в интерпретациях вы увидите сами.

 

Третий вопрос посвящен самой загадочный и трудной теме теории познания – проблеме истины. В лекции вам расскажут о том, как решалась эта проблема Аристотелем; в философии Нового Времени; в немецкой философии (Гегелем, прежде всего) и в философии марксизма. Но главное для нас – это ХХ век. Диалектический материализм, неопозитивизм, прагматизм, феноменология, экзистенциализм, герменевтика, постмодернизм – все основные течения прошедшего века по своему решали эту важнейшую проблему. Самыми интересными вариантами мне представляются решения проблемы истины в философии диалектического материализма, неопозитивизма (здесь важны ошибки !) и в феноменологии.

Разберите хотя бы эти теории. Особенно - теорию истины в философии диалектического материализма. Четкая постановка вопроса и категорические (не всегда, правда, верные) ответы отличают эту систему от других. Вот, например, постановка проблемы: деление истины по содержанию (объективная истина) и по объему (абсолютная и относительная истины), а также четкое обозначение критерия истинного знания – практика (материально-производственная; социальная и практика научного познания – наблюдение и эксперимент) Здесь есть о чем подумать и поговорить на семинаре. Например, об определении «объективной» истины, «содержание которой не зависит от субъекта, ни от человека, ни от человечества» (В. И. Ленин) [18, гл.II, 4,5,6] Может ли познающий субъект претендовать на объективную истину в таком ее понимании в любом из видов познания и по отношению к любым познаваемым объектам? Это – очень интересный вопрос.

Кстати, раздумья над проблемами этого семинара в некоторой степени выявят ваши собственные творческие способности, ибо творчество – это всегда высшая ступень самовыражения личности и его познавательных возможностей.

Список литературы к этому семинару достаточно большой, но названия работ, как правило, точно отражают их проблемное содержание, а потому вам легко будет в нем ориентироваться. (Литература указана после методических советов ко 2-му занятию, поскольку тема одна – философия познания)

 

Занятие 2 «Научное познание, его структура,

методы и формы» – 2 часа

 

  1. Обыденное, научное и вненаучное знание. Понятие науки. Специфика науки как типа рациональности. Формы научного знания (основная характеристика).
  2. Основные методы и формы научного познания (общая характеристика). Экстраполяция как всеобщий метод научного познания. Эмпирическое и теоретическое знание. Современные способы обоснования знания (критерии научности знания). Язык науки.
  3. Научные революции и смена типов рациональности. Наука и техника. Специфика технического и научного творчества в науках о Земле.

 

Основная цель семинара: познакомиться со спецификой научного познания и хорошо усвоить его основные методы и формы (это пригодится вам при изучении специальных научных дисциплин); необходимо также уяснить суть научных революций и смены типов рациональности.

Основные понятия темы: наука; рациональность; научное знание; методы научного познания; формы научного познания; эмпирическое знание; теоретическое знание; экстраполяция; критерии научности; язык науки; парадигма; научные революции; техническое знание.

 

Темы для дополнительных размышлений, выступлений и рефератов:

  1. Философия науки: мировоззренческие и методологические проблемы.
  2. Философия и методология науки. Основные методологические концепции ХХ века.
  3. Экстраполяция и ее виды. Основные функции экстраполяции в структуре научного и технического знания (или: в структуре геологического и технического знания).
  4. Эвристическая роль метафизики (философии) в науке.
  5. Книга Т. Куна «Структура научных революций». Понятие «парадигма».
  6. Научные революции и смена типов научной рациональности (по работе В. С. Степина «Структура и динамика научного познания»).
  7. Традиционная и техногенная цивилизации. Технологический детерминизм в современном мире. Возникновение постиндустриального (информационного) общества.

 

Методические советы

Первый вопрос. Теперь, после знакомства с общими проблемами теории познания и ее основными категориями, можно перейти к обсуждению специфики научного познания. И конечно, начать надо с различения обыденного, научного и вненаучного знания. Все мы можем пользоваться телевизором, стиральной машиной, даже компьютером …, но все ли мы знаем почему они работают и как устроены? Кто-то из вас прилетел в Москву на самолете, а вот как он устроен – знаете? Нет, пожалуй. Мы многое «знаем» поверхностно, из обыденного опыта. Потому это знание и называется обыденным (оно составляет большую часть наших знаний о мире вообще).

Сейчас вы учитесь в вузе, чтобы приобрести научные знания в одной из областей человеческого познания. Допустим, вы – геологи. Тогда вам надо многое знать о Земле, но знания эти должны быть не поверхностными, а сущностными, т.е. научными. Вы должны четко понимать «почему» и «как» протекает тот или иной процесс на нашей планете и уметь пользоваться этими знаниями на практике. Математику, физику, химию, биологию … и т.д. вы учили еще в школе, где получили первые фундаментальные основания научных знаний о мире. Теперь идет активный процесс приращения этих знаний, вы поднимаетесь на новую ступень осознания закономерностей окружающего вас мира. Именно о научном знании вы будете размышлять на этом семинаре.

И наконец, знание вненаучное. Применим ли здесь вообще термин «знание»? Да, но не в строгом (научном) смысле. Откройте любую бульварную газету. Там вы «узнаете» о том, что надо вам делать в понедельник, во вторник, в среду … и т.д. Вы почерпнете «знания» о колдунах и ведьмах; об инопланетянах (которые приземлились вчера у кого-то на балконе); о том, что кто-то только что прилетел с Венеры и «знает» все о тамошних порядках. Одним словом – сплошная непроверенная на практике болтовня. К вненаучному знанию относится и знание религиозное; внутренние «прозрения» (если они не подкрепляются опытом) и просто фантазии.

А вам пора перейти к рассмотрению научного знания. Начните с анализа понятия «наука». Есть много значений этого термина (посмотрите, [12, II, 2.1]), но можно просто сказать, что наука – это совокупность знаний о мире, проверенных опытным, прежде всего, экспериментальным путем (есть и другие критерии научности, но об этом – во втором вопросе занятия). В философии познания существует специальная область – философия науки, которая изучает наиболее общие закономерности получения и обоснования научных знаний о мире, рассмотренные в определенном социокультурном контексте (наука – явление социальное, не забывайте об этом).

И еще надо помнить, что наука является одним из типов рационального мышления, которое, естественно, развивалось вместе с развитием общественной практики и познания. Выделяют три основных типа рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая, о которых вы можете прочитать в [38, с. 287-290].

И наконец, в этом вопросе вам следует назвать и дать самую общую характеристику основным формам научного знания. Как правило, выделяют три формы научного знания: математику; естествознание и гуманитарное знание. Каждая из этих форм разделяется на более узкие, специальные области. Так, к естествознанию относятся все науки о природе: и физика; и химия; и биология; и геология ….и т.д. Особый разговор может состояться по поводу знания гуманитарного (например, исторического). Некоторые авторы с достаточным на то основанием отказывают этому знанию в статусе «научного» (например, история – является ли она наукой – ведь эксперимент «в прошлом» поставить нельзя?). Посмотрите книгу [12, IV], где вы найдете много материала для собственных размышлений. Автор этих строк , например, далеко не всё гуманитарное знание относит к научному, а уж историю – более всего.

 

Второй вопрос занятия не просто интересный, а очень нужный вам для работы. Вам надо разобрать основные методы и формы, с помощью которых осуществляется научное познание. Сначала – о методах. Их принято делить на три большие группы:

1. Методы получения эмпирического знания (или просто эмпирические методы);

2. Методы, с помощью которых происходит «преобразование» материальных объектов в идеальные, чтобы ими можно было манипулировать в познавательном процессе (эти методы так и называются – «методы преобразования материальных объектов в идеальные»);

3. Методы получения теоретического знания (или просто теоретические методы).

К первой группе относятся наблюдение и эксперимент. Исторически первым методом научного познания было наблюдение, именно ему обязана зарождающаяся на заре нашей цивилизации наука своими первыми открытиями и установлением первых закономерностей. Даже сейчас, в эпоху эксперимента, наблюдение не потеряло своего познавательного значения. Ведь существуют такие объекты познания, которые недоступны эксперименту (например, большинство астрономических объектов) и могут изучаться только с помощью систематических научных наблюдений.

Начиная с Галилея (1564 – 1642) человечество вступило в эру эксперимента, а ХХ век вообще был назван «веком эксперимента». Экспериментальное знание стало фундаментом научного знания, основным критерием его научности. Разберите вопрос о том, чем отличается эксперимент от наблюдения, какие виды эксперимента вы знаете и какие методы получения эмпирического знания будете использовать в своей специальности.

Ко второй группе – методы преобразования – относятся идеализация, формализация, математизация, системно-структурный метод и мысленный эксперимент. Подробно охарактеризуйте каждый их этих методов. Не забудте начать с «точки» - первого идеализированного объекта, без которого наука вообще невозможна. И вообще очень важно запомнить, что наука начинается с создания идеализированных объектов.

К третьей группе – методы получения теоретического знания – относятся индуктивные методы (в основе которых - процесс индукции – движение мысли от единичного к общему); дедуктивные методы (в основе которых – процесс дедукции – движение мысли от общего к частному); и аналогия, которая определяется обычно как логический вывод о свойствах того или иного объекта познания, сделанный на основании сходства данного объекта с другими объектами. Аналогия обладает большими коммуникативными функциями, благодаря которым в ХХ веке возникли новые области науки (напр., кибернетика, бионика и др.). На основе аналогии возник и развивается один из важнейших методов научного познания – метод моделирования.

Думаю, вам интересно будет обсудить эти проблемы. Используйте для подготовки работу [16], а также мою лекцию по этой теме (если она будет размножена или введена в компьютер).

После того, как вы обсудите основные методы научного познания, переходите к рассмотрению основных форм получения нового знания. Это - гипотеза и теория. Охарактеризуйте эти формы познания; разберите их специфику и различие. Еще в ХIХ в. Энгельс, определяя место гипотезы в процессе познания, писал: "Формой развития естествознания, поскольку оно мыслит, является гипотеза". Вдумайтесь в эти слова. Гипотеза является формой развития естествознания, поскольку оно мыслит! Мыслит, осуществляет выход за пределы уже ставшего знания, дает его приращение, дает новое знание. Подумайте, вероятно в области вашего научного интереса очень много гипотез. Назовите их.

Теория, в отличие от гипотезы, уже не вероятностное, а достоверное знание; она представляет собой самую развитую форму организации научного знания. Назовите научные теории, которые вам хорошо известны и попробуйте охарактеризовать их (они могут быть описательными; математизированными; или теориями дедуктивного вида).

Очень важный элемент второго вопроса – разговор об экстраполяции, которая применяется на любом из уровней познания и без которой познавательный процесс вообще невозможен. Посмотрите книгу [33], а 6 этюд этой работы внимательно прочитайте.

После обсуждения методов и форм научного познания вам будет легко определить, какое знание можно назвать эмпирическим, а какое – теоретическим. Очень будет кстати сравнить здесь четыре понятия: чувственное и рациональное; эмпирическое и теоретическое.

И еще в этом вопросе надо назвать современные способы обоснования знания(или критерии его научности). Здесь вам может помочь работа (12), где все эти критерии подробно разбираются. Это: логические критерии научности; эмпирические критерии научности; экстралогические и неэмпирические критерии и, конечно же, главное – практика как основной критерий научности любого знания.

О языке науки писать ничего не буду. Вы пользуетесь им с первого класса. И этот "язык" все более и более обогащается с усвоением вами новых научных дисциплин, каждая из которых имеет собственный способ самовыражения (язык математики, физики, геологии …).

Вопрос третий, последний, о научных революциях и сменах типов рациональности. Очень рекомендую вам прочитать книгу Т. Куна [17]– основу – основ всех рассуждений на эту тему. Здесь важно освоить одно фундаментальное понятие современной философской науки – понятие "парадигма" (от греч. рaradigma –пример, образец). Парадигма – это господствующая научная теория, в рамках которой строится деятельность "научного сообщества" и которая определяет алгоритм этой деятельности (например: физика Аристотеля; астрономия Птолемея (или Коперника); механика Ньютона (или Эйнштейна); политэкономия Маркса (или Кэйнса) и т.д.).

Поразмышляйте, какие господствующие теории, т.е. парадигмы, определяют сейчас ту область научного знания, к которой принадлежите вы сами.

Период господства той или иной парадигмы Кун обозначает термином "нормальная наука", этот период сменяется кризисной ситуацией, а затем и революцией во взглядах на мир. Это и есть – научные революции. Кстати, в наши дни происходит научная революция в физике, космологии, биологии и ряде др. наук. А как обстоят дела в области вашего научного интереса?

Если останется время, поговорите о специфике технического и научного творчества в науках о Земле. В качестве фундаментальной работы посмотрите [38], а конкретный научный материал вы должны знать сами из специальных дисциплин.

И последний совет. Внимательно посмотрите библиографию к теме. Быть может, вас заинтересует какая-то работа. Она может стать для вас неожиданным открытием, которое определит ваше дальнейшее научное становление.

Литература

  1. Вайнгартнер П. Сходство и различие между научной и религиозной верой // Вопр. философии. 1996, №5
  2. Вартофский М. Эвристическая роль метафизики в науке //Структура и развитие науки. – М., 1978 (есть более позднее издание)
  3. Вригт Г.Х. Витгенштейн и двадцатый век // Вопр. философии. 2001., №12
  4. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. – М., 1988 (классическая работа по герменевтике)
  5. Гивишвили Г.В. О сверхсильном антропном принципе//Вопр. философии. 2000, №2
  6. Границы науки. М.: ИФРАН, 2000
  7. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию // Вопр. философии. 1992, № 7
  8. Грязнов А.Ф. Феномен аналитической философии в западной культуре ХХ столетия// Вопр. философии. 1996, №4
  9. Деннет Д. Постмодернизм и истина. Почему нам нужно понимать это правильно // Вопр. философии. 2001. №8
  10. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1993
  11. Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. М., 1994
  12. Ильин В.В. Философия науки. – М.: МГУ, 2003
  13. Касавин И.Т. Теория как образ и понятие// Вопр. философии. 2001, №3
  14. Козлова М.С. Вера и знание// Вопр. философии. 1991, №12
  15. Кураев А. О вере и знании – без антиномий// Вопр. философии, 1992, №7
  16. Кочергин А.Н. Научное познание: формы, методы, подходы. – М., 1991
  17. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975 (есть более поздние издания)
  18. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм// ПСС. Т.18
  19. Лакатос И. Доказательства и опровержения. – М., 1964 (философская классика)
  20. Лешкевич Т.Г., Мирская Л.А. Философия науки: интерпретация забытой традиции. – Р.-Д., 2000
  21. Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания М.,1990
  22. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. –М., 2001
  23. Микешина Л.А. Философия познания: диалог и синтез подходов// Вопр. философии 2001, №5
  24. Митюгов В.В. Познание и вера// Вопр. Философии. 1996, №6
  25. Наука и религия: Проблема границы/ ИФ РАН. –Сиб.: Алетейя, 2000
  26. Новая философская энциклопедия: В 4-х т. – М.: Мысль, 2000-2001 (см. статьи, касающиеся обсуждаемой темы)
  27. Овчинников Н.В. Знание – болевой нерв философской мысли ( к истории концепции знания от Платона до Поппера) // Вопр. философии. 2001, №8
  28. Поддубный Н.В. Синергетика: диалектика самоорганизующихся систем: Онтолог. гносеолог. Аспекты. – Ростов н/Д; Белгород: Издат-во БГУ, 1999
  29. Полани М. Личностное знание. М., 1985
  30. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983 (1999)
  31. Порус В.Н. Эпистемология: некоторые тенденции // Вопр. философии. 1997, №2
  32. Рассел Б. Человеческое познание. М., 1996
  33. Селиванова В.И. Этюды об экстраполяции. –М., 1992
  34. Селиванова В.И. «Принцип антропности» как начальная метафизика современного естествознания// Человек. Грани философской рефлексии. –М.:МГУ, 1996
  35. Селиванова В.И. Введение в курс философии. – М.: РГУНГ им. И. М. Губкина, 2000
  36. Спиркин А.Г. Философия. - М., 1998 (глава 12)
  37. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. – М., «Высшая школа», 1992
  38. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М.: Контакт-Альфа, 1995
  39. Структура и развитие науки. М., 1978 (есть более позднее издание)
  40. Том Р. Экспериментальный метод: миф эпистемологов (и ученых)// Вопр. философии. 1992, №6
  41. Философия и методология познания. Учебник/ Под общ. Ред. Обухова В.Л. и др. – СПб, 2003
  42. Философия техники: история и современность. – М., 1997
  43. Хилл Т.И. Современные теории познания. – М., 1965 (анализ классических гносеологических концепций первой половины ХХ века)
  44. Хинтикка Я. Проблема истины в современной философии// Вопр. философии. 1996, №11
  45. Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. – М. 1978 (классическая работа по этой проблеме)
  46. Швырев В.С. Рациональность как ценность культуры// Вопр. философии. 1992, №6 (классическая статья по этой теме)
  47. Швырев В.С. О понятиях «открытой» и «закрытой» рациональности

(рациональность в спектре ее возможностей) //Рациональность на перепутье. Кн.1.-М.,1999

  1. Швырев В.С. От классической гносеологии к современной эпистемологии// Философские исследования. 1999, №3
  2. Философская энциклопедия в 5т. - М.: «Советская энциклопедия». 1960- 1967
  3. Габдреев Р.В. Методология, теория, психологические резервы инженерной подготовки. М.: Наука, 2001
  4. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки: Итоги ХХ столетия. –М.: Логос, 2000
  5. Куайн У.В.О. Слово и объект/ Пер. с англ.- М.: Логос, Праксис, 2000
  6. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / Пер. с фр. – СПб.: Ювента, Наука, Gallimard, 1999
  7. Поппер Карл Р. Объективное знание. Эволюционный подход /Пер. с англ. – М.: Эдиториал УРСС, 2002
  8. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / Пер. англ. 3-е изд. – М.: Эдиториал УРСС, 2001
  9. Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике / Пер. с фр. М.: Канон-Пресс, Кучково поле, 2002
  10. Синергетическая парадигма: Многообразие поисков и подходов. М. Прогресс – Традиция, 2000
  11. Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. – М.: Прогресс – Традиция, 2002
  12. Философия и методология познания. – СПб, 2003
  13. Швырев ВС. О понятиях «открытой» и «закрытой» рациональности (рациональность в спектре ее возможностей) – Рациональность на перепутье. Кн. 1. – М., 1999.
  14. Шпильберг Г. Феноменологическое движение: Историческое введение.

Пер. с англ. М.: Логос, 2002

  1. Эволюция. Язык. Познание: Когнитивная эволюция. Развитие научного знания. Эволюция мышления. – М.: Языки русской культуры, 2000.

 

Тема 5. «Духовная жизнь общества и человека»

Лекции – 6 часов.

Семинары – 4 часа

Лекция 1. «Духовная жизнь человека»-2 часа.

Человек как духовное существо. Понятие общественного сознания. Закономерности развития общественного сознания. Диалектика общественного и индивидуального сознания. Структура общественного сознания. Возникновение и развитие основных форм общественного сознания.

Философское и теологическое понимание духовности человека. Духовность и бездуховность.

Социальная и биологическая продолжительность жизни человека. Жизнь, смерть и бессмертие. Ценность жизни. Проблема права на жизнь и права на смерть.

Смысл человеческого бытия. Типы обоснования смысла жизни: эгоизм и гуманизм. Оптимистическое и пессимистическое понимание смысла жизни. Проблема реализации смысла жизни.

 

Лекция 2. «Морально-правовые аспекты социального бытия». –2 часа

Мораль, справедливость, право. Мораль и право как способ нормативной регуляции действий человека в обществе. Особенности моральной и правовой регуляции.

Справедливость как должный порядок человеческого общежития. Идеальное (моральное) и повседневно-практическое (правовое) значение категории справедливости.

Представления о совершенномчеловеке в различных культурах. Насилие и ненасилие. Проблема противоречия цели и средства. Непосредственное и опосредованное насилие. Внутренне и внешнее насилие. Особенности разновидностей политического и экономического насилия. Теория ненасилия как попытка соединения целей и средств. Особенности идеала ненасилия в Нагорной проповеди, философских взглядах Л.Н. Толстого, Ганди. Этика ненасилия. Понятие толерантности.

Лекция 3. «Ценность как способ освоения

мира человеком» (аксиология).2 часа

Аксиология в истории западной философии. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей. Ценность и оценка. Ценность и норма. Ценность и знание.

Нравственные ценности как форма проявления моральных отношений общества. Моральные нормы, принципы, идеалы. Понятия добра и зла. Общечеловеческие и конкретно-исторические нравственные ценности. Социальное значение моральных ценностей.

Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Различные подходы к сущности эстетических ценностей. Объективность эстетических ценностей. Взаимосвязь эстетических ценностей с материальными и духовными ценностями. Художественная ценность как особый тип эстетических ценностей.

Динамика форм религиозности как смена ценностных ориентаций. Категория «свобода совести» и ее аксиологический аспект.

Семинарские занятия

Занятие 1. «Закономерности развития общественного

сознания» -2 часа

1. Понятие общественного сознания. Закономерности развития общественного сознания

2. Диалектика общественного и индивидуального сознания

3. Структура общественного сознания. Возникновение и развитие основных форм общественного сознания

 

Темы для сообщений, докладов и рефератов

1. Личность и ее эпоха.

2. Влияние общественностей психологии на духовную деятельность человека.

3. Преемственность духовного развития человечества.

4. Моделирование будущего в социальных теориях

 

Методические советы

Первый вопрос. Прежде всего, обратите внимание на то, что общественное сознание является проявлением духовной жизни общества. Духовная жизнь общества - это взятая в процессе развит совокупность всех проявлений деятельности разума, воли и чувств, которые развиваются на основе практической деятельности людей. Общественное сознание - это духовное, психическое отражение общественного бытия, и прежде всего материальных условий жизни лю­дей, в разнообразных социальных чувствах, интересах, представлениях, взглядах и теориях, которые возникают в определенный исторический период у большинства социальных групп людей.

Общественное сознание порождается материальными условиями жизни людей, в системе которых главную роль играет способ производства материальных благ.Оно возникло на основе трудовой материальной деятельности людей и направлено на обслуживание этой деятельности.

Отражение общественного бытия - сложный и многократно опосредованный процесс. В нем играют определенную роль разные стороны общественного бытия: экономика, классовые отношения и т.д.

Общественное бытие влияет на общественное сознание не механически, а через материальные и духовные потребности,которые возникают в процессе жизни, практической деятельности людей. Эти потребности (личные и общественные) проявляются в чувствах людей, осознаются ими и порождают личные и общественные интересы, т.е. стремление, желание удовлетворить потребности. Этими интересами (скрытыми за ними потребностями) люди руководствуются в своей практической деятельности.

Вспомните, что такое субъективизм в социальной философии. Социальная практика показывает, что люди привыкли объяснять свое поведение своими мыслями, идеями, но их деятельность определяется их потребностями, которые осмысливаются как личностные или же групповые.

Назовите характерные черты общественного бытия рабовладельческого, феодального и других обществ. Общественное сознание по своему содержанию и специфическим формам носит исторический характер. Сознание существует только как сознание определенной исторической эпохи, определенной общественно-экономической формации. Итак, разное общественное бытие в каждой формации порождает разнообразные типы общественного сознания.

Подумайте, можно ли полагать, что общественное сознание абсолютно зависит от общественного бытия? Обратите внимание на то, что с разделением труда, с появлением частной собственности, классов, государств общественная жизнь стала значительно сложнее. Соответственно усложнилось и приобрело иной характер общественное сознание. Разделение труда на физический и умственный, превращение последнего в монополию господствующего класса означало все большее обособление сознания от материальной практики людей. Сознание приобрело от­носительную независимость от общественного бытия. Общественное сознание стало развиваться по свойственным ему специфическим законам, действующим в рамках общей зависимости общественного сознания от общественного бытия. Именно поэтому общественные идеи и теории обладают известной степенью независимо­сти, определенной самостоятельностью по отношению к экономическому строю общества.

Чем же обусловливается относительная самостоятельность обще­ственного сознания?

В гносеологическом плане — природой самого сознания как отра­жения бытия, его творчески действенной активностью. Сознание не про­сто копирует действительность, а стремится ее познать, осмыслить, про­никнуть в ее сущность и в известном смысле "идеально" преобразовать.

В социологическом смысле - отделением умственного труда от физического. По этой причине духовное производство в некоторой сте­пени "обособляется" от материального, хотя в конечном итоге они су­ществуют в органическом единстве.

Относительная самостоятельность общественного сознания про­является:

а) в преемственности духовного развития человечества. Общест­венные идеи и теории в каждую новую эпоху не возникают на пустом месте. Они разрабатываются на основе идейного материала предшест­вующих эпох, под воздействием предыдущих этапов развития;

б) в том, что общественные теории, идеи имеют способность опе­режать ход исторического развития через моделирование будущего;

в) общественному сознанию в целом свойственна тенденция отставания от общественного бытия. Пережитки прошлого особенно упорно удерживаются в сфере общественной психологии, где огромную роль играют привычки и традиции, укоренившийся строй мыслей, чувств, представлений. Они обладают огромной силой инерции;

г) в активной роли общественных идей и теорий, человеческих чувств, желаний, стремлений, воли. Сила и действенность обществен­ных идей зависит от степени распространения их в массах, поскольку для осуществления идей требуются люди, которые должны употреблять практическую силу. Чтобы осуществиться в действительности, идеи должны воодушевлять массы, побуждать их к действию.

Второй вопрос. Может ли общественное сознание существовать вне и независимо от индивидуального сознания. Конечно, нет.Индивидуальное сознание человека складывается в процессе усвоения знаний и включает в себя чувства, идеалы, интересы, волевые качества, взгляды. Общест







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.248.103 (0.023 с.)