ТОП 10:

Темы для сообщений, докладов и рефератов



1. Проблема бытия в истории философии.

2. Экзистенциальная трактовка бытия.

3. Развитие представлений о пространстве и времени.

4. О вечности и бесконечности Вселенной.

5. Разумна ли Вселенная?

6. Антропный принцип современной космологии.

7. Судьба бытия - путь к философии.

8. Наука и религия: взгляд на Вселенную.

9. Происхождение или творение?

1. Гегель и Маркс: два взгляда на диалектику.

2. Христианский эволюционизм Тейяра де Шардена.

3. Современные концепции развития.

4. Можно ли говорить о прогрессе в развитии человечества?

5. Диалектика природы.

6. Диалектика познания.

7. Диалектика и синергетика.

 

Литература.

Балашов Ю.В.»Антропные аргументы» в современной космологии. – Вопросы философии. 1988. №7.

2. Вайнберг С. Первые три минуты. М., 1981.

3. Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континуума. – Вопросы философии. 2000. №6.

4. Гегель. Наука логики. Энциклопедия философских наук в Зт. Т. 1. М., 1974.

5. Гивишвили Г.В. О сверхсильном антропном принципе. Вопросы философии. 2000. 32.

6. Гиндилис Н.Л. Изменение мировоззренческих установок современной науки. Философские науки. 1999,№ 3-4.

7. Грюнбаум А. Происхождение против творения. Вопросы фило­софии. 1995, №2.

8. Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европей­ской философии.

9. Капра Ф. Дао физики.

10. Карпенко М. Вселенная разумная. М., 1992.

11. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение. – Вопросы философии. 1992. №2.

12. Кудрявцев И.К.,Лебедев С.А. Синергетика как паралдигма нелинейности. – Вопросы философии. 2002. № 12.

13. Кутырев В.А. Оправдание бытия. – Вопросы философии. 2000, № 5.

14. Лазарев С.С. Понятие «время» и геологическая летопись земной коры. – Вопросы философии. 2002. № 1.

15. Левин А.П. Научное постижение времени. Вопросы философии. 1993.,№4.

16. Мамлеев Ю.В. Судьба бытия.- Вопросы философии. 1992 № 9, 1993 №Ю.

17. Пригожин П., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог чело­века с природой. М., 1986.

18. Ротенфельд Ю.А. Неклассическая диалектика.М., 1993.

19. Селиванова В.И. Этюды об экстраполяции. М., 1992, этюд шес­той.

20. Фейнберг ДЖ. Из чего сделан мир? М., 1981.

21. Фейгенберг И.М., Ровинский Р.Е. Информационная модель будущего как программа развития. – Вопросы философии. 2000, № 5.

22. Шкловский И.С. Вселенная. Жизнь. Разум. М., 1980

23. Чанышев А.Н. Трактат о небытии. Вопросы философии. 1990, № 10.

24. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т.20.

25. Мир философии М., 1991 в 2 т.

26. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Составители: Алексеев П.В., Панин А.В. М., 1997.

 

Тема 3. «Учение о сознании»

(философско-психологическая антропология)

Лекции – 2 часа

Семинары – 2 часа

Лекция. «учение о сознании»– 2 часа

Что такое «человек»? Природа человека. Человек как существо космическое, биологическое и социальное. Человек – единственный носитель сознания на Земле. Морфофизиологическое разнообразие человечества.

Возникновение живой материи (жизни) и проблема происхождения сознания. Основные характеристики сознания. Сознание и язык. Новейшие принципы и идеи современной науки (принцип антропности и основные идеи синергетики) в решении проблемы сознания.

Самосознание. Идея «Я». Основные ступени развития самосознания: их логическая, эпистемологическая и социальная характеристика. Самосознание как продуктивная, творческая, деятельная способность человека.

Личность:Основные концепции (функциональная и сущностная). Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность». Составные элементы личности и их интеграция.

Бессознательное в жизни человека.

 

Семинарские занятия – 2 часа

 

1. Проблема происхождения человека – носителя сознания. Классические и современные концепции (гипотезы). Идеи антропности и синергетики в решении проблемы происхождения человека (сознания).

2. Сознание: физиологическая основа; специфика отражения; проблема идеального; формы материализации. Различные виды языковых (знаковых) систем.

3. Самосознание: феномен «Я». Основные ступени развития самосознания: их логическая, эпистемологическая и социальная характеристика. Индивид как уникальная неповторимая единичная ценность.

4. Личность:основные концепции. Составные элементы личности и их интеграция.

 

 

Основная цель семинара: уяснить социальную сущность сознания и самосознания человека.

Основные понятия темы: «человек», «сознание», «идеальное», «самосознание», «индивид», «личность».

 

Методические советы

 

Первый вопроскасается проблемы происхождения человека - носителя сознания. Но прежде надо поговорить о том, а что такое человек? Именно с этого вопроса начинается любая философская антропология (от греч. anthropos – человек и logos- учение) – философское учение о человеке. В самом деле, что такое человек – как существо существующее, думающее, познающее, страдающее, действующее, любящее и т.д.? Многие философы (да и не только они) пытались ответить на этот вопрос, перечисляя те или иные свойства человека, но до сих пор единого мнения так и не сложилось. А возможно ли оно вообще? Думаю, что нет. Но вот с одной характеристикой человека – homo sapiens (человек разумный) – все согласны. Человек является единственным носителем сознания на Земле!

Вот почему надо подробно обсудить различные концепции (гипотезы) происхождения человека: классические (берущие свое начало от Ч. Дарвина – 1809-1882) и современные (как правило, их называют неклассическими). Неклассических концепций происхождения человека с его способностью осознавать мир и себя самого существует очень много – от чисто религиозных (неорелигиозных) - (Бог создал человека и наделил его способностью мыслить) - до суперсовременных, в которых определяющую роль играют новейшие принципы естествознания и философии – принцип антропности и идеи синергетики.

Антропный принцип (АП) устанавливает зависимость появления и существования человека как сложной системы и космического существа от физических параметров Вселенной. Например, если уменьшить массу протона всего на 30%, то в нашем физическом мире отсутствовали бы любые атомы, кроме атомов водорода, и жизнь стала бы невозможной. Осмысление этих зависимостей и привело к формированию АП – как теории направленной космической эволюции. Другими словами, человек рассматривается теперь не как случайное явление в мире, но как необходимый элемент глобальной эволюции Вселенной, а его появление считается запрограммированным уже в Большом Взрыве (если он был, конечно – В.С.)! Или, проще, Вселенная – такая, какая она есть, потому что мы существуем! Из множества формулировок АП, предлагаю вам одну из самых простых: «В мире все происходит так, а не иначе, потому что мы есть» (акад. Моисеев Н.Н.). (Для студентов, которых заинтересует АП добавлю, что существуют «слабый АП» и «сильный АП», о чем вы сможете узнать из рекомендованной литературы, напр.[1]).

Синергетика (от греч. syn- вместе) – наука, изучающая процессы самоорганизации структур различной природы, в т.ч. и Вселенной, - создает предпосылки принципиально нового подхода к решению проблемы происхождения человека. Важнейшими понятиями этой науки являются «порядок» и «хаос». Исходя из ее основных положений следует считать человека высшим проявлением «порядка» во Вселенной, а быть может, даже носителем всей совокупной информации о ней. (см. напр. [41]).

 

Второй вопрос даст вам возможность обсудить физиологическую основу сознания, т.е. связь сознания с деятельностью человеческого мозга. Этот, в общем-то несложный, эмпирически верифицируемый вопрос введет вас в более широкую проблему – проблему происхождения жизни на Земле. На лекции вам расскажут об основных гипотезах происхождения жизни, а на семинаре вы будете иметь возможность высказаться «за» или против» любой их них (напр., «за» или «против» гипотезы биогенеза, или гипотезы панспермии, или гипотезы о божественном предопределении). Попробуйте найти «сильные» и «слабые» аргументы в структуре любой из этих гипотез, особенно учитывая знания, полученные из обсуждения первого вопроса.

Центральной проблемой второго вопроса является проблема сознания как специфической формы отражения на социальном уровне развития материи. Сознание есть отражение, но отражение принципиально иного порядка, нежели в природном мире. Это – очень непростой вопрос. Если вы помните, отражение есть всеобщее свойство материи, которое заключается в способности тел (систем) живой и неживой природы реагировать на внешние воздействия сообразно характеру этих воздействий и качественной специфики самих тел (систем). Так, след, получаемый в результате нажима моего пера на бумагу, будет иным, нежели при воздействии на нее, напр., бритвы. На разных уровнях развития материальных систем – неорганических, органических и социальных – отражение внешнего воздействия носит качественно различный характер. На биологическом уровне, на самой высокой его стадии, отражение выступает как психика высокоорганизованных животных, не вышедших еще за пределы биологического существования. И только с возникновением социальной материи, т.е. человеческого общества (слово «человеческого» я бы могла и не употреблять, т.к. термин «общество» применяется только к людям) появляется отражение в форме сознания, или отражение в идеальных образах.

Итак, сознание есть свойство высокоорганизованной материи – человеческого мозга – отражать окружающий мир ( и самоё себя) в идеальных образах. Теперь надо поразмышлять над тем, что такое идеальное? Многие философы раздумывали над этой проблемой. Так, Маркс считал, что «идеальное – это материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней»; а один из отечественных философов ХХ века уточнил, что это «информация в чистом виде». Одним словом, идеальное – это внутренний мир человека, его мысли, его чувства, его размышления над миром и над самим собой. Поработайте с примерами: напр., создайте идеальный образ самолета и улетите на нем куда вам хочется. А теперь вернитесь и поразмышляйте над тем, чем отличается идеальный образ самолета от его реального, материального собрата.

Итак, сознание – идеально; каждый из нас имеет свой собственный мозг и создает свой собственный, уникальный мир сознания, свою собственную субъективную реальность [10]. Но ведь мы общаемся друг с другом, да и возник человек скорее всего все же благодаря совместной трудовой деятельности, а это значит, что есть способ передавать наши внутренние идеальные мысли (образы) другим людям и, в свою очередь, получать от них знание о содержании их мыслей и чувств. Этот процесс называется материализацией сознания и происходит он в форме языка (прочитайте классическую работу Энгельса – [42]). Язык – материальная оболочка мысли и существует он в разных формах: живая речь, письменная речь, различного рода символические языковые системы (напр. математика); компьютерный язык; язык жестов …(вы можете продолжить этот ряд сами).

В настоящее время ряд отечественных философов считает сам термин «отражение» «весьма неудачным», ибо, по их мнению, он подчеркивает «непосредственную данность сознанию познаваемого объекта» или рассматривается «в качестве соответствия идеального предмета (образа) реальному оригиналу» (Лекторский В.А. Отражение//Новая философская энциклопедия. – М., 2001. ТЗ, с.178) Следует возразить, что метафизическое и догматическое прочтение идей Ленина (одного из авторов теории отражения), действительно догматизированных в 30-е годы, не имеет ничего общего с фундаментальной идеей, содержащейся в теории отражения. Кстати сказать, суперновейшие теории антропности и синергетики по иному высветили саму проблему отражения. Так, появление структур самой различной природы (от космических до социальных) синергетика связывает с такими условиями существования системы, как открытость, нелинейность и неравновесность. А любая открытая неравновесная система способна усваивать внешние воздействия (т.е. отражать их! – В.С.) и находиться в постоянном изменении - флуктуации.

Без сомнения, дальнейшее развитие теории сознания как процесса отражения невозможно без включения в эту теорию принципа антропности и идей синергетики, но это ни в коей мере не отвергает основополагающих положений классической теории.

Сознание – феномен, присущий всем представителям рода человеческого (если, конечно, мозг исправно функционирует). И вот, когда оно направлено на самого себя, мы говорим о самосознании.

 

Третий вопрос посвящен анализу самосознания – осознанию самого себя; своего «Я»; своего отличия от других (от «не-Я»). Попробуете разобрать основные ступени развития самосознания и основные элементы, составляющие идею «Я» (субъективное «Я»; «отраженное «Я»; внутренний идеал «Я» и др.). Но самое основное - проследите социальную обусловленность формирования «Я» («еgо»). С этой целью используйте любой хорошо вам известный литературный образ, или конкретную историческую личность. Пролистайте книгу известного отечественного философа А. Г. Спиркина «Сознание и самосознание» [27]. (это – наша философская классика), или в крайнем случае, прочитайте гл. 11 в [28].Самосознание, утверждает А. Г. Спиркин, - «неотъемлемая сторона, аспект или грань сознания общественно развитого человека … У сознания и самосознания один носитель – человек, у них один орган – человеческий мозг» [27].

И - не мудрствуйте лукаво. Самосознание каждого из нас – это мы сами: наш внутренний мир; наша душа – разумная, нравственная и чувствующая; наш долг перед самим собой и, главное, перед своим Отечеством, без которого мы, конечно, можем остаться людьми, но вряд ли сможем стать целостными личностями.

 

Четвертый вопрос – заключительный в нашей теме и как бы вступление в следующую тему, специально посвященную проблеме человека в системе социальных связей (это уже – социальная антропология).

Что такое личность? Из каких элементов она складывается ? Почему так много разговоров вокруг Фрейда? И может быть прав был Маркс, сказав, что личность (у Маркса: «сущность человека») «есть совокупность всех общественных отношений» ([16], тезис 6). Немного суховато, не правда ли? Ведь личность – не только чисто социальный феномен, но единство биогенных, психогенных и, конечно, социогенных элементов (личность самого Маркса – блестящий тому пример). Только их интеграция может нам дать представление о личности, богатстве или убожестве ее внутреннего мира; о заложенных в ней творческих потенциях и возможностях их осуществления. В библиографии много интересных работ на эту тему. Обратите внимание на книги немецкого философа Э. Фромма. У него – очень интересная позиция: он неофрейдист и неомарксист одновременно.

Философско-психологическая антропология (или просто: учение о сознании) включает в себя множество других вопросов: о душе; о любви; о бессознательном в нашей жизни … и многие другие. В двухчасовом семинаре поговорить обо всем невозможно. Но вы можете выбрать тему для собственных размышлений, выступлений и рефератов.

Темы для дополнительных размышлений, выступлений, рефератов:

1. Проблема происхождения жизни на Земле (взгляд из XXI века).

2. Теория Дарвина и современная наука.

3. Душа человека.

4. Любовь человека.

5. Бессознательное в жизни человека (психоанализ Фрейда и другие теории).

6. Проблема моделирования человеческого мышления.

7. Человек как космический феномен.

 

Литература

 

1. Александров И.А. Космический феномен человека: человек в антропном мире. - М.: АГАР. 1999

 

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - 2-е изд СПб.: Питер, 2001

 

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.-3-е изд. СПб.: Питер, 2001

 

4. Безант А. Изучение сознания: Вклад в психологию/ Пер. с англ. – 2-е изд.- М.: Алетейя, 2002

 

5. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1990

 

6. Брызгалина Е.В. Индивидуальность человека. - М.: Ин-т молодежи, 2000

 

7. Брысина Т.Н. Сознание в современном мире. - Саратов, 1993

 

8. Гивишвили Г.В. Есть ли у естествознания альтернатива богу? // Вопр. философии. 1995, №2 (Посмотреть ту часть статьи, где речь идет о несостоятельности «трудовой» теории происхождения человека)

 

9. Джохансон Д., Иди М. Люси. Истоки рода человеческого М. , 1984

 

10. Дубровский Д.И. Проблема идеального: Субъективная реальность. -М.: Канон+, 2002

 

11. Жданов Г.Б. Информация и сознание // Вопр. философии, 2000, №11

 

12. Исаков А.Н., Сухачев В.Ю. Этос сознания. - СПб.: Изд-во Сиб. Ун-та, 1999

 

13. Кара-Мурза С. Краткий курс манипуляции сознанием. - М.: Алгоритм, 2002

 

14. Кораблева Е.В. Лабиринты самосознания: тенденции продуктивной самореализации личности. -Запорожье, 2001

 

15. Лефевр В.А. Формула человека. М., 1991

 

16. Маркс К. Тезисы о Фейербахе// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3

 

17. Мозг и разум. М., 1994

 

18. Овчаренко В.И. Осознание бессознательного // Вопр. философии, 2000, №10

 

19. Прист С. Теория сознания/Пер. с англ. - М.: Идея-Пресс, 2000

 

20. Психология самосознания: Хрестоматия /Ред.-сост. Д.Я.Райгородский. - Самара: Изд. Дом «Бахрах-М», 2000

 

21. Райл Г. Понятие сознания/Пер. с англ. - М.: Идея-Пресс, Дом интелл. кн., 2000

 

22. Рид Т. Исследование человеческого ума на принципах здравого смысла/ Пер. с англ. - СПб: СибГУ, Алетейя, 2000

 

23. Руткевич А.М. Научный статус психоанализа// Вопр. философии, 2000, №10

 

24. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия/Ред. – сост. Д.Я.Райгородский. - Самара. Изд. Дом «Бахрах-М, 2003

 

25. Селиванова В.И. «Принцип антропности» как начальная метафизика современного естествознания//Человек. Грани философской рефлексии. М., МГУ, 1996

 

26. Селиванова В.И. Введение в курс философии. - М.: РГУНГ им. И. М. Губкина, 2001

 

27. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972 (классическая работа современного отечественного философа)

 

28. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарика, 1998 (главы 10,11)

 

29. Суворов О.В. Разум и феномен «Я»// Вопросы философии, 2000, №4

 

30. Сурмава А.В. К теоретическому пониманию жизни и психики// Вопр. философии, 2003, №4

31. Тейяр де Шарден П. Феномен человека: Сборник очерков и эссе/ Пер. с фр. - М.: АСТ, 2002

32. Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: 1990 (или любое более позднее издание)

 

33. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции 16-35 /Пер. СПб.: Алетейя, 2000 или Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции/Пер. с немец. - СПб.: Питер, 2001

 

34. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному /Пер. с немец. - СПб.: Алетейя, 2000

 

35. Фромм Э Душа человека. М., 1992

 

36. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993 (раздел: Природа человека и его характер)

 

37. Фромм Э. Кризис психоанализа: Очерки о Фрейде, Марксе и соц психологии/ Пер. с англ. - СПб: Академ. Проект, 2000

 

38. Фромм Э. Гуманистический психоанализ /Пер. СПб: Питер, 2002

 

39. Фромм Э. Фрейд. - М.: Весь мир, 2002

 

40. Хакен Х. Принципы работы головного мозга: Синергетический подход к деятельности мозга, поведению и пониманию/ Пер. с англ. - М.: ПЕР СЭ, 2001

 

41. Человек. Грани философской рефлексии. М.: МГУ, 1996

 

42. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека// Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20

 

43. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени /Пер. СПб.: Питер, 2002

 

44. Швырев В.С. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека» (попытка современной оценки). // Вопр. философии, 2001, № 2.

 

 

Тема 4. «УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ»

(ГНОСЕОЛОГИЯ; ЭПИСТЕМОЛОГИЯ; ГЕРМЕНЕВТИКА;

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ)

Лекции – 6 часов

Семинары – 4 часа

лекции

Лекция 1.«Познание, творчество, практика»– 2 часа

Духовное и практическое освоение мира. Виды познавательной деятельности человека. Основные разделы философии познания. Сознание и знание. Субъектно-объектные и cубъектно-субъектные отношения.

Общая структура познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального в познании. Иррациональное в познавательной деятельности.

Проблема истины (различные варианты решения этой проблемы). Познание и практика. Знание и вера. Творчество как высшая ступень самовыражения человека, его практических и познавательных возможностей.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.132.132 (0.021 с.)