Кафедра философии и социально-гуманитарных наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра философии и социально-гуманитарных наук



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛЯРНАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра философии и социально-гуманитарных наук

 

Учебно - методический комплекс

По курсу

«ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ»

Составитель:

Кандидат социологических наук,

Доцент кафедры философии и

Социально-гуманитарных наук ГПА

Шарипова М.Т.

Санкт-Петербург – 2012

Содержание

1.Программа учебного курса «Этносоциология»:

1.1.Организационно - методический раздел................................... 3 - 4

2.1.Содержание разделов и тем........................................................ 5 -7

3.1.Планы семинарских занятий..................................................... 8 -11

4.1.Темы рефератов.......................................................................... 12

5.1.Вопросы к экзамену................................................................... 13 -14

6.1.Рекомендуемый список литературы......................................... 15

7.1.Программное обеспечение......................................................... 16

2.Темы контрольных работ и методические указания по их выполнению.............................................................................................. 17 -19

3.Тесты проверки знаний по темам курса.................................. 20 - 24

4.Краткий словарь основных терминов и понятий (глоссарий)............................................................................................... 25 - 27

Приложение........................................................................................ 28

1. ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ...................................................................................... 28

 

Программа учебного курса «Этносоциология».

1.1.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Краткая характеристика науки.

Этносоциология – это наука, изучающая: 1) социальные аспекты функционирования и развития этнических групп, их идентичность, интересы и формы самоорганизации, закономерности коллективного поведения и взаимодействия, 2) развитие личности, включенной в этническое взаимодействие.

Исходный уровень знаний и умений студента.

Преподавание учебного курса «Этносоциология» основывается на знаниях, полученных студентами в системе среднего образования при изучении базовых общественных дисциплин, а также на знаниях учебных курсов этнологии, этнографии, демографии, культурологии, политологии, социальной психологии, социальной антропологии, географии, геополитики, приобретенных в высшем учебном заведении. Студенты должны уметь конспектировать лекционный материал и литературные первоисточники, обладать навыками поиска литературы по изучаемым разделам и темам, выступать на семинарах, вести дискуссию, выполнять рефераты.

Место учебного курса в профессиональной подготовке специалиста.

Изучение учебного курса «Этносоциология» позволяет объяснить закономерности функционирования этнических групп в социуме, рассмотреть демографические, политические, экономические условия их воспроизводства, раскрыть особенности межэтнического взаимодействия в профессиональных организациях и объединениях, этнопсихологическую мотивацию в процессе трудовой деятельности, что в целом непосредственным образом способствует будущей профессионально - полезной деятельности учащегося, наиболее эффективному выполнению им корпоративной миссии.

Учебные задачи дисциплины.

В результате изучения дисциплины студент должен:

- ЗНАТЬ основы институциональных и неинституциональных структур этнических явлений, особенности социально-политической и социокультурной мотивации в развитии межэтнических конфликтов, специфику межэтнического взаимодействия этносов, условия социального воспроизводства этнических меньшинств.

- ИМЕТЬ представление о теоретических концепциях, точках зрения, связанных с изучением феномена этничности в современном мире, об основных социальных формах функционирования этноса, о региональных аспектах жизнедеятельности этносов в Российской Федерации, об этнических особенностях социальных изменений в диаспорах, титульных этносах, о побудительных мотивах и движущих силах межэтнических конфликтов.

- УМЕТЬ адекватно интерпретировать воздействие фактора этничности в профессиональной и социальной структуре организаций, корпораций, фирм.

- ОБЛАДАТЬ навыками проведения прикладного этносоциологического исследования в больших и малых социальных группах.

Воспитательные задачи дисциплины.

В процессе изучения учебного курса «Этносоциология» осуществляется формирование основ культуры межэтнического взаимодействия, прививаются навыки межнационального общения, формируется и развивается чувство патриотического отношения к Родине.

Программа предусматривает: лекции и семинары.

Программой курса предусматривается проведение контрольных опросов, итоговое тестирование.

 

Самостоятельная работа студентов (внеаудиторная).

Самостоятельная работа студентов предполагает освоение лекционного курса, подготовку к семинарам, написание реферата, подготовку к тестированию, зачету (экзамену). Темы и вопросы для самостоятельной работы даются преподавателем, ведущим семинары. Преподаватель рекомендует литературу, в которой освещены вопросы данной темы и при необходимости консультирует студентов. Студентам предлагаются темы рефератов, проводятся консультации по вопросам составления плана реферата и используемой для его написания литературы. Перед проведением экзамена предусмотрена групповая консультация.

Для активизации обучения и познавательной деятельности студентов используются традиционные и инновационные (в том числе, мульти - медийные) методы обучения. Активные формы обучения используются на всех этапах учебного процесса.

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО РАЗДЕЛАМ И ТЕМАМ

№ п/п Наименование разделов Аудиторные часы СРС Всего
Всего Лек Сем
1. Этносоциология как наука: предмет, объект, метод исследования          
2. Основные этнологические подходы в изучении феномена этничности          
3. Феномен этнического самосознания          
4. Этнические аспекты демографического воспроизводства социума          
5. Социальная стратификации и социальная мобильность современного этноса          
6. Межэтнический конфликт: содержание, причины, типология в современных условиях развития социума          
7. Современные тенденции межкультурного взаимодействия этносов          
8. Прикладное этносоциологическое исследование: программа, формы, методы.,          
  Итого:          

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ.

Раздел 1. Этносоциология как наука: предмет, объект, метод исследования.

История формирования науки этносоциология в России. Общие и специфические черты в предмете и объекте этносоциологии в Советском Союзе и в современной Российской Федерации.

Междисциплинарность этносоциологического исследования. Взаимосвязь этносоциологии с социальной и культурной антропологией, этнографией, демографией, социальной психологией, политологией, экономикой.

Этносоциология - прикладная наука. Основные понятия и категории науки этносоциологии:этнос, этническая общность, этническая группа, этническое меньшинство, этническое самосознание, этническая мобильность, этническая консолидация, этнический интерес, этнический стереотип, культура этноса, этническая толерантность, межэтнический конфликт.

Практическая значимость этносоциологической науки в процессах этнической социализации студентов, формировании межэтнического диалога, установлении культуры толерантности.

 

Раздел 2. Основные этнологические подходы в изучении феномена этничности.

Основные теоретические подходы этнологической науки в исследовании этноса: примордиализм, инструментализм, конструктивизм. Содержание дискуссии между примордиальным и инструментальным толкованием феномена этничности. Этничность как «осязаемая» реальность. Этничность как символическая среда. Этничность как система общепринятых стереотипов.

Феноменальная структура этничности: идентификация, сравнение, переживание, коммуникация, символика.

Функциональная структура этничности: регулятивная, инструментальная, мотивационная, информационная, психологическая. Этничность как социальная общность. Социологическое определение этничности.

Соотношение «этнического» и «национального»: теоретические проблемы определения содержания понятий «этнос», «народ», «нация», «этническое меньшинство». Понятие национализма. Формы национализма: политический, культурный. Виды национализма: классический, экономический, защитный, паритетный. Современные предпосылки предотвращения проявления национализма в полиэтническом социуме.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Литература.

1. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М. и др. Этнсоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М., 1994.

2. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. «Этносоциология». Учебное пособие, М., Аспект-пресс,1998.

3. Глотов М.Б. Социология. М., 2010.

4. Быков А.А. Этносоциология. Учебное пособие. Томск. 2005.

5. Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология. Учебное пособие. Ростов – на Дону. 2000.

6. Куликова Н.А. Этносоциология. Конспект лекций. М., 2001.

7. Шарипова М.Т. Этносоциология. Учебное пособие. СПб., ГПА, 2008.

8. Этнические группы и социальные границы. /под редакцией Ф.Барта. М.: 2006.

 

Литература.

1. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоноков А. А. «Этносоциология». Учебное пособие, М., Аспект-пресс,1998.

2. Бромлей Ю. В. Этнос и география. М., 1972;

3. Быков А.А. Этносоциология. Учебное пособие. Томск. 2005.

4. Иванов В.Н. Этносоциология. Учебное пособие. М.; 2006

5. Куропятник М.С. Коренные народы в процесссе социальных изминений. СПб.; 2005.

6. Мириханов М.Н. Федерализм, этничность, государственность; новый курс российской власти. М, 2002.

7. Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в РФ. М., 1997.

8. Шарипова М.Т. Этносоциология. Учебное пособие. СПб., ГПА, 2008.

9. Этнические группы и социальные границы. /Под редакцией Ф.Барта М. 2006.

 

Литература.

 

  1. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. Учебное пособие. М., 1999.
  2. Быков А.А. Этносоциология. Учебное пособие. Томск. 2005.
  3. Иванов В.Н. Этносоциология. Учебное пособие. М., 2006.
  4. Крысько В.Г. Этническая психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.. М., Изд. центр «Академия». 2007.
  5. Шарипова М.Т. Этносоциология. Учебное пособие. СПб., ГПА, 2008.

 

Литература.

1. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. Учебное пособие. М., 1999.

2. Быков А.А. Этносоциология. Учебное пособие. Томск. 2005.

3. Дмитриев А.В. Миграция: конфликтное измерение. М., 2006.

4. Иванов В.Н. Этносоциология. Учебное пособие. М., 2006.

5. Шарипова М.Т. Этносоциология. Учебное пособие. СПб., ГПА, 2008.

6. Юдина Т.Н Социология миграции: к формированию нового научного направления. М., 2004.

 

Литература.

1. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. «Этносоциология». Учебное пособие, М., Аспект-пресс,1998.

2. Глотов М.Б. Социология. М., 2010.

3. Быков А.А. Этносоциология. Учебное пособие. Томск. 2005.

4. Иванов В.Н. Этносоциология. Учебное пособие. М., 2006.

5. Куликова Н.А. Этносоциология. Конспект лекций. М., 2001.

6. Шарипова М.Т. Этносоциология. Учебное пособие. СПб., ГПА, 2008.

Занятие 6. «Межэтнический конфликт: содержание, причины, типология в современных условиях развития социума».

  1. Современное понимание межэтнического конфликта в политологической и социологической науке.
  2. Типы, формы, способы урегулирования межэтнического конфликта.
  3. Межэтнические конфликты на территории постсоветского пространства: предпосылки возникновения, содержание, последствия.
  4. Современная государственная политика РФ в сфере межнациональных отношений.

Литература.

1. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. Учебное пособие. М., 1999.

2. Быков А.А. Этносоциология. Учебное пособие. Томск, 2005

3. Иванов В.Н. Этносоциология. Учебное пособие. М., 2006.

4. Кавторадхе С.Д. Этнополитические конфликты на постсоветском пространстве. М., 2005.

5. Мириханов М.Н. Федерализм, этничность, государственность; новый курс российской власти. М., 2002.

6. Шарипова Т.М. Этносоциология. Учебное пособие. СПб., ГПА, 2008.

 

Литература.

  1. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. Учебное пособие. М., 1999.
  2. Быков А.А. Этносоциология. Учебное пособие. Томск, 2005
  3. Вахтин Н.Б., Головко Е.Б. Социолингвистика и социология языка. Учебное пособие. СПб., 2004.
  4. Иванов В.Н. Этносоциология. Учебное пособие. М., 2006.
  5. Кокшаров Н.В. Культура и этничность: этноаналитический анализ. СПб., 1998.
  6. Сусоколов А.А. Культура и обмен. Введение в антропологическую социологию. М.; 2006
  7. Этнические группы и социльные границы. /под редакцией Ф.Барта М., 2006.
  8. Шарипова Т.М. Этносоциология. Учебное пособие. СПб., ГПА, 2008.

Занятие 8.«Прикладное этносоциологическое исследование: программа, формы, методы».

  1. Особенности прикладного социологического изучения этнических общностей.
  2. Задачи и программа прикладного этносоциологического исследования.
  3. Возможности прикладного этносоциологического исследования в решении актуальных задач развития современного социума РФ.

Литература.

1. Глотов М.Б. Социология. М., 2010.

  1. Иванов В.Н. Этносоциология. Учебное пособие. М.; 2006
  2. Быков А.А. Этносоциология. Учебное пособие. Томск, 2005
  3. Шарипова Т.М. Этносоциология. Учебное пособие. СПб., ГПА, 2008.

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

 

1. Этносоциология: история возникновения, предмет, метод научного исследования.

2. Основные теоретические концепции изучения этноса в этнологической науке.

3. Этническое разнообразие современного мира.

4. Современные проблемы соотношения понятий «этническое» и «национальное».

5. Проблемы развития этнического меньшинства в современном социуме.

6. Этническая социализация в условиях современного российского социума: предпосылки и формы реализации.

7. Исследование культуры этноса: особенности этносоциологического анализа.

8. Виды межкультурного взаимодействия.

9. Язык - символ этноса.

10. Роль национальных школ в развитии этнической культуры и этнического самосознания.

11. Этническое самосознание - предмет анализа этносоциологов.

12. Современная типология этнической идентификации.

13. Этнический стереотип и этническая установка - предмет анализа этнопсихологов и этносоциологов.

14. Формирование идеологического и социально-психологического уровня этнического самосознания в современном социуме.

15. Традиционная религия как фактор развития этнического самосознания.

16. Особенности этносоциологического изучения демографических процессов.

17. Функции института семьи в этносе.

18. Изучение динамики межэтнических браков.

19. Этносоциологическое изучение процессов социальной стратификации и социальной мобильности.

20. Этносоциальная стратификация в истории российской государственности.

21. Специфика этносоциологического изучения процессов миграции в современных условиях развития Российской Федерации.

22. Национализм: содержание и формы проявления в современном мире.

23. Этнокультурный национализм как форма рефлексии социальной аномии.

24. Политика толерантности в современном этническом развитии мира.

25. Возможности реализации политики мультикультурализма в РФ.

26. Развитие толерантности в межэтническом диалоге в РФ.

27. Роль средств массовой информации в формировании толерантности в межэтнических отношениях.

28. Типы, формы, способы урегулирования межэтнического конфликта.

29. Регулирование межнациональных отношений в международных правовых актах.

30. Правовые акты Российской Федерации, регламентирующие национальные отношения.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Этносоциология как наука: предмет и объект этносоциологии

2. Методология изучения социального взаимодействия этносов.

3. Этносоциология как предмет междисциплинарного исследования.

4. Теоретические подходы к изучению динамики этничности в отечественной и зарубежной этносоциологии.

5. Соотношение понятий «этнический» и «национальный».

6. Понятия «этнос», «народ», «нация», «этническое меньшинство» в отечественной этносоциологии..

7. Социологическое изучение проявлений национализма в полиэтнической среде.

8. Этническое самосознание как предмет анализа этносоциологов.

9. Этносоциологическое изучение понятий «этнический стереотип», «этническая установка».

10. Идеологический и социально-психологический уровень этнического самосознания: содержание, формы проявления..

11. Типы этнической идентичности.

12. Межэтнические браки: теоретические модели и эмпирические данные.

13. Роль социокультурных и социопсихологических факторов в формировании межэтнических взаимодействий (на примере развития какого - либо этноса).

14. Особенности этносоциологического изучения демографических процессов.

15. Этническая специфика размещения населения (на примере региона).

16. Биолого-репродуктивная и социокультурная функция семьи в этносе.

17. Этносоциологическое изучение процесса миграции (на примере какого - либо региона РФ).

18. Особенности этносоциологического изучения процессов социальной стратификации и социальной мобильности.

19. Этнический статус как форма социального статуса (на примере развития какого - либо этноса).

20. История этносоциальной стратификации в Российской Империи и в СССР.

21. Этносоциальная стратификация в национальных и территориальных субъектах РФ (на примере какого - либо региона).

22. Культура как предмет этносоциологического анализа.

23. Виды межкультурного взаимодействия этносов.

24. Культурные характеристики этнической группы.

25. Роль национальных школ в развитии этнической культуры и этнического самосознания (на примере какого - либо региона).

26. Язык как основа идентификации и этнический символ (на примере какого - либо региона).

27. Межэтнический конфликт: содержание, формы проявления.

28. Типы межэтнических конфликтов.

29. Межэтнические конфликты на территории постсоветского пространства.

30. Роль этносоциологов в проблеме урегулирования межнациональных конфликтов.

31. Социальные процессы в этносе: содержание и формы проявления.

32. Виды прикладного этносоциологического исследования.

33. Особенности программы прикладного этносоциологического исследования.

34. Особенности метода опроса в прикладном этносоциологическом исследовании.

35. Особенности метода включенного наблюдения в кризисной ситуации межэтнического взаимодействия.

36. Правовые акты Российской Федерации, регламентирующие национальные отношения.

37. Регулирование межнациональных отношений в международных правовых актах.

38. Этническая принадлежность и социальная иерархия в постсоветских государствах: особенности трансформации (на примере какого - либо региона или территории).

39.Особенности и трудности освещения проблем этничности в деятельности современных средств массовой информации.

40.Изменение идентичности русского этноса в результате трансформационного периода 1990 – х годов.

41.Современные проблемы адаптации русского этноса на территории государств ближнего зарубежья

42. Новые данные о динамике коренных малочисленных народов Российской Федерации.

43. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в межэтническом взаимодействии на Северном Кавказе.

44. Социологическая интерпретация понятия «толерантность».

45.Интолерантность (мигрантофобии. этнофобии): содержание и формы проявления.

46. Современная этносоциальная структура западно-сибирского региона РФ.

47.Динамика межэтнических браков в трансформационном периоде 1990-х годов.

48.Особенности формирования ценностных представлений учащихся этнонациональных школ Севера.

49.Особенности формирования этнической идентичности в современных условиях развития РФ.

50.Проблемы и перспективы интеграционных процессов этнического взаимодействия в регионах Севера, Сибири, Дальнего Востока.

51.Особенности этнической идентичности молодежи малочисленных народов Дальневосточного региона (на примере развития какого - либо этноса).

52.Этничность и миграция в РФ: общие контуры проблемы.

53.Условия и возможности мультикультурной модели интеграции мигрантов в РФ.

54.Традиционное мировоззрение в этнокультуре малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока.

55.Роль миграции в преобразовании современной этнической структуры РФ.

56.Особенности проблемного взаимодействия иноэтничных мигрантов и российского социума.

57.Этносы в Российской Федерации: итоги переписи 2002 года.

58.Проблемы этнической занятости в анклавных рынках труда (на примере какого - либо региона).

59.Особенности функционирования бизнес - и творческой элиты этноса в условиях развития рыночных форм хозяйствования.

60.Интеграционная деятельность представителей этнической интеллигенции (на примере какого - либо этноса).

 

 

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Справочная литература.

1. Социологическая энциклопедия. В 2-х т. М. 2003.

2. Социология: Энциклопедия. Минск, 2003.

3. Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.

4. Современная западная социология. М., 1990.

5. Большой толковый социологический словарь. В 2-х т. М., 1999.

  1. Этнос, нация, общность: этнологический словарь. - М., 1996.

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Предмет этносоциологии.

2. Практическая значимость этносоциологической науки в современном российском социуме.

3. Современная этническая структура Российской Федерации.

4. Виды прикладного этносоциологического исследования.

5. Влияние демографических факторов в функционировании этнической группы.

6. Феномен этнического самосознания: содержание, структура.

7. Идеологический и социально-психологический уровень этнического самосознания: принципы формирования и функционирования.

8. Информационная теория этноса: содержание, формы проявления.

9. Роль миграции в формировании самоидентификации этноса.

10. Понятие «этническое меньшинство» в этносоциологии.

11. Роль языка этноса в процессе этнической социализации.

12. «Национальный характер»: мифы и реальность.

13. Проблемные аспекты процесса формирование понятия «нация» на современном этапе развития российского общества.

14. Роль средств массовой информации в формировании принципов межкультурного взаимодействия.

15. Роль диаспор в установлении межнационального взаимодействия.

16. Религия как фактор этнической идентичности.

17. Роль национальных школ в развитии этнической культуры и этнического самосознания (на примере какого-либо региона РФ).

18. Процесс глобализации и этнонациональное развитие: основные проблемы.

19. Актуальные проблемы взаимодействия иноэтничных мигрантов и российского сообщества.

20. Интолерантность (мигрантофобии. этнофобии): содержание, формы проявления.

21. Толерантность как необходимое условие межэтнического взаимодействия современности.

22. Этнокультурный национализм: особенности проявления в современном российском социуме.

23. Параметры классификации межэтнического конфликта.

24. Правовые акты Российской Федерации, регламентирующие национальные отношения в современном социуме.

25. Современные этносоциальные процессы в Сибири и на Дальнем Востоке.

26. Коренные малочисленные народы Российской Федерации: особенности жизнедеятельности и социально - экономическое развитие в условиях современного социума.

Оформление контрольной работы

Контрольную работу следует правильно оформить. На титульном листе следует указать название вуза, факультета, отделения, номер группы, фамилию и инициалы студента. По центру - название темы работы и указание учебной дисциплины, по которой написана работа. Ниже - фамилию и инициалы преподавателя, который будет проверять работу, его научную степень и звание (см. образец).

Структура работы должна соответствовать ее плану (разделам, подразделам). После приведенной в тексте контрольной работы точной цитаты, выделенной кавычками, или указания фактических данных из использованного источника, необходимо сделать сноску. Для этого в конце цитаты ставятся порядковые номера, в зависимости от того, какая по счету данная цитата на странице, а внизу страницы под чертой после текста под этой цифрой указывается источник. Возможна и сквозная нумерация ссылок с перечнем цитированных источников перед списком использованной литературы. Соблюдение указанных правил поможет изложить материал четко и логично и правильно его оформить.

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛЯРНАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра философии и социально-гуманитарных наук

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.39.55 (0.133 с.)