Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для профиля «Психология и социальная педагогика»

Поиск

Раздел I. Теоретические основы гендерной психологии

Тема 1. Введение в гендерную психологию: основные понятия

Биологический, социальный пол и сексуальность. Культурные детерминанты принадлежности к мужскому и женскому полу. Понятия «гендер», «гендерная общность», «гендерная идентичность», «гендерные роли», «гендерные стереотипы», «гендерная структура» «гендерные различия».

Актуальность овладения гендерными знаниями для будущих специалистов – педагогов-психологов, психологов.

 

Тема 2. Гендер как социальная категория

Социальное познание гендера. Гендерные стереотипы как схемы обработки информации. Происхождение гендерных схем. Запоминаемость информации, соответствующей гендерной схеме. Гендерные стереотипы. Гендерная категоризация. Парадокс социальной идентичности.

 

Раздел II. Гендерные исследования

 

Тема 1. Гендерные исследования за рубежом и в России

Возникновение и развитие гендерных исследований. Женские и гендерные исследования в США, Западной и Северной Европе, Австралии. Этапы развития женских и гендерных исследований за рубежом: 1960-1970-е - создание новой академической дисциплины женских исследований (Women's studies); 1980 е годы - интеграция женских исследований в высшее образование; 1990-е годы - развитие гендерных исследований в странах всех континентов, обмен научной информацией, интеграция гендерных исследований в сферу политики («mainstreaming»).

Женские и гендерные исследования в России 90-х годов. Первые исследовательские центры: Московский центр гендерных исследований (МЦГИ), Харьковский центр гендерных исследований, Санкт-Петербургский центр гендерных исследований.

Междисциплинарность гендерных исследований

Гендер в разных культурах. Панкультурные гендерные сходства. Разделение труда, обусловленноеполом. Гендерное стереотипизирование. Дифференциальная гендерная социализация. Кросс-культурные гендерно-ролевые идеологии.

Тема 2. Гендерные исследования в высшей школе

Гендерные исследования в системе высшей школы. Межвузовские научно-исследовательские программы Минобразования РФ в области феминологии и гендерных исследований. Международные и всероссийские научные конференции по гендерной тематике. Российский межвузовский центр гендерных исследований (РЦГИ). Российский научный журнал «Женщина в российском обществе».

Подготовка научных кадров по гендерной тематике в системе высшей школы: состояние и перспективы.

 

Раздел III. Гендерныг различия

Тема 1. Мужчина в современном обществе и его проблемы

Мужчина в профессиональной сфере: доминирование в управлении и политике, экономической, финансовой, научной сфере.

Проблемы мужчин в трансформирующемся обществе: противоречия между стереотипной ролью «добытчика» и реалиями рынка труда.

Стереотипы маскулинности в массовой культуре, рекламе, СМИ, степень их соответствия реальным статусным характеристикам современных мужчин.

Роль мужчины в семье. Участие в формировании и расходовании семейного бюджета, ведении домашнего хозяйства, воспитании детей. Специфика подготовки молодого человека к семейной жизни. Формы развлечения мужчин.

Здоровье мужчин как важная государственная проблема: специфика заболеваемости, сферы риска, причины высокого уровня смертности в трудоспособном возрасте. Репродуктивное здоровье мужчин. Образ жизни и отношение к собственному здоровью. Алкоголизм, наркомания, курение. Суицид.

Ограничения, накладываемые традиционной мужской ролью. Мужская гендерная роль и входящие в нее нормы. Норма успешности/статуса. Норма твердости. Норма антиженственности. Напряжение, стресс и конфликт мужской гендерной роли.

 

Раздел IV. Гендерная социализация

 

Лабораторные работы

Для дисциплины «Основы гендерной психологии» лабораторных работ не предусмотрено.

 

Самостоятельная работа

При изучении дисциплины «Основы гендерной психологии» предусмотрено выделение 38 учебных часа на самостоятельную работу студентов. Виды самостоятельной работы регламентируются графиком учебного процесса и самостоятельной работы.

Видами самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Основы гендерной психологии» являются:

1. Самостоятельная проработка и конспектирование учебной литературы по вопросам, вынесенным на семинарские занятия.

2. Оформление результатов исследований, выполненных на практических занятиях.

3. Конспектирование научных работ.

4. Составление аннотации статьи из научного журнала по актуальным проблемам гендерной психологии.

5. Написание реферата.

6. Подготовка и выступление с докладом.

7. Написание эссе.

8. Выполнение презентации.

9. Подготовка к промежуточному и итоговому тестированию.

Выполнение контрольной работы.

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В рамках дисциплины «Основы гендерной психологии» предполагается использование следующих образовательных технологий и форм организации учебных занятий:

лекции

– традиционные и нетрадиционные формы проведения;

практические занятия:

- написание эссе;

- составление аннотации статьи из научного журнала по актуальным проблемам гендерной психологии;

- выступление с докладами;

- мультимедийная презентация одной темы дисциплины (по выбору);

самостоятельная работа студентов:

- проработка и конспектирование учебной литературы по вопросам, вынесенным на семинарские занятия;

- конспектирование научных работ;

- написание реферата;

- подготовка к выступлению с докладом

- мультимедийная разработка одной темы дисциплины (по выбору).

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

Введение в гендерную психологию: основные понятия

1. Для чего нужны гендерные знания?

2. В какой мере гендерные стереотипы могут выступать препятствием в создании условий для самореализации личности? Приведите конкретные примеры.

3. Создайте в ходе совместного обсуждения стереотипные образы современных мужчины и женщины.

 

Изменение гендерных ролей

1. В чем заключаются гендерные различия в здоровье мужчин и женщин?

2. С какими специфическими проблемами встречается женщина в сфере труда и как их разрешить?

3. С какими трудноразрешимыми проблемами встречается современный российский мужчина в сфере труда?

4. Сравните степень зависимости в современном обществе женщины и мужчины.

5. Есть ли принципиальные отличия в образе жизни, ценностных ориентациях женщин и мужчин? Надо ли их устранять?

 

Тема 1

Гендерные исследования за рубежом и в России (2 учебных часа)

Возникновение и развитие гендерных исследований. Женские и гендерные исследования в США, Западной и Северной Европе, Австралии. Этапы развития женских и гендерных исследований за рубежом: 1960-1970-е - создание новой академической дисциплины женских исследований (Women's studies); 1980 е годы - интеграция женских исследований в высшее образование; 1990-е годы - развитие гендерных исследований в странах всех континентов, обмен научной информацией, интеграция гендерных исследований в сферу политики («mainstreaming»).

Женские и гендерные исследования в России 90-х годов. Первые исследовательские центры: Московский центр гендерных исследований (МЦГИ), Харьковский центр гендерных исследований, Санкт-Петербургский центр гендерных исследований.

Междисциплинарность гендерных исследований

Гендер в разных культурах. Панкультурные гендерные сходства. Разделение труда, обусловленноеполом. Гендерное стереотипизирование. Дифференциальная гендерная социализация. Кросс-культурные гендерно-ролевые идеологии.

 

Темы рефератов и докладов:

1. Междисциплинарность гендерных исследований.

2. Гендер в разных культурах.

3. Кросс-культурные гендерно-ролевые идеологии.

 

Вопросы и задания:

5. В связи с какими событиями возникла необходимость в гендерных исследованиях?

6. Укажите этапы развития женских и гендерных исследований за рубежом.

7. В чем состоит специфика женских и гендерных исследований в России?

8. В какой мере на отношения между мужчинами и женщинами в обществе влияют культурные традиции?

Литература:

1. Айвазова С. Г. Гендерное равенство в контексте прав человека. М., 2001.

2. Антология гендерной теории. М., 2000.

3. Бендас Т. В. Гендерная психология: учеб. пособие для вузов / Т. В. Бендас – СПб: Питер, 2009.

4. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: прайн-ЕВРОЗНАК, 2001. - 320 с. (Секреты психологии).

5. Брайсон В. Политическая теория феминизма / Пер. с англ. О. Липовской и Т. Липовской. М., 2001.

6. Введение в гендерные исследования: Учеб. пособие. Ч. 1, 2. Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001.

7. Введение в гендерные исследования: Учеб. пособие / Под ред. И. В. Костиковой. М., 2000.

8. Гендер как интрига познания: Сб. ст. / Сост. А. В. Кирилина. М., 2000.

9. Гендерная психология: учеб. пособие для вузов / Н. Н. Аносова и др.; под ред. И. С. Клециной – СПб: Питер, 2009.

10. Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под общ. ред. М. М. Малышевой. М., 2001.

11. Социальная феминология: Учеб. пособие / Под ред. О. А. Хасбулатовой. Иваново, 1998.

12. Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций / Под общ. ред. О. А. Ворониной. М., 2001.

13. Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера: (DOING GENDER) / Пер. Е. А. Здравомысловой // Гендерные тетради. СПб., 1997. Вып. 1.

14. Ярская-Смирнова Е. Р. Одежда для Адама и Евы: Очерки гендерных исследований. М., 2001.

 

Тема 2

Гендерные исследования в высшей школе (2 учебных часа)

Гендерные исследования в системе высшей школы. Межвузовские научно-исследовательские программы Минобразования РФ в области феминологии и гендерных исследований. Международные и всероссийские научные конференции по гендерной тематике. Российский межвузовский центр гендерных исследований (РЦГИ). Российский научный журнал «Женщина в российском обществе».

Подготовка научных кадров по гендерной тематике в системе высшей школы: состояние и перспективы.

 

Темы рефератов и докладов:

1. Гендерные исследования в системе высшей школы.

2. Подготовка научных кадров по гендерной тематике в системе высшей школы: состояние и перспективы.

 

Вопросы и задания:

4. Укажите основные направления гендерных исследований в системе высшей школы.

5. Проанализирйте одну из статей из российского научного журнала «Женщина в российском обществе».

6. В чем заключается проблема подготовки научных кадров по гендерной тематике в системе высшей школы?

Литература:

1. Бендас Т. В. Гендерная психология: учеб. пособие для вузов / Т. В. Бендас – СПб: Питер, 2009.

2. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: прайн-ЕВРОЗНАК, 2001. - 320 с. (Секреты психологии).

3. Введение в гендерные исследования: Учеб. пособие. Ч. 1, 2. Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001.

4. Введение в гендерные исследования: Учеб. пособие / Под ред. И. В. Костиковой. М., 2000.

5. Гендер как интрига познания: Сб. ст. / Сост. А. В. Кирилина. М., 2000.

6. Гендерная психология: учеб. пособие для вузов / Н. Н. Аносова и др.; под ред. И. С. Клециной – СПб: Питер, 2009.

7. Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований». 2-е изд. М., 2000.

8. Чупина В. А. Преодоление гендерных противоречий в высшем профессиональном образовании / В. А. Чупина, Л. А. Лукинская – Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2011.

 

Тема 3

Мужчина в современном обществе и его проблемы (2 учебных часа)

Мужчина в профессиональной сфере: доминирование в управлении и политике, экономической, финансовой, научной сфере.

Проблемы мужчин в трансформирующемся обществе: противоречия между стереотипной ролью «добытчика» и реалиями рынка труда.

Стереотипы маскулинности в массовой культуре, рекламе, СМИ, степень их соответствия реальным статусным характеристикам современных мужчин.

Роль мужчины в семье. Участие в формировании и расходовании семейного бюджета, ведении домашнего хозяйства, воспитании детей. Специфика подготовки молодого человека к семейной жизни. Формы развлечения мужчин.

Здоровье мужчин как важная государственная проблема: специфика заболеваемости, сферы риска, причины высокого уровня смертности в трудоспособном возрасте. Репродуктивное здоровье мужчин. Образ жизни и отношение к собственному здоровью. Алкоголизм, наркомания, курение. Суицид.

Ограничения, накладываемые традиционной мужской ролью. Мужская гендерная роль и входящие в нее нормы. Норма успешности/статуса. Норма твердости. Норма антиженственности. Напряжение, стресс и конфликт мужской гендерной роли.

 

Темы рефератов и докладов:

1. Проблемы мужчин в трансформирующемся обществе.

2. Стереотипы маскулинности в массовой культуре.

3. Мужчина в профессиональной сфере.

4. Роль мужчины в семье.

5. Мужская гендерная роль и входящие в нее нормы.

 

Вопросы и задания:

6. Традиционный мужской стиль жизни соответствует или нет современным социальным условиям? Обоснуйте Вашу точку зрения.

7. Надо ли изменять роль мужчины в семье и в каком направлении? Какими способами?

8. Справедливо ли закрепление за мужчиной роли «добытчика» в современных условиях? Какими последствиями это оборачивается для самого мужчины?

9. Назовите сферы общественной жизни, в которых мужчины имеют явные преимущества.

10. Назовите сферы общественной жизни, в которых ущемляются права мужчин.

Литература:

1. Айвазова С. Г. Гендерное равенство в контексте прав человека. М., 2001.

2. Баскакова М. Е. Равные возможности и гендерные стереотипы на рынке труда. М., 1998.

3. Бендас Т. В. Гендерная психология: учеб. пособие для вузов / Т. В. Бендас – СПб: Питер, 2009.

4. Здравомыслова Е., Беликова Н., Темкина А., Чуйкина А. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России. Сб. ст. СПб., 2001.

5. Кон И. С. Российский мужчина и его проблемы // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под общ. ред. М. М. Малышевой. М., 2001.

6. Кон И. С. История и теория «мужских исследований» // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций. М., 2001.

7. Корхова И. В. Гендерные аспекты здоровья // Народонаселение. 2000. № 2.

8. Малышева М. М. Современный патриархат: Социально-экономическое эссе. М., 2001.

9. Теун М. Мужское и женское. В поисках мужественности. Пер. с англ. К., 2000.

10. Ярская-Смирнова Е. Р. Одежда для Адама и Евы: Очерки гендерных исследований. М., 2001.

 

Тема 4

Женщина в современном обществе и ее проблемы (2 учебных часа)

Гендерный дисбаланс в сферах управления, политики, предпринимательства, экономической, финансовой, научной сферах.

Специфика менталитета, патриархальность, патернализм в массовом сознании женского социума. Профессиональный труд, семья, здоровье, карьера в системе ценностей женщины. Степень и формы адаптивности к новым социально-экономическим условиям. Социальное настроение. Уровень интернальности и экстернальности. Стратегии развития и выживания в системе жизненных ориентаций.

Проблемы участия женщин в неформальном секторе экономики. Сексуальные домогательства на работе; неготовность общества к осознанию проблемы.

Здоровье женщины: репродуктивные права, проблемы абортов, уровень заболеваемости. Образ жизни и отношение к собственному здоровью. Алкоголизм, курение. Суицид.

Ограничения, накладываемые традиционной женской ролью. Хранительница домашнего очага. Работающая женщина. Домашний труд и работающая женщина. Низкий статус женщин в организациях и отсутствие у них власти.

 

Темы рефератов и докладов:

1. Проблемы женщин в трансформирующемся обществе.

2. Стереотипы фемининности в массовой культуре.

3. Женщина в профессиональной сфере.

4. Роль женщины в семье.

5. Женская гендерная роль и входящие в нее нормы.

 

Вопросы и задания:

6. Традиционный женский стиль жизни соответствует или нет современным социальным условиям? Обоснуйте Вашу точку зрения.

7. Надо ли изменять роль женщины в семье и в каком направлении? Какими способами?

8. Справедливо ли закрепление за женщиной роли «хранительницы очага» в современных условиях? Какими последствиями это оборачивается для самой женщины?

9. Назовите сферы общественной жизни, в которых женщины имеют явные преимущества.

10. Назовите сферы общественной жизни, в которых ущемляются права женщин.

Литература:

1. Айвазова С., Кертман Г. Женщины на рандеву с российской демократией. М., 2001.

2. Бабаева Л. В. Женщины России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь. М., 1997.

3. Бовуар С. де. Второй пол: Пер. с фр. / Общ. ред. и вступ. ст. С. Г. Айвазовой. М.; СПб., 1997. Т. 1, 2

4. Женское предпринимательство в экономике России и СНГ: Сб. М., 2001.

5. Женщина в меняющемся мире: Межвуз. сб. науч. тр. Иваново, 1991.

6. Женщины в бизнесе: Реф. сб. / Отв. ред. М. В. Павлова. М., 1993.

7. Женщины и мужчины России: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. М., 2000.

8. Интеграция женщин в процессе общественного развития: Сб. науч. ст. М., 1994.

9. Карелова Г. Н. Женское предпринимательство в России: состояние, тенденции, перспективы // Женское предпринимательство в экономике России и СНГ: Сб. М., 2001.

10. Киянова М. К. Женщины и бизнес: две ловушки на пути к вершинам // ЭКО. 1995. № 4.

11. Козмецкий Р. Женщина в бизнесе. СПб.,1992.

12. Комаров Е. И. Женщина-руководитель, М., 1989.

13. Кочкина Е. В. Женщины в российских органах власти // Женщина в обществе: мифы и реалии: Сб. ст. М., 2000.

14. Лавриненко Н. В. Женщина: самореализация в семье и обществе: (Гендерный аспект). Киев, 1999.

15. Поленина С. В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. М., 2000.

16. Раковская О. А. Особенности становления профессиональной карьеры женщин // Гендерные аспекты социальной трансформации: Сб. науч. ст. М., 1996.

17. Теун М. Женское и мужское. Раскрытие тайны женского начала. Пер. с англ. К., 2000.

18. Хорни К. Женская психология. СПб., 1993.

 

Тема 5

Изменение гендерных ролей (2 учебных часа)

Изменение установок. Повышение совместимости работы и семьи. Производственная политика поддержки семьи. Увеличение гендерного многообразия в организациях. Перемены в доме. Домашние обязанности как случай несоответствия между установками и поведением. Справедливость и дифференциация домашних обязанностей. Изменение поведения родителей и педагогов.

Ложные представления о гендере. Изменение ложных представлений о гендере.

 

Темы рефератов и докладов:

1. Ложные представления о гендере.

2. Изменение гендерных установок в современном обществе.

3. Увеличение гендерного разнообразия в настоящее время.

 

Вопросы и задания:

6. В чем заключаются гендерные различия в здоровье мужчин и женщин?

7. С какими специфическими проблемами встречается женщина в сфере труда и как их разрешить?

8. С какими трудноразрешимыми проблемами встречается современный российский мужчина в сфере труда?

9. Сравните степень зависимости в современном обществе женщины и мужчины.

10. Есть ли принципиальные отличия в образе жизни, ценностных ориентациях женщин и мужчин? Надо ли их устранять?

Литература:

1. Айвазова С. Г. Гендерное равенство в контексте прав человека. М., 2001.

2. Айвазова С., Кертман Г. Женщины на рандеву с российской демократией. М., 2001.

3. Баскакова М. Е. Равные возможности и гендерные стереотипы на рынке труда. М., 1998.

4. Бендас Т. В. Гендерная психология: учеб. пособие для вузов / Т. В. Бендас – СПб: Питер, 2009.

5. Женщины и мужчины России: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. М., 2000.

6. Здравомыслова Е., Беликова Н., Темкина А., Чуйкина А. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России. Сб. ст. СПб., 2001.

7. Малышева М. М. Современный патриархат: Социально-экономическое эссе. М., 2001.

8. Обеспечение равенства полов: политика стран Западной Европы / Под ред. Ф. Гардинер. М., 2000.

9. Теун М. Женское и мужское. Раскрытие тайны женского начала. Пер. с англ. К., 2000.

10. Теун М. Мужское и женское. В поисках мужественности. Пер. с англ. К., 2000.

 

Тема 6

Гендерные отношения в современном мире (2 учебных часа)

Гендерные отношения как взаимоотношения мужчин и женщин в обществе.

Иерархический характер гендерных отношений. Типология социокультурных традиций, обычаев и норм взаимоотношений между полами и их воздействие на характер гендерных отношений в обществе.

Гендерная асимметрия. Формы проявления гендерной асимметрии в различных социальных сферах и различных социокультурных типах обществ.

Гендерное равенство. Факторы, препятствующие достижению гендерного равенства в обществах как социокультурных системах: культурная отсталость, бедность, система воззрений на отношения между полами, гендерная стереотипизация массового сознания, тип политического режима, несбалансированное распределение оплачиваемого и неоплачиваемого труда между мужчинами и женщинами и др.

 

Темы рефератов и докладов:

1. Гендерные отношения как взаимоотношения мужчин и женщин в обществе.

2. Иерархический характер гендерных отношений.

3. Гендерная асимметрия.

4. Гендерное равенство.

 

Вопросы и задания:

6. Вспомните, какие гендерные нормы (в поведении, интересах, навыках и умениях) Вы усвоили в детском и подростковом возрасте.

7. Кто в большей степени повлиял на Ваш выбор ценностей, профессии, целей жизни (мать, отец, сестра, брат, подруги, друг, бабушки, дедушки)?

8. Оцените свой жизненный выбор с позиции гендерного подхода, насколько нейтрально от Вашей гендерной идентичности Вы его сделали?

9. Насколько гендерно стереотипизирована российская телевизионная реклама? Приведите конкретные примеры.

10. Какие качества Вы бы хотели воспитать у своих будущих детей («мужественные», «женственные», андрогинные)? Обоснуйте Вашу точку зрения.

Литература:

1. Айвазова С. Г. Гендерное равенство в контексте прав человека. М., 2001.

2. Айвазова С., Кертман Г. Женщины на рандеву с российской демократией. М., 2001.

3. Антология гендерной теории. М., 2000.

4. Баскакова М. Е. Равные возможности и гендерные стереотипы на рынке труда. М., 1998.

5. Бендас Т. В. Гендерная психология: учеб. пособие для вузов / Т. В. Бендас – СПб: Питер, 2009.

6. Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под общ. ред. М. М. Малышевой. М., 2001.

7. Здравомыслова Е., Беликова Н., Темкина А., Чуйкина А. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России. Сб. ст. СПб., 2001.

8. Кузнецов А. Г. Ценностные ориентации современной молодежи. Саратов, 1995.

9. Лапин Н. И., Беляева Л. А., Наумова Н. Ф., Здравомыслова А. Г. Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996.

10. Малышева М. М. Современный патриархат: Социально-экономическое эссе. М., 2001.

11. Обеспечение равенства полов: политика стран Западной Европы / Под ред. Ф. Гардинер. М., 2000.

 

Тема 7

Гендерная социализация в современном обществе (2 учебных часа)

Теория социальных ролей. Гендерные различия и социализация. Социальные нормы и гендерные различия. Подчинение гендерным нормам. Гендерные стереотипы как социальне нормы. Подчинение гендерным нормам. Нарушение гендерных норм.

Гендерная роль и гендерная идентичность. Связь гендерной идентичности с биологическим полом. Социализация и гендерные стереотипы в современном обществе.

Механизмы гендерной социализации. Моделирование. Роль поощрения и наказания. Особенности гендерной социализации в концепциях Н. Ходороу, А. Гидденса.

Семья как важнейший институт первичной гендерной социализации. Роль женщины и мужчины в формировании мышления, психологии и качеств личности у мальчиков и девочек. Модели поведения в ближайшем окружении ребенка и их воздействие на процесс усвоения гендерных норм. Институт бабушек и дедушек: специфика российского и зарубежного опыта.

Внесемейные источники гендерно-ролевой социализации: детская литература, игрушки, телевидение, язык, сексизм, фэйсизм. Андрогиния.

Гендерная социализация в дошкольном учреждении: усвоение традиционных социополовых ролей в игровом и познавательном поле. Технологии «навязывания» поведенческих стереотипов по половому признаку (выбор игр, игрушек для мальчиков и девочек, занятий по ручному труду, содержание заданий по математике, детские праздники и т. д.).

Гендерная социализация в процессе обучения. Феминизация учительства и ее негативные последствия. Гендерные стереотипы в учебной и досуговой литературе для начального, среднего и старшего школьного возраста.

Направленность и формы проявления инициативы мальчиков и девочек в школе. Воспроизводство гендерных стереотипов в процессе профессионального обучения школьников.

Гендерная социализация в процессе профессионального обучения студенчества. Гендерные различия при выборе профессии, построении жизненной стратегии юношей и девушек.

Роль СМИ в процессе усвоения гендерных ролей и стереотипов. Содержание рекламы. Явный и скрытый сексизм в телевизионных передачах

 

Темы рефератов и докладов:

1. Теория социальных ролей.

2. Семья как важнейший институт первичной гендерной социализации.

3. Гендерная социализация в процессе обучения.

4. Гендерная социализация в процессе профессионального обучения студенчества.

5. Роль СМИ в процессе усвоения гендерных ролей и стереотипов.

 

Вопросы и задания:

5. Проанализируйте гендерную социализацию ребенка в одном из видов образовательных учреждений.

6. Как именно выстраивается процесс гендерной социализации в процессе профессионального обучения студенчества.

7. Какую роль играют СМИ в процессе усвоения гендерных ролей и стереотипов?

8. Проанализируйте рекламные объявления о найме на работу, брачные объявления (в прессе и на Интернет-сайте), телевизионные рекламные ролики на предмет содержания и воспроизводства гендерных стереотипов.

Литература:

1. Бендас Т. В. Гендерная психология: учеб. пособие для вузов / Т. В. Бендас – СПб: Питер, 2009.

2. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: прайн-ЕВРОЗНАК, 2001. - 320 с. (Секреты психологии).

3. Егорова Л. С. Жизненные стратегии: Гендерный аспект. Иваново, 1999.

4. Клецина И. С. Гендерная социализация: Учеб. пособие. СПб., 1998.

5. Козлов В. В. Гендерная психология: учебник для вузов / В. В. Козлов, Н. А. Шухова – М.: Речь, 2010.

6. Руденский Е. В.Социальная психология: Курс лекций. Москва - Новосибирск, 1998.

7. Руководство по гендерно-чувствительным индикаторам. М., 2001.

8. Шведова Н. А. Гендерный подход как фактор политической культуры // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций. М., 2001.

 

Тема 8

Гендерные аспекты современной социальной политики (2 учебных часа)

Социальная политика: сущность, задачи и функции. Гендерные аспекты социальной политики: в сфере занятости; в сфере образования; в сфере здравоохранения; в сфере пенсионного обеспечения; в сфере семейно-брачных отношений.

Гендерный анализ в социальной политике. Методы гендерного анализа: сбор и обработка информации, изучение гендерной статистики, гендерная экспертиза законопроектов, консультации с экспертами, женскими и мужскими организациями и др. Критерии эффективности социальных программ с позиции гендерного подхода.

Типы социальной политики, затрагивающей интересы женщин и мужчин: патриархатная, патерналистская, либеральная, эгалитарная.

 

Темы рефератов и докладов:

1. Гендерные аспекты современной социальной политики.

2. Методы гендерного анализа современной политики.

3. Типы социальной политики, затрагивающей интересы женщин и мужчин.

 

Вопросы и задания:

6. Какой тип социальной политики в отношении женщин и мужчин характерен для современной России?

7. Прослеживается ли преемственность в российской государственной политике в отношении женщин на протяжении ХХ столетия?

8. Какие именно противоречия существуют в политике в отношении женщин в сфере занятости?

9. Правомерно ли запрещать принимать на работу женщин на профессии с вредными для здоровья условиями труда? Что это, по Вашему мнению, забота о здоровье женщин или дискриминация по признаку пола?

10. Должен ли закон заботиться о гендерном балансе в оплате труда, уровне квалификации, служебном росте мужчин и женщин? Обоснуйте свое мнение.

Литература:

1. Айвазова С. Г. Гендерное равенство в контексте прав человека. М., 2001.

2. Айвазова С., Кертман Г. Женщины на рандеву с российской демократией. М., 2001.

3. Баскакова М. Е. Равные возможности и гендерные стереотипы на рынке труда. М., 1998.

4. Брайсон В. Политическая теория феминизма / Пер. с англ. О. Липовской и Т. Липовской. М., 2001.

5. Гендерная экспертиза российского законодательства / Отв. ред. Л. Н. Завадская. М., 2001.

6. Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под общ. ред. М. М. Малышевой. М., 2001.

7. Здравомыслова Е., Беликова Н., Темкина А., Чуйкина А. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России. Сб. ст. СПб., 2001.

8. Кочкина Е. В. Женщины в российских органах власти // Женщина в обществе: мифы и реалии: Сб. ст. М., 2000.

9. Обеспечение равенства полов: политика стран Западной Европы / Под ред. Ф. Гардинер. М., 2000.

10. Поленина С. В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. М., 2000.

11. Шведова Н. А. Гендерный подход как фактор политической культуры // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций. М., 2001.

 

Тема 9

Гендерные проблемы семейных отношений (2 учебных часа)

Социокультурный и исторический контексты формирования гендерных отношений в семье.

Традиционный (патриархальный), эгалитарный и смешанный типы семейных отношений. Гендерная асимметрия в сфере домашнего труда. Семья и домохозяйство. «Новая теория домашнего хозяйства» Г. Беккера: семья как активный производитель потребительских благ. Время членов семьи как важнейший ресурс для домашнего производства. Проблемы оплаты домашнего труда. Проблемы совмещения профессиональной, семейной ролей и личностной самореализации для мужчин и женщин. Применение гендерного подхода к анализу домашней работы, оплачиваемой работы и распределению доходов в семье.

Гендерные аспекты семейных конфликтов.

Влияние гендерных стереотипов на воспитание мальчиков и девочек в семье.

 

Темы рефератов и докладов:

1. Социокультурный и исторический контексты формирования гендерных отношений в семье.

2. Гендерные аспекты семейных конфликтов.

3. Влияние гендерных стереотипов на воспитание мальчиков и девочек в семье.

 

Вопросы и задания:

6. Какой тип семейных отношений (традиционный, эгалитарный, смешанный) Вы бы выбрали для своей будущей семьи?

7. В чем, на Ваш взгляд, заключается гендерная асимметрия в сфере домашнего труда?

8. Что мешает супругам равномерно распределить семейные обязанности?

9. Ваше мнение о проблеме оплаты домашнего труда.

10. Каковы, на Ваш взгляд, пути повышения роли отца в семье?

Литература:

1. Айвазова С. Г. Гендерное равенство в контексте прав человека. М., 2001.

2. Бендас Т. В. Гендерная психология: учеб. пособие для вузов / Т. В. Бендас – СПб: Питер, 2009.

3. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: прайн-ЕВРОЗНАК, 2001. - 320 с. (Секреты психологии).

4. Женщины и мужчины России: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. М., 2000.

5. Клецина И. С. Гендерная социализация: Учеб. пособие. СПб., 1998.

6. Лавриненко Н. В. Женщина: самореализация в семье и обществе: (Гендерный аспект). Киев, 1999.

7. Малышева М. М. Современный патриархат: Социально-экономическое эссе. М., 2001.

8. Римашевская Н., Ванный Д., Малышева М. и др. Окно в русскую частную жизнь. Супружеские пары в 1996 году. М., 1999.

9. Семья в современном европейском обществе. М., 1996.

10. Ярская-Смирнова Е. Р. Одежда для Адама и Евы: Очерки гендерных исследований. М., 2001.

 

Тема 10

Влияние гендерных стереотипов на выбор жизненной стратегии и профессиональное самоопределение личности (2 учебных часа)

Сущностная характеристика жизненных стратегий как способности к самостоятельному построению своей жизни. Классификация жизненных стратегий по целеполаганию: выживание, развитие, успех, благосостояние. Компоненты каждой из стратегий применительно к гендерной самоидентификации мужчин и женщин. Факторы, определяющие гендерную специфику жизненной стратегии личности.

Детерминанты поведения женщин и мужчин: ценностные ориентации, потребности, интересы, гендерная идентичность, профессиональная идентификация, уровень гендерного неравенства, условия для профессиональной самореализации.

Семейная самоидентификация личности и построение жизненных планов. Семья и карьера в жизни женщины.

Влияние гендерных стереотипов на выбор профессии: что есть на рынке труда «женское» и «мужское» дело.

 

Темы рефератов и докладов:

1. Сущностная характеристика жизненных стратегий как способности к самостоятельному построению своей жизни.

2. Факторы, определяющие гендерную специфику жизненной стратегии личности.

3. Детерминанты поведения женщин и мужчин.

4. Семейная самоидентификация личности и построение жизненных планов.

5. Влияние гендерных стереотипов на выбор профессии

 

Вопросы и задания:

6. Должны ли быть отличия в жизненных стратегиях женщин и мужчин?

7. Какое место, на Ваш взгляд, занимает семья в жизненных планах мужчины и женщины? Дайте сравнительный анализ.

8. Зависит ли профессиональная карьера специалиста от его половой принадлежности?

9. Что такое биодетерминизм в сфере разделения профессиональных ролей мужчин и женщин?

10. Какая модель карьеры в большей степени характерна для женщин и для мужчин?

Литература:

1. Баскакова М. Е. Равные возможности и гендерные стереотипы на рынке труда. М., 1998.

2. Бендас Т. В. Гендерная психология: учеб. пособие для вузов / Т. В. Бендас – СПб: Питер, 2009.

3. Егорова Л. С. Жизненные стратегии: Гендерный аспект. Иваново, 1999.

4. Здравомыслова Е., Беликова Н., Темкина А., Чуйкина А. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России. Сб. ст. СПб., 2001.

5. Комаров Е. И. Женщина-руководитель, М., 1989.

6. Кон И. С. Российский мужчина и его проблемы // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под общ. ред. М. М. Малышевой. М., 2001.

7. Лавриненко Н. В. Женщина: самореализация в семье и обществе: (Гендерный аспект). Киев, 1999.

8. Лапин Н. И., Беляева Л. А., Наумова Н. Ф., Здравомыслова А. Г. Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996.

9. Малышева М. М. Современный патриархат: Социально-экономическое эссе. М., 2001.

10. Теун М. Женское и мужское. Раскрытие тайны женского начала. Пер. с англ. К., 2000.

11. Теун М. Мужское и женское. В поисках мужественности. Пер. с англ. К., 2000.

 

6.3. Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям

1. Гендерная асимметрия, гендерное равенство: сущностные характеристики.

2. Понятия «мужественности», «женственности», «андрогинности».

3. Гендерная теория: новая научная парадигма второй половины ХХ века.

4. Феминизм как научное направление.

5. Политические теории феминизма.

6. Гендерные исследования за рубежом.

7. Гендерные исследования в России.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.105 (0.017 с.)