Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Влияние объективных факторов на современноеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
СОСТОЯНИЕ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДСКОГО ЖУРНАЛА
Необходимость местной журналистики определяется уже самим существованием государств с их административно-территориальными структурами. Однако скептическое отношение к данному типу СМИ, зачастую ставящее под сомнение само их существование, сохраняется и в наше время. Федеральное законодательство в области городских и районных СМИ «приближает нас к жизни по принципам правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой» [1]. Соответственно этому постулату особым Федеральным Законом 2004 г. признаны утратившими силу Федеральные Законы «Об экономической поддержке районных (городских) газет» и «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации». Россия стала одной из первых стран Европы, отказавшейся от создания особого общенационального экономического режима для СМИ. С одной стороны, это подавление социальной природы СМИ, ведь, согласно пирамиде А.Маслоу, в первую очередь удовлетворяются жизненно необходимые потребности, и ориентированные на потребление СМИ лучше всего продаются. С другой стороны, неоднозначны были и условия дотирования изданий: с каждым годом поправки к соответствующему закону все больше сужали типологические рамки изданий, отдавая предпочтение проправительственным газетам и журналам, что мешало функционированию механизма свободной конкуренции. Помимо исчезнувших законов остались гранты Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и региональные законы, дающие субсидии и льготы государственным телерадиоорганизациям и периодическим изданиям. Так, в начале 1995 г. администрация Воронежской области издала постановление № 179 «О социальной защищенности работников районных газет», в котором главам районов было рекомендовано установить специальные надбавки к зарплате местных журналистов, а также предусмотрен ряд других мер. Спустя месяц в марте этого же года руководство области выпустило еще одно постановление – «О бесплатной подписке на районные газеты для ветеранов войны и труда», в соответствии с которым за счет районных бюджетов была обеспечена бесплатная подписка ветеранов войны и труда (10% от общей численности) на местные районные газеты, чем была оказана поддержка не только ветеранам, но и самим изданиям. Воронежский закон «Об информатизации Воронежской области» 1997 г. хоть и не предполагает никаких субсидий, но нацелен на «создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций». А формулировка статьи 5 обновленного Закона о СМИ 2004 г., на взгляд некоторых исследователей, не лишает органы власти, как субъектов РФ, так и муниципалитетов права принимать нормативные правовые акты по отдельным вопросам деятельности СМИ, в том числе экономической поддержке их деятельности. Однако, на сегодняшний день таких актов не много. В результате СМИ существуют на деньги инвестора, либо учатся функционировать в условиях свободной конкуренции. В связи с таким положением дел набирает силу общественное обсуждение взаимодействия СМИ и местных властных структур. Результатом этого становится проведение семинаров с участием представителей областного правительства, муниципалитета, деятелей науки и журналистов-практиков, подобных прошедшему в октябре 2005 г. в администрации Воронежской области. Семинар «Средства массовой информации и реформа местного самоуправления» провели фонд развития информационной политики, избирательная комиссия Воронежской области и воронежская региональная организация Союза журналистов России. Инициаторами создания дискуссионного клуба для решения подобных вопросов выступили ФНС России по Воронежской области и воронежский журнал «De Facto». Например, сессия клуба в январе 2007 г. была посвящена проблемам выхода российской экономики из тени. Среди приглашенных были бизнесмены, политики, ученые, журналисты [2]. Какова же в таких условиях конъюнктура информационного рынка? В недавнем прошлом региональные и местные газеты по тиражам вытесняли центральные: по данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям за 2005 г., в структуре газетного рынка региональные и местные издания занимали 90%, межрегиональные – 8%, а общероссийские газеты – лишь 2%. Однако к 2008 г. ситуация значительно изменилась: доля местных изданий упала до 32,1%, межрегиональных – возросла до 33,1%, а общероссийских – увеличилась до 34,8%. На журнальном рынке положение иное: региональные журналы занимали всего 8% против 92% центральных в 2005 г., а к 2007 г. соотношение стало исчисляться соответственно 36% и 64%. Предположительно, роль регионального и местного журнала возрастает вместе с тиражами, хотя здесь необходим качественный анализ ситуации. Безусловно, универсальные издания уступают специальным. Лидирующие позиции в количественном отношении занимают рекламно-информационные (как сетевые – «Выбирай соблазны большого города», так и оригинальные – «Pulse», «Агромир Черноземья» в Воронеже, «Shopping. Люди и вещи» в Ростове-на-Дону и пр.) и деловые журналы (зачастую с системой бесплатной дистрибуции путем адресной рассылки – «Правильное решение», «InCorp» в Воронеже, «Квестор» в Старом Осколе и т.п.). Причина кроется, в первую очередь, в материальном факторе: выпуская рекламно-информационные издания, проще всего получить прибыль от рекламодателей. Следующий тип изданий также связан с финансовой составляющей: деловая пресса обеспечивает бизнес-коммуникацию. Между данными типами есть и взаимосвязь: ведь реклама – один из видов деловой коммуникации [3]. Неизменно большое количество специализированных и узкоспециализированных научных и профессиональных журналов в разделе рынка фактически не участвует: издатели – как правило, вузы и научные организации – выпускают их согласно целям небольшого научного сообщества («Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова», «Вестник Волжского университета им. В.Н.Татищева» в Тольятти и пр.). Такие издания выполняют первичную журнальную функцию – реферативную, функцию фиксации знания, не принося прибыль и не борясь за массовую аудиторию. Пожалуй, это один из типов журнала, менее всего зависящих от общественных преобразований. Следующий же тип издания, получивший распространение в провинциальных городах, напротив, явился порождением новой формации и нового общественного устройства. Мы говорим о «глянце», lifestyle и прочихдосугово-развлекательных изданиях. В Воронеже ярким представителем такого направления являются «Litehouse», «Premium», в Ростове-на-Дону – «Pleasure», «Кто главный», «О!блик», в Самаре – «Город. Люди», «Большой город Самара» и т.д. Эти журналы склонны типологически смешиваться с рекламно-информационными («Выбирай») и некоторыми женскими («Шпилька») журналами. Мифотворчество глянцевых журналов в области описания «красивой жизни» находит отклик у аудитории. В условиях разобщенности городского сообщества на уровне минимальных административно-территориальных единиц и отсутствия национальной идеи человек находит выход в потреблении или хотя бы в наслаждении потреблением успешных людей на страницах журналов. В меньшей степени на рынке присутствуют спортивные («Аллея спорта» в Воронеже), женские, мужские журналы, издания, посвященные компьютерам, Интернету и мобильной связи («IT Terra» в Воронеже), культурно-просветительские («Взор» в Самаре) и пр. – видимо, в силу большей частью внерегионального характера. Общественно-политические журналы в количественном отношении занимают наиболее «слабые» позиции, их качество так же невысоко. Среди журналов, позиционирующих себя как общественно-политические, есть издания оппозиционные, обличающие власть, с четко выраженной установкой на защиту прав жителей («Pro Rostov»); либеральные по отношению к власти, с долей критики общих положений управления, но без пристального внимания к проблемам отдельных людей («СамаРа»); целиком ушедшие в сферу рекламы и, соответственно, безыдейные, перенявшие от классического журнала лишь формат («Мой город», Старый Оскол). На наш взгляд, это связано с нежеланием или невозможностью журналов отстаивать свою позицию. Проблема взаимоотношений региональных и, в большей степени, городских изданий с местной властью существует со времен «Уединенного пошехонца» (1786). В разных административно-территориальных единицах ее острота разной силы, но целиком она не исчезает. Данная проблема заключается не только в том, что местная администрация нелояльна по отношению к местным СМИ. Иногда органы сельского или городского самоуправления сами находятся в сильной зависимости от региональной или центральной власти. Степень зависимости зависит, в первую очередь, от соответствующих ветвей законодательства (муниципального, областного, федерального, и, конечно, реального функционирования этого законодательства), и именно она во многом является показателем независимости СМИ. Например, жители сел Республики Татарстан безрезультатно пытаются реализовать свое право на местное самоуправление: «Тут же с ходу и выяснилось, что финансовых прав у новоявленной народной власти фактически ноль – 99 процентов расходов дотируется районным бюджетом, возможность иметь собственные источники доходов полностью зависит от милости районных чиновников… Именно в практическом отсутствии собственной налогооблагаемой базы – ахиллесова пята нынешнего местного самоуправления… От милости да политической продвинутости глав районов зависят сегодня все – будь то благополучное по меркам казанского самоуправления Аметьево, расположенный в «подбрюшье» столицы аграрный рай Столбищи или полунищие Отары, Карьер» [4]. «Не знаю, как препятствовать принятию пакета законов о реформировании местного самоуправления – этой надвигающейся на нашу страну чуме, – говорил на своей пресс-конференции губернатор Новгородской области М.Прусак. – Не хочу жить в жестко централизованном государстве без элементов гражданского общества» [5]. Четырьмя годами позже В.В.Путин подписал указ о досрочном прекращении полномочий губернатора Новгородской области М.Прусака. Такая же ситуация сложилась с другими губернаторами – К.Титовым (Самарская область), Л.Коротковым (Амурская область), И.Малаховым (Сахалинская область). Журнал столицы региона «СамаРа» пишет об этом очень аккуратно, не делая выводов, только перечисляя факты: «По сообщению пресс-службы Кремля, Константин Титов покинул пост губернатора по собственному желанию, хотя в ряде интервью, данных в конце 2006 года, он говорит о том, что об отставке не помышляет: «Я открыто скажу – нет, мне не хочется уходить в отставку. У меня еще масса незавершенных проектов, еще масса дел» [6]. Для «СамаРы» в целом характерно тяготение к западной безоценочности в материалах, содержащих угрозу безупречности власти, чего не скажешь о журнале «Pro Rostov», выбравшем, как мы уже говорили, оппозиционную редакционную политику. Активная гражданская позиция видна в каждом материале, во многом благодаря общественно-политическим настроениям журналистов и, в частности, главного редактора А.Толмачева. При этом, отметим вслед за руководителем аналитического отдела Института региональных проблем И. Дунаевой, на страницах региональной и городской прессы практически невозможно встретить мнение рядовых граждан о местном самоуправлении [7]. Ситуация усугубляется тем, что данная тема неинтересна и для журналистов. Традиционно она сложна для анализа, и основная масса корреспондентов считала ее «невыигрышной». При этом, пишет И.Дунаева, в России есть и регионы с высокой социальной активностью, в чем видится влияние региональной власти, и приводит в пример Пермскую область. В регионе социальные проекты реализуются на конкурсной основе, в ходе «Ярмарки социальных и культурных проектов». К реализации проектов и участию в конкурсах привлекаются представители всех слоев населения, а об их проведении пермяки оповещаются через СМИ. В области, где приветствуются конкуренция, независимая экспертиза, открытость крупных организаций и местного сообщества к диалогу, простор для развития есть и у СМИ. Все вышеперечисленное также обеспечивает аудиторию городскому журналу и способствует формированию целостной и правдивой картины городской жизни. Однако В.Л.Иваницкий отмечает, что недостаточно знать аудиторию – нужно уметь выстраивать с ней отношения, выбрать правильную коммуникативную стратегию. Ведь сегодня вопрос доверия аудитории к изданию – это вопрос не только самоощущения редакции, но и экономической состоятельности, общественной значимости [8]. Необходимость диалога между властью, бизнесом и обществом посредством средств массовой коммуникации на уровне городов начинает признаваться участниками всех этих сфер. Например, в самарском региональном журнале «Самара и Губерния» в постоянной рубрике «Гражданское общество» опубликован материал о регулярном семинаре, который организует редакция, под названием «Роль пресс-служб и СМИ в формировании социального партнерства: власть – бизнес – общество». Само наличие семинара, в котором принимают участие ученые, общественные деятели и представители местной и областной власти, говорит о готовности городского сообщества к конструктивному диалогу и формированию качественной городской среды. «Пресс-службы, как и СМИ, тоже несут ответственность за формирование общественного сознания. Кому, как не нам, знать о специфических проблемах наших территорий? Кто, как не мы, будет искать способы их решения, в том числе и путем распространения информации в авторитетных СМИ?» [9]. «Профессиональное информирование – единственный способ осуществлять эффективное взаимодействие, именуемое социальным партнерством, то, без чего нормальное функционирование любой системы в принципе невозможно», – уверяет ученый из Самары С.Исханова. Назначение социального партнерства заключается, в частности, в том, чтобы участники рынка осознали: любая организация должна быть партнером государства с одной стороны и своих работников (или населения, если это административная структура) – с другой. О принципах партнерства городской власти и СМИ в Воронеже пишет бизнес-консультант И. Романов в статье «Мост через желтое море» [10]. Анализируя встречу представителей СМИ с мэром города, автор выделяет три основных принципа сотрудничества – работать вместе в интересах города; оперировать не только негативной, но и позитивной информацией; ругая за дело, не забывать и похвалить. Свобода слова должна идти рука об руку с ответственностью, утверждает И.Романов. Когда под эгидой свободы слова террористам транслируются перемещения групп спецназа – это не свобода, это преступная халатность, считает он. Вопрос культуры работы с информацией, этический аспект ее использования становятся во главу угла. В борьбе с проблемами общества власть готова стать союзником СМИ, но при условии взаимного понимания и уважения. История журналистики ХХ в. показывает, что эволюция цензурного режима отражает движение института государства через все противоречия к открытому типу, соответственно, происходит демократизация аудитории журналистики, пишет Г.В.Жирков. Разумеется, государственные, профессиональные, деловые и прочие тайны остаются, остается и борьба за свободу слова и журналистики. Идеалам этой борьбы должен служить и городской журнал. Однако между властью, капиталом, журналистами и аудиторией целесообразны партнерские отношения, ведь в результате общественного договора возможны та степень свободы, которая будет учитывать общие интересы, и тот цензурный режим, который сведет число конфликтных ситуаций в регулировании информационных потоков к минимуму [11]. К сожалению, принцип партнерства не всегда воплощается в практической деятельности. Тот же журнал «Самара и Губерния» (и не только он), много внимания уделяющий на своих страницах темам социального диалога, отказался сотрудничать с автором данной статьи в связи с занятостью в подготовке номера. Таким образом, проблемы с реализацией задуманного возникают не только у властей, но и у журналистов, и у прочих участников социального диалога. Пожалуй, это одна из важнейших причин медленного приближения к идеалам открытого общества, во многом кроющаяся в особенностях менталитета. Ментальность есть составная часть национальной культуры, пишет В.В.Тулупов [12]. Ученый предлагает обратить внимания на те качества «русского характера», отраженные в произведениях отечественной классической литературы, историко-философских исследованиях (Н.Бердяева, С. Булгакова, И.Гончарова, Л.Гумилёва, Ф.Достоевского и др.), которые и в настоящее время присущи россиянам. Интересно, что на первом месте стоит именно противоречивость, проявившаяся, в частности, в указанной ситуации с журналом «Самара и Губерния». Среди других характеристик, пишет В.В.Тулупов, чаще всего называют ведомость и пассивность, преклонение перед красотой, незнание меры, проявляющееся в русской удали и размахе, покорность, вера в доброго царя или в судьбу, отсутствие самодисциплины. Но также выделяют силу воли, упорство, неприхотливость, практическую направленность ума, ловкость и рациональность, оптимизм, чувство единения друг с другом, примирительное отношение к народам-соседям. Отмечается и огромное влияние религии на менталитет. Есть городские журналы, уделяющие ей внимание практически в каждом номере, например, «Самара и губерния». Для русской культуры всегда было более характерно аскетическое презрение к материальным благам, уважение и почитание подвига высокой духовности, доходящей до «святости». В городских журналах эта черта находит применение в краеведческих рубриках: например, старооскольский «Мой город» публикует истории об отличившихся перед малой родиной людях в рубрике «Истории моего города». Другой аспект вышеперечисленных ментальных черт – публикации о героях сегодняшнего дня, работающих на благо общества: например, журнал «Pro Rostov» находит место для подобных материалов в нескольких рубриках – «Proфиль», «Proфессионалы». Видимо, с учетом особенностей русского менталитета сформировалась и исконная склонность российской журналистики к очерку, зарисовке, портретному интервью. И не исключено, что в том числе и отсутствие подвигов, «доходящих до святости», почти искоренило жанр очерка в сегодняшних периодических изданиях. Бытующие в российском обществе постулаты «Духовное выше материального», «Общее выше индивидуального», «Справедливость выше закона», «Будущее важнее настоящего и прошлого» важны в том числе как четкие разграничители общественно-политических изданий с тем же «глянцем». На более глубоком уровне это конфликт между, как минимум, двумя цивилизационными системами – русской и западной. Европейских идеалов придерживается, например, журнал «СамаРа», о чем говорят названия статей («Самарское ЖКХ: от советского гигантизма к европейской экономичности» [13]), авторские резюме материалов (статья «Дважды два меньше четырех?»: «Очевидно, что внедрять западную практику на российской почве придется долго, прежде чем выбранные бизнесом механизмы заработают эффективно» [14]). При этом журнал объективно относится к защищаемым ценностям и в ряде случаев критикует неудачную практику европейских стран. Главная тема выпуска, вынесенная на первую полосу – «Слияние или дробление? Практика эффективного управления». Рассматривается важный для провинциальных изданий вопрос о слиянии и дроблении регионов, попутно ставится проблема слияния и дробления бизнеса. Автор одного из материалов рассматривает эту ситуацию в условиях России, используя большое количество комментариев специалистов. А следующий материал посвящается сходным проблемам и способам их разрешения в Германии – с критикой и даже высмеиванием очевидно неконструктивных черт. При этом автор отражает и глобальные тенденции по данному вопросу, предлагая читателю достаточно широкий взгляд на проблему собственного региона, вписанного в общемировой контекст. В журналах досугово-развлекательного характера во главу угла, как правило, ставятся и не подвергаются сомнениям сугубо потребительские ценности. На то они и lifestyle (в пер. с англ. стиль жизни), чтобы пропагандировать свою позицию как единственно правильную, что по поределению противоречит требованиям классического журнала. Для городского журнала интересна российская традиция, выделяемая Т.И.Фроловой: «решать проблемы всем миром» [15], и задача журналистов здесь – организовать обсуждение, найти и соединить вместе компетентных людей, сделать их знания и опыт известными и представить к обсуждению. Быть способной к выработке алгоритмов решений есть показатель профессиональной зрелости журналистики, ее социальное качество, считает Т.И.Фролова. Мировой экономический кризис осложнил функционирование городской прессы. С одной стороны, усилились консолидирующая и образовательная роли политической коммуникации: обсуждаются и объясняются новые законы, поощряется политкорректность, акцент делается на общенациональных идеях и проектах, призванных объединить население. С другой стороны, эти тенденции пока не носят всеобщего характера, а многое существует только на словах. Вектор развития социальной журналистики, ментальные черты нашей аудитории вступают в противоречие с потерей доверия к СМИ, с небольшим количеством общественно-политических изданий, с зависимостью СМИ от властей и инвесторов. Разрешить эту проблему могут: образование группы независимых городских изданий; перемены в общественном сознании по отношению к СМИ, постепенно вводимые на уровне национальных и региональных идей, приоритетных направлений развития городской среды, соответствующих законодательных инициатив; соблюдение изданиями главных принципов качественной прессы: объективности, достоверности, независимости суждений, представительности мнений и т.д.
ЛИТЕРАТУРА
1. С принятием нового Федерального закона признаются утратившими силу ФЗ «Об экономической поддержке районных (городских) газет» и «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации». – (http://www.sbo-paper.ru/news/archive_rus/5680/) (13.12.08), свободный. 2. Подробнее см.: Острые углы круглого стола // De Facto. – 2007. – 3. Типология периодической печати / под ред. М.В.Шкондина, Л.Л.Реснянской. – М., 2007. – С.104. 4. Вишневский Д. В борьбе за это… // Казанские ведомости. – 2003. – 5. Мальков Е. Диалог с прессой // Новгородские ведомости. – 2003. – 6. Кольцова Д. Вертикаль // СамаРа. – 2007. – Сентябрь. – С.7. 7. Дунаева И. Региональные СМИ как зеркало: реформы местного самоуправления // Муниципальная власть. – 2003. – Сент.-окт. – С. 112 – 113. 8. Иваницкий В.Л. Концепция периодического издания и его коммуникативная стратегия // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. – 2005. – № 5. – С. 71 – 72. 9. Леонова Д. Роль пресс-служб и СМИ в формировании социального партнерства: власть – бизнес – общество // Самара и Губерния. – 2006. – № 2. – С.38. 10. Романов И. Мост через желтое море // De Facto. – 2008. – № 9. – 11. Жирков Г.В. Журналистика: исторические этюды и портреты. – СПб, 2007. – С. 635 – 657. 12. Тулупов В.В. Менталитет в системе маркетинга и менеджмента журналистики // Медийные стратегии современного мира. – Краснодар, 2008. – С. 149 – 160. 13. Самара. – 2007. – № 2. – С. 16 – 17. 14. Там же. – С.8. 15. Фролова Т.И. Социальные приоритеты в коммуникативных стратегиях российских СМИ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. – 2005. – № 1. – С.85. Н.В. Тодыбаева, Хакасский госуниверситет, студентка
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.127.153 (0.013 с.) |