Влияние объективных факторов на современное 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние объективных факторов на современное



СОСТОЯНИЕ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДСКОГО ЖУРНАЛА

 

Необходимость местной журналистики определяется уже самим существованием государств с их административно-территориальными структурами. Однако скептическое отношение к данному типу СМИ, зачастую ставящее под сомнение само их существование, сохраняется и в наше время.

Федеральное законодательство в области городских и районных СМИ «приближает нас к жизни по принципам правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой» [1]. Соответственно этому постулату особым Федеральным Законом 2004 г. признаны утратившими силу Федеральные Законы «Об экономической поддержке районных (городских) газет» и «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации». Россия стала одной из первых стран Европы, отказавшейся от создания особого общенационального экономического режима для СМИ. С одной стороны, это подавление социальной природы СМИ, ведь, согласно пирамиде А.Маслоу, в первую очередь удовлетворяются жизненно необходимые потребности, и ориентированные на потребление СМИ лучше всего продаются. С другой стороны, неоднозначны были и условия дотирования изданий: с каждым годом поправки к соответствующему закону все больше сужали типологические рамки изданий, отдавая предпочтение проправительственным газетам и журналам, что мешало функционированию механизма свободной конкуренции.

Помимо исчезнувших законов остались гранты Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и региональные законы, дающие субсидии и льготы государственным телерадиоорганизациям и периодическим изданиям. Так, в начале 1995 г. администрация Воронежской области издала постановление № 179 «О социальной защищенности работников районных газет», в котором главам районов было рекомендовано установить специальные надбавки к зарплате местных журналистов, а также предусмотрен ряд других мер. Спустя месяц в марте этого же года руководство области выпустило еще одно постановление – «О бесплатной подписке на районные газеты для ветеранов войны и труда», в соответствии с которым за счет районных бюджетов была обеспечена бесплатная подписка ветеранов войны и труда (10% от общей численности) на местные районные газеты, чем была оказана поддержка не только ветеранам, но и самим изданиям. Воронежский закон «Об информатизации Воронежской области» 1997 г. хоть и не предполагает никаких субсидий, но нацелен на «создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций». А формулировка статьи 5 обновленного Закона о СМИ 2004 г., на взгляд некоторых исследователей, не лишает органы власти, как субъектов РФ, так и муниципалитетов права принимать нормативные правовые акты по отдельным вопросам деятельности СМИ, в том числе экономической поддержке их деятельности. Однако, на сегодняшний день таких актов не много. В результате СМИ существуют на деньги инвестора, либо учатся функционировать в условиях свободной конкуренции.

В связи с таким положением дел набирает силу общественное обсуждение взаимодействия СМИ и местных властных структур. Результатом этого становится проведение семинаров с участием представителей областного правительства, муниципалитета, деятелей науки и журналистов-практиков, подобных прошедшему в октябре 2005 г. в администрации Воронежской области. Семинар «Средства массовой информации и реформа местного самоуправления» провели фонд развития информационной политики, избирательная комиссия Воронежской области и воронежская региональная организация Союза журналистов России. Инициаторами создания дискуссионного клуба для решения подобных вопросов выступили ФНС России по Воронежской области и воронежский журнал «De Facto». Например, сессия клуба в январе 2007 г. была посвящена проблемам выхода российской экономики из тени. Среди приглашенных были бизнесмены, политики, ученые, журналисты [2].

Какова же в таких условиях конъюнктура информационного рынка? В недавнем прошлом региональные и местные газеты по тиражам вытесняли центральные: по данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям за 2005 г., в структуре газетного рынка региональные и местные издания занимали 90%, межрегиональные – 8%, а общероссийские газеты – лишь 2%. Однако к 2008 г. ситуация значительно изменилась: доля местных изданий упала до 32,1%, межрегиональных – возросла до 33,1%, а общероссийских – увеличилась до 34,8%.

На журнальном рынке положение иное: региональные журналы занимали всего 8% против 92% центральных в 2005 г., а к 2007 г. соотношение стало исчисляться соответственно 36% и 64%. Предположительно, роль регионального и местного журнала возрастает вместе с тиражами, хотя здесь необходим качественный анализ ситуации.

Безусловно, универсальные издания уступают специальным. Лидирующие позиции в количественном отношении занимают рекламно-информационные (как сетевые – «Выбирай соблазны большого города», так и оригинальные – «Pulse», «Агромир Черноземья» в Воронеже, «Shopping. Люди и вещи» в Ростове-на-Дону и пр.) и деловые журналы (зачастую с системой бесплатной дистрибуции путем адресной рассылки – «Правильное решение», «InCorp» в Воронеже, «Квестор» в Старом Осколе и т.п.). Причина кроется, в первую очередь, в материальном факторе: выпуская рекламно-информационные издания, проще всего получить прибыль от рекламодателей. Следующий тип изданий также связан с финансовой составляющей: деловая пресса обеспечивает бизнес-коммуникацию. Между данными типами есть и взаимосвязь: ведь реклама – один из видов деловой коммуникации [3].

Неизменно большое количество специализированных и узкоспециализированных научных и профессиональных журналов в разделе рынка фактически не участвует: издатели – как правило, вузы и научные организации – выпускают их согласно целям небольшого научного сообщества («Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова», «Вестник Волжского университета им. В.Н.Татищева» в Тольятти и пр.). Такие издания выполняют первичную журнальную функцию – реферативную, функцию фиксации знания, не принося прибыль и не борясь за массовую аудиторию. Пожалуй, это один из типов журнала, менее всего зависящих от общественных преобразований.

Следующий же тип издания, получивший распространение в провинциальных городах, напротив, явился порождением новой формации и нового общественного устройства. Мы говорим о «глянце», lifestyle и прочихдосугово-развлекательных изданиях. В Воронеже ярким представителем такого направления являются «Litehouse», «Premium», в Ростове-на-Дону – «Pleasure», «Кто главный», «О!блик», в Самаре – «Город. Люди», «Большой город Самара» и т.д. Эти журналы склонны типологически смешиваться с рекламно-информационными («Выбирай») и некоторыми женскими («Шпилька») журналами. Мифотворчество глянцевых журналов в области описания «красивой жизни» находит отклик у аудитории. В условиях разобщенности городского сообщества на уровне минимальных административно-территориальных единиц и отсутствия национальной идеи человек находит выход в потреблении или хотя бы в наслаждении потреблением успешных людей на страницах журналов.

В меньшей степени на рынке присутствуют спортивные («Аллея спорта» в Воронеже), женские, мужские журналы, издания, посвященные компьютерам, Интернету и мобильной связи («IT Terra» в Воронеже), культурно-просветительские («Взор» в Самаре) и пр. – видимо, в силу большей частью внерегионального характера. Общественно-политические журналы в количественном отношении занимают наиболее «слабые» позиции, их качество так же невысоко. Среди журналов, позиционирующих себя как общественно-политические, есть издания оппозиционные, обличающие власть, с четко выраженной установкой на защиту прав жителей («Pro Rostov»); либеральные по отношению к власти, с долей критики общих положений управления, но без пристального внимания к проблемам отдельных людей («СамаРа»); целиком ушедшие в сферу рекламы и, соответственно, безыдейные, перенявшие от классического журнала лишь формат («Мой город», Старый Оскол). На наш взгляд, это связано с нежеланием или невозможностью журналов отстаивать свою позицию.

Проблема взаимоотношений региональных и, в большей степени, городских изданий с местной властью существует со времен «Уединенного пошехонца» (1786). В разных административно-территориальных единицах ее острота разной силы, но целиком она не исчезает. Данная проблема заключается не только в том, что местная администрация нелояльна по отношению к местным СМИ. Иногда органы сельского или городского самоуправления сами находятся в сильной зависимости от региональной или центральной власти. Степень зависимости зависит, в первую очередь, от соответствующих ветвей законодательства (муниципального, областного, федерального, и, конечно, реального функционирования этого законодательства), и именно она во многом является показателем независимости СМИ.

Например, жители сел Республики Татарстан безрезультатно пытаются реализовать свое право на местное самоуправление: «Тут же с ходу и выяснилось, что финансовых прав у новоявленной народной власти фактически ноль – 99 процентов расходов дотируется районным бюджетом, возможность иметь собственные источники доходов полностью зависит от милости районных чиновников… Именно в практическом отсутствии собственной налогооблагаемой базы – ахиллесова пята нынешнего местного самоуправления… От милости да политической продвинутости глав районов зависят сегодня все – будь то благополучное по меркам казанского самоуправления Аметьево, расположенный в «подбрюшье» столицы аграрный рай Столбищи или полунищие Отары, Карьер» [4]. «Не знаю, как препятствовать принятию пакета законов о реформировании местного самоуправления – этой надвигающейся на нашу страну чуме, – говорил на своей пресс-конференции губернатор Новгородской области М.Прусак. – Не хочу жить в жестко централизованном государстве без элементов гражданского общества» [5]. Четырьмя годами позже В.В.Путин подписал указ о досрочном прекращении полномочий губернатора Новгородской области М.Прусака. Такая же ситуация сложилась с другими губернаторами – К.Титовым (Самарская область), Л.Коротковым (Амурская область), И.Малаховым (Сахалинская область). Журнал столицы региона «СамаРа» пишет об этом очень аккуратно, не делая выводов, только перечисляя факты: «По сообщению пресс-службы Кремля, Константин Титов покинул пост губернатора по собственному желанию, хотя в ряде интервью, данных в конце 2006 года, он говорит о том, что об отставке не помышляет: «Я открыто скажу – нет, мне не хочется уходить в отставку. У меня еще масса незавершенных проектов, еще масса дел» [6]. Для «СамаРы» в целом характерно тяготение к западной безоценочности в материалах, содержащих угрозу безупречности власти, чего не скажешь о журнале «Pro Rostov», выбравшем, как мы уже говорили, оппозиционную редакционную политику. Активная гражданская позиция видна в каждом материале, во многом благодаря общественно-политическим настроениям журналистов и, в частности, главного редактора А.Толмачева.

При этом, отметим вслед за руководителем аналитического отдела Института региональных проблем И. Дунаевой, на страницах региональной и городской прессы практически невозможно встретить мнение рядовых граждан о местном самоуправлении [7]. Ситуация усугубляется тем, что данная тема неинтересна и для журналистов. Традиционно она сложна для анализа, и основная масса корреспондентов считала ее «невыигрышной». При этом, пишет И.Дунаева, в России есть и регионы с высокой социальной активностью, в чем видится влияние региональной власти, и приводит в пример Пермскую область. В регионе социальные проекты реализуются на конкурсной основе, в ходе «Ярмарки социальных и культурных проектов». К реализации проектов и участию в конкурсах привлекаются представители всех слоев населения, а об их проведении пермяки оповещаются через СМИ. В области, где приветствуются конкуренция, независимая экспертиза, открытость крупных организаций и местного сообщества к диалогу, простор для развития есть и у СМИ. Все вышеперечисленное также обеспечивает аудиторию городскому журналу и способствует формированию целостной и правдивой картины городской жизни.

Однако В.Л.Иваницкий отмечает, что недостаточно знать аудиторию – нужно уметь выстраивать с ней отношения, выбрать правильную коммуникативную стратегию. Ведь сегодня вопрос доверия аудитории к изданию – это вопрос не только самоощущения редакции, но и экономической состоятельности, общественной значимости [8]. Необходимость диалога между властью, бизнесом и обществом посредством средств массовой коммуникации на уровне городов начинает признаваться участниками всех этих сфер. Например, в самарском региональном журнале «Самара и Губерния» в постоянной рубрике «Гражданское общество» опубликован материал о регулярном семинаре, который организует редакция, под названием «Роль пресс-служб и СМИ в формировании социального партнерства: власть – бизнес – общество». Само наличие семинара, в котором принимают участие ученые, общественные деятели и представители местной и областной власти, говорит о готовности городского сообщества к конструктивному диалогу и формированию качественной городской среды. «Пресс-службы, как и СМИ, тоже несут ответственность за формирование общественного сознания. Кому, как не нам, знать о специфических проблемах наших территорий? Кто, как не мы, будет искать способы их решения, в том числе и путем распространения информации в авторитетных СМИ?» [9]. «Профессиональное информирование – единственный способ осуществлять эффективное взаимодействие, именуемое социальным партнерством, то, без чего нормальное функционирование любой системы в принципе невозможно», – уверяет ученый из Самары С.Исханова.

Назначение социального партнерства заключается, в частности, в том, чтобы участники рынка осознали: любая организация должна быть партнером государства с одной стороны и своих работников (или населения, если это административная структура) – с другой. О принципах партнерства городской власти и СМИ в Воронеже пишет бизнес-консультант И. Романов в статье «Мост через желтое море» [10]. Анализируя встречу представителей СМИ с мэром города, автор выделяет три основных принципа сотрудничества – работать вместе в интересах города; оперировать не только негативной, но и позитивной информацией; ругая за дело, не забывать и похвалить. Свобода слова должна идти рука об руку с ответственностью, утверждает И.Романов. Когда под эгидой свободы слова террористам транслируются перемещения групп спецназа – это не свобода, это преступная халатность, считает он. Вопрос культуры работы с информацией, этический аспект ее использования становятся во главу угла. В борьбе с проблемами общества власть готова стать союзником СМИ, но при условии взаимного понимания и уважения.

История журналистики ХХ в. показывает, что эволюция цензурного режима отражает движение института государства через все противоречия к открытому типу, соответственно, происходит демократизация аудитории журналистики, пишет Г.В.Жирков. Разумеется, государственные, профессиональные, деловые и прочие тайны остаются, остается и борьба за свободу слова и журналистики. Идеалам этой борьбы должен служить и городской журнал. Однако между властью, капиталом, журналистами и аудиторией целесообразны партнерские отношения, ведь в результате общественного договора возможны та степень свободы, которая будет учитывать общие интересы, и тот цензурный режим, который сведет число конфликтных ситуаций в регулировании информационных потоков к минимуму [11].

К сожалению, принцип партнерства не всегда воплощается в практической деятельности. Тот же журнал «Самара и Губерния» (и не только он), много внимания уделяющий на своих страницах темам социального диалога, отказался сотрудничать с автором данной статьи в связи с занятостью в подготовке номера. Таким образом, проблемы с реализацией задуманного возникают не только у властей, но и у журналистов, и у прочих участников социального диалога. Пожалуй, это одна из важнейших причин медленного приближения к идеалам открытого общества, во многом кроющаяся в особенностях менталитета.

Ментальность есть составная часть национальной культуры, пишет В.В.Тулупов [12]. Ученый предлагает обратить внимания на те качества «русского характера», отраженные в произведениях отечественной классической литературы, историко-философских исследованиях (Н.Бердяева, С. Булгакова, И.Гончарова, Л.Гумилёва, Ф.Достоевского и др.), которые и в настоящее время присущи россиянам. Интересно, что на первом месте стоит именно противоречивость, проявившаяся, в частности, в указанной ситуации с журналом «Самара и Губерния». Среди других характеристик, пишет В.В.Тулупов, чаще всего называют ведомость и пассивность, преклонение перед красотой, незнание меры, проявляющееся в русской удали и размахе, покорность, вера в доброго царя или в судьбу, отсутствие самодисциплины. Но также выделяют силу воли, упорство, неприхотливость, практическую направленность ума, ловкость и рациональность, оптимизм, чувство единения друг с другом, примирительное отношение к народам-соседям.

Отмечается и огромное влияние религии на менталитет. Есть городские журналы, уделяющие ей внимание практически в каждом номере, например, «Самара и губерния». Для русской культуры всегда было более характерно аскетическое презрение к материальным благам, уважение и почитание подвига высокой духовности, доходящей до «святости». В городских журналах эта черта находит применение в краеведческих рубриках: например, старооскольский «Мой город» публикует истории об отличившихся перед малой родиной людях в рубрике «Истории моего города». Другой аспект вышеперечисленных ментальных черт – публикации о героях сегодняшнего дня, работающих на благо общества: например, журнал «Pro Rostov» находит место для подобных материалов в нескольких рубриках – «Proфиль», «Proфессионалы». Видимо, с учетом особенностей русского менталитета сформировалась и исконная склонность российской журналистики к очерку, зарисовке, портретному интервью. И не исключено, что в том числе и отсутствие подвигов, «доходящих до святости», почти искоренило жанр очерка в сегодняшних периодических изданиях.

Бытующие в российском обществе постулаты «Духовное выше материального», «Общее выше индивидуального», «Справедливость выше закона», «Будущее важнее настоящего и прошлого» важны в том числе как четкие разграничители общественно-политических изданий с тем же «глянцем». На более глубоком уровне это конфликт между, как минимум, двумя цивилизационными системами – русской и западной. Европейских идеалов придерживается, например, журнал «СамаРа», о чем говорят названия статей («Самарское ЖКХ: от советского гигантизма к европейской экономичности» [13]), авторские резюме материалов (статья «Дважды два меньше четырех?»: «Очевидно, что внедрять западную практику на российской почве придется долго, прежде чем выбранные бизнесом механизмы заработают эффективно» [14]). При этом журнал объективно относится к защищаемым ценностям и в ряде случаев критикует неудачную практику европейских стран. Главная тема выпуска, вынесенная на первую полосу – «Слияние или дробление? Практика эффективного управления». Рассматривается важный для провинциальных изданий вопрос о слиянии и дроблении регионов, попутно ставится проблема слияния и дробления бизнеса. Автор одного из материалов рассматривает эту ситуацию в условиях России, используя большое количество комментариев специалистов. А следующий материал посвящается сходным проблемам и способам их разрешения в Германии – с критикой и даже высмеиванием очевидно неконструктивных черт. При этом автор отражает и глобальные тенденции по данному вопросу, предлагая читателю достаточно широкий взгляд на проблему собственного региона, вписанного в общемировой контекст.

В журналах досугово-развлекательного характера во главу угла, как правило, ставятся и не подвергаются сомнениям сугубо потребительские ценности. На то они и lifestyle (в пер. с англ. стиль жизни), чтобы пропагандировать свою позицию как единственно правильную, что по поределению противоречит требованиям классического журнала. Для городского журнала интересна российская традиция, выделяемая Т.И.Фроловой: «решать проблемы всем миром» [15], и задача журналистов здесь – организовать обсуждение, найти и соединить вместе компетентных людей, сделать их знания и опыт известными и представить к обсуждению. Быть способной к выработке алгоритмов решений есть показатель профессиональной зрелости журналистики, ее социальное качество, считает Т.И.Фролова.

Мировой экономический кризис осложнил функционирование городской прессы. С одной стороны, усилились консолидирующая и образовательная роли политической коммуникации: обсуждаются и объясняются новые законы, поощряется политкорректность, акцент делается на общенациональных идеях и проектах, призванных объединить население. С другой стороны, эти тенденции пока не носят всеобщего характера, а многое существует только на словах. Вектор развития социальной журналистики, ментальные черты нашей аудитории вступают в противоречие с потерей доверия к СМИ, с небольшим количеством общественно-политических изданий, с зависимостью СМИ от властей и инвесторов. Разрешить эту проблему могут: образование группы независимых городских изданий; перемены в общественном сознании по отношению к СМИ, постепенно вводимые на уровне национальных и региональных идей, приоритетных направлений развития городской среды, соответствующих законодательных инициатив; соблюдение изданиями главных принципов качественной прессы: объективности, достоверности, независимости суждений, представительности мнений и т.д.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. С принятием нового Федерального закона признаются утратившими силу ФЗ «Об экономической поддержке районных (городских) газет» и «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации». – (http://www.sbo-paper.ru/news/archive_rus/5680/) (13.12.08), свободный.

2. Подробнее см.: Острые углы круглого стола // De Facto. – 2007. –
№ 01-02. – С. 10 – 12.

3. Типология периодической печати / под ред. М.В.Шкондина, Л.Л.Реснянской. – М., 2007. – С.104.

4. Вишневский Д. В борьбе за это… // Казанские ведомости. – 2003. –
4 апреля.

5. Мальков Е. Диалог с прессой // Новгородские ведомости. – 2003. –
3 февраля.

6. Кольцова Д. Вертикаль // СамаРа. – 2007. – Сентябрь. – С.7.

7. Дунаева И. Региональные СМИ как зеркало: реформы местного самоуправления // Муниципальная власть. – 2003. – Сент.-окт. – С. 112 – 113.

8. Иваницкий В.Л. Концепция периодического издания и его коммуникативная стратегия // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. – 2005. – № 5. – С. 71 – 72.

9. Леонова Д. Роль пресс-служб и СМИ в формировании социального партнерства: власть – бизнес – общество // Самара и Губерния. – 2006. – № 2. – С.38.

10. Романов И. Мост через желтое море // De Facto. – 2008. – № 9. –
С. 32 – 33.

11. Жирков Г.В. Журналистика: исторические этюды и портреты. – СПб, 2007. – С. 635 – 657.

12. Тулупов В.В. Менталитет в системе маркетинга и менеджмента журналистики // Медийные стратегии современного мира. – Краснодар, 2008. – С. 149 – 160.

13. Самара. – 2007. – № 2. – С. 16 – 17.

14. Там же. – С.8.

15. Фролова Т.И. Социальные приоритеты в коммуникативных стратегиях российских СМИ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. – 2005. – № 1. – С.85.


Н.В. Тодыбаева, Хакасский госуниверситет, студентка

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.85 (0.022 с.)