Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности формирования и перспективы развития виртуального информационного пространства

Поиск

Современной России

 

Современный период формирования российского информационного поля характеризуется увеличением масштабов применения информационных технологий, и сопровождается процессами активной интернетизации общества, политики, экономики и других сфер жизни человека. Интернет – это удобный и доступный источник информации, принципиально преобразующий всю систему накопления, хранения, распространения, обобщения и использования коллективного опыта всего человечества. Интернет как новая информационная среда предполагает специфические средства деятельности в ней, развивает социальное взаимодействие индивидов, групп, социумов. Проявление интернетизации российского информационного пространства многогранно во всех социальных институтах общества и характеризуется рядом факторов.

Во-первых, возрастающими тенденциями распространения Интернета в России. По прогнозам компании eMarketer в 2008 г. число постоянных пользователей Интернета в России составило 40,3 млн., в 2009 г. будет приравниваться к 45,4 млн., а в 2010 г. составит свыше 50 миллионов, к 2012 году 43 процента россиян станут пользователями Сети [1]. Однако более прогрессивные темпы роста числа пользователей Интернета в России прогнозируют РИА «Новости», согласно их данным только в 2009 г. число «инетчиков» вырастет на 34% и составит около 63 млн. человек [2].

Во-вторых, формированием в России «Open Space» – открытого пространства, в котором Интернет-общающиеся, бизнес-организации, социальные и государственные институты имеют возможности саморепрезентации, обмена информацией, интерактивной связи в виртуальной плоскости. При этом артикуляция и агрегирование информации в сети Интернет не подлежит ограничениям, и круг собеседников не ограничивается границами государств, социальным статусом, демографическими и другими характеристиками.

В-третьих, трансформацией личности в Интернет-социуме, когда «индивид погружается в виртуальную реальность … воспринимает мир как игровую среду, сознавая ее условность, управляемость ее параметров и возможность выхода из нее» [3]. Под воздействием Интернета происходят, прежде всего, изменения идентификации и идентичности человека, что становиться возможным посредством блоггинга, чата, программ ICQ или сайтов, подобных www.youtube.com, www.rutube.ru, www.livejournal.com, www.odnoklassniki.ru.

В-четвертых, в сети Рунет контитуируются новые социальные практики и элементы коммуникации. Интерактивность становится ключевым принципом электронной коммуникации, и для ее осуществления необходимы графические субституты, такие как модернити аббревиатуры, транскрибы и сокращения наиболее употребляемых слов и выражений в Интернет-пространстве –
«e-Citizen», «e-lancer», «LiveJournal» и т.д. А также институализируются множество виртуальных образований – виртуальные миры (Диптаун), Интернет-партии (www.internetparty.org), псевдогосударства (www.sealandgov.com) и своеобразные отражения реальных государств (www.respublika.ru В.Третьякова).

В-пятых, виртуализируются социальные институты – бизнес, государство, политика, экономика, культура, продуцирующие информационное поле страны и распространяющие информацию во внешнюю среду. Ряд ученных доказали трансформацию политики в виртуальное пространство: Н.Луман определил, что существуют четкие структурные сопряжения между медийной системой и системой политической [4], П.Бурдье, что заставить воспринимать себя в политическом поле агенты могут только с помощью медиа [5], а П.Шампань, что «изменилось само содержание того, что медиа называют «политикой» [6]. Виртуализация политики может привести к формированию электронного правительства или парламента, а также реальных социальных общностей в виртуальном пространстве, таких как виртуальные микронации [7], обмениваются взаимным дипломатическим признанием и поддерживают друг друга в конфликтах с реальными государствами.

Данные факторы во многом определяют структуру информационного поля, формирующуюся в виртуальной плоскости, а также деформацию традиционных средств коммуникации (газета, теле-новости и т.д.) в Интернет-средства. К примеру, Г.Рейнгольд четко описывает различные примеры коммуникаций между членами социальных групп на базе таких средств коммуникации как списки рассылки, новостные списки, многопользовательские сообщества, чат [8]. Рассмотрим подробнее данные элементы как входящие в структуру виртуального информационного пространства, функционирующие самопроизвольно, автономно и продуктивно в Интернет-среде:

- рассылка – это письма с определенной информацией, поступающие на электронный адрес в виде простого сообщения, тематического журнала, пресс-релиза и т.д., выполненная в текстовом или html варианте, позволяющие пользователю самостоятельно решать – подписаться или нет на нее [9].

- новостные списки – это удобное средство группировки подписчиков, получающих определенные новостные сообщения [10].

- многопользовательские сообщества – сообщества круг пользователей и время использования, которых не ограничены: потребителей – «Сотовик» (www.sotovik.ru), профессиональные – E-xecutive (www.e-xecutive.ru), прямого общения – «Кроватка» (www.krovatka.ru), увлечений – автомоделистов (www.sarum.ru), гендерные – (http://www.mother.ru/,http://www.mama.ru), протестные – (www.kirkorov.net) и т.д.

- чат – сетевое средство общения в режиме реального времени, а также программное обеспечение, позволяющее организовывать такое общение в следующих типах в зависимости от применения: групповая коммуникация (all2all) – IRC, Jabber, AVACS Live Chat и персональные коммуникации (p2p) – ICQ, Jabber, Skype, Yahoo! Messenger, AOL Instant Messenger, Hamachi.

На наш взгляд, необходимо также отметить в качестве структурных элементов виртуального информационного пространства России еще ряд элементов. Блоги, являющиеся одной из наиболее распросатраненных форм коммуникаций настоящего времени. Среди всего их многообразия целесообразно отметить блоги Live Journal, Liveinternet.ru и другие блог-сервисы и программы, например, http://www.mblog.ru. Другим элементом являются веб-форумы – класс веб-приложений для организации общения посетителей веб-сайта, где используется правила гибкого разграничение доступа к сообщениям. В качестве примеров общедоступных форумов Рунета, чтение и создание новых сообщений в которых доступны любым случайным посетителям выделим www.lenta.ru, www.compromat.ru, vlasti.net, а корпоративным форумам с предварительной регистрацией можно отнести www.openproj.ru, forums.akella-online.ru и zaikanie.goodboard.ru. И последним значимым коммуникативным элементом является видеохостинг – сайт, позволяющий загружать и просматривать видео в браузере через специальный Flash-плеер. Сервис YouTube был первым видеохостингом и совершил революцию увлечением активных пользователей интернета стал просмотр видеосюжетов онлайн. Так, в 2007 г. трафик YouTube превысил суммарный трафик всего интернета образца 2000 года [11].

Однако виртуальное информационное пространство современной России формируется непосредственно официальными информационными сайтами и порталами. Многообразие функционирующих в Рунете Интернет-сайтов возможно дифференцировать по сферам деятельности, которые целесообразно рассмотреть подробнее. Так, в сфере политики информационное поле структурируется официальными сайтами политических партий (www.edinros.ru, www.ldpr.ru, www.patriot-rus.ru), политических лидеров (www.medvedev2008.ru, www.volya-naroda.ru), органов государственной власти (www.government.ru, www.cikrf.ru, www.gduma.ru) и региональными государственными структурами (www.saratov.gov.ru, www.gov.karelia.ru). Тенденции развития российского виртуального информационного пространства в политической сфере жизнедеятельности оцениваются исследователями неоднозначно, к примеру, Б.В.Марков отмечает, что воздействие Интернета существенно меняет условия развития власти: с одной стороны появляются возможности (техники), угрожающие демократии (распространение несанкционированной информации, новые возможности для координации преступных групп и т.д.) с другой стороны, развитие телекоммуникаций дает новые шансы демократизации на мировом уровне [12].

В сфере экономики Интернет-ресурсы представлены в большинстве своем официальными сайтами организаций (www.riccom.ru, petrsu.karelia.ru, www.s-vesna.ru). А также различными интерактивными элементами e-commerce в каждом из направлений B2B (бизнес – бизнесу), B2G (бизнес – государству), B2C (бизнес – клиенту), C2C (клиент – клиенту), G2B (государство – бизнесу). В сфере бизнеса активно развиваются Интернет-магазины (www.ozon.ru, www.mvideo.ru), Интернет-аукционы (molotok.ru, www.e-bay.ru), Интернет-реклама (www.pr-internet.ru, www.DarkFire.ru) и виртуальные платежные системы (www.money.by.ru, www.money.yandex.ru). На наш взгляд, содержание информации об экономической деятельности хозяйствующих субъектов в виртуальной плоскости, увеличение масштабов использования информационных ресурсосберегающих технологий, минимизация издержек в электронной сети позволяют экономическим субъектам и объектам наиболее эффективно позиционировать себя посредством Интернет.

Развитие виртуального информационного поля в сфере культуры привело к появлению таких форм, как медиа искусство (media art), сетевое искусство (net art), искусство программного обеспечения (software art). Получают развитие новые направления виртуального искусства web-дизайн, «АРТ-пространство», флеш-открытки, визуальная графика. Активно используются новейшие цифровые технологии, обеспечивающие высокое качество изображений мультимедийных научных, просветительских и образовательных программ, к примеру, Интернет-обучение (www1.nks.no/eurodl/index.html; www.edulinks.de), «Виртуальная галерея искусств» (www.museum.ru), «Русский музей: виртуальный филиал» (www.rusmuseum.ru/muse-um/projects/kibermuseum). Особенностью информационного массива данной сферы жизни привело к тому, что исторические и культурные достояния страны становятся доступными для всей категории пользователей Рунет, вне зависимости от материальных и территориальных возможностей их просмотра в реальной жизни.

Таким образом, современное российское информационное пространство начинает обогащаться инновационными технологиями и механизмами. Среди данных механизмов зможно отметить следующие [12]:

- структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы;

- возросшее осознание важности информации и информационных технологий;

- растущее осознание необходимости компьютерной грамотности;

- широкое распространение компьютеров и информационной технологии;

- развитие компьютеризации и информатизации общества и образования;

- поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций.

- широкое распространение - компьютерные вирусы и вредоносные программы по всему миру.

В целом, формирование и развитие информационного поля, как в России, так и в мировом масштабе характеризуется постепенным вытеснением традиционных средств коммуникации их виртуальными аналогами. В этом аспекте примечательная теория А.М.Орлова, который доказывает, что существующая стабильная пограничная зона между человеком и миром начинает размываться, учащается переход в мир «неоптимального режима существования» [14]. Ситуация с размыванием границ средствами электронных технологий Орлову представляется в двух аспектах. С одной стороны компьютерная виртуальная реальность сама формируется в определенный институт с целью адаптации в многомерном, многослойном мире психической свободы, а с другой стороны может создавать негативный для пользователей «электронный суррогат медиации и молитвы». Другой исследователь – О.В.Падерина – также неоднозначно оценивает влияние интернетизации выделяет два бинаправленных сценария его развития – пессимистический и оптимистический [14]. В соответствии с пессимистическим сценарием – Интернет, ослабляя институциональный контроль, конечном счете, подталкивают человеческую цивилизацию к хаосу и катастрофе, так как Интернет вытесняет традиционную структуру институтов общества. Оптимистический прогноз гласит: «развитие сети привет к тому, что постепенно … не будут востребованы такие институты, как государственные границы, таможни, армии в их традиционном понимании». Следовательно, научно-технический прогресс порождает множество технологических нововведений, позволяющих расширить информационное пространство индивида, группы, организации, региона и государства в целом.

Современное виртуальное информационное пространство России находиться на стадии своего становления и развития. Масштабность, территориальная независимость, оптимальная стоимость и рост числа пользователей виртуальными коммуникациями являются гарантами их дальнейшего распространения. Существующая к настоящему моменту практика их реализации характеризуется также некоторыми социальными проблемами. К примеру, Рунет и блогосфера представлены многообразием web-страничек неправительственных объединений, неформальных активистских групп и инициатив, имеются собственные информационные агентства. Однако третий сектор и гражданское общество представлены в Интернет-сети недостаточно полно, между обществом и государством в сети отсутствует необходимая интернет-связь, не разрабатывается социальная реклама и акции кибер-протеста и медиа-активизма. Данные проблемы напрямую связаны с процессами развития информационных и демократических процессов в России, что требует дальнейшее теоретической разработки обозначенных проблемных зон виртуализации социально-политического пространства.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Аналитики предсказали взрывной рост Рунета // http://lenta.ru/news/2008/02/08/runet, свободный.

2. http://internet.cnews.ru/, свободный.

3. Иванов Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.0. – СПб.: Петербургское востоковеденье, 2002. – С.76.

4. Луман Н. Реальность массмедиа. – М.: Праксис, 2005.

5. Бурдье П. Социология социального пространства / Пер. с фр.; общ. ред. и послесл. Н.А.Шматко. – М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 2005.

6. Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра. – М.: Socio-Logos, 1997. – С. 154 – 155.

7. www.micronations.net, свободный.

8. Rheingold H. The Virtual Community: Homcsteading on the Electronic Frontier. – New York: HarperCollins, 1993.

9. http://www.vsemnado.info/texts/hi-tech/kakoyservisrassylokvybrat.php, свободный.

10. http://dev.1c-bitrix.ru/user_help/service/subscribe/rubric_admin.php, свободный.

11. http://topnews.ru/news_id_18771.html, свободный.

12. Марков Б.В. Демократия и Интернет // Технологии информационного общества – Интернет и современное общество: Материалы Всероссийской объединенной конференции. СПб., 20-24 ноября 2000 г. – СПб.: СПбГУ, 2000. – С.48.

13. Мартин У. Дж. Информационное общество / Теория и практика общественно-научной информации. Ежеквартальник / АН СССР. ИНИОН; Редкол.: В.А.Виноградов (гл. ред.) и др. – М., 1990. – №3. – С. 115 – 123.

14. Орлов А.М. Экология виртуальной реальности. – М.: ТОО ПКФ «ЛЕРУША», 1997. – С. 10 – 11.

15. Падерина О.В. Традиционные институты и Интернет / Человек в виртуальном мире. Материалы межвузовской конференции. – Казань, 2003. – С. 57 – 59.

 

 

Т.В. Мозжухина, РГГУ, ИУП (г. Москва), доцент

 

Дистанционное образование: проблемы и перспективы

«Я стремился сделать эти эпизоды пoхожими на видеоигру…

создать ощущение виртуальности происходящего».

Из интервью Т.Китано [1]

Современное образование невозможно представить без развития Интернета. Тотальная компьютеризация позволяет обеспечить электронной образовательной базой все больше районов планеты, т.о. информационная сфера приобретает глобальные масштабы.

С развитием электронной информационной базы современное образование переживает процесс становления и совершенствования.

На нынешнем этапе развития существует ряд проблем дистанционного образования в отдаленных районах нашей страны.

Автор данной статьи в течениее последнего учебного семестра осуществляла преподавание и проверку знаний студентов-заочников РГГУ в Сургуте и Ноябрьске по ряду гуманитарных предметов: история мировых цивилизаций, культурология, философия.

При проведении дистанционной лекции пришлось столкнуться с определенными трудностями: из-за непогоды спутниковая связь то и дело прерывалась, и, в конце концов, лекцию пришлось прекратить из-за технических проблем связи. Проблемы были и с контактом отдаленной аудитории. Традиционное преподавание включает в себя непосредственный контакт с аудиторией, при необходимости переходящий в диалог. В случае дистанционного преподавания на данном этапе необходима разработка новой тактики общения с аудиторией студентов для достижения необходимой реакции виртуального зала.

Что касается письменных отчетов студентов, то здесь тоже немало трудностей и «подводных камней», в том числе связанных и с легкой доступностью электронных баз Интернета для компиляции файлов отчетных работ студентов.

Для распознавания того, что работа создана несамостоятельно, существуют различные способы распознавания и проверки. Один из таких способов – проверить на сайте antiplagiat.ru. Интернет-сервис AntiPlagiat.ru предлагает пользователям набор услуг, связанных с технологией проверки текстовых документов на наличие заимствований из общедоступных сетевых источников.

Однако не каждый Интернет-пользователь может иметь выход на данный сайт. Это зависит от совместимости соответствующих программ.

Существует и более «кустарный способ», принцип которого в определении косвенных признаков технического характера пользования Интернета или сканирования печатных изданий в тексте. Например, наличие определенных знаков в тексте, которые никаким образом не могут появиться в тексте, набираемым студентом самостоятельно.

Кроме того, сканирование печатных статей энциклопедий и других изданий, имеющих форму столбцов, обычно имеют знаки переносов в тексте, на что обычно студенты, создающие виртуальный текст компиляторного плана, не обращают внимание.

Таким образом, нерадивые студенты, использующие порой целые блоки подобных тематических текстов, рискуют получить, в лучшем случае, сниженную оценку – если, конечно, они выполнили основные требования к оформлению текстов. Отчетные работы студентов, состоящие сплошь из сканированных блоков, вовсе не подлежат оценке.

Отсутствие возможности консультировать персонально по требованиям, нормам и стандартам, предъявляемым Высшей Школой к отчетным работам студентов, приводит довольно часто к тому, что работы не соответствуют необходимому уровню.

Осмелюсь предположить, что данная проблема, прежде всего, связана с отношением студента – заочника к своим обязанностям, с одной стороны, и тем, что стиль дистанционного образования еще не совершенен, с другой стороны.

Дело в том, что на сайте обязательно существует письменное подробное разъяснение требований. Однако не каждый студент считает своей обязанностью с этим ознакомиться, считая себя подготовленным к подобного рода требованиям, толи надеется на тематические файлы Интернета, что как правило, каждый в той или иной степени использует в отчете, однако, почти никогда не ссылаясь на эту информацию – ни в списке использованной литературы, ни в сносках.

На мой взгляд, зачастую эта черта студента трактуется как простая халатность, однако приносящая создателю отчетного файла серьезную неудачу.

На сайте Управление регионального развития РГГУ http://urrdo.rggu.ru/ расположена информация о возможностях развития и предоставления образовательных услуг, в соответствии с п.4 «Порядка использования дистанционных образовательных технологий», утвержденному Приказом Минобрнауки России от 6 мая 2005 года, № 137.

«Российский государственный гуманитарный университет наряду с традиционными формами обучения использует также дистанционные образовательные технологии, которые реализуются посредством применения информационных и телекоммуникационных технологий.

Целью использования дистанционнй образовательных технологий образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания» [2].

На сайте расположено расписание видеоконсультаций, даны подробные методические рекомендации по оформлению отчетных заданий с примерами [3].

Любой человек может выйти на сервер дистанционного образования (ДО) [4]. В настоящий момент РГГУ имеет девять серверов ДО: Волгоград, Кызыл, Липецк, Нижний Тагил, Ноябрьск, Пермь, Ставрополь, Сургут, Тула. На серверах предоставляется доступ к учебным и методическим материалам студентам РГГУ, проживающим в указанных городах. На данный момент дистанционное обучение предоставляется по следующим специальностям: Государственное муниципальное управление; Документационное обеспечение управления; Менеджмент организации; Мировая экономики; Прикладная информатика в информационной сфере; Прикладная информатика в экономике; Связи с общественностью; Финансы и кредит; Экономика и управление; Юриспруденция. На сайте даны учебные планы по указанным специальностям.

Для пользования сервером необходима регистрация, студентам, впрочем, как и преподавательскому составу, дают пароль и логин. Таким образом, вход на сервер возможен только для зарегистрированных пользователей. Студентам доступны дисциплины, которые предусмотрены учебным планом текущего семестра. Для взаимосвязи существует ФОРУМ каждого сервера, где любой из зарегистрированных пользователей может оставить информацию, а студенты имеют возможность задать свои вопросы.

На каждом региональном сервере расположена информация об истории образования города, этимологии его названия, экономических особенностях в историческом аспекте, социальном составе его жителей и т.п. Файл с информацией открывается, с использованием программы Acrobat Reader.

На страничке каждого регионального сервера дана следующая информация о контактах обратной связи с предоставляющей дистанционное образование стороной – т.е. РГГУ, а именно: АДМИНИСТРАТОР: urr@rggu.ru ООО «ИСОТ» Ноябрьск: npisot@yandex.ru тел./факс: 8 3496 395111 Доп. офис ООО «ИСОТ» в г. Сургут: sf_npisot@mail.ru тел./факс: 8 3462 521060 Доп. офис ООО «ИСОТ» в г. Москве: isot-msk@yandex.ru тел./факс: 8 495 2506887 urr@rggu.ru.

Обязательной составляющей региональной странички является календарь, информация о балльной системе оценок и электронная зачетная книжка студента, где каждый может проверить свою успеваемость, чтобы узнать свои оценки, студент должен следовать следующему алгоритму: 1) ссылка «оценки»; 2) в верхнем левом углу ссылка «choose an action»; 3) далее ссылка «overview report» [5]. Бальная система выбрана в пределах 100 баллов, из которых «неуду» соответствует от нуля до пятидесяти; «международной» – от пятидесяти одного до восьмидесяти, «хорошо» – от восьмидесяти до девяносто, все, что выше – «отлично».

Каждый региональный сервер содержит методические рекомендации и примеры оформления электронных отчетных работа именно: образец титульного листа дипломной работы; образец титульного листа курсовой работы; образец титульного листа реферата 1; образец титульного листа реферата 2; методические рекомендации по оформлению курсовых работ.

Для каждой дисциплины существует своя ниша. Что касается общегуманитарных дисциплин – каждая из четырнадцати дисциплин, как правило, изучаемых на начальных курсах, целенаправленно представлена. Это такие дисциплины, как: Административное право; Информационная эвристика; История мировых цивилизаций; История науки; История России нового времени; История России. Часть 1; Культурология; Русский язык и культура речи; Физическая культура; Философия; Этика и культура управления; Математика; Основы алгебры и геометрии; Иностранный язык. Далее каждый преподаватель, используя индивидуальный логин и пароль, выходит на сайт своей дисциплины, где студенты-заочники дистанционного образования представляют свои отчетные работы, курсовые и т.п. Кроме того, на сервере можно видеть информацию о том, кто из числа зарегистрированных пользователей находится в текущий момент в данной зоне Интернета.

Программа содержит таблицы с идентификационными данными студентов, ячейками для отчетного файла учащегося, а также оценки и комментариев преподавателя. Тьютор имеет возможность модификации списка, согласно последнему времени поступлений отчетов, что значительно экономит драгоценное время преподавателя.

В случае неудовлетворительной оценки, студент имеет возможность предоставить работу в улучшенном варианте, согласно требованиям вуза, рекомендациям и комментариям преподавателя, при поступлении переделанного отчета, в графе «оценка» снова появляется информация о необходимости перепроверки.

Несомненно, система по разным причинам, на мой взгляд, несовершенна, требует анализа и усовершенствования в плане рычагов мотивации студента к созданию качественной отчетной работы.

Достаточно перспективная область повышения качества дистанционного образования, как мне представляется, установления непосредственного персонального контакта со студентами является идея проведения онлайновых консультаций, с использованием таких существующих программ, как Skype, Yahoo messenger, и других, работающих на компьютерах, как тьютера, так и получающих консультацию студентов. Во время такой консультации вероятны использование возможностей видеокамеры, онлайн чат опций, пересылки файлов, необходимых для консультаций, а также непосредственное общение с несколькими студентами одновременно. Для такого общения большие группы студентов целесообразно разделить на подгруппы, не более десяти человек. Практика группового общения подгрупп с преподавателем со временем покажет оптимальное число одновременно выходящих на связь студентов.

Для общения со студентами уже существует на сайте возможность переписки с преподавателем, однако, видео сеансы дадут возможность оперативного общения, к тому же, персонального знакомства, что немаловажно в обучении, как показывает преподавательская практика.

Общение, отложенное во времени, несомненно, двигает процесс обучения, но гораздо медленней, а посему, менее эффективно, чем непосредственное общение с преподавателем.

Дистанционное обучение предполагает возможность чтения преподавателем в студии лекционного материала, с записью на СД или ДВД, с последующей продажей обучающимся. Данная возможность предполагает домашнюю самостоятельную работу студента. Такой вариант общения необходимо и дальше разрабатывать. Почему бы, например, не разработать не только запись лекции, но и запись домашних заданий, предназначенных для самостоятельной работы. Впрочем, может быть получит развитие и такой вариант проверки знаний, как видеозапись, осуществленная студентом, содержащая результаты его самостоятельной работы, связанной с выполнением домашних заданий.

Некоторые современные средства виртуализации, домашние видеокамеры, web-camers, даже телефоны с фото опцией, имеют возможность записывать и звук тоже. Практически все цифровые фотокамеры имеют возможность видеозаписи.

Т.о. перспектива развития современного научно-технического прогресса влияет на перспективы современного высшего медиаобразования.

Возможно, совершенство технических средств в будущем приведет к таким проблемам, как идентификация видеозаписи, верификация самостоятельности выполнения домашних заданий. Также, что немаловажно, как мне кажется, владение самим студентом техническими средствами с большей виртуозностью, чем преподаватель, что, вероятно может привести к верификационному конфликту или переоценки знаний отдельно взятого студента.

Широкие возможности все более доступных программ с использованием спецэффектов, а также программ обработки визуальной и аудио информации, вполне позволяющих менять тембр, голосовые данные, а также идентификационные параметры человека, станут большой проблемой в области серьезного дистанционного образования. Поэтому автор этих строк настаивает на персональном знании своих студентов каждого из преподавателей, осуществляющих образовательный процесс.

На данном этапе развития этой новой во всех отношениях области Высшего образования, необходимо выработать унифицированную методику, несомненно, с элементами авторской творческой инициативы.

Чем оптимистичен проект дистанционного образования, так это той уникальной возможностью, которую дает тотальная компьютеризация. Отдаленные районы нашей необъятной страны, которые раньше не имели возможности даже нормального среднего образования, теперь получают великолепную возможность получения знаний в престижных российских вузах.

Кроме того, в стране существует колоссальная социальная прослойка так называемых «людей с ограниченными возможностями» – попросту говоря – инвалидов. Ведь от данной перспективы, практически, не застрахован ни один человек на свете…

В нашей стране, в отличие от цивилизованных стран Европы, практически не уделено этому контингенту достойного внимания, особенно в области высшего образования. Многие из них, особенно колясочники, не имеют возможности даже путешествовать по своему микрорайону, так как нет специальных приспособлений, пандусов, специально оборудованных лифтов и других важных общественных дел. Они не имеют возможности даже приобщиться к музейному наследию отечества… кроме как по телевизору и Интернет. А ведь многие из них немощны не умом… Физическая немощность закрывает их от непосредственного общения с внешним миром.

Возможность дистанционного вузовского образования открывает перед инвалидами серьезные перспективы утверждения себя в социуме как интеллектуальной единицы.

Кроме того, Интернет дает возможность обучения даже в зонах ограниченной свободы. Обучаться по Интернету, могут заключенные. Вынужденная сублимированность подобного контингента социума, может дать неплохие результаты интеллектуального развития, а, следовательно, и виртуализацию реальной жизни, что позволит не только человеку получить рациональные знания, но и чувствовать человеком даже в таких условиях.

Таким образом, значительные позитивные перспективы у дистанционного образования есть, необходима, несомненно, коллегиальность, интенсивный обмен информации о последних достижениях в этой области, и практика, практика, практика…

 

ИСТОЧНИКИ

 

1. Долин А. Такеси китано. Детские годы. – М., 2006. – С.190.

2. http://urrdo.rggu.ru/index.php/Дистанционное-обучение/2009-01-25-11-44-02.html, свободный.

3. http://urrdo.rggu.ru/index.php/Дистанционное-обучение/2009-01-26-13-42-01.html, свободный.

4. http://urrdo.rggu.ru/index.php/Дистанционное-обучение/2009-01-25-12-25-51.html, свободный.

5. http://urrdo.rggu.ru/index.php/Сервера-Дистанционного-обучения/, свободный.

6. http://urrdo.rggu.ru/surgut/mod/resource/view.php?id=7525, свободный.

 

А.А. Новикова, Томский институт экономики и управления, заведующая кафедрой рекламы

Дети и реклама

Явсерьез задумалась над этой темой, когда мой шестилетний сын попросил купить ему те витами­ны, которыми телевизионная бабушка кормит свою внучку, а в его речи стали все чаще проскакивать рекламные слоганы, услышанные по телевидению и радио. Это ли не показатель проникновения не­званого гостя – рекламы – в семью? И такой ли он уж незваный? Или мы, родители, позволяем себе до­верять наши чада теленяне на недопустимо боль­шое время?

Подсчитано, что в среднем дети смотрят те­левизор два с половиной часа в день. Лимит реклам­ного блока в час составляет 9 минут. Таким обра­зом, в день ребенок может увидеть около 20 минут телевизионной рекламы. Добавим к этому реклам­ные объявления по радио, наружную рекламу, рек­ламу в прессе.

Осознаем ли мы роль рекламы в нашей жиз­ни? Десятки рекламных сообщений советуют нам, что носить, как выглядеть, что есть и что пить. Меж­ду нашим решением что-либо купить и рекламой существует связь, порой очевидная, а иногда скры­тая. Ведь как заметил выдающийся канадский куль­туролог Маршалл Маклюэн, реклама тогда работа­ет по-настоящему, когда ее не замечают. В основе рекламы лежит не продукт, который нужно про­дать, а та мечта, которую люди хотят купить. Мас­терство создателей рекламы состоит в том, чтобы связать нематериальное (чувство, настроение) с материальным, доступным объектом.

Известный российский теоретик и практик рекламы В.Л.Музыкант отмечал, что дети воспри­нимают рекламу как своего рода сказку, видеомиф. Для них важна скорее не информация о товаре или услуге, а то, что происходит вокруг рекламируемо­го объекта.

Реклама не всегда выделяется в отдельный блок, прерывающий передачу, фильм или мульт­фильм. Иногда реклама «маскируется», вплетаясь в ткань киноповествования как «продакт плейсмент» (английский термин product placement — «разме­щение товара»). Этот прием стал известен по филь­мам о Джеймсе Бонде еще с шестидесятых годов прошлого века, когда суперагент носил определен­ную марку часов, пил мартини и ездил на машине узнаваемой марки. Для российской киноиндуст­рии — это относительно новое, однако уже есть примеры продакт плейсмента, нацеленного и на детскую аудиторию: в популярном телесериале «Па­пины дочки» младшая девочка коллекционирует определенных кукол и из серии в серию просит отца купить ей еще одну. Название бренда произ­носится несколько раз, а на столе стоит упаковка с легко прочитываемым названием.

Рекламодатели внедряют рекламу своих това­ров не только в содержание фильмов, но и детских журналов: задание «найди 10 отличий» между дву­мя картинками (реклама детской косметики) или рецепт приготовления мороженого (реклама творожков). Игровая реклама не призывает к покупке напрямую, а представлена в виде сказок, раскрасок, комиксов и настольных игр. Рекламисты также де­лают ставку на страсть детей к коллекционирова­нию. В результате – ежемесячные журналы, зачас­тую малоинтересные по содержанию, покупаются исключительно в целях коллекции всевозможных карточек, медальонов и прочих приманок.

Сегодня многие родители готовы много тра­тить на ребенка не только потому, что семьи ста­новятся меньше. Тот факт, что при вечной нехват­ке времени родители заменяют свое внимание по­купкой подарков, тоже играет свою роль. Рекламисты умело используют этот комплекс вины занятых родителей в качестве мотива обеспечить своего ре­бенка самым лучшим.

В современной рекламе умело учитываются не только возрастные, но и особенности восприя­тия мальчиков и девочек. К примеру, в рекламе для мальчиков звучит музыка, напоминающая приклю­ченческий фильм или боевик, громкий голос дик­тора, активно используются желтый, красный, чер­ный цвета. А в рекламе товаров для девочек, напро­тив, музыка легкая, закадровый мягкий женский голос и преобладают пастельные цветовые тона.

Одно из самых ярких творений маркетологов детской продукции двадцатого века – кукла Барби. В 1958 году она стала первой куклой в образе утри­рованно «совершенной» взрослой женщины и поз­волила даже самым маленьким девочкам разыгры­вать сюжеты из взрослого мира. Барби создана для того, чтобы покупать одежду, носить украшения, делать макияж; продажи аксессуаров для Барби приносят большие доходы, чем сами куклы. Ресто­раны быстрого питания (такие, как «Макдональдс») давно использовали призы и бонусы для привлече­ния покупателей. Однако тенденция делать ставку на игрушки стала проявляться только в конце вось­мидесятых годов. Проведенные исследования вы­явили, что большая часть продаж происходит бла­годаря детям: дети диктуют родителям выбор, куда заехать перекусить, а на их выбор, в свою очередь, влияет главным образом приз, который обещает данная сеть. Один из самых эффективных спосо­бов привлечь детскую аудиторию — положить в I упаковку комбинированного меню игрушку; это как, правило, персонаж популярного художествен­ного или анимационного фильма.

Итак, рекламисты очень серьез­но подходят к изучению своей целе­вой аудитории для того, чтобы воз­действовать на нее, а вот задача роди­телей — подготовить ребенка к трез­вому осмыслению рекламных сооб­щений.

Что же делать, если на наших детей обрушивается бесконеч­ный поток рекламы? Ограничитель­ный подход едва ли реалистичен. К тому же роль рекламы в современ­ном обществе не ограничивается за­дачей успешнее продать товар или услугу. А может быть, рекл



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1033; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.64 (0.024 с.)