Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модели развития социально-экономических систем в условиях перехода к новой информационной экономикеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В современной специальной литературе используются различные определения существующих видов моделей экономического развития общества и государства, которые зависят от основных признаков, положенных в основу используемой их классификации. Так, при использовании видов деятельности (производственная, технологическая, инновационная) в качестве классификационных признаков моделей в сфере реальной экономики в общем случае выделяются следующие их типы: «инновационная», «технологическая», «сырьевая» или некоторые реализуемые их сочетания с доминированием того иного вида модели. «Инновационная» модель предполагает ориентацию в основном на широкое производство новых знаний (продукции ноу-хау), обеспечивающих преобразование технологических процессов, получение новых материалов и изделий, повышение производительности труда и снижение затрат всех видов материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Реализация указанной модели требует огромных интеллектуальных и финансовых затрат на создание национального инновационного продукта и его реализацию на внутреннем и внешних рынках. «Технологическая» модель ориентирована на широкое использование новых технологий, в том числе приобретаемых за рубежом, для обеспечения производства конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на внутреннем и мировом рынках. Реализация данной модели требует существенных инвестиций в развитие национальной технологической базы (но существенно меньших, чем при реализации «инновационной модели»), а достигаемый экономический эффект зависит от обеспечения рационального сочетания качества и стоимости производимой продукции и активности спроса. «Сырьевая» модель ориентирована в основном на интенсивный экспорт сырья, что может привести к деиндустриализации и деинтеллектуализации страны. Предотвращение этих негативных последствий может быть достигнуто только при рациональном использовании национальных интеллектуальных и технологических ресурсов для повышения эффективности функционирования не только сырьевых отраслей, но и других смежных секторов реальной экономики. При использовании в качестве классификационного признака характера правовых и экономических отношений между субъектами хозяйственной деятельности в условиях развития рыночной экономики выделяются следующие модели: «неолиберальная», «неостейтизма» и «неокорпоративная». «Неолиберальная» модель характеризуется полной или близкой к таковой либерализацией, или полной экономической свободой для субъектов хозяйственной деятельности при минимизации регулирующих функций государства в экономике, ориентацией в основном на потребителя, интернационализацией производства и рынков. В рамках этой модели рынок определяет промышленную политику, а свобода предпринимательства является основой экономического роста. Данная модель может являться эффективной при достаточно высоком уровне правового и социально-экономического развития общества и государства. Модель «неостейтизма» предполагает активное воздействие государства на экономические процессы, в частности, путем выработки и проведения в жизнь эффективной промышленной политики. Эта модель предполагает концентрацию усилий государства и общества на достижении поставленных стратегических целей, мобилизацию общественных ресурсов и интеллектуального потенциала общества для регулирования процессов социально-экономического развития. Указанная модель ориентирована на ускоренное выведение экономики страны на определенный уровень развития с приданием экономике целевой отраслевой ориентации. Модель «неокорпоративизма» характеризуется явно выраженной социальной ориентацией проводимой экономической политики с сочетанием частного и общественных ее секторов при активном влиянии различных общественных институтов на ведение хозяйственной деятельности. При этом предусматривается формирование различных стратегических альянсов как в связке общество-бизнес, так и в виде регионализации рынков. Реализация этой модели требует высокого уровня государственных расходов для достижения высокого уровня специализации экономической системы государства. Анализ основных направлений современного развития экономической мысли показывает устойчивую тенденцию интеграции экономических и обществоведческих теорий с усилением внимания к развитию институциональных механизмов государственного регулирования. При этом наибольшее практическое развитие начинает получать теория регуляции, ориентированная на восстановление тесной связи экономики с ее социальным основанием. К указанному направлению близки работы лауреатов Нобелевской премии в области экономики Дугласа Норта и Рональда Коуза. Под регуляцией в данном случае понимается сочетание механизмов, способствующих воспроизводству целостной политической и социально-экономической системы с учетом существующих экономических структур и общественных форм. Теория регуляции отказывается от неоклассической идеи, согласно которой оптимальная организация способна раз и навсегда гарантировать устойчивую экономическую динамику, и считает, что способы регуляции экономических систем различаются во времени и пространстве. Концептуальной основой теории регуляции является положение, что рынок не формируется сам по себе, так как его повседневное функционирование предполагает наличие законченной системы правил, гарантирующих честное заключение рыночных сделок. Даже исключительный случай рынка с совершенной конкуренцией требует специально организованного общественного пространства, властных отношений и правовых норм, поэтому его нельзя рассматривать только как чисто экономический феномен. Иными словами, рынок - это такой же институт, как и другие институциональные институты, а государство для него оказывается одним из важнейших развивающих и регулирующих факторов. Только государство может оказывать такие коллективные услуги, как учет долгосрочных перспектив и защита общественных связей в тех случаях, когда тотальное распространение рыночных отношений может их разрушить. По оценкам авторов теории регуляции, наибольшей способностью реагировать на требования обострившейся международной конкуренции, распространение новых технологий и растущую неопределенность в макроэкономике обладают страны, развивающие у себя организационные формы эффективного сочетания государственного регулирования и рыночных механизмов (к этим странам относят Германию и Японию). При этом снижение эффективности государственного регулирования неизбежно будет способствовать появлению мафиозных образований в большей мере, чем становление рыночных отношений. Занимая позицию невмешательства в экономические отношения, государство предоставляет возможность формировать экономическую систему иным институтам, которые исходят из собственных интересов. Из этого делается вывод, что структуры, заполнившие институциональный вакуум формуемой российской рыночной экономики, вряд ли способны на «воспроизводство целостной социально-экономической системы» и «учет долгосрочных перспектив» всего общества. Анализ показывает, что ранее широко используемая теория макроэкономического равновесия в новых экономических условиях требует значительного пересмотра, поскольку вся современная международная экономическая и финансовая системы вступили в определенное противоречие со сложившейся реальностью. До Кейса общепринятым было представление о рынке как об идеальной саморегулирующейся системе. Предполагалось, что взаимодействие механизмов чистой конкуренции с принципом рациональности, которым руководствуются индивидуумы, будет приводить к немедленному сглаживанию спонтанных диспропорций и возвращать таким образом систему в равновесное состояние. Однако Кейс показал, что при современной олигополистической структуре рынок из саморегулирующейся системы, функционирующей в интересах всего общества, превратился в вотчину мощных финансовых групп. При этом устаревшие принципы, на которых была построена система нерегулируемого рынка, превратились в машину манипулирования рынком, а мощные экономические субъекты, которые в своих интересах дестабилизируют рынок, рано или поздно разрушают всю систему. Так, принцип свободно плавающих валютных курсов предполагал, что рынок наиболее эффективно определит действительные соотношения стоимостей валют. Однако в условиях манипулирования рынком инструменты, призванные стабилизировать отношения и уменьшать локальные риски, превратились в один из мощнейших факторов системного риска и дестабилизации рынка. Принцип свободного перемещения капитала предполагал, что рынок обеспечит эффективность всей системы финансовых потоков капитала. Но появление «горячего капитала» портфельных инвестиций, готовых в любой опасный момент покинуть страну, нарушило работу системы. При этом «горячий капитал» заинтересован в раскачке рынков, и в результате этого структура мирового фондового рынка все более обретает черты олигополии, создавая для крупнейших инвестиционных банков и фондов возможность манипулировать рынком. Все это подтверждает необходимость усиления роли государства и государственного регулирования в условиях развития рыночных отношений, особенно в условиях перехода к новым социально-экономическим отношениям. При этом система государственного управления должна соответствовать формируемым условиям регулируемых рыночных социально-экономических отношений. Таким образом, обеспечение устойчивости процессов социально- экономического развития общества в новых экономических условиях объективно требует перехода к новой постиндустриальной форме реальной экономики, основанной на широком использовании интеллектуального потенциала общества, перспективных информационных и телекоммуникационных технологий.
Оценка ценности информационного продукта. Методы оценки информации В оценке потребительских качеств информационного продукта, когда материальный носитель выступает как средство хранения и передачи информации, важную роль играет понятие полезности информации. Полезность информации определяет ее ценность. Информация считается ценной, если она уменьшает неопределенность об исследуемом предмете. Разработаны методы определения ценности информации, которые позволяют из огромного массива информации выбирать только ту информацию, которая необходима для решения определенных задач. В общем случае оценка ценности информации производится человеком интуитивно на основании использования знаний и опыта, при этом для понимания и использования информации ее получатель должен обладать определенным интеллектом и запасом знаний. Один из первых подходов к определению ценности информации был предложен А. А. Харкевичем, который предлагал измерять ценность информации посредством ее количества связанного с понятием цели: «Величина ценности определяется через приращение вероятности достижения цели до и после получения информации». Данный подход основывался на математических методах, не учитывал субъективную оценку и не раскрыты качественную природу информации. Человек воспринимает информацию субъективно через некоторый набор ее свойств: достоверность, ценность, полноту, своевременность и т. д. При субъективном восприятии измерение информации производится по некоторой порядковой шкале: больше — меньше. Наиболее целесообразно определять ценность информации считается с учетом издержек производства и субъективной полезности. Полезность, как прагматическое отношение, возникает между субъектом (получателем информации) и объектом (информацией). Таким образом, полезность информации определяется человеком в зависимости от поставленной цели. При достижении цели информация теряет свою ценность. С этой точки зрения полезность информации многоаспектна и носит субъективный характер. Полезность информационного продукта зависит от следующих характеристик: • от степени новизны содержащейся в нем информации; • от достоверности, которая определяется степенью соответствия имеющейся информации существующей реальности; • от актуальности субъективной значимости информационного ресурса для потребителя в пространственном и временном аспекте; • от соответствия поставленной цели в данный момент времени. Отдельные характеристики полезности информационного продукта не оказывает определяющего значения на мнение потребителя, только в совокупности они способны формировать потребительную стоимость информационного продукта. Однако информация может иметь ценность независимо от полезности, которой она обладает для конкретного субъекта. С объективной точки зрения ценность информации определяется ее внутренним содержанием. Информация может содержать объективную истину об окружающей действительности независимо от того, как она воспринимается отдельным субъектам. Объективное восприятие информации зависит от вида подхода к ее оценке: • при аксиологическом подходе информация воспринимается по ценности, практической значимости, по качественным характеристикам; • при семантическом подходе информация рассматривается с точки зрения формы и содержания, которые связываются с тезаурусом — полнотой систематизированного набора данных о предмете информации. Важнейшим этапом в теории развития информации стала ее количественная оценка. Для оценки количества информации применяются различные подходы и методы, наиболее популярные из них: статистический, семантический, прагматический и структурный. 1. Статистический подход изучается в разделе кибернетики, который называется теорией информации. Основоположником этого подхода считается К. Шеннон. Основываясь на идее, что информация устраняет некоторую неопределенность, описание любого события или объекта формально можно рассматривать как указание на то, в каком из возможных состояний находится описываемый объект. Тогда протекание событий во времени есть не что иное, как смена состояний, выбранных с некоторой вероятностью из числа всех возможных. Чем выше уровень неопределенности выбора, тем требуется больший объем информации, и результат выбора имеет значительную степень неожиданности. Вот почему в теории информации количество информации является мерой снятия неопределенности одной случайной величины в результате наблюдения за другой. Если величины независимы, то количество информации равно нулю. Самым простейшим случаем является выбор альтернативы из двух событий. Поэтому за единицу информации принимается количество информации, заключенное в выборе одного из двух равновероятных событий. Эта единица называется двоичной единицей или битом. Итак, при любой неопределенности сужение области выбора вдвое дает одну единицу информации. Количественно выраженная неопределенность состояния называется энтропией. Чем больше информации получает пользователь, тем меньше энтропия. При энтропии равной пользователь имеет полную информацию. Таким образом, получение информации связано с изменением степени неосведомленности получателя. 2. Семантический подход используется для измерения смыслового содержания информации. Наиболее популярен тезаурусный метод, предложенный Ю. И. Шнейдером, идеи которого были сформулированы основоположником кибернетики Н. Винером. Суть метода состоит в том, что для понимания и использования информации ее получатель должен обладатьнекоторым запасом знании — тезаурусом (Тезаурус— некоторый набор слов, понятий, названий объектов, связанных смысловыми связями). По мере роста количество знаний о предмете растет и количество научной информации, извлекаемой из сообщений. Если индивидуальный тезаурус потребителя отражает его знания о данном предмете, то количество смысловой информации, содержащейся в некотором сообщении, можно оценить степенью изменения по го тезауруса под воздействием данного сообщения. Если индивидуальный тезаурус получателя информации близок к нулю, то и количество воспринятой информации будет равно нулю. Иначе, если получатель не понимает принятого сообщения, то количество воспринятой информации равно нулю, то есть если сообщение непонятно, то оно не имеет информативности. Количество семантической информации в сообщении также будет равно нулю, если пользователь информации абсолютно все знает о предмете. Информация обладает свойством относительности и имеет относительную субъективную ценность. Для объективной оценки научной информации появилось понятие общечеловеческого тезауруса, степень изменения которого определяет ценность получаемых знаний. 3. Прагматический подход определяет количество информации как меру ценности, способствующую достижению поставленной цели. Этот подход базируется на статистической теории Шеннона и рассматривает количество информации как приращение вероятности достижения поставленной цели. В связи с тем, что информация имеет свойство устаревать, ее ценность со временем уменьшается. Поэтому при оценки информации в семантическом и прагматическом методах необходимо учитывать временную зависимость информации и возможность использования ее в момент наибольшей ценности. 4. Структурный подход рассматривает логические и физические структуры организации информации на машинных носителях. Для эффективного использования информации определяются такие структуры ее организации, при которых существует возможность модификации информационной базы, быстрого поиска, записи и извлечения информации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 842; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.172.130 (0.014 с.) |