Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль и место информационных технологий в современной социальной сфере

Поиск

Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена.

История развития информатизации началась в США с 60-х годов XX века. Затем данное понятие рассматривалось рядом стран, таких как Япония в 70-х годах и с конца 70-х годов странами Западной Европы. Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в целом. Появление и развитие компьютеров - это необходимая составляющая процесса информатизации общества и образования. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности. Именно поэтому, данное понятие является более широким, чем "компьютеризация общества", где основное внимание уделяется развитию и внедрению базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение информации. Информационные технологии, основанные на Интернете, телекоммуникационных сетях и интеллектуальных компьютерных системах, открывают перед будущим поколением возможности свободного распространения знаний, различных сведений и материалов. Ему придется столкнуться с необходимостью приспосабливаться к новой социальной среде, где информация и научное знание станут основными факторами, определяющими потенциал общества и перспективы его развития. Использование единых мировых информационных систем обеспечивает внедрение информационных технологий в образование: формируется единое образовательное пространство, возрастает потребность человека в общении, и получении доступа к общим нематериальным ресурсам, осмыслении и переработке большого объема информации. Смысл информатизации образования заключается в создании как для педагогов, так и для обучаемых благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации. Необходимо также понимать, что информатизация сферы образования должна опережать информатизацию других направлений общественной деятельности, поскольку именно здесь закладываются социальные, психологические, общекультурные, а также профессиональные предпосылки развития общества нового типа. Информатизация и компьютеризация становятся новыми объектами изучения, применения и использования в образовании, что дает возможность выйти на создание определенной системы образования.

Информационные технологии можно рассматривать как элемент и функцию информационного общества, направленную на регулирование, сохранение, поддержание и совершенствование системы управления нового сетевого общества. Если на протяжении веков информация и знания передавались на основе правил и предписаний, традиций и обычаев, культурных образцов и стереотипов, то сегодня главная роль отводится технологиям. Информационные технологии упорядочивают потоки информации на глобальном, региональном и локальном уровнях. Они играют ключевую роль в формировании техноструктуры, в повышении роли образования и активно внедряются во все сферы социально-политической и культурной жизни, включая домашний быт, развлечения и досуг.

Общество с высоким уровнем развития и использования информационных технологий, развитыми инфраструктурами, обеспечивающими производство информационных ресурсов и возможность доступа к информации, называют информационным (ИО). Само название "информационное общество" впервые появилось в Японии в середине 60-х годов XX века. Оно стало основным в докладе специальной группы по научным, техническим и экономическим исследованиям, созданной японским правительством для выработки перспектив развития экономики страны. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он характеризует общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому.

Отличительными особенностями информационного общества являются: открытость, технологичность (особенность информатизации), интеллектуальность, доступ к мировым информационным ресурсам, высокая степень обеспечения безопасности, гибкость и самоорганизация выше указанных систем. В таком обществе наблюдается ускоренная автоматизация и роботизация всех отраслей производства и управления, происходят радикальные изменения социальных структур. Эти изменения приводят к расширению сферы информационной деятельности и вызывают необходимость подготовки специалистов в области разработки и сопровождения информационных технологий, требуют повышения информационной культуры граждан.

Формирование в стране информационного общества неразрывно связано с образованием в данном обществе. В истории человечества было, по крайней мере, две революции по улучшению качества и расширению доступности образования. Две предыдущие революции одновременно расширили возможности образования как системы, добавив новые средства и изменив ее структуру. Был осуществлен переход: от устного диалога времен Сократа - к образовательным формам, которые включили чтение и письмо; от ученых времен раннего Средневековья, обучающих независимых учеников тогда, когда им заблагорассудится, - к новой образовательной структуре, в которой организованные ученые и студенты работают вместе в пределах университета, колледжа, а учителя и ученики объединены в стенах школы.

Именно специалисты социальной сферы должны первыми реагировать на данные изменения в обществе. Социальные педагоги и социальные работники как специалисты различных социальных служб дополняют и развивают многоплановую деятельность учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта, общественных организаций, взаимодействуют с ними, выполняя интегративную функцию во взаимосвязи государственно-общественных структур с семьей, личностью. Появление таких специальностей как "социальная педагогика" и "социальная работа" позволяет решить несколько взаимосвязанных задач: формирование мировоззрения, адекватного данному этапу социального и экономического развития нашей страны и мира в целом, осознание каждым человеком своего места в жизни, включая профессиональное самоопределение; осуществление социальной адаптации, основанной на способности к принятию решений в условиях неопределенности; выработку коммуникативных навыков и умений строить свои отношения с различными социальными структурами. Социальному педагогу приходится работать с самыми разнообразными категориями населения: детьми, инвалидами, пожилыми людьми, что предъявляет к его профессиональной подготовке высокие требования. Существенную помощь при этом могут оказать современные информационные технологии, без которых ему сегодня просто не обойтись. И чем раньше «подружатся» социальный педагог и компьютер, тем эффективнее будет его педагогическая деятельность. Умение применять в своей деятельности современные информационные технологии становится одним из основных компонентов профессиональной подготовки любого специалиста, в том числе и специалиста социальной сферы.

Вот уже почти два десятка лет не утихают споры о том, какое место должен занимать компьютер в профессиональной деятельности педагога. Экзотикой для подавляющего большинства педагогов остаются и компьютерные учебники, и интеллектуальные системы, и телетестинг, и прочие атрибуты тесной дружбы школы и информатики.

Информационные технологии вошли во все сферы нашей жизни. Компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения, участвует во всех видах человеческой деятельности, незаменим для социальной сферы. Информационные технологии - это аппаратно-программные средства, базирующиеся на использовании вычислительной техники, которые обеспечивают хранение и обработку образовательной информации, доставку ее обучаемому, интерактивное взаимодействие студента с преподавателем или педагогическим программным средством, а также тестирование знаний студента. В учебном процессе важны не информационные технологии сами по себе, а то, насколько их использование служит достижению собственно образовательных целей. При выборе технологий необходимо учитывать наибольшее соответствие некоторых технологий характерным чертам обучаемых, специфическим особенностям конкретных предметных областей, преобладающим типам учебных заданий и упражнений. Образовательные технологии - это комплекс дидактических методов и приемов, используемых для передачи образовательной информации от ее источника к потребителю и зависящих от формы ее представления. Особенностью образовательных технологий является опережающий характер их развития по отношению к техническим средствам. Дело в том, что внедрение компьютера в образование приводит к пересмотру всех компонент процесса обучения. В интерактивной среде "ученик - компьютер - преподаватель" большое внимание должно уделяться активизации образного мышления за счет использования технологий, активизирующих правополушарное, синтетическое мышление. А это значит, что представление учебного материала должно воспроизводить мысль преподавателя в виде образов. Иначе говоря, главным моментом в образовательных технологиях становится визуализация мысли, информации, знаний. К образовательным технологиям относятся: видео-лекции; мультимедиа-лекции и лабораторные практикумы; электронные мультимедийные учебники; компьютерные обучающие и тестирующие системы; имитационные модели и компьютерные тренажеры; консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств; видеоконференции.

 

10. Содержание и роль информационной индустрии.

Информационная индустрия — новейшая отрасль хозяйства отдельных государств и мира. Она, возникнув во втором периоде НТР, все еще остается формирующейся отраслью, несмотря на большой объем уже выполняемой ею информационной работы и очень высокую оценку ее роли в мировой экономике. До сих пор не сложилось единого, общепринятого названия этой молодой отрасли («информационная индустрия», «индустрия информатики», «индустрия информационных услуг» и т.д.). Нет и одинакового подхода к составу ее производств. Всем этим объясняется отсутствие в официальных справочниках большинства государств данных по отрасли.

11. Информационный продукт, его особенности.

Инфопродукт — производное от слов информационный продукт, то есть продукт содержащий в себе информацию (книга, в том числе и электронная, видеофайл, аудиозапись). Это хорошо структурированная обучающая информация по определенной теме, сформированная человеком являющимся профессионалом в этой области, где автор простым человеческим языком в доступном для освоения виде делится своим опытом, и шаг за шагом обучает полезным навыкам, которые можно сразу применять в жизни!

Инфопродукты создаются людьми, которые известны своими познаниями в определенном вопросе. Поэтому инфопродукт является не сборником общетеоретической информации, а выжимкой из личного практического опыта автора. Теория дается доходчиво и лаконично только в том объеме, который необходим для решения конкретной прикладной задачи. Весь процесс обучения построен таким образом, чтобы передать максимальный объем полезных знаний за минимальный период времени. Такая методика дает очень высокие результаты. Поэтому такой способ обучения приобретает все большую популярность.

Обучаясь по инфопродуктам, есть возможность заниматься по свободному графику в уютной домашней обстановке. Те или иные уроки можно проходить, не боясь что-то пропустить, потому что к любому уроку можно всегда вернуться.

 

12. Свойства информационного продукта.

Под информационным продуктом мы понимаем, результат интеллектуальной, творческой деятельности человека, который представляет собой определенный набор знаков и символов и может быть передан другому лицу посредством материальных носителей, средств связи и телекоммуникаций. Информационный продукт имеет специфические признаки и свойства, отличные от подобных характеристик традиционного товара материального производства. Признаки информационного продукта зависят от специфических ресурсов, необходимых для его создания, – информации и знаний, рождающих новые знания и информацию[1].

Сформулируем отличительные признаки информационного продукта:

- нематериальность,

- низкая цена носителя,

- неотчуждаемость от источника, в отличие от отчуждаемости носителя информации[2],

- неограниченность копирования и использования,

- изобилие и неоднозначность потребительских свойств[3],

- однократность покупки и неоднократность использования,

- почти вечная сохранность (при наличии исправных носителей),

- подверженность моральному износу (актуальная информация может быстро устаревать).

Полезность (потребительная стоимость) информационного продукта заключается в том, что он может быть использован как ресурс для создания других нематериальных (информационных) и материальных благ. Информационный продукт также является важной составляющей функционирования биржевых и внебиржевых, товарных и финансовых рынков.

Потребительские свойства информационного продукта – это не просто набор знаков и символов. Это та сумма отобранных, переработанных и представленных в соответствующих видах и формах сведений, при использовании которых любое лицо может удовлетворить свои материальные и духовные потребности.

ценность или стоимость, которая характеризуют форму информационного продукта в условиях товарно-денежных отношений. При этом классические теории, такие как трудовая теория стоимости и теория предельной полезности в их изначальном виде не всегда позволяют обосновать пропорции товарообмена на информационном рынке.

Стоимость – это конкретно-исторический социальный феномен, который вне рамок товарного хозяйства не имеет смысла.

Информационный продукт, имеет нетоварное содержание и может характеризоваться лишь с точки зрения полезности. Однако по необходимости он может иметь товарную форму, поскольку вынужден обмениваться на продукты обширного товарного сектора экономики, функционирующего на основе ограниченных материальных ресурсов и закона убывающей отдачи средств производства.

При этом нельзя отрицать, что создание первичной информации (первой копии) как основы информационного продукта происходит с использованием действительно редкого ресурса – интеллектуального труда творца, создателя неповторимой актуальной информации. Первая копия информационного продукта действительно имеет высокую ценность, которая может включать в себя элементы квазиренты[10], созданной редким интеллектуальным ресурсом. Но даже в этом случае информационного продукт не всегда становится товаром (например, в случае свободного доступа к актуальной информации, безвозмездно размещаемой создателем в сети Интернет).

Информационный продукт только тогда приобретает товарную форму, когда его получение связано с искусственным ограничением доступа при помощи лицензий, паролей, ключей, электронной подписи на основе монопольной частной собственности на информацию. Таким образом, возникает противоречие между нетоварным содержанием и товарной формой информационного продукта, что приводит к появлению превращенной формы стоимости всех копий информационного продукта, следующих за первой, которая действительно имеет ценность.

Следующий важный вопрос – это вопрос об измерении стоимости информационного продукта. К. Вальтух предлагает измерять стоимость «количеством информации», которая, в свою очередь, определяется редкостью (удельным весом, частотой встречаемости) этой информации.

Необходимо отметить, что в подобных рассуждениях есть рациональное зерно. Так, еще классики связывали стоимость с понятием редкости. По мнению Д. Риккардо: «Товары, обладающие полезностью, черпают свою меновую стоимость из двух источников: своей редкости и количества труда, требующегося для их производства». К товарам, стоимость которых определяется их редкостью, Д. Рикардо относил, в частности, редкие книги и картины, т.е. то, что сегодня мы бы назвали информационным продуктом. Во времена Д. Рикардо подобные товары составляли, как отмечает он сам, «незначительную долю»[11].

В век развития информационных технологий и Интернет подобные продукты завоевывают значительную долю рынка, а значит, все большее влияние на стоимость оказывает редкость, которая в данном случае несет социальную нагрузку, т.к. конституированная ею стоимость может проявляться лишь в процессе товарно-денежного обмена информационного продукта на другие товары. Здесь необходимо сделать оговорку о том, что сказанное относится лишь к первой копии (или другими словами – к оригиналу) информационного продукта, созданного по-настоящему редким ресурсом – интеллектуальным трудом его творца. Наоборот, вторая и последующие копии данного продукта в очень малой степени связаны с феноменом редкости, поэтому они несут в себе лишь видимость, превращенную форму стоимости, возникающую на основе монопольной собственности на информационное благо.

При этом, как было указано ранее, копии с оригинала информационного продукта (в силу простоты их тиражирования) уже не являются редкими благами, поэтому в информационной экономике видоизменяется не только закон стоимости, но и закон убывающей предельной полезности. Он работает с точностью до наоборот: предельная полезность (а значит и ценность) информационного продукта, понимаемая как приращение полезной информации, возникающее на основе нового знания, тем выше, чем большее количество индивидов стремится ею воспользоваться.

По мнению А.В. Бузгалина, «ценность культурного феномена (в т.ч. информации – прим. авт.) тем выше, чем большее количество других лиц вступает в диалог с предметом вашей деятельности, использует его для своего развития, для своей творческой деятельности. Для нас существенно, что механизм общественного признания результатов творческого труда, опредмеченного в некотором материальном носителе, может быть реализован лишь через диалог со-творцов, лишь в процессе сотворчества»[12].

Другими словами, каждый дополнительный пользователь информационного блага увеличивает его полезность для других индивидов, причем процесс этот идет нелинейно. По этому поводу И.А. Стрелец замечает, «что рассмотренное свойство информационного блага как сетевого опровергает традиционные представления экономической теории, когда ценность связывается с редкостью блага, причем по мере увеличения количества блага ценность его падает. Как раз напротив – нарастание объема производимого блага, его использование в нарастающем объеме увеличивают его ценность»[13].

С вопросом определения ценности тесно связана проблема жизненного цикла информационного товара. Напомним, что жизненный цикл - это время существования товара на рынке, которое обычно делят на фазы внедрения, роста, зрелости, насыщения и спада. Продолжительность жизненного цикла в целом и его отдельных фаз зависят как от самого товара, так и от конкретного рынка. По общему признаку сырьевые товары имеют более длительный жизненный цикл, Для готовых изделий он несравненно короче, а наиболее технически совершенные товары имеют и вовсе короткий жизненный цикл, что связано с их быстрым моральным старением.

Указанные особенности относятся и к информационному товару, жизненный цикл которого может колебаться в широких пределах: от сотен и тысяч лет (произведения великих поэтов и писателей) до нескольких минут или даже секунд (актуальная биржевая информация). По мнению И.А.Стрелец, «информация резко обесценивается во времени: информационный продукт, в отличие от материального продукта, подвержен только одному виду износа – моральному износу»[14].

Еще более категоричен в этом отношении Т. Сакайя. «Мы должны, - пишет он, - быть готовы к жизни в мире, где новые разработки, технические новинки и товары, предлагающие неповторимые сочетания различных функций, будут вводиться на непрерывной основе и тут же уступать место еще более оригинальным изобретениям и товарам, так что созданная знанием стоимость превратится... в товар «одноразового пользования», от которого после его употребления надлежит избавиться как можно скорее». И далее: «Временный характер созданной знанием стоимости связан с преходящим характером самого творческого процесса». Делается вывод, что «созданная знанием стоимость подобна падающей звезде, которая горит ярко лишь в те мгновенья, когда проходит через пространство социальных обстоятельств и субъективных факторов, позволяющих ей светить ярче других»[15].

Таким образом, жизненный цикл информационного товара будет отличаться от классического цикла лишь своей продолжительностью, которая будет зависеть от степени актуальности необходимой информации. Вместе с тем уже сейчас встает проблема информационного мусора (т.н. «спама»), который буквально переполняет телекоммуникационные каналы.

Таким образом, информация как особый вид ресурсов, фактор производства и общественного развития становиться и особым видом продукта со всеми присущими ему свойствами товара. На сегодня рынок информации в России многообразен и динамичен. Активно используя самые совершенные технологии, он будет расширяться за счет формирования новых общественных потребностей.

 

13. Рынок информационных продуктов.

Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны.

Ответы на эти вопросы можно получить, если существует рынок информационных продуктов и услуг.

Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) – система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.

Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.

Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.

1.4.1 Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:

· центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;

· центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;

· службы телекоммуникации и передачи данных;

· специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи;

· коммерческие фирмы;

· информационные брокеры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.151.211 (0.011 с.)