Функции и задачи информационной экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции и задачи информационной экономики



Функции и задачи информационной экономики

Сегодня существует разная интерпретация термина "информационная экономика", что естественно влияет на формулирование ее целей и задач. На Западе информационную экономику склонны рассматривать как часть экономики, относящуюся к работе с информацией, а также компьютерную индустрию. Но это, по сути, то же самое, что считать "индустриальную экономику" частью аграрного уклада. В результате, вся мощь компьютерной индустрии направлена на сферу развлечений и автоматизацию экономических процессов традиционного "индустриального" уклада, что на деле показывает сегодня незначительный экономический эффект, особенно в сфере занятости населения. Вместе с тем, концепция перехода к 6-7 технологическому укладу предусматривает создание рабочих мест, мало связанных с реальным производством, а больше - с производством информации и знаний. Поэтому термин "информационная экономика" необходимо воспринимать как переход к другому укладу общественных отношений, обусловленному изменением характера труда и развитием производительных сил (средств производства и социума).

Информационная экономика (правила хозяйствования в постиндустриальном обществе) – это наука, исследующая хозяйственную деятельность человека, которая предусматривает широкое применение электронных (информационно-коммуникационных) технологий в процессах общественного производства, распределения и потребления общественных благ.

Особенностью информационной экономики является направленность на массовость и глобальный характер хозяйственного взаимодействия, а также распределения созданных благ среди потребителей в глобальном масштабе. В отличие от традиционных методов хозяйствования общепринятой экономики, основанных на менеджменте и рыночной модели ведения бизнеса (на основе схемы “спрос – предложение”), информационная экономика базируется на месседжменте, инновационном предпринимательстве, информационном инжиниринге и автоформализации (автоструктурировании) экономических процессов.

Главные задачи информационной экономики:

§ На макроуровне – это выбор направления хозяйственного развития в рамках происходящих глобальных процессов, что определяется способностью хозяйственной энергии общества двигаться к новым внешним ресурсам и качественным трансформациям своей структуры. Более широко это выглядит как развитие ноосферы в результате эволюционного взаимодействия ее составляющих: техносферы, антропосферы и социосферы.

§ На микроуровне – создание субъектами предпринимательства алгоритмов хозяйствования, направленных на получение хозяйственной энергии внешней среды и трансформацию ее в виде работы и создание рабочих мест.

В качестве примера можно привести реализацию информационно-экономического взаимодействия на базе информационно-маркетинговой сети стран СНГ, в которой функция макроуровня реализуется в виде факта обусловленного и соотнесенного во времени по созданию информационных обществ, электронных министерств, электронных регионов,электронных групп по интересам, а функция микроуровня реализу

 

5. Информационная асимметрия, задачи государства в ее преодолении.

Информационная асимметрия — ситуация, когда одна группа владельцев ресурсов или покупателей владеет необходимой для ведения дела информацией, а другая — не владеет.

Асимметричность информации — это неравномерное распределение информации о товаре между сторонами сделки. Обычно продавец знает о товаре больше, чем покупатель, хотя возможна и обратная ситуация.

Существуют несколько основных проблем, возникающих на финансовых рынках из-за асимметрии информации:

§ проблема неблагоприятного отбора (adverse selection);

§ проблема риска недобросовестности (moral hazard);

§ проблема дорогостоящей верификации состояния (costly state verification).

 

6. Модели развития стран в условиях перехода к информационной экономике.

Затратный подход используется при оценке стоимости ОИС(объект интеллектуальной собственности), если невозможно найти объект -- аналог, отсутствует какой-либо опыт реализации подобных объектов или прогноз будущих доходов не стабилен. Среда реализации ОИС очень неопределенна и успех зависит от колоссального количества факторов.

Затратный подход предполагает определение стоимости ОИС на основе калькуляции затрат, необходимых для создания или приобретения, охраны, производства и реализации объекта интеллектуальной собственности на момент оценки.

К примеру, такие объекты интеллектуальной собственности, как информационные базы данных, подпадающие под определение нематериального актива, создаются на протяжении довольно длительного периода, и расходы на их формирование чаще всего списываются по расходным статьям. Собранная научная библиотека, к примеру, может представлять собой огромную ценность -- в некоторых случаях она может быть самым дорогостоящим активом предприятия, особенно в тех случаях, если это предприятие -- научный институт или высшее учебное заведение. Но оценить степень участия этого актива в создании других, а соответственно и долю в будущих доходах практически невозможно. Активы подобного рода оцениваются, как правило, методом стоимости создания, то есть с точки зрения затратного подхода, без учета возможных прибылей.

Могут применяться несколько методов оценки затрат на создание ОИС:

Метод стоимости замещения объекта оценки заключается в суммировании затрат на создание ОИС, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки.

Метод восстановительной стоимости заключается в суммировании затрат в рыночных ценах, существующих на дату оценки, на создание объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки.

Метод исходных затрат заключается в суммировании исторических (первоначальных) затрат, пересчитанных с учетом настоящих условий с учетом индекса изменения цен в данной отрасли.

При оценке следует учитывать все существенные расходы, среди которых такие как оплата труда, маркетинговые и рекламные расходы, расходы на страхование рисков, связанных с объектами интеллектуальной собственности, расходы и издержки на решение правовых конфликтов, на израсходованные материалы, себестоимость научно-методического обеспечения, индивидуализации собственной продукции -- логотипа, лицензий, сертификатов и т. д.

Также необходимо отдавать себе отчет в наличии различных форм устаревания -- физическом износе, функциональном устаревании, устаревании, учитываемом регулирующими органами, технологическом устаревании и экономическом устаревании, которые должны применяться к стоимости объекта интеллектуальной собственности.

 

21. Рыночный подход к оценке результатов интеллектуальной деятельности.

Ставки дисконтирования (i) определяются по данным рынка на момент оценки и выражаются как мультипликаторы цен (определенные из данных по открыто продаваемым бизнесам или по сделкам) или как процентная ставка (определяемая по альтернативным инвестициям).

В качестве нормы дисконтирования может быть принят уровень предполагаемой прибыли при альтернативном исполь­зовании средств на создание, производство и реализацию про­дукции, процент за банковский депозит, норма прибыли при вложении средств в ценные бумаги, процентная ставка рефинан­сирования.

Зарубежный опыт свидетельствует, что за нижнюю границу ставки дисконта может приниматься значение доходности по государственным облигациям.

(если эксплуатация ОИС еще не начата, т.е. риск для условного лицензиата достаточно велик, выбирается i =0,5 или 50%).

В ведущих странах доходность по государственным облигациям колеблется в пределах от 5% (Швей­цария) до 15% (Италия, Португалия) годовых.

Пример.

Необходимо определить стоимость приобретаемых прав на ОИС. Срок контракта - 5 лет. Ежегодный доход от эксплуатации ОИС в текущих ценах составляет 3 000 тыс.руб. Исследования рынка показали, что в течение ближайших 5 лет доля продаж не изменится, т.е. доход будет стабильным. Ставка дисконтирования – 12%.

Расчет стоимости ОИС осуществляется по формуле:

5

Мn = S CFt *(1+i) t = 22 440 тыс. руб.

t=1

Где:

CFt – поток выгод (денежный поток) в году t от использования объекта оценки.

Mn –стоимость ОИС через n лет,

i – ставка дисконтирования.

Метод прямой капитализации

Если исходить из того, что объект оценки приобретается не с целью его скорой перепродажи, а на многие годы, то при достаточно большом значении n формула расчета дисконтированного денежного потока преобразуется в формулу (4).

Мn= CF0 /rk (4)

 

Где:

CF0 – средний доход по истечении каждого года;

rk – коэффициент капитализации, который складывается из реальной ставки дисконта и коэффициента амортизации (возврата капитала).

 

Метод прямой капитализации достаточно прост, однако он статичен, и поэтому требуется особое внимание к правильному выбору показателей чистого дохода и коэффициентов капитализации.

Пример.

Необходимо определить стоимость приобретаемых прав на ОИС. Средний доход от эксплуатации ОИС в текущих ценах составляет 2 000 тыс.руб. Исследования рынка показали, что в течение ближайшего времени доля предприятия на рынке данных товаров не изменится. Юридический срок службы ОИС – 10 лет. Коэффициент капитализации – 26%.

Расчет стоимости прав на ОИС осуществляется по формуле:

Мn= CF0 /rk= 2 000/0,26 = 7 692,3 тыс. руб.

Классификация инноваций

ПРИЗНАК КЛАССИФИКАЦИИ ВИДЫ ИННОВАЦИЙ
1. Уровень новизны инновации. 1.1. Радикальные (внедрение открытий, изобретений, патентов). 1.2. Ординарные (ноу-хау, рац. предложения и т.д.)
2.Стадия жизненного цикла товара (ЖЦТ), на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество. 2.1.Инновации, внедряемые на стадии страт. маркетинга. 2.2. То же НИОКР. 2.3. Орг-технолог. подготовка производства 2.4. Производство (включая тактический маркетинг). 2.5. Сервис, осуществляемый изготовителем.
3.Масштаб новизны инновации (новшества). 3.1.Инновации (новшества), новые в мировом масштабе (открытия, изобретения, патенты); 3.2.Новые в стране; в отрасли; для фирмы.
4.Отрасль народного хозяйства, где внедряется инновация. 4.1. Новшества и инновации, созданные (внедренные) в сфере науки; 4.2. Тоже в сфере образования; 4.3. В социальной сфере (культ, иск, здрав. и т.д.); 4.4. В матер. производстве (пром, стр, с/х и т.д.).
5.Сфера применения инновации (новшества). 5.1.Инновации для внутреннего (внутри фирмы) применения; 5.2. Новшества для накопления на фирме; 5.3. Новшества, в основном для продажи.
6. Частота применения инновации. 6.1.Разовые; 6.2. Повторяющиеся (диффузия).
7. Форма новшества – основы инновации. 7.1.Открытия, изобретения, патенты; 7.2. Рационализаторские предложения; 7.3. Ноу-хау; 7.4. Товарные знаки, торговые марки, эмблемы; 7.5. Новые документы, описывающие технолог,производ, управленческие процессы, конструкции, методы.
8.Вид эффекта, полученного в результате внедрения инновации. 8.1.Научно-технический; 8.2. Социальный; 8.3. Экологический; 8.4 Экономический (коммерческий); 8.5. Интегральный.
9. Подсистема системы инновационного менеджмента, в которой внедряется инновация. 9.1. Подсистема научного сопровождения; 9.2. Целевая подсистема; 9.3. Обеспечивающая подсистема; 9.4. Управляемая подсистема; 9.5. Управляющая подсистема.

 

Функции и задачи информационной экономики

Сегодня существует разная интерпретация термина "информационная экономика", что естественно влияет на формулирование ее целей и задач. На Западе информационную экономику склонны рассматривать как часть экономики, относящуюся к работе с информацией, а также компьютерную индустрию. Но это, по сути, то же самое, что считать "индустриальную экономику" частью аграрного уклада. В результате, вся мощь компьютерной индустрии направлена на сферу развлечений и автоматизацию экономических процессов традиционного "индустриального" уклада, что на деле показывает сегодня незначительный экономический эффект, особенно в сфере занятости населения. Вместе с тем, концепция перехода к 6-7 технологическому укладу предусматривает создание рабочих мест, мало связанных с реальным производством, а больше - с производством информации и знаний. Поэтому термин "информационная экономика" необходимо воспринимать как переход к другому укладу общественных отношений, обусловленному изменением характера труда и развитием производительных сил (средств производства и социума).

Информационная экономика (правила хозяйствования в постиндустриальном обществе) – это наука, исследующая хозяйственную деятельность человека, которая предусматривает широкое применение электронных (информационно-коммуникационных) технологий в процессах общественного производства, распределения и потребления общественных благ.

Особенностью информационной экономики является направленность на массовость и глобальный характер хозяйственного взаимодействия, а также распределения созданных благ среди потребителей в глобальном масштабе. В отличие от традиционных методов хозяйствования общепринятой экономики, основанных на менеджменте и рыночной модели ведения бизнеса (на основе схемы “спрос – предложение”), информационная экономика базируется на месседжменте, инновационном предпринимательстве, информационном инжиниринге и автоформализации (автоструктурировании) экономических процессов.

Главные задачи информационной экономики:

§ На макроуровне – это выбор направления хозяйственного развития в рамках происходящих глобальных процессов, что определяется способностью хозяйственной энергии общества двигаться к новым внешним ресурсам и качественным трансформациям своей структуры. Более широко это выглядит как развитие ноосферы в результате эволюционного взаимодействия ее составляющих: техносферы, антропосферы и социосферы.

§ На микроуровне – создание субъектами предпринимательства алгоритмов хозяйствования, направленных на получение хозяйственной энергии внешней среды и трансформацию ее в виде работы и создание рабочих мест.

В качестве примера можно привести реализацию информационно-экономического взаимодействия на базе информационно-маркетинговой сети стран СНГ, в которой функция макроуровня реализуется в виде факта обусловленного и соотнесенного во времени по созданию информационных обществ, электронных министерств, электронных регионов,электронных групп по интересам, а функция микроуровня реализу

 

5. Информационная асимметрия, задачи государства в ее преодолении.

Информационная асимметрия — ситуация, когда одна группа владельцев ресурсов или покупателей владеет необходимой для ведения дела информацией, а другая — не владеет.

Асимметричность информации — это неравномерное распределение информации о товаре между сторонами сделки. Обычно продавец знает о товаре больше, чем покупатель, хотя возможна и обратная ситуация.

Существуют несколько основных проблем, возникающих на финансовых рынках из-за асимметрии информации:

§ проблема неблагоприятного отбора (adverse selection);

§ проблема риска недобросовестности (moral hazard);

§ проблема дорогостоящей верификации состояния (costly state verification).

 

6. Модели развития стран в условиях перехода к информационной экономике.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 767; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.121.242 (0.04 с.)