Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характер и тенденции структурных изменений в условиях перехода к информационной экономике

Поиск

Рассмотрим некоторые наиболее крупные потенциальные и реальные (как уже сформировавшиеся, так и еще только формирующиеся) изменения в важнейших видах и сферах деятельности личности, общества и государства, на пути перехода нашей страны в информационное общество (появляющиеся под воздействием рассмотренных выше объективных факторов и условий формирования информационного общества), и укажем характер и тенденции их проявления. Для сравнительного обозрения нами классифицированы сферы изменений, а также характер и тенденции изменений.

 

Сферы изменений были классифицированы нами следующим образом:

- социальная сфера;

- финансово-экономическая сфера;

- промышленная сфера.

 

Прогнозы структурных изменений в условиях перехода к информационной экономике, основанные на тенденциях, выглядят на наш взгляд следующим образом.

 

В социальной сфере сохранится социальное неравенство в обществе, при этом само общество претерпит глубокую кластерную (классовую) трансформацию: исчезнут некоторые прежние профессии и появятся новые, с соответствующими им новыми профессиональными союзами и классами. Наиболее массовым по численности будет кластер (класс) наемных рабочих и корпоративных служащих, - среда, наиболее восприимчивая к изменениям в обществе. Также продолжится снижение инновационного потенциала населения страны, вследствие крайне негативного изменения демографической карты населения России, вызванного общим старением населения, снижением рождаемости, снижением продолжительности жизни и чрезвычайно низким уровнем жизни в стане в целом, и особенно в большинстве, так называемых, дотационных регионов страны, а также неконтролируемыми миграционными процессами из стран Средней Азии и Китая.

 

В финансово-экономической сфере будет наблюдаться стремительная трансформация экономической системы под влиянием факторов и условий создания информационной экономики и практической реализации новых маркетинговых концепций и технологий "сетевых предприятий" и "сетевой торговли". Ключевую роль займут электронные средства платежей, как на уровне юридических, так и физических лиц. Усилится давление на Россию на международной арене со стороны международных финансово-экономических структур и транснациональных корпораций, и особенно сильно после ее вступления в ВТО, а также произойдет закрепление, а в отдельных сегментах, установится и доминирование иностранного капитала в российской IT – отрасли.

 

В промышленной же сфере сохранится ориентация на развитие на территории России сборочного производства на заводах зарубежных кампаний, ключевые для становления информационного общества отрасли высокотехнологичной IT - промышленности в России в обозримом будущем восстановлены не будут, сохранится зависимость от поставок зарубежного оборудования и технологий, а также сохранится общий невысокий уровень развития информационной инфраструктуры в стране и ее неравномерное развитие по регионам.

 

В связи с вышеприведенной классификацией можно сформулировать стратегическую цель формирования и развития информационного общества в России - создание всех необходимых условий для повышения уровня и качества социально-экономического и культурного развития страны за счет широкого и полномасштабного использования информационных технологий и современных методов обработки информации во всех сферах общества и государства при условии обеспечения условий безопасности жизнедеятельности и развития как субъекта международного права, в новых условиях глобализирующегося мира и формирования глобальной мировой экономики и глобального информационного общества и в первую очередь в реальной экономике.

Но современном этапе Россия не в полной мере располагает ресурсами, необходимыми для достижения сформулированной цели.

Прежде всего, в России отсутствует научная проработка вопросов предстоящих изменений в сфере государственного управления, обусловленных объективными требованиями, факторами и условиями перехода в информационное общество, существующего в условиях новой экономической системы.

Имеющиеся финансовые ресурсы отчасти позволят сократить отставание в существующей информационной инфраструктуре страны, но не дадут быстрого результата, во-первых, в понимании управленческой элитой происходящих изменений, а, во-вторых, в практической реализации необходимых мер по нейтрализации появляющихся новых угроз и рисков, обусловленных объективными факторами и условиями формирования и развития в нашей стране информационного общества.

При этом с учетом текущего состояния и возможностей России, важнейшей ее задачей на ближайшую перспективу будет являться не столько достижение лидирующих позиций в новом глобализирующемся мире, сколько сохранение хотя бы существующего в настоящее время "статус-кво", но уже в принципиально новых условиях существования.

Задачи, решаемые в ходе реализации указанной выше стратегии, и требуемыми для реализации в видах и сферах деятельности общества и государства по нейтрализации угроз и рисков перехода Российской Федерации в информационное общество сформулированы нами следующим образом.

В социальной сфере должны быть решены такие задачи как:

- существенное повышение жизненного уровня большинства населения страны до уровня, на котором оно способно стать активным субъектом информационного общества;

- модификация модели успешного образа жизни. Это направление должно включать в себя разработку и реализацию государственной информационной политики, направленной на формирование у массы молодежи и всего трудоспособного населения страны представления об успешном образе жизни, отвечающего требованиям нового, информационного общества. Сегодняшняя модель успешного образа жизни сформировалась стихийно и сводится лишь к финансовому показателю благосостояния, причем неважно, какими способами оно получено, более того, "блатной" стиль жизни героизируется в СМИ, требуемое же представление модели успешного образа жизни должно включать обязательную пропаганду необходимости хорошего образования, полученного, как правило, внутри страны, а не за рубежом. Кроме этого, необходима выработка и активная пропаганда в СМИ прототипов людей с успешной карьерой, причем это не обязательно должны быть банкиры или финансисты, это вполне могут быть специалисты среднего звена управления или квалифицированные рабочие;

- обеспечение возможностей использования достижений IT - отраслей для повышения благосостояния населения страны путем развития малого предпринимательства в области информационных технологий;

- активное и широкое внедрение принципа "одного окна" для информирования населения, приема заявлений, формирования и выдачи им необходимых документов, с использованием при этом электронных способов идентификации личности на базе электронной цифровой подписи (ЭЦП) и биометрических данных клиентов;

- использование достижений IT - отраслей для совершенствования социального обслуживания населения. Это может быть достигнуто путем развития федеральных и региональных проектов, прежде всего в области аутсорсинга услуг (оффшорное программирование по заказам крупных зарубежных компаний); в этом направлении, например, могут развиваться местные информационно-справочные системы (информационные киоски, мультимедиа киоски и цифровая фотография, выдача справок, удаленный секретарь и др.), системы продажи информационного и мультимедийного контента (мелодии для мобильных телефонов, фильмы, SMS-сообщения и др.). Реализация принципа "одного окна" при работе государственных органов с населением, в дальнейшем, это - проведение опросов, рейтинговое голосование и даже выборы;

- развитие связей с соотечественниками за рубежом. Это очень важное направление, учитывая общую тенденцию снижение численности населения России и наличие большого числа зарубежных русскоязычных диаспор, зачастую достаточно влиятельных (например, такие диаспоры в США, Англии, Израиле). Для решения этой задачи необходимо, прежде всего, развивать сеть Интернет-ресурсов, отвечающих, как потребностям местных русских диаспор, так и потребностям единой государственной политики по работе с соотечественниками за рубежом.

В финансово-экономической сфере задачи выглядят следующим образом:

- усовершенствование эффективности деловых сделок. Необходимо сломать ряд психологических барьеров, включая и опасения населения нашей страны, к совершению сделок в информационном пространстве. Сделать это возможно только путем повышения доверия бизнеса к электронным торгам, для чего необходимо совершенствование законодательства в области электронной торговли, а также совершенствование надежности и безопасности специализированных информационных технологий и систем;

- преобразование существующих систем в сетевые системы;

- развитие рыночной on-line торговли, которое может быть достигнуто путем развития торговых Интернет-площадок с государственным участием, а также создания сети доверенных центров и национальной инфраструктуры управления открытыми ключами]

- горизонтальное реструктурирование организаций;

- развитие малого и среднего бизнеса;

- развитие системы электронного взаимодействия государственных служб и населения, а также предприятий и организаций в области электронного сбора и возврата налогов и пошлин.

 

В промышленной же сфере задачи, решаемые в рамках стратегии формирования и развития информационного общества, сводятся к следующим:

- обновление структур высокой стоимости (инфраструктурных компонентов);

- преобразование существующих систем в сетевые системы;

- горизонтальное реструктурирование промышленного производства;

- участие в выработке основополагающих стандартов в области IT;

- развитие системы процедур обмена технологическими данными, создание и наполнение баз данных в интересах промышленных предприятий, а также предоставление им авторизованного доступа к этим технологическим данным;

- совершенствование и развитие отечественной отрасли информационных технологий и телекоммуникационной инфраструктуры, а также создание и развитие особых информационно-технологических зон.

7. Информационные ресурсы как базовая составляющая информационного общества.

Информационные ресурсы - это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации в самых разных областях знаний и практической деятельности. Законодательство Российской Федерации под информационными ресурсами подразумевает отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах.

8. Роль информационных ресурсов в обеспечении национальной безопасности.

Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере и их обеспечение
Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.
Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.
Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.
Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
На основе национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности.
Выделяются четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.
Первая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
Для достижения этого требуется:
повысить эффективность использования информационной инфраструктуры в интересах общественного развития, консолидации российского общества, духовного возрождения многонационального народа Российской Федерации;
усовершенствовать систему формирования, сохранения и рационального использования информационных ресурсов, составляющих основу научно-технического и духовного потенциала Российской Федерации;
обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на защиту своей чести и своего доброго имени;
укрепить механизмы правового регулирования отношений в области охраны интеллектуальной собственности, создать условия для соблюдения установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к конфиденциальной информации;
гарантировать свободу массовой информации и запрет цензуры;
не допускать пропаганду и агитацию, которые способствуют разжиганию социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды;
обеспечить запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия и другой информации, доступ к которой ограничен федеральным законодательством.
Вторая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.
Для достижения этого требуется:
укреплять государственные средства массовой информации, расширять их возможности по своевременному доведению достоверной информации до российских и иностранных граждан;
интенсифицировать формирование открытых государственных информационных ресурсов, повысить эффективность их хозяйственного использования.
Третья составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.
Для достижения этого требуется:
развивать и совершенствовать инфраструктуру единого информационного пространства Российской Федерации;
развивать отечественную индустрию информационных услуг и повышать эффективность использования государственных информационных ресурсов;
развивать производство в Российской Федерации конкурентоспособных средств и систем информатизации, телекоммуникации и связи, расширять участие России в международной кооперации производителей этих средств и систем;
обеспечить государственную поддержку отечественных фундаментальных и прикладных исследований, разработок в сферах информатизации, телекоммуникации и связи.
Четвертая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
В этих целях необходимо:
повысить безопасность информационных систем, включая сети связи, прежде всего безопасность первичных сетей связи и информационных систем федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансово-кредитной и банковской сфер, сферы хозяйственной деятельности, а также систем и средств информатизации вооружения и военной техники, систем управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;
интенсифицировать развитие отечественного производства аппаратных и программных средств защиты информации и методов контроля за их эффективностью;
обеспечить защиту сведений, составляющих государственную тайну;
расширять международное сотрудничество Российской Федерации в области развития и безопасного использования информационных ресурсов, противодействия угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.

9. Роль информационных ресурсов в социально-политической сфере.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.116 (0.013 с.)