Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика спортивных игр, их специфические признаки.

Поиск

Характеристика спортивных игр, их специфические признаки.

Спортивные игры сформировались на основе игровой деятель­ности, присущей человеку. Игра занимает большое место в жизни человека. В детском возрасте игра - основной вид деятельности, средство подготовки к жизни, к труду, эффективное средство физи­ческого воспитания. Игры, связанные со спортом, базирующиеся на соревновании, выделились в отдельную группу — спортивные игры, или игровые виды спорта.

Особенности спортивных игр определяются спецификой с орев­новательной деятельности, которая и отличает их от других видов спорта.

Соревновательное противоборство в игре происходит по уста­новленным правилам с использованием присущих только конкрет­ной игре соревновательных действий - приемов игры (техники). При этом обязательным является наличие соперника. В командно-игро­вых видах цель каждого фрагмента состязания состоит в том, что­бы доставить предмет состязания (мяч, шайбу и пр.) в определен­ное место площадки соперников и не допустить такового в отно­шении себя. Это определяет единицу состязания - блок действий типа «защита-нападение», который включает также действия по разведке, дезинформации, конспирации и т.п.

В командных играх выигрывает и проигрывает команда в целом, а не отдельные спортсмены. Как бы хорошо ни играл отдельный спорт­смен, если команда проиграла, то проиграл и он. И наоборот, как бы плохо спортсмен ни играл, если команда выиграла, то выиграл и он. Таким образом, спортивная команда является такой же целостной спортивной единицей, как и спортсмен в индивидуальных видах спорта.

Такая специфика командных игр определяет ряд требований к спортсменам, их взглядам, установкам, личностным качествам, характеру действий в состязании. В идеале основной психологи­ческой установкой спортсмена на игру должно быть стремление к полному подчинению собственных действий интересам коман­ды (даже вопреки личному благополучию, может быть и «во вред себе» в том или ином отношении). При отсутствии такой установ­ки у каждого спортсмена команды не может быть и сильной, сла­женной команды в целом даже в том случае, если она состоит из индивидуально хорошо технически, физически и тактически под­готовленных игроков.

Воспитание коллективизма, способности жерт­вовать собственными интересами ради командной победы, жела­ние видеть и понимать коллективный интерес в каждый данный момент состязания есть одна из важнейших задач процесса подго­товки в командных играх.

Сложный характер соревновательной игровой деятельности соз­дает постоянно изменяющиеся условия, вызывает необходимость оценки ситуации и выбора действий, как правило, при ограничен­ном времени. Важным фактором является наличие у спортсмена ши­рокого арсенала технико-тактических действий, который бы давал возможность оптимизировать стратегии, обеспечивающие эффек­тивность действий команды по достижению результата в условиях конфликтных ситуаций.

Важная особенность спортивных игр состоит в большом коли­честве соревновательных действий - приемов игры. Необходимо выполнять эти приемы многократно в процессе соревновательной деятельности Особенностью спортивных игр является и ступенчатый характер достижения спортивного результата. В видах спорта с единичными соревновательными действиями (например, прыжки, метания) оп­тимальное сочетание двух факторов - двигательного потенциала и рациональной техники (в принципе даже при однократной попыт­ке) приводит к фиксации спортивного результата (высота прыжка, дальность метания и т.д.). Наряду со спецификой игровой и соревновательной деятельнос­ти спортивные игры имеют ряд других особенностей. Игровые виды спорта широко представлены в программах Олимпийских игр, при этом с участием мужчин и женщин.

Командные и лично-командные спортивные игры имеют разли­чия по характеру взаимоотношений участников игры: партнерами-между игроками одной команды; между соперниками - игроками противоборствующих команд.

Методы обучения и тренировки в спортивных играх.

Методы развития силы и скоростно-силовых качеств

Метод кратковременных усилий характеризуется выполнени­ем упражнения, при котором обучаемый проявляет силу, наиболь­шую для него в данном тренировочном занятии.

Метод непредельных усилий - 30-50% от максимальных, про­являемых при предельной скорости выполнения упражнений. Число повторений 10-16, число подходов 3-5, интервал отдыха-2-3 мин.

Метод сопряженного (совмещенного) воздействия. Характе­ризуется развитием силы и скоростно-силовых качеств в рамках структуры технического приема или его звеньев. Например, выпол­нение приема игры с отягощением всего тела.

Круговая тренировка. Организуется 6-12 «станций». Упраж­нения подбирают так, чтобы в работу последовательно вовлекались основные группы мышц. Задания индивидуальны для каждого обу­чаемого (по количеству раз, величине отягощения, по времени). Вначале начинают с 50-60% максимальной нагрузки; по мере по­вышения уровня подготовленности нагрузку увеличивают. По на­правленности круговая тренировка бывает силовая, скоростно-си-ловая и на сочетание скоростно-силовой и технической подготовки.

Методы развития быстроты

Повторный метод. Суть его сводится к выполнению упраж­нений с околопредельной, максимальной и превышающей ее ско­ростью. Учитывая большую роль быстроты реакции в спортив­ных играх, следует раздельно выполнять задания в ответ на сиг­нал (преимущественно зрительный) и на быстроту выполнения отдельных движений и заданий. Продолжительность выполне­ния задания такая, в течение которой поддерживается максималь­ная быстрота - от 5 до 15-20 с. Период отдыха между упражнени­ями должен подготовить спортсмена к работе - он колеблется от 30 с до 5 мин в зависимости от характера упражнений и состояния обучаемого.

Увеличение скорости движущегося объекта. Например, при обучении задерживанию мяча (шайбы) вратарем.

 

Увеличение внезапности появления объекта. Например, при­ем мяча в волейболе, когда противоположная площадка закрыта шторой. Вначале мяч посылают передачей и по высокой траекто­рии; затем траекторию снижают, а скорость полета мяча увеличи­вают; в дальнейшем мяч направляют подачей и, наконец, нападаю­щим ударом.

Сокращение расстояния до движущегося объекта. Например, обучаемый ловит мяч на большом расстоянии; затем расстояние уменьшается, а скорость полета увеличивается.

Увеличение числа возможных изменений обстановки. Внача­ле обучаемый реагирует на два сигнала двумя ответными действия­ми, затем на три тремя и т.д. Здесь незаменимы специальные уст­ройства со световыми сигналами и т. п.

Метод сопряженного воздействия. Например, перемещения с отягощением и т. п.

Выполнение упражнений в затрудненных условиях. Например, стартовый рывок из необычного исходного положения, с отягоще­нием, бег или прыжки с преодолением сопротивления амортизато­ра и т.п.

Выполнение упражнений в облегченных условиях с более вы­сокой скоростью, например бег под уклон.

Круговая тренировка. Упражнения подбирают так, чтобы в работе участвовали основные группы мышц и суставы, чтобы про­являлись быстрота реакции, скорость одиночного сокращения и ча­стота движений.

Игровой метод. Выполнение упражнения на быстроту в под­вижных играх и специальных эстафетах.

Соревновательный метод. Выполнение заданий с предель­ной скоростью в условиях соревнования.

Методы развития гибкости

Направлены на развитие подвижности в тех суставах, которые участвуют в выполнении приемов игры, на растягивание мышц и су­хожилий. Упражнения выполняют с большой амплитудой: различ­ные наклоны, вращения, взмахи и т.д.

Упражнения для развития гибкости делят на активные и пассив­ные: активные выполняют без отягощений и с отягощениями, пас­сивные - с помощью партнера или с отягощениями. Упражнения проводят сериями по 4-5 движений, постепенно увеличивая амп­литуду. Наряду с освоением упражнений для развития гибкости не­обходимо учить обучаемых умению расслабляться.

При выборе средств и методов физической подготовки необхо­димо учитывать возрастные особенности обучаемых и уровень их подготовленности.

 

Планирование учебного процесса по физической культуре для проведения уроков по спортивным играм со школьниками.

Планирование спортивной подготовки

В вузах при работе со студентами-спортсменами используются специальные документы: годовые планы работы, графики учебного процесса, календари соревнований, индивидуальные планы, планы-конспекты занятий. Документы предусматривают принципы спортивной тренировки, учитывая объем и индивидуальность нагрузки. В то же время классическая система подготовки спортсменов высокой квалификации предусматривает начало занятий с 8-11 лет.

 

Содержание и методика проведения занятий по спортивным играм в школе с детьми младшего школьного возраста.

В этом возрасте дети не могут сосредотачивать внимание достаточно длительное время, и поэтому необходимо чаще менять задания, шире использовать игровую, соревновательную форму, проводить обучение по преимуществу целостным методом с большой долей показа и подводящих упражнений.

 

Содержание, организация и методика проведения секционных занятий по спортивным играм.

Секционные занятия по видам спорта в системе образования проводят преподаватели спортивно- секционной подготовки детских юношеских клубов физической подготовки при областных региональных центрах физической культуры и спорта. Преподаватель спортивно-секционной подготовки в отличие от тренера узкой специализации по боксу, дзюдо, футболу, таэквондо и т.д. является спортивным специалистом широкого профиля. Наряду со знаниями физического воспитания он должен владеть базовыми знаниями по игровым видам спорта и единоборств, в совершенстве владеть методикой преподавания с учетом возрастной психологии, физиологии человека.

Спортивно-секционная подготовка по видам спорта проводятся по учебным программам и учебным планам рассчитанным в основной, старшей школах 1.30 академических часов три раза в неделю, в средне-специальных, высших учебных заведениях 1.30 академических часов четыре раза в неделю на 52 недели секционных занятий, соревнованиях, спортивно-оздоровительных лагерях и по индивидуальным планам учащихся на период их активного отдыха в период школьных каникул.

Основными формами работы ДЮКФП являются:

- спортивно-секционная подготовка (индивидуальные и групповые);

- спортивно-секционная подготовка на учебно-секционных сборах;

- участие на соревнованиях;

- учебно-секционный процесс в оздоровительно-спортивном лагере;

- медико-восстановительные мероприятия;

- теоретические занятия;

- инструкторская и судейская практика;

- просмотр и анализ учебных кинофильмов, видеопрограмм, спортивных соревнований;

- составление перспективного плана и анализ работы за год.

Занятия в спортивно-секционных и спортивно-оздоровительных группах проводятся в общеобразовательных школах, в среднеспециальных учебных заведениях с использованием имеющихся спортивных сооружений, спортинвентаря и оборудования. Для обеспечения круглогодичных учебно-секционной подготовки и активного отдыха учащихся в период каникул при учебных заведениях организовываются оздоровительно-спортивные лагеря.

ДЮКФП организует и проводит воспитательную работу с учащимися по утвержденному директором плану. Воспитательная работа должна способствовать всестороннему гармоничному развитию личности, любви к Родине и ответственности перед коллективом и осуществляться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей уровня спортивного мастерства.

Учебно-секционную подготовку, спортивно-массовые мероприятия по видам спорта ДЮКФП проводит после окончания уроков общеобразовательных предметов, выходные, праздничные и каникулярные время среди юношей и девушек раздельно 5-6,7-8,9-11 классов, под общим руководством Национального научно-практического центра физической культуры.

2,25 Задачи и содержание процесса подготовки в ДЮСШ (1)

 

Направленность и содержание подготовки юных волейболистов оп­ределяются прежде всего возрастными особенностями функционирова­ния органов и систем организма, психологическими особенностями и ориентируются на модельные характеристики спортсменов высшей ква­лификации.

По особенностям психофизиологического развития детей школьно­го возраста занимающиеся волейболом в ДЮСШ условно делятся на следующие возрастные группы: 8-10 лет, 10-12 лет, 12-14 лет, 14-16 лет, 16-18 лет.

8-10 лет (группы начальной подготовки). До 10-летнего возраста су­щественных различий в темпах прироста развития организма у мальчи­ков и девочек не наблюдается.

Окостенение рук, ног, тазовых костей в начальной стадии. Слабо­развитая мускулатура спины при увеличенных нагрузках может выз­вать деформацию позвоночных изгибов.

Функциональные показатели нервной системы еще далеки от со­вершенства. Резко выражено запредельное торможение. Восприятие но­вых движений носит созерцательный характер. Выделяют наиболее за­поминающиеся детали движения, а важные части упражнения упуска­ют. Внимание и точность движений развиты слабо, особенно при разу­чивании движений. Поэтому направленное обучение технике волейбола нецелесообразно.

Основные задачи подготовки:

1. Обучение технике выполнения физических упражнений для фор­мирования двигательных навыков и умений.

2. Содействие гармоничному развитию растущего организма, ук­репление здоровья, развитие ловкости, скоростно-силовых способнос­тей, общей выносливости, гибкости.

3. Ознакомление с основами техники игры в волейбол.

4. Выявление перспективных юных спортсменов для обучения в СДЮШОР.

Обучение физическим упражнениям осуществляется с помощью методов наглядности, использования слова, метода упражнений, игро­вого и соревновательного с соблюдением принципов тренировки — от простого к сложному, от известного к неизвестному

 

Планирование учебно-тренировочного процесса по спортивным играм в спортивных секциях, группах, командах.

При планировании учебной работы по физическому воспитанию школьников необходимо помнить о такой его важной составляющей, как деятельность спортивных секций и проведение соревнований.

Необходимо позаботиться о том, чтобы спортивные секции были организованы в первую очередь по видам физической подготовки, включенным в учебную программу. Это даст возможность учителю физкультуры подготовить актив, способный оказать ему помощь при проведении уроков и спортивных мероприятий.

Участие школьников в спортивных соревнованиях позволяет лучше закрепить учебный материал уроков физкультуры. Для этого календарный план спортивно-массовых мероприятий, в том числе соревнований, должен быть максимально увязан с графиком учебного процесса и рабочими планами педагогов. Оптимально, когда в зависимости от вида физических упражнений, изучаемых на уроке, планируется и проведение спортивных соревнований. Например, после изучения техники игры надо проводить общешкольные соревнования по спортивным играм и вовлечь в них максимальное число участников.

2,26 Основы планирования тренировочной работы

 

Цель системы подготовки спортивных резервов состоит в том, что­бы подготовленность юных волейболистов, прошедших многолетний курс обучения, отвечала требованиям, предъявляемым командам выс­ших разрядов. Эти требования и служат ориентиром в программирова­нии подготовки юных спортсменов и разработке нормативов.

Эффективность планирования существенным образом зависит от показателей, на основании которых разрабатываются планы и осуще­ствляется оценка тренировки. Все показатели, которые сопровождают тренировочную работу, отражены в программном материале для ДЮСШ (тренировочные режимы, распределение времени на виды подготовки и др.).

Процесс качественной тренировочной работы достигнет высокой эффективности в том случае, если он осуществляется систематически, на основе перспективного плана, разработанного с учетом возрастных особенностей растущего организма, подготовленности спортсмена, ре­жима его жизни, учебы.

Соблюдать последовательность в постановке задач. Первые два-три года занятий в ДЮСШ — создание прочного фундамента всесторонней подготовленности и обучение спортивной технике. Далее — развитие физических качеств и совершенствование спортивной техники и такти­ки в соответствии с возрастными особенностями.

Подготовленность спортсмена будет прогрессивно повышаться лишь в том случае, если тренировочные и соревновательные нагрузки на всех этапах работы будут полностью соответствовать функциональным воз­можностям организма юного спортсмена.

Каждый период следующего годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок, чем предшествующий.

Для спортсменов младшего возраста целесообразно составлять перс­пективные планы на 2-3 года; для старшего возраста — на более дли­тельные сроки.

Перспективные планы разрабатываются как для группы, так и для одного спортсмена.

Перспективный (групповой) план включает следующие разделы:

— краткая характеристика группы;

— цель и основные задачи многолетней тренировки;

— этапы подготовки и основная направленность тренировок по эта­пам;

— спортивно-технические показатели и контрольные нормативы, характеризующие подготовленность спортсменов;

— педагогический и врачебный контроль. Годовой план расшифровывает определенный год перспективного плана и состоит из следующих разделов:

 

характеристика команды;

— цель спортивной подготовки;

— основная направленность работы по периодам годичного цикла;

— основные средства тренировки и их распределение в течение года;

— участие в соревнованиях;

— контроль подготовки.

Требования охраны труда перед началом занятий.

· Надеть спортивную форму и спортивную обувь с нескользкой подошвой.

· Проверить надежность установки и крепления стоек и перекладин футбольных ворот, баскетбольных щитов и другого спортивного оборудования.

· Проверить состояние и отсутствие посторонних предметов на полу или спортивной площадке.

· Провести разминку, тщательно проверить спортивный зал.

Требования охраны труда во время занятий.

· Начинать игру, делать остановки в игре и заканчивать игру только по команде(сигналу) руководителя занятий.

· Строго выполнять правила проведения подвижной игры.

· Избегать столкновений с игроками, толчков и ударов по рукам и ногам игроков.

· При падениях необходимо сгруппироваться во избежание получения травмы.

· Внимательно слушать и выполнять все команды(сигналы) руководителя занятий.

Требования охраны труда в аварийных ситуациях.

· при возникновении неисправности спортивного оборудования и инвентаря, прекратить занятия и сообщить об этом администрации учреждения. Занятия продолжать только после устранения неисправности или замены спортивного оборудования и инвентаря.

· При получении обучающимся травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

· При возникновении пожара в спортивном зале немедленно эвакуировать обучающихся из зала через все имеющиеся эвакуационные выходы, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть, приступить к тушению пожара с помощью имеющихся первичных средств пожаротушения.

Требования охраны труда по окончании занятий.

· Убрать в отведенное место спортивный инвентарь и провести влажную уборку спортивного зала.

· Тщательно проветрить спортивный зал.

· Снять спортивную одежду и спортивную обувь и принять душ или вымыть лицо и руки с мылом.

 

Травматизм в волейболе.

Для волейболистов наиболее характерны следующие травмы: ушибы верхних и нижних конечностей; растяжения связок, сухожилий, мышц ног, рук, туловища;

вывих плечевых, голеностопных суставов (реже локтевых, лучезапястных, коленных суставов); потертости стоп ног; судороги мышц (в основном икроножных и бедренных). Разрывы мышц и сухожилий наблюдаются сравнительно редко. Подкожные повреждения мышц (надрыв) у волейболистов составляют всего 0,23% всей патологии, а разрывы сухожилий (четырехглавой мышцы бедра, разгибателей пальцев, ахиллова сухожилия) - 3,51% всей патологии.

Ушиб - повреждение мягких тканей с разрывом кровеносных сосудов при сохранении кожного покрова (при неудачных падениях, столкновениях).

Признаки - синяк (пропитывание ткани кровью), гематома (кровавая опухоль), боль.

При ушибе необходимо определить, нет ли перелома (прием легкого удара).

Первая помощь: холод, покой, давящая повязка, возвышающее положение конечностей.

Растяжение

Признаки - боль, движение выполняется, но с болью, опухоль.

Первая помощь: холод, фиксирующая повязка, покой.

Вывих суставов

Признаки - резкая боль и отсутствие активных движений в суставе, нет естественного положения конечностей, опухоль.

Первая помощь: покой, холод, фиксирующая повязка, возвышающее положение, направление в травмапункт.

Потертости - из-за несоблюдения гигиены ног, тела, из-за некачественной обуви.

Первая помощь: прекратить движение, антисептика, наложить пластырь, сменить обувь.

Судороги мышц - избыток молочной кислоты, разрыв мышечных волокон, недостаток минеральных солей вследствие большой потери влаги, усталость мышц, плохая физическая подготовленность.

Первая помощь: прекратить выполнение упражнения, активизировать "противоположные" мышцы, делать легкие надавливания на мышцу.

Профилактика: качественная разминка перед основной нагрузкой, поддерживать необходимый водный и солевой баланс.

Разрывы мышц и сухожилий

Признаки - острая боль, на месте разрыва (надрыва) мышцы (сухожилия) отмечается западание (ямка), возможна гематома.

Первая помощь: покой, холод, фиксирующая повязка выше места повреждения, высокое положение травмированного органа, направление в травмапункт.

Основные причины травматизма

Причины методического характера:

Несоблюдение принципов спортивной тренировки: непрерывности, цикличности, постепенности повышения нагрузок.

Тренировка на фоне недовосстановления.

Выполнение непосильных, незнакомых, сложных упражнений.

Тренировка без разминки или недостаточной разминки.

Отсутствие сосредоточенности у спортсменов.

Причины организационного характера:

Квалификация тренера.

Комплектование групп без учета пола, возраста, физической подготовленности.

Отсутствие страховки, выполнение упражнений "сильные на слабых" и др.

Большое количество занимающихся в группе.

Проведение тренировочных занятий без тренера, при низкой температуре воздуха.

Допуск спортсменов к тренировкам без предварительного врачебного контроля;

преждевременное начало тренировок после болезни, травмы; несоблюдение гигиены тела, ног.

Нарушение правил содержания мест занятий (плохое освещение, недостаточная вентиляция, некачественная поверхность площадки, нерациональное расположение инвентаря и оборудования и др.).

Нарушение спортивной дисциплины и режима.

Неоптимальный календарь соревнований без учета времени восстановления организма волейболистов, времени переездов, изменения часовых и климатических поясов.

 

Техника подачи в прыжке.

В последнее время все чаще применяется подача в прыжке. Отличительными особенностями ее являются: использование разбега (подобно нападающему удару), подбрасывание мяча на 1,5-2 м вперед, удар в прыжке и приземление после удара в пределы площадки

Подача в прыжке по своей структуре сходна с прямым нападающим ударом с задней линии, только при подаче в прыжке мяч посылают вперед, соответственно меняется характер заключи­тельного движения кистью. Мяч подбрасывается выше, чем при подаче в опорном положении и вперед-вверх - на расстояние, необ­ходимое для разбега.

 

Техника атакующих ударов.

Атакующие удары. Атакующий удар осуществляется выше верх­него края сетки. Удар через сетку, выполняемый ниже ее верхнего края, называется нападающим (маловероятная возможность выиг­рыша) или отбиванием (вынужденные действия, исключающие, как правило, возможность выигрыша). В атакующих ударах как в фо­кусе сконцентрирована эмоциональная сторона волейбола, его при­тягательная сила. Но это и самые сложные технические приемы, требующие высокого профессионализма от тренера и активности занимающихся при обучении.

Понаправлению атаки удары различают: удары по ходу, когда «правление полета мяча соответствует направлению разбега игрока; удары с переводом - при несовпадении отмеченных парамет­ров. По скорости полета мяча атакующие удары разделяют на силовые (скоростные), кистевые (ускоренные) и обманные (медлен­нее). По технике выполнения атакующие удары делятся на прямые лицом к сетке) и боковые (боком к сетке).

Техника выполнения атакующего удара

Выполнение атакующего удара также можно разделить на несколько составляющих: занятие позиции, разбег, прыжок и, собственно, удар.

Возьмем для примера нападение "просто" из четвертой зоны. В момент приема мяча игроками задней линии, нападающий занимает позицию в ауте, примерно в районе средней линии, чтобы иметь возможность разбегаться по дуге. После того как пошел пас, следует оценить его траекторию и соответствующим образом скорректировать и наметить скорость разбега, высоту и направление прыжка. Прыжок должен быть произведен с таким расчетом, чтобы мяч в момент нанесения удара находился перед игроком и на высоте вытянутой руки с тем, чтобы можно было его накрыть (захлестнуть) кистью сверху. Итак, пошел разбег, далее руки отводятся назад, и тело сгибается в полуприсяде, затем идет резкий взмах рук вверх и прыжок (руками машут, чтобы выше взлететь), обе руки при этом вытянуты вверх. Далее бьющая рука сгибается в локте и отводится за голову, плечо также отводится назад, игрок выглядит выгнувшимся, локоть при этом находится на уровне головы. Потом следует сокращение мышц брюшного пресса, придающее движение верхней части туловища вперед, и одновременно оставшаяся вверху не бьющая рука резко уходит вниз, импульс движения продолжает небольшое перемещение плеча бьющей руки вперед, и затем следует завершающее движение - рука разгибается и захлестывает мяч на подобно плети, локоть не опускается ниже головы до касания мяча кистью - самая частая ошибка - когда локоть в момент удара согнут и получается "удар от уха". Локоть опускается после удара - рука провожает мяч и уходит к туловищу вправо или влево так, чтобы не задеть сетку. Направление удара определяет кисть, а точнее то, с какой стороны она ляжет на мяч, например, сверху и слева (мяч, естественно, летит вправо).

 

Прием мяча снизу в падении

В фазе отталкивания от опоры левая нога почти выпрямлена и соприкасается с поверхностью площадки лишь носком стопы, завершающим толчковое движение. В результате этих движений ЦТТ игрока смещается вперед-вверх, а туловище выносится за опору и наклоняется вперед, руки выносятся для приема мяча, бедро правой согнутой ноги располагается горизонтально поверхности площадки.
В безопорной фазе левая нога, отталкиваясь от опоры, начинает смещение вверх, а затем вниз и приближается к правой. Туловище игрока перемещается в пространстве вперед-вверх, угол его наклона к горизонтали увеличивается. Закрепленная ладонная часть кисти правой руки (кулак или тыльная сторона кисти) подбивает падающий мяч. Смещение руки направлено вниз для опоры о площадку. После подбивания мяча правая рука также движется вниз и участвует в опоре.
Приземление начинается с опоры рук, которые, сгибаясь в локтевых суставах, способствуют соприкосновению груди, а затем живота с поверхностью площадки. Перекат происходит плавно и сопровождается скольжением туловища по площадке. Для предотвращения травм подбородка игрок в момент приземления отклоняет голову несколько назад.

 

Характеристика спортивных игр, их специфические признаки.

Спортивные игры сформировались на основе игровой деятель­ности, присущей человеку. Игра занимает большое место в жизни человека. В детском возрасте игра - основной вид деятельности, средство подготовки к жизни, к труду, эффективное средство физи­ческого воспитания. Игры, связанные со спортом, базирующиеся на соревновании, выделились в отдельную группу — спортивные игры, или игровые виды спорта.

Особенности спортивных игр определяются спецификой с орев­новательной деятельности, которая и отличает их от других видов спорта.

Соревновательное противоборство в игре происходит по уста­новленным правилам с использованием присущих только конкрет­ной игре соревновательных действий - приемов игры (техники). При этом обязательным является наличие соперника. В командно-игро­вых видах цель каждого фрагмента состязания состоит в том, что­бы доставить предмет состязания (мяч, шайбу и пр.) в определен­ное место площадки соперников и не допустить такового в отно­шении себя. Это определяет единицу состязания - блок действий типа «защита-нападение», который включает также действия по разведке, дезинформации, конспирации и т.п.

В командных играх выигрывает и проигрывает команда в целом, а не отдельные спортсмены. Как бы хорошо ни играл отдельный спорт­смен, если команда проиграла, то проиграл и он. И наоборот, как бы плохо спортсмен ни играл, если команда выиграла, то выиграл и он. Таким образом, спортивная команда является такой же целостной спортивной единицей, как и спортсмен в индивидуальных видах спорта.

Такая специфика командных игр определяет ряд требований к спортсменам, их взглядам, установкам, личностным качествам, характеру действий в состязании. В идеале основной психологи­ческой установкой спортсмена на игру должно быть стремление к полному подчинению собственных действий интересам коман­ды (даже вопреки личному благополучию, может быть и «во вред себе» в том или ином отношении). При отсутствии такой установ­ки у каждого спортсмена команды не может быть и сильной, сла­женной команды в целом даже в том случае, если она состоит из индивидуально хорошо технически, физически и тактически под­готовленных игроков.

Воспитание коллективизма, способности жерт­вовать собственными интересами ради командной победы, жела­ние видеть и понимать коллективный интерес в каждый данный момент состязания есть одна из важнейших задач процесса подго­товки в командных играх.

Сложный характер соревновательной игровой деятельности соз­дает постоянно изменяющиеся условия, вызывает необходимость оценки ситуации и выбора действий, как правило, при ограничен­ном времени. Важным фактором является наличие у спортсмена ши­рокого арсенала технико-тактических действий, который бы давал возможность оптимизировать стратегии, обеспечивающие эффек­тивность действий команды по достижению результата в условиях конфликтных ситуаций.

Важная особенность спортивных игр состоит в большом коли­честве соревновательных действий - приемов игры. Необходимо выполнять эти приемы многократно в процессе соревновательной деятельности Особенностью спортивных игр является и ступенчатый характер достижения спортивного результата. В видах спорта с единичными соревновательными действиями (например, прыжки, метания) оп­тимальное сочетание двух факторов - двигательного потенциала и рациональной техники (в принципе даже при однократной попыт­ке) приводит к фиксации спортивного результата (высота прыжка, дальность метания и т.д.). Наряду со спецификой игровой и соревновательной деятельнос­ти спортивные игры имеют ряд других особенностей. Игровые виды спорта широко представлены в программах Олимпийских игр, при этом с участием мужчин и женщин.

Командные и лично-командные спортивные игры имеют разли­чия по характеру взаимоотношений участников игры: партнерами-между игроками одной команды; между соперниками - игроками противоборствующих команд.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 3713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.151 (0.012 с.)