ТОП 10:

Структура и методика обучения техническим приемам тактическим действиям в спортивных играх.



Cовременная система подготовки спортсмена является сложным, многофакторным явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т.п., обеспечивающие достижение спортсменом наивысших спортивных показателей, а также организационно-педагогический процесс подготовки спортсмена к соревнованиям.

В системе подготовки спортсмена выделяют: спортивную тренировку, соревнования, внетренировочные и внесоревновательные факторы, повышающие результативность тренировки и соревнований.

Основными сторонами подготовки спортсмена являются физическая, техническая, тактическая, психическая и интегративная подготовки.

Структура обучения техническим приемам, тактическим действиям и развития физических качеств - целостный процесс, состоящий из четырех этапов, расположенных в определенной последовательности и содержащих специфические задачи, средства и методы, отражающие педагогические и психофизиологические закономерности формирования навыков. Обучение можно рассматривать как систему, в качестве составляющих этой системы выступают:

1 - знания, технико-тактическое действие и качества;

2 - обучающий и преподавание;

3 - обучаемый и учение;

4 - двигательный навык и суперумение как результат совместной деятельности обучающего и обучаемого - субъектов обучения.

В процессе обучения происходит развитие приема игры от незнания и неумения до навыка и суперумения. В этом процессе развертываются во времени:

1 - фиксация в сознании обучающего позиции «чему учить» и «как учить»;

2 - фиксация в сознании обучаемого позиции «чему учиться» и «как учиться»;

3 - совместная деятельность обучающего и обучаемого по освоению знаний, умений, навыков;

4 - фиксация результата: уровень освоенности технико-тактических действий, комплекса специальных знаний.

 

2.8.Физическая подготовка в спортивных играх.

Физическая подготовка - это педагогический процесс, направ­ленный на развитие физических качеств и функциональных возмож­ностей органов и систем организма обучаемых, которые создают благоприятные условия для совершенного овладения навыками игры. Физическая подготовка должна быть связана с технико-так­тической и соревновательной подготовкой.

Физическая подготовка складывается из общей и специальной, между ними существует тесная связь.

Задачи общей физической подготовки:

•укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию, формированию осанки;

развитие основных двигательных качеств (быстроты, силы, ко­ординационных способностей (ловкости), выносливости, гибкости);

совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений (в беге, прыжках, метаниях, плавании и др.);

укрепление основных звеньев опорно-двигательного аппарата и групп мышц, несущих главную нагрузку в спортивной игре при вы­полнении специальных заданий на тренировке и в соревнованиях.Средства, которые используют для решения задач общей физи­ческой подготовки, можно разделить на группы: общеразвивающие упражнения, стретчинг и занятия другими видами спорта (по отно­шению к избранной спортивной игре).

Общеразвивающие упражнения направлены на развитие быстро­ты, силы, координационных способностей, гибкости, выносливос­ти; на совершенствование навыков в ходьбе, беге, прыжках, мета­нии; на укрепление связочного аппарата голеностопных, коленных, плечевых и лучезапястных суставов, определенных групп мышц и т.д.; на формирование правильной осанки (особенно у детей).

Занятия другими видами спорта дают должный эффект, если обучаемые освоят основы техники и тактики этих видов.

Задачи специальной физической подготовки:

развитие физических способностей, специфичных для спортив­ной игры (скоростно-силовых качеств, скоростных возможностей, силы, выносливости);

развитие качеств, обусловливающих успех тактических дей­ствий обучаемого (скорость перемещения, прыгучесть, быстрота ре­акции и т.д.).

Основными средствами специальной физической подготовки являются специальные подготовительные упражнения, которые позволяют развивать физические способности, специфические для конкретной спортивной игры. Сюда входят упражнения для развития быстроты двигательной реакции и ориентировки, на­блюдательности, быстроты ответных действий, быстроты пере­мещения (работа ног), прыгучести, умения быстро переходить из статического положения в движение и останавливаться после быстрого перемещения, силы и быстроты сокращения мышц, уча­ствующих в выполнении основных технических приемов игры, координационных способностей (ловкости), гибкости, необхо­димых для овладения рациональной техникой игры; специаль­ной выносливости (прыжковой, скоростной, силовой); акроба­тические упражнения, упражнения по технике и тактике игры; двусторонняя игра.

Подготовительные упражнения по способу выполнения делят на упражнения без предметов, с предметами - набивными мячами, со скакалкой, резиновыми амортизаторами, гантелями и другими отягощениями (для звеньев тела и всего тела), на тренажерах. Боль­шое место занимают специально отобранные и разработанные игры и эстафеты.

 

2.9.Техническая подготовка в спортивных играх.

Техническая подготовка - это педагогический процесс, направ­ленный на совершенное овладение приемами игры и обеспечиваю­щий надежность игровых действий спортсмена в соревнованиях. Со­вершенное овладение техникой игры - одна из центральных задач подготовки игровиков. Процесс сложный, он требует длительно­го времени, поэтому специализированные занятия спортивными играми начинают в детском возрасте, а техническая подготовка на всем протяжении многолетней подготовки занимает большое место.

Чтобы обучение технике на начальном этапе проходило успеш­но, необходимо учитывать следующее. Во-первых, обучаемые дол­жны овладеть рациональной, наиболее целесообразной техникой, во-вторых, эту технику надо сделать для них доступной. Первое ус­ловие успешного обучения - развитие специальных физических спо­собностей, от которых зависит овладение техникой, второе - уме­лое использование подводящих упражнений. Подводящие упраж­нения делают сложную технику доступной для новичков, не иска­жая при этом ее сущности.

В процессе совершенствования техники добиваются прочного овладения приемами игры. При этом очень важно обеспечить на­дежность навыков выполнения технических приемов как в обыч­ных, так и в сложных условиях игры и соревнований. Совершен­ствование техники осуществляется с учетом индивидуальных морфофункциональных особенностей спортсменов, а также той игро­вой функции, какую они выполняют в своей команде.

В процессе совершенствования техники необходимо избегать шаблона, так как условия, в которых выполняются технические приемы, весьма разнообразны.

Можно выделить основные факторы, обусловливающие совер­шенствование технического мастерства спортсменов, которые не­обходимо учитывать при обучении технике игры:

Высокий уровень развития специальных физических способно­стей (двигательный потенциал), от которых зависит эффективность технических приемов.

Совершенное овладение техникой всех приемов и способами их выполнения, высокая степень надежности техники в сложных условиях игры и соревнований.

Высокий уровень овладения индивидуальными тактическими действиями при выполнении технических приемов.

Высокая степень надежности опорно-двигательного аппарата и систем организма, несущих основную нагрузку при многократ­ном выполнении приемов игры.

■ Владение системой специальных знаний.

На прочной технической основе достигается высокий уровень организации индивидуальных, групповых и командных действий.

На начальном этапе все обучаемые должны прочно освоить ра­циональную технику приемов игры. Средства и методы здесь уни­версальны для всех занимающихся.

Совершенствование (индивидуализация) техники происходит с учетом индивидуальных особенностей каждого обучаемого и его игровой функции в команде.

В конечном счете следует стремиться к высокому уровню все­сторонней технической подготовленности спортсменов. Это пред­полагает формирование у обучаемых прочной основы техничес­ких приемов, устойчивой к сбивающим факторам, высокую на­дежность при применении основных приемов игры и, наконец, тех­ническое мастерство применительно к игровой функции спортсмена в команде.

 

2.10.Тактическая подготовка в спортивных играх.

Тактическая подготовка - это педагогический процесс, направ­ленный на достижение эффективного применения технических при­емов в сложной игровой обстановке при помощи тактических дей­ствий, которые представляют собой рациональную форму органи­зации соревновательной деятельности спортсменов в игровых ви­дах спорта.

Тактическая подготовка. Тактическая подготовленность в теории и практике спортивной тренировки, понимается как умение спортсмена грамотно построить ход борьбы с учетом особенностей вида спорта, своих индивидуальных особенностей, возможностей соперников и создавшихся внешних условий.

Понятие «тактическая подготовка» более емкое, чем понятие «обучение тактике». Можно хорошо знать тактику спортивной игры, изучить ее теоретически, но тактически действовать в игре малоэффективно. Изучения только тактических действий (индиви­дуальных, групповых и командных) также недостаточно для дости­жения высокой результативности в игре. В процессе обучения не­обходимо добиться органического единства тактики и техники.

Можно выделить ряд факторов, предопределяющих успешность тактических действий спортсмена в игре и соревнованиях. Во-пер­вых, высокий уровень развития специальных качеств - быстроты сложных реакций, быстроты ответных действий, ориентировки, сообразительности и т. п. Во-вторых, высокая степень надежности арсенала технических приемов в сложных игровых условиях. В-тре­тьих, высокий уровень овладения навыками индивидуальных и кол­лективных тактических действий в нападении и защите.

Поэтому тактическую подготовку нельзя сводить к обучению спортсменов только тактическим действиям. Основу успешных дей­ствий спортсменов в игре составляют специальные качества, уме­ние рационально и эффективно использовать технические приемы (соревновательные действия). Собственно тактические действия служат своеобразной формой организации соревновательной дея­тельности спортсменов индивидуально, в группах и команде в ус­ловиях противоборства с соперником. На этом основаны этапы так­тической подготовки.

Первый этап. Развитие у обучаемых определенных физичес­ких, психических и интеллектуальных качеств, лежащих в основе успешных тактических действий (быстрота реакции и ориентиров­ки, быстрота ответных действий и переключения с одних действий на другие, сообразительность, наблюдательность).

Второй этап. Формирование тактических умений в процес­се обучения занимающихся приемам игры (технике). Достигается это двумя путями. Во-первых, по мере овладения техническим при­емом его «соединяют» с качествами, обусловливающими успех так­тических действий. Во-вторых, на этапе совершенствования приема применяют такую систему усложнений, которая способству­ет формированию тактических умений. Например, подача на точ­ность в волейболе.

Третий этап. Изучение собственно тактических действий: индивидуальных, групповых и командных в нападении и защите. На первый план здесь выступают упражнения по тактике, игровые упражнения и учебная двусторонняя игра. Двустороннюю игру вво­дят постепенно, ей предшествуют подготовительные и подвижные игры, эстафеты.

Четвертый этап. Интеграция тактических действий в иг­ровую соревновательную деятельность. Для этого применяют спе­циальные задания в учебной двусторонней игре и установки в кон­трольных играх и во время календарных игр (соревнований).

Таким образом, формирование тактических умений начинается еще с подготовительных и подводящих упражнений, продолжается в упражнениях по технике, достигая наивысшего выражения в уп­ражнениях по тактике, в учебных, контрольных играх и соревнова­ниях. В современных игровых видах спорта ярко выражена тенден­ция развития скоростной игры и усложнения тактических комби­наций. Поэтому особенно важно научить спортсмена оценивать расположение игроков (своих и соперника) на площадке, положе­ние и направление полета мяча (шайбы), предугадывать действия партнеров и разгадывать замысел соперников, быстро анализиро­вать сложившуюся обстановку и, выбрав наиболее целесообразное действие, эффективно выполнить его.

 

2.11 .Интегральная подготовка в спортивных играх.

Интегративная подготовка - направлена на координацию и реализацию в соревновательной деятельности различных составляющих спортивного мастерства: технической, физической, тактической и психологической подготовленности.

В качестве основного средства интегративной подготовки выступают соревновательные упражнения избранного вида спорта, выполняемые в условиях соревнований различного уровня.

Интегральная подготовка представляет собой систему трениро­вочных воздействий, призванную максимально реализовать трени­ровочные эффекты отдельных сторон подготовки - технической, тактической, физической в целостный игровой соревновательной деятельности спортсменов

В задачи интегральной подготовки входит: осуществление свя­зи между видами подготовки - физической и технической; техни­ческой и тактической: психологической и теоретической; волевой и физической, технико-тактической; теоретической и технико-так­тической, физической; достижение стабильности игровых навыков в сложных условиях соревнований; реализация физической, технической, тактической, теоретической и психологической под­готовленности в единстве в игровых действиях.

Ведущими средствами интегральной подготовки служат упраж­нения для решения задач двух видов подготовки совмещенно (со­пряженно); упражнения в чередовании различных по характеру упражнений (подготовительных, подводящих, по технике, такти­ке, на переключения); учебные двусторонние игры с заданиями по технике и тактике, контрольные и календарные игры с так называ­емыми установками на игру.

Главные методы интегральной подготовки - методы совмещен­ных (сопряженных) воздействий, игровой, соревновательный. Выс­шей формой интегральной подготовки являются учебные, конт­рольные и соревновательные игры.

 

2.12.Теоретическая и психологическая подготовка в спортивных играх.

Психическая подготовка - связана с воспитанием у спортсменов в процессе занятий моральных, волевых и специальных психических качеств.

Занятия различными видами спорта способствуют формированию специфической структуры психических качеств.

Морально-волевая подготовленность: свойства личности, мотивация занятий спортивной игрой, типологические особеннос­ти нервной системы, психомоторные качества;,

Теоретическая (интеллектуальная) подготовленность: уровень специальных знаний (влияние занятий спортивными играми на организм человека, знания в области построения тренировки, са­моконтроля и т.д.);

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.254.197 (0.006 с.)