Билет 1. Понятие журналистики. Структура журналистской деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 1. Понятие журналистики. Структура журналистской деятельности.



Билет 1. Понятие журналистики. Структура журналистской деятельности.

Журналистика - вид духовно-практической деятельности людей, которая заключается в сборе, обработке и непрерывном периодическом распространении актуальной общезначимой информации в массовой аудитории.

Поскольку журналистика - один из видов человеческой деятельности, важно рассмотреть его структуру, т.е. выделить основные социальные субъекты, участвующие в журналистской деятельности, и охарактеризовать их взаимодействия.

Регулирующие органы - это органы государственной власти, которые имеют право разрабатывать законы, регулирующие журналистскую деятельность, контролировать их исполнение и разбирать возникающие при этом конфликты.

Учредитель (собственник) - организация или частное лицо, которое создает СМИ и может влиять на его деятельность в рамках, определяемых законодательством, и устав редакции СМИ.

Журналист - работники СМИ, которые создают журналистский информационный продукт.

Текст - журналистские произведения во всем их разнообразии, т.е. понятие "текст" используется в широком значение, подразумеваются не только словесные сообщения, но и, например, изобразительные.

СМИ - различные каналы распространения массовой информации: пресса, радио, телевидение, интернет-СМИ.

МА (Массовая Аудитория) - количественно большие группы людей, разнохарактерные и рассредоточенные.

Социальные институты - различные сферы общества, представленные в виде совокупности взаимодействующих организаций.

Социальная действительность.

Понятие журналистики - это сложное многоуровневое понятие. Под журналистикой можно подразумевать не только особый вид деятельности.

Другие значение понятия "журналистика":

• журналистика как особый социальный институт, т.е. совокупность взаимодействующих организаций, основную роль среди которых играют редакции СМИ.

• журналистика как система СМИ, т.е. совокупность СМИ, между которыми налажено взаимодействие по определенному принципу: что? (радио) как? (телевидение) почему? (пресса);

• журналистика как совокупность произведений;

• журналистика как профессия, которая имеет комплексный характер.

• журналистика как особая сфера науки и образования.

 

Билет 2. Понятие «массовая информация» в журналистике.

Каждая сфера науки имеет свою систему понятий - специальных терминов с точно установленным значением. Наиболее важные понятия называются категориями. И, как правило, выделяется некая центральная категория - основополагающее понятие для данной сферы науки. В науке о журналистике - это массовая информация. Информация может использоваться в узком и широком значениях. В узком смысле под информацией понимают некомментированное событийное сведение о действительности. В науке такую информацию называют фактографической.

Однако только фактографической информацией журналистская информация в целом не исчерпывается, поэтому используется и широкое значение термина:

Информация - это вся совокупность сведений о действительности, вербально (словесно) и невербально выраженных, которые журналистика распространяет в массовой аудитории. Главную роль в журналистике играет вербально выраженная информация, но используются и другие ее формы, например, изобразительная информация.

Понятие массовая применяется к журналистской информации тоже в узком и широком смыслах. Массовая информация в узком смысле - это информация, распространяемая массовыми СМИ, которые противопоставляются качественным СМИ.

В широком значении массовой является вся журналистская информация, и это выражается в следующих ее свойствах:

• направленность на массовую аудиторию, т.е. количественно большую разнохарактерную и рассредоточенную группу людей,

• соответствие информационным запросам массовой аудитории,

• доступность для восприятия массовой аудиторией (экономическом, техническом и содержательном планах),

• информационное воздействие на массовую аудиторию,

• представление в удобной для восприятия массовой аудиторией форме,

• возможность участия массовой аудиторией в создании журналистской информации.

Рассмотренные свойства определяют массовый характер журналистской информации. СМИ могут распространять и специализированную и даже индивидуальную информацию, но при обязательном условии их переработки в массовую.

 

Билет 3. Информационные характеристики журналистского текста, информированность аудитории.

Носителем журналистской информации является журналистский текст - относительно самостоятельный и целостный фрагмент информации, составленный с использованием какого-либо языка или нескольких языков. Под языком понимается любая система знаков, с помощью которых можно создавать информационные сообщения и обмениваться ими.

Следует понимать, что журналистский текст сам по себе - это только Потенциальная информация, которая может быть воспринята или не воспринята аудиторией. Информацию, которую аудитория восприняла из журналистского текста, называют Принятой. Однако факт ознакомления с информацией еще не означает ее усвоения, поэтому вводится еще одно понятие - реальная информация. Реальная информация - степень и характер изменения сознания аудитории под воздействием информации, полученной из журналистского текста.

С потенциальной и реальной информацией связаны следующие характеристики журналистского текста:

• Информационная насыщенность (определяется количеством, объемом потенциальной информации в тексте),

• Информативность (определяется объемом реальной информации в тексте). Можно выявить только после контакта текста с аудиторией. Высоко информативные тексты способны обеспечивать информированность аудитории - это такое состояние сознания аудитории, при котором она владеет необходимой и достаточной информацией для ориентации социальной действительности и может использовать эту информацию в собственной жизнедеятельности.

 

Билет 4. Прагматическая адекватность журналистского текста.

 

Адекватность журналистского текста - соответствие текста своему назначению.

 

В теории журналистики рассматривается с семиотической (семиотика - наука о знаках и знаковых системах) точки зрения.

С точки зрения семиотики любой текст должен рассматриваться в трех аспектах:

• семантический аспект - содержание текста, характеризует его отношения с действительностью;

• синтаксический аспект - рассмотрение текста с точки зрения его построения, организации; отношения между элементами текста;

• прагматический аспект - восприятие текста аудиторией.

 

Наиболее важным является прагматический аспект его адекватности.

Прагматический аспект определяется тремя условиями:

 

• Небанальность. Предполагает наличие в журналистском тексте новой для аудитории информации. Как правило, журналистский текст не может состоять только из новой информации, представление новой информации опирается на уже известные аудитории сведения - информационная избыточность. Если знакомая информация помогает восприятию новой - это полезная информационная избыточность, если мешает - вредная избыточность.

 

• Декодируемость. Доступность журналистского текста для его понимания массовой аудиторией. Возможность без искажений получить именно ту информацию, которую заложил в текст журналист. Журналист должен учитывать реальный уровень знаний аудитории о действительности. Кроме того, поскольку вербальная информации в журналистике приоритетна, журналист должен представлять себе тезаурус (от греч. сокровищница) аудитории - активный словарный запас аудитории.

 

• Релевантность. Соответствие информации, содержащейся в журналистском тексте, интересам и потребностям аудитории.

 

Билет 1. Понятие журналистики. Структура журналистской деятельности.

Журналистика - вид духовно-практической деятельности людей, которая заключается в сборе, обработке и непрерывном периодическом распространении актуальной общезначимой информации в массовой аудитории.

Поскольку журналистика - один из видов человеческой деятельности, важно рассмотреть его структуру, т.е. выделить основные социальные субъекты, участвующие в журналистской деятельности, и охарактеризовать их взаимодействия.

Регулирующие органы - это органы государственной власти, которые имеют право разрабатывать законы, регулирующие журналистскую деятельность, контролировать их исполнение и разбирать возникающие при этом конфликты.

Учредитель (собственник) - организация или частное лицо, которое создает СМИ и может влиять на его деятельность в рамках, определяемых законодательством, и устав редакции СМИ.

Журналист - работники СМИ, которые создают журналистский информационный продукт.

Текст - журналистские произведения во всем их разнообразии, т.е. понятие "текст" используется в широком значение, подразумеваются не только словесные сообщения, но и, например, изобразительные.

СМИ - различные каналы распространения массовой информации: пресса, радио, телевидение, интернет-СМИ.

МА (Массовая Аудитория) - количественно большие группы людей, разнохарактерные и рассредоточенные.

Социальные институты - различные сферы общества, представленные в виде совокупности взаимодействующих организаций.

Социальная действительность.

Понятие журналистики - это сложное многоуровневое понятие. Под журналистикой можно подразумевать не только особый вид деятельности.

Другие значение понятия "журналистика":

• журналистика как особый социальный институт, т.е. совокупность взаимодействующих организаций, основную роль среди которых играют редакции СМИ.

• журналистика как система СМИ, т.е. совокупность СМИ, между которыми налажено взаимодействие по определенному принципу: что? (радио) как? (телевидение) почему? (пресса);

• журналистика как совокупность произведений;

• журналистика как профессия, которая имеет комплексный характер.

• журналистика как особая сфера науки и образования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 2934; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.014 с.)